Stas2k » 10 окт 2017, 16:11
В начале сентября впервые съездил в Грузию. Отчет о поездке выложу в соответствующей теме, тут пока только «околомашинное».
Почитав форум, мы решили арендовали машину. Никаких предоплат не потребовали. Залога тоже не взяли – заплатил только стоимость аренды. Ограничений на пробег нет. Мыть машину при возврате не надо. Договор составляют на двух языках – на грузинском и на английском. Нам досталась «тойота приус» 2010 года с гибридным двигателем, в достаточно хорошем состоянии. С потертостями и царапинами кое-где, но в целом очень приличная. На 5,5 дней цена составила 622 лари. Во время подписания договора аренды не составлялся акт приема-передачи с указанием повреждений. Сотрудник, который пригнал машину (мы заказывали доставку машины к отелю (+4 евро к стоимости)), сказал, что я могу сам все пофоткать, если считаю нужным. Я на всякий случай сфотал машинку со всех сторон и в местах повреждений, хотя, как оказалось, это действительно было лишним. В аренду включается страховка машины от чего угодно и бесплатный второй водитель, при условии, что первый находится в салоне. В один из дней поездки при развороте на узкой улице Степанцминды оторвал внизу кусочек бампера. Кусочек размером с ноготь, но видно. Во время сдачи машины никаких проблем не возникло, никто на это внимание не стал обращать.
Машину пригнали заправленную на 1/4. Так как это гибрид, сказали, что по городу топлива хватит надолго, но при выезде на трассу лучше заправиться – что мы и сделали. Возвращал примерно с таким же уровнем заправки. За возврат в произвольном месте Тбилиси денег брать не стали (на сайте написано, что это так же стоит 4 евро).
За несколько дней до аренды мне пришло письмо-напоминание, которое я не поленился прочесть. В частности, в нем было сказано, что к каждой машине прилагается держатель для смартфона и FM-передатчик для флэшки. По факту держатель в комплекте был, передатчика не было. Я сказал, что это очень печально, так как важно для нас. В итоге, водитель созвонился с боссом и побежал покупать передатчик в ближайший магазин, а я пока осваивался с машиной. Оказалось, что держатель для смартфона тоже уже не цепляется к стеклу, о чем я и сообщил вернувшемуся с купленным FM-передатчиком водителю. Предприняв несколько попыток его прикрепить, тому пришлось согласиться, что да, не цепляется. К счастью (для водителя), я взял в дорогу собственный держатель, поэтому ему не пришлось снова бежать в магазин.
Мне хотелось поскорее покинуть Тбилиси, так как я был наслышан про манеру вождения местных. Но хочешь-не хочешь, из города надо как-то выезжать, да еще и на незнакомой машине. Но все оказалось не так страшно – движение вполне себе разумное – не всегда по правилам, а иногда «по понятиям», но в главное, предсказуемо. Понятно, что кое-где кое-кого приходится пропустить, так же где-то пропустят тебя. Если у другого водителя есть возможность втиснуться перед тобой, он это сделает, но так же можно поступать самому, что особенно важно, учитывая незнакомость города и периодическую необходимость совершать маневры без подготовки заранее.
Знаки и разметку действительно соблюдают слабо. Сам видел, как на перекрестке со знаком «прямо и направо» машина передо мной повернула налево. На следующем перекрестке я сделал то же самое под таким же знаком, при этом встречные машины помигали мне фарами. Не знаю, видимо на том перекрестке это можно, а тут – нельзя. Сплошную и двойную сплошную тут не очень уважают. На том самом светофоре, где я совершил неправильный поворот, машины стояли в три ряда на двухполосной дороге, причем третий ряд наполовину вылезал на встречку. Никого это не удивляло. Но, по крайней мере, указания светофоров в Грузии все-таки соблюдают.
А, да, еще есть пешеходы. Не знаю, как по всей Грузии, но в Тбилиси очень мало пешеходных переходов для такого города. Наверное поэтому люди переходят тут дорогу там, где им удобно, а не там, где можно. Пересечь шестиполосную дорогу если тебе нужно в магазин на той стороне - да легко! Сами мы делали то же самое, сначала было неуютно, но быстро привыкли.
Теперь про горные дороги. Не знаю, можно ли считать таковыми дорогу от Зугдиди в Местию и военно-грузинскую дорогу, но буду писать про них, так как на других не был. В принципе, тоже проблем не возникло. На слепых поворотах, конечно, стоит держаться чуть подальше от осевой, но чаще всего на таких поворотах на дороге предусмотрено лишнее место. Гораздо большую сложность представляют обгоны. Далеко не всегда можно руководствоваться разметкой. Не всегда прерывистая разметка означает возможность обгона – возможно, участок будет слишком коротким, а возможно – она вообще относится к встречке. С другой стороны, не забываем, что сплошная для грузин не является сдерживающим фактором, поэтому можно обгонять и через сплошную – чем местные весьма активно пользуются. Я тоже достаточно быстро постиг это «искусство», хотя до некоторых джигитов мне, конечно, было далеко. После возвращения несколько дней в Москве приходилось себя сдерживать от пересечения сплошной.
Еще момент – если вы двигаетесь по своей полосе, не расслабляйтесь. Вообще в Грузии можно более-менее расслабиться за рулем только двигаясь в крайней правой полосе по автобану со скоростью 80. Да и то, может быть, не стоит. На дороге с одной полосой в каждую сторону то, что вы едете по своей полосе, еще не значит, что вы в безопасности. Достаточно часто на встречке кто-то может затеять обгон через сплошную и не рассчитать скорость – в результате, вам придется «уходить» вправо или подтормаживать, либо и то и другое. У меня была пара таких неприятных моментов, когда приходилось уворачиваться от обгоняющих по встречке джигитов. В одном случае чуть сам не слетел с дороги, было немного стремно.
Помните так же про пешеходов, и про животных. В памятке, которую прислал прокатчик, было сказано про животных на дорогах, но я думал, что это разовое явление. Ничего подобного – буренки и хрюшки встречаются на дорогах повсеместно! И если хрюшки обычно просто форсируют дорогу (иногда с выводком), то коровы просто стоят. Им бесполезно сигналить – их можно только объезжать. Если вы будете двигаться на них со скоростью 5 км/ч, они, скорее всего, все-таки уйдут, но не думайте, что они будут отпрыгивать в сторону, завидев несущуюся на них машину. Не будут. Проверено. Один раз я получил сильный удар хвостом в дверь, объезжая такую буренку. Думал, что останется вмятина, но пронесло.
Заправки. Достаточно много, без бензина не останетесь.
В качестве навигатора горячо рекомендую Maps.Me с картой Грузии, хотя и он иногда ошибается.
Скоростные ограничения: когда мне отдавали машину, я спросил, что со скоростью? Получил ответ: в городе 50-70, за городом можно 110. Превышение на 14 км,ч допустимо. Кое-где стоят камеры, эти места помечены знаками. Вот это 50-70 меня как-то насторожило, но по факту оказалось, что чаще всего все едут 70. Причем, если это населенный пункт на трассе, то и 90 ехать не зазорно. На полицию ни разу не нарывался, тьфу-тьфу-тьфу, хотя машины их видел часто. На автобане ехал 125-130, но полицию видел и там – не знаю, контролируют они там скорость или что-то другое делают. В горных районах дороги с большим числом поворотов являются прекрасным средством саморегулирования скорости – на такой ты больше 50-60 сам не очень-то разгонишься.
«Тойота приус» оказалась неплохой машинкой, хорошо шла и в горку, достаточно резво разгонялась при необходимости, но очень уж низкая. При каждой удобной возможности так и норовила зацепиться пузом за дорогу. Но в целом прокатчиком и машиной остался доволен.