Получение немецкого водительского удостоверения Теперь у меня есть не только 4 паспорта, но и маленькая пластиковая карточка с синенькой буквой D в кружочке и надписью Führerschein =)
Весь процесс занял ни много ни мало 4 месяца и три недели. И это с учетом того, что для "обмена" прав нет обязательного минимума теории и обязательных практических часов вождения с инструктором. Т.е. 90% времени ушло на тупое ожидание бюрократии. Для сравнения, в РФ от записи в автошколу до получения корочки у меня ушло 4 месяца с учетом трех пересдач практического экзамена, причем ездили с инструктором дважды в неделю начиная со второй недели обучения.
Небольшая вводная, для тех, кто не в курсе:
Если вы переезжаете в Германию извне Евросоюза, то ваши водительские права действительны [на территории Германии] лишь первые 6 месяцев после переезда, после этого срока их необходимо поменять на немецкие. Процесс обмена зависит от страны, выдавшей права, это может быть как просто обмен пластиковой карточки (Великобритания), так и сдача одного теоретического экзамена (Новая Зеландия и некоторые штаты США), так и сдача и теоретического и практического экзаменов (Россия, Украина). Преимущество "обмена" в последнем случае заключается в том, что водитель освобождается от посещения теоретических и практических занятий (которые необходимы, если права делаются "с нуля"), а также отсутствует т.н. "испытательный срок" (новым водителям обычно запрещается пить за рулем, также более жестокие штрафы за некоторые нарушения). Так что, несмотря на необходимость сдачи экзаменов, наличие прав все-таки позволяет сэкономить около 1500 евро за счет необязательного посещения занятий и часов с инструктором.
На теорию ходил немного в декабре по вечерам, в принципе, никаких откровений, но может быть полезно, заметить местные отличия, тонкости и серые зоны правил (которых не меньше, чем в РФ, к слову).
Теоретический экзамен состоит из 30 вопросов разной степени "важности" (разное количество "очков"), включая видео-вопросы и вариативные вопросы (суть одна, но меняется картинка, цвет авто или пол пешехода). Общее количество вопросов около 1300 без учета вариаций. Сдача теоретического экзамена возможна на 12 языках, включая русский и английский. Выбор ответов всегда множественный, хотя бы один вариант всегда верен. Для успешного прохождения экзамена нужно набрать не более 10 "очков" (больше ошибок - больше очков), при этом не допускаются две "пятибалльные" ошибки. Я первый экзамен доблестно завалил, набрав какое-то безумное количество 27 штрафных баллов, пришлось идти второй раз, где уже сдал без единой ошибки.
Насчет практических занятий для "меняющих" существует два мнения - "брать много" и "брать парочку". Я с самого начала и планировал взять пару занятий и идти на экзамен (ну, если все норм будет и никаких неожиданностей). Но на работе некоторые коллеги говорят, что все из их знакомых берут не меньше 10 и этого бывает мало. Видимо, зависит от того, насколько въелись "вредные" привычки и насколько тяжело крутить головой 40 минут во время экзамена. Для меня самое главное, что дали практические занятия, было:
- Изучение местности и маршрута экзамена. Ибо экзамен проходит "от автошколы до автошколы" и инструктор знает все "подлые" и опасные места, куда экзаменатор может завести.
- Практика ответов на технические вопросы (на немецком). Да, это может входить в практический экзамен - вопросы от экзаменатора вроде "А где включаются противотуманки?", "Какого цвета индикатор дальнего света?", "Покажите щуп для измерения уровня масла", "А что это за красная лампочка горит? (про ручник)". И, по регламенту, экзаменатор обязан говорить только на немецком (хотя бывают случаи, когда экзаменатор общается на английском, но в автошколе заранее предупреждают, что это скорее исключение и на это не надо рассчитывать). Соответственно, некий базовый набор немецких слов на автомобильную тематику очень неплохо знать. Местная русская автошкола 089 даже выдает специальный листочек со списком различных терминов, по которому можно "учить слова".
Но понимание реальных вопросов намного лучше усваивается, нежели простое запоминание слов. Например, очень часто за вопросом "Покажите, как включить фары\дальний\противотуманки\аварийку" может следовать вопрос "а как вы убедитесь, что оно работает?" - и именно такую последовательность вопросов можно услышать от инструктора, после пары повторений начинаешь понимать, чего вообще от тебя может хотеть экзаменатор.
