Обсуждение маршрута здесь:
Оцените/покритикуйте несколько нестандартный маршрут
Если лень читать, то кратко про планы:
Было желание проехать по северу страны. Примерный маршрут планировался такой:
Гавана - Ремедиос - Санта-Мария - Морон - Кайо-Гильермо - Кайо-Сабиналь и дальше по обстановке либо назад уже классическим маршрутом через центры провинций, либо еще дальше поэкспериментровать и попытаться по северу доехать через Пуэрто-Падре до Хибары.
Фото, увы, мало...
Но обо всем по порядку.
Джип в Гаване не удалось взять. Только Seat Altea XL по 75 кук в REX. Оставаться на поиски еще день не имело смысла. Итак на все про все 11 дней.
До Ремедиоса спокойно доехали по каретера централе через Матанзас и Санта-Клару.
В Ремедиосе проблем с касами нет никаких. Прямо на центральной площади несколько. В одной из них и остановились на 2 ночи.
Наш Seat и каса снаружи.
Каса внутри.
Потом бродили по городу вечером и еще нашли много кас в некотором отдалении от центральной площади. Сам Ремедиос нам очень понравился. Крохотный очаровательный колониальный центр, но вот за его периметром делать абсолютно нечего.
Из Ремедиоса сгоняли в этот же день в Кайбарен, благо он примерно в 10 км от Ремедиоса. На въезде в Кайбарен нас встретил вот такой крабик.
Кроме него в этом махоньком портовом городишке из достопримечательностей есть курорт для местных (ужос-ужос) и малекон. На малеконе, как в любом уважающем себя городишке, тут же были отловлены местными "помошниками", которые предлагали еду и жилье. Проверить качество этого предложения решили на следующий день.
Следующий день был посвещен целиком Кайо Санта-Мария и поискам дикого пляжа. Дамба на острова функционировала, кое-где велись небольшие ремонтные работы.
Как найти дикий пляж? На острове едите до конца асфальта. Потом он уходит налево к последнему отелю на острове. Если память не изменяет, то отель называется "Санта-Мария". А вы продолжаете путь прямо по грунтовке. По грунтовке надо ехать где-то 4,5 км до ответвления налево. Там валялся сбитый деревянный указатель со словами что-то типа "эколоджико". Машину , как только свернули налево с главной грунтовки пришлось бросить, так как нас встретила приличных размеров лужа и рисковать булькнуть на Seat-е в этой безлюдной местности у нас не было никакого желания. Там же (у лужи) познакомились с парой из Германии. Они так же решили бросить свой пыжик и путь до пляжа мы продолжили уже вчетвером. Идти по дороге до моря примерно километра два. Дорога проходит через густые заросли кустов и деревьев. Пока пехали, нас обогнал джип с еще одними туристами. Так что на диком пляже нас было уже семеро. Пляж, кстати, не совсем уж, 100%-но дикий. Какие-то бетонные основания и пара поваленных камышовых зонтиков присутствовали. Сначала плескались-загорали всемером, но на достаточно большом расстоянии друг от друга, так что ощущение "дикости" присутствовало. Но русским туристам же не сидится на месте. Поэтому через непродолжительное время были исследованы окрестности. Исследования показали, что если пойти вправо по пляжу и преодолеть небольшую каменную гряду, то обнаружится еще большая излучина дикого пляжа. Куда мы тут же и устремились, проведя остаток дня в АБСОЛЮТНОМ одиночестве.
Это первый дикий пляж. Видны остатки зонтиков. А вот за каменной грядой вдалеке второй пляж.
Вот он:
Лично мое мнение - шикарно!
Кстати, если ехать дальше по грунтовке, не сворачивая налево, то новых пляжей не найдете. Проверили. Дорога становилась все хуже и хуже, пока не превратилась в что-то танково-полигонное.
На обратном пути заехали в Кайбарен на малекон с целью поужинать. Вчерашние помошники тут же набежали со всех сторон и отвели в паладар, где нас до отвала накормили морепродуктами. Там же и каса заодно. Так что можно останавливаться и в Кайбарене.
Следующий день трасса Ремедиос-Морон пройдена без проблем максимум за 2 часа, так что мы спокойно успели сгонять еще и на Кайо-Гильермо искупаться. Если поедите из Ремедиос в Морон, то при въезде в Морон в поисках касы поворачивайте направо, к центру. Мы повернули налево и выехали на окраину города. И там нет проблем с касами, но в центре все же колониальные дома, а нам пришлось жить в обычной бетонной коробке, хоть и один день.
Про Кайо-Гильермо писать не буду. Многие были, многие писали.
Зато на следующий день начиналось самое интересное и малоизведанное. Стояло 2 больших задачи:
1. Проверить дамбу на Кайо-Круз.
2. Попытаться прорваться на Кайо-Сабиналь.
Наутро пересекли дорогу Кайо-Коко - Съего-де-Авила и помчались по пути Боливия-Эсмеральда-Кубитас-Нуэвитас.
Под Боливией потолкали паровоз.
Под Эсмеральдой свернули по направлению к дамбе на Кайо-Круз через чудный город Бразил.
Видя выпученные глаза аборигенов уверенность в попадании на этот вожделенный остров таяли находу. Но к дамбе вела все же узенькая, но полоска асфальта и решили доехать до конца. А в конце нас отловил юноша в военной форме и сказал, что проезда дальше нет ибо дамбы, вообщем-то, тоже практически нет. Увы, буквально не доехали метров 300 до въезда, пускай и бывшей дамбы. Ругаю себя до сих пор, что не сделал фото.
Повернули назад, вернулись к Эсмеральде, подивились на автобусы, ездящие по ж/д путям (видил такие же раньше где-то по пути между Лас-Тунасом и Пуэрто-Падре)и даванули по газам на Кайо-Сабиналь. Под Кубитасом пошли апельсиновые планатации. Остановились для фотосессии и возможного сбора плодов. Сессия и сборы отменились, так как нас кто-то опередил. Видимо, кубинские колхозники Вернулись к машине, нас там уже ждут 2 аборигена. Думаю, что если бы у них на глазах села летающая тарелка, они все же были бы меньше шокированы Пришлось выводить их из затянувшегося ступора нехитрыми языково-рукомахательными операциями, которыми я предлагал им нехитрые действия, а именно обмен 1 песо конвертибле на 10 свежесобранных леписинов. Очень быстро крестьянский мозг восстановился и мы углубились в чащу апельсиновых деревьев на совершение несложной коммерческой сделки. Но видимо недостаток знаний испанского повлек недопонимание, ибо добродушный кубинский сторож апельсиновых плантаций пытался запихнуть в кузов машины мешок фруктов киллограм на 30. На силу утихомирили разбушевавшегося расхитителя социалистической собственности и сошлись все-таки на 15-ти плодах
Затарившись фруктами, продолжили движение к Нуэвитасу. Если верить карте, к Кайо-Сабиналь (точнее, к дамбе), ведет минимум 3 пути - от Лугарено, вдоль побережья залива Нуэвитас и еще одна дорога посередине предыдущих, которую гугл мап в упор не видел из космоса. Дорогу от Лугарено мы благополучно проскочили, ибо указателей, что естественно, нет абсолютно никаких, так что поехали через Нуэвитас. Нуэвитас, это конечно ужос-ужос... Два чудных завода, собранные под чутким руководством советских специалистов просто навевают кошмар на мало-мальски озабоченного сохранением климата гомо сапиенса. Вопрос о ночевке в этом городе мгновенно отпал сам собой. Заехали на местную бензоколонку уточнить координаты. Там нам сразу сказали, что дорога по побережью непролазна. Проверили. Через километра три езды по раздолбанной грунтовке наткнулись на громадную лужу и как и на Кайо Санта-Мария полностью признали свое не AWD
Развернулись и решили попытать проехать на остров через Лугарено. Чуть не пролетел в результате поворот. Увы, та же грунтовка, с остатками асфальта, заложенного еще видимо при Батисте. Непроходимая лужа чере километр. Твою мать! И второй пункт сегодняшнего дня не исполнен.
Вообще, абсолютно не понятно, как возили (если возили) или собираються возить туристов на Кайо-Сабиналь. Ни дороги - только направление, ни указателей. Подозреваю, что и сервиса там никакого. Хотя дикие пляжи в гугль мапе и редчайшие фото с Сабиналя заставляют обдумать тщательней свой четвертый приезд на Кубу.
Пришлось ехать на ближайший курорт к Нуэвитасу - Санта-Люсия. Остановились на ночь в Ла-Боке на касе иллегале. Сервис минимальный, но аутентично.
И виды хороши. Что закат,
что рассвет.
Да и рыбка 100% свежая
Следующим днем отдыхали на пляжах Санта-Люсии и заодно узнали, что существуют в теории экскурсии на лодке для туристов на Кайо-Сабиналь по 75 куков с носа. Нах-нах... Узнавал также у рыбаков в Ла-Боке, как еще можно. Улыбались и предлагали вплавь, лодок-то ни у кого нет... Москиты неплохо жрали здесь на побережье, так что аутентичности в рыбацком поселке мы выдержали только на одну ночь. Пуэрто-Падре и Хибара из-за цейтнота отпадали и было решено возвращаться классическим маршрутом Камагуэй-Тринидад-Сьенфугос. Но это вряд ли кому интересно...
Мои, не претендующие на истину, выводы:
1. По северу, минимум от Гаваны до Санта-Люсии, можно и нужно ехать. Дороге отличные (для Кубы, естественно). Траффик минимален. Мало городов, полицейские только на границе провинций в виде стационарных постов. Ехали обратно по каретере централе Камагуэй-Тринидад, так обплевался. На контрасте - траффик немаленький, а дорога точно также двухполосная, как и на севере, постоянно петляет, проходя через маленькие и не очень населенные пункты. Куча мотоциклетных ГАИшников в засаде.
2. Места, особенно за Мороном и до Санта-Люсии практически нехоженые туристами. Нам за целый день езды от Морона до Нуэвитаса встретилась только одна машина с турномерами. Народ совершенно другой, более добродушный, неиспорченный песо конвертибле. Понятно, что говорю прописные истины, но все же... Под тем же Кубитасом путеводитель говорит об интересных ландшафтах, пещерах и т.п. Почему бы не посмотреть в следующий раз?
3. Последнее и совсем детское наблюдение-жалоба Кубинцы них...ра не знают родную страну. Скольких спрашивали про дамбу на Кайо-Круз и Кайо-Сабиналь. Хозяйку касы в Мороне, полицейского на границе провинций, жителей городков по пути. Все сперва втыкают, где это, потом втыкают в протянутую карту, потом радостно кивают головой "Si, si...". Ну и что в результате? Все понятно про менталитет, политический режим и т.п., но все же как-то обидно.
Всем спасибо за внимание!