Еще с советских времен на большинстве маршрутов назначенным перевозчиком является "Аэрофлот". Минтранс РФ ведет работу по либерализации межправительственных соглашений в области гражданской авиации. Речь идет об увеличении числа назначенных перевозчиков, городов и частоты полетов.
Экс-министр транспорта РФ Игорь Левитин заявлял, что позиция министерства состоит в том, чтобы на каждом международном направлении должно быть минимум два назначенных перевозчика, это необходимо для того, чтобы цены на билеты были ниже.
Выход «Трансаэро» на Гавану стал результатом переговоров авиационных властей двух стран, состоявшихся в начале декабря 2012 года в Москве. По их итогам «Трансаэро» одержала победу над «Аэрофлотом» по Кубе - одном из самых высоко конкурентных направлений, на которое вышла еще в 2006 году, получив допуск на полёты в Варадеро. С того времени конфликт с «Аэрофлотом» за лидерство на кубинском направлении перманентно то угасал, то вспыхивал с новой силой. Так, например, осенью 2009 года Трансаэро перестала выполнять рейсы в Варадеро, при этом Аэрофлот одновременно увеличил частоту еженедельных рейсов в Гавану с трех до пяти. Тем не менее, до настоящего времени Куба была четко поделена между российскими перевозчиками: «Аэрофлот» с дочерней «Россией» летали исключительно в Гавану, а «Трансаэро» - только в туристическую Варадеро. И вот с зимнего сезона 2013-2014 годов в Гавану должны полететь и самолёты «Трансаэро», причем согласно допуску, авиакомпания сможет выполнять в столицу Кубы от пяти до семи рейсов в неделю.
И тут же заголосили туроператоры
«Такое количество рейсов для кубинского рынка явно избыточно: никому не надо ежедневно летать в кубинскую столицу, соответственно столько потенциальных туристов под эти рейсы найти просто невозможно», - уверена Татьяна Ванд, гендиректор туроператора «Ванд Интернешнл Тур». Эксперт подчеркнула, что кубинский рынок – в целом специфический, рассчитанный на «своего» туриста, причем эта специфика по сравнению с другими карибскими направлениями особенно заметна. «У Кубы есть свой клиент, со своими запросами, но тот же ассортимент отелей здесь, по сравнению с Доминиканой, маловат и устарел», - прокомментировала Татьяна Ванд. Собеседник также отметила, что «избыточные» рейсы не пойдут на пользу и имиджу авиакомпании: борьба за количество приводит к падению качества. «Многими нашими клиентами рейсы «Трансаэро» уже не воспринимаются как регулярные рейсы, скорей как туристические чартеры со всеми их проблемами – загруженность исключительно туристами, крайне «экономичная» компоновка и как следствие – неизбежные недостатки в обслуживании», - сообщила Татьяна Ванд.
«Естественно, битва за туристов по Кубе в зимнем сезоне неизбежно будет. Причем борьба будет достаточно активной, и это негативно скажется на ценовом уровне турпакетов и рентабельности направления», - сообщил Евгений Косенков, коммерческий директор туроператора «Южный Крест». Впрочем, по словам собеседника, переизбыток перевозки и соответственно демпинговые цены для зимнего сезона по Кубе обычное явление и без новых рейсов «Трансаэро», которые вряд ли окажут сильное влияние на общую ситуацию. «Зимой давно уже очень трудно заработать на кубинском направлении, поэтому чего-то кардинально нового мы не увидим. Конкуренция будет, переизбыток перевозки будет, туристам будет несколько лучше, а туроператорам - хуже», - обозначил ожидаемые перспективы собеседник.
Владимир Ефимов, начальник отдела PR и рекламы компании «Карибский клуб», рассказал нашему порталу, что последние несколько лет наблюдается избыток «кресел» на Кубу. «Если оценивать заявленные на лето чартерные программы туроператоров, то уже сейчас видно, что около 15% кресел - лишние. Поэтому запуск семи регулярных рейсов - это слишком много и может привести к серьезному демпингу на направлении.
А демпинг, как известно, явление отрицательное: туроператоры вынуждены работать в убыток, продавать цены за полцены. Это ведет к тому, что туристы привыкают к демпинговым ценам и уже не хотят покупать туры за их реальную стоимость. Демпинг также негативно влияет на качество услуг, оказываемых по приему; в итоге от отдыха у человека остается плохое впечатление - и в конце концов, ухудшается имидж самого туристического направления», - объяснил эксперт.
«С другой стороны, запуск регулярных рейсов «Трансаэро» - это хорошая новость для самотуристов. Куба достаточно хорошо освоена россиянами, поэтому туда с удовольствием поедут путешественники со стажем, которые самостоятельно забронируют размещение и приобретут авиабилет», - отметил г-н Ефимов.
Арина Мишаева, руководитель отдела Центральной Америки и стран Карибского бассейна компании «Джаз Тур», также считает, что семь регулярных рейсов в неделю, которые будет выполнять «Трансаэро», это слишком много. «Учитывая регулярную перевозку «Аэрофлота» (пять раз в неделю в Гавану), на рынке будет явный переизбыток «воздуха», и предложение превысит спрос. С другой стороны, из-за появления второго назначенного перевозчика возможно снижение стоимости авиабилетов», - отметила собеседница.
Г-жа Мишаева также рассказала, что Куба - это стабильное направление, пользующееся хорошим спросом. «Туры на лето продаются хорошо, однако мы специализируемся больше на индивидуальных путешественниках, которым предлагаем интересные программы с посещением не только Кубы, но и Багамских островов, Коста-Рики», - добавила эксперт.
Напомним, что в 2012 году на Кубе побывало 86 тысяч российских туристов, что на 9% больше, чем в 2011 году (тогда страну посетило 78 тысяч наших граждан). Еще ранее - в 2010-м - на Кубе отдохнуло 56 тысяч россиян.