Хотя, на самом деле, говорят, что даже если вы ничего не можете сказать в ответ на эти вопросы, это не решает результат экзамена, даже без ответов вы все равно можете "сдать".
- Ну и последнее, немаловажно на экзамене, но тут больше важен самонастрой, с инструктором это всего лишь немного укрепляется для практики - "фишечки", на который будет смотреть экзаменатор. Например, здесь необходимо заметно крутить головой, при каждом повороте налево делать заметное движение головой и смотреть в водительское окно, при повороте направо - смотреть через плечо в пассажирское окно, когда едете назад - смотреть физически назад, а не по зеркалам. Если же вы будете ориентироваться только по зеркалам, вам могут сказать "плохой контроль дорожной ситуации, не сдал". Но, по крайней мере в моем случае, я об этом знал заранее и уже на дороге оказалось, что крутить головой не составляет труда. Хотя допускаю, что для водителей с многолетним стажем может быть тяжелее перестроиться.
Сам же практический экзамен длится заметно дольше того, что в России - здесь ты обязан провести в движении как минимум полчаса. И за это время экзаменатор меня погонял по всему, что только может быть: были и технические вопросы, и городские зоны 30, и просто город, и автобан(!), и парковка, и разворот, и экстренное торможение - в общем, все, что можно придумать. Т.е. здесь реально смотрят на все аспекты твоего вождения. Конечно, если экзамен пришелся на час пик и вы 20 минут постояли в пробке на выезде с автобана - наверное, времени, чтобы вас погонять еще, не останется, вам повезло - здесь все также, как в России. Но "в среднем по больнице" оценивают здесь куда более объективно (согласитесь, что за 10-15 минут экзамена много не посмотреть и не поездить при всем желании). Несмотря на мое незнание немецкого, экзаменатор все указания произносил предельно четко, чуть ли не по слогам, не понять или перепутать невозможно, никаких проблем вообще не было. Также, если вы делаете права с нуля, то вы будете обязаны с инструктором отъездить не просто "ндцать часов", а также несколько часов именно на автобане, несколько часов в темное время суток и несколько часов за городом. Я считаю, что такой подход имеет смысл, во время учебы пробуются не только "тепличные городские условия", но и хоть немного, но реальные и разные дорожные ситуации. А, и да, никакого "автодрома" здесь нет, только жизнь, только хардкор =)
В отличие от других немецких городов, в Мюнхене никто национальные права у вас не забирает (только временно на время проверки), даже ничего специально говорить не надо, после окончания всего процесса у вас на руках остаются обе карточки - немецкие права и ваши национальные. Единственное что, на национальные клеят стикер со словами типа "этому товарищу выдали немецкие права кат. B".
Таймлайн:
30 октября - пришел в автошколу и изъявил желание получить немецкие права.
11 ноября - посетил курсы первой помощи и проверку зрения
16 ноября - осознал, что запись в местное ГИБДД для проверки прав доступна только на месяц вперед. Написал скрипт для мониторинга свободных мест, в тот же день поймал свободное место на следующий день
17 ноября - сдал российские права местному ГИБДД на проверку, подал заявление на обмен прав
7 декабря - пришел и забрал назад российские права
15-е числа декабря - узнал, что проверка закончена и можно записываться на теоретический экзамен (без подтверждения проверки даже записаться нельзя). Первое доступное время сдачи теории - 31 января.
31 января - теоретический экзамен, доблестно завалил, набрав 27 ошибочных баллов (для успешной сдачи нужно набрать не более 10)
16 февраля - вторая попытка теоретического экзамена, сдал без единой ошибки.
12 и 16 марта - взял два практических занятия с инструктором (самые ранние доступные даты были)
22 марта - практический экзамен
23 марта - получил пластиковую карточку.
Стоимость:
По деньгам вышло в целом примерно так, как и рассчитывал и как на каждом первом сайте пишут:
220 взнос в автошколу
44 евро курс первой помощи (на русском) и фотографии
6.43 тест зрения
30 - перевод прав на немецкий (обязательно)
42.6 - заявка на права в местное ГИБДД (читай - пошлина за пластик)
122.5*2 - теоретические экзамены
88*2 - практические занятия
292 - практический экзамен
Итого 1066 евро. В принципе, если не заваливать теорию, то меньше тысячи и получится, все стандартно. Можно еще сэкономить, если идти в местную автошколу, где меньше просят за экзамены и за регистрационный сбор.