Здесь мы остановились с вечера после прогулки по Стокгольму и поездки по 18 дороге в сторону Норвегии. Домик на 4 обошелся нам 350 Sec . Место под палатку 100 Sec. Красивейшее место. Здесь купание, рыбалка допоздна. Много грибов.
Утром искупались в озере на дорожку и, быстро собравшись, двинулись в путь. До границы с Норвегией 91 км., до места следующей остановки 450 км.
Маршрут на сегодня:
Segmon –Tocskfors- граница – Askim – Drobak-дорога 18 – дорога 6 – дорога 23 – Drammen – дорога 134 – Kongsberg- 134 дорога – Notodden – Hoydalsmo – дорога 45 – Dallen – Flateland –Flateland camping.( чуть не доезжая Valle).
Путь не близкий, но мы всё рассчитали, поэтому не торопимся.
Перед границей, как нас научили, в районе Tocskfors заправляем полный бак бензина и полную 20 литровую канистру на последней заправке Shell справа.
Выдвигаемся в сторону границы. На границе останавливаемся возле сувенирного магазина. В магазине интересно посмотреть первые норвежские сувениры. Решили пока не покупать, а прицениться, посмотреть что есть. А главное, здесь необходимо разменять деньги. Как правило, мелочь ( это монетки по 20 и 10 крон ) нужна при проезде платных дорог, в кемпингах для оплаты душа и в других случаях. Свежа в памяти история, прочитанная на форуме, когда из-за отсутствия мелочи, наши туристы собрали пробку на пункте оплаты, где не было оператора и за проезд бросали в корзину мелочь. Тогда наших выручил водитель из Эстонии , заплатив за их проезд.
После границы трасса 18 превращается в двухполосное шоссе, с желтой разделительной полосой,
которая вьётся как змея, с частыми ограничениями скорости и множеством камер контроля. Хорошо что навигатор о них знает и своевременно предупреждает.
Первую остановку делаем недалеко от границы , перед мостом через реку.
Большая площадка с каменными столиками на берегу быстрой и полноводной реки. Стоянка понравилась, однако за удобствами нужно идти на другую сторону дороги (проход под мостом). Зато с горячей водой. Здесь же можно и развернуться.
Нагулявшись, продолжаем путь. На улице погода так себе. Периодически накрапывает дождь, иногда выглядывает солнце.
Доезжаем до населенного пункта Askim. Здесь установлен первый для нас пункт оплаты проезда. Народу никого. Подъезжаем вплотную к окошку. В окне сидит кассир. Ввиду наличия кассира, решаем мелочь не тратить, а подаём в окошко бумажку 500 Nok. Тётенька в окошке пробивает чек, даёт сдачу (цена вопроса около 100 рублей на наши деньги), зажигается зелёный свет, поднимается шлагбаум и мы трогаемся дальше. Оказывается всё очень просто.
Теперь нам необходимо попасть в тоннель на 23 дороге, чтобы не ехать через Осло. Здесь на перекрёстке дорог 18 и 6 нужно переехать на 6 дорогу влево и въехать в тоннель. После выезда из тоннеля недалеко поворот на 23 дорогу, а тоннель начнется сразу за поворотом. Но это не тот, главный тоннель , который будет дальше.
Вот этот перекрёсток.
Мы же по разгильдяйству проскочили этот поворот, повернули направо только на следующем повороте и заехали в город Drobak , расположенный в самом узком месте Ослофьорда. Это место фьорда знаменито из-за потопления немецкого тяжелого крейсера Blücher время второй мировой войны. Этот городок, с удивительно узкими улочками, оказался очень красив. Здесь находится единственный в мире музей "lutefisk" (рыба, сначала высушенная без соли и потом вымоченная в слабой щелочи). Захотелось остановиться и погулять здесь. Но время поджимает. С большим трудом находим место разворота и, доверившись навигатору, повторяем попытку. Со второго раза все получилось хорошо. Навигатор вывел нас из города и четко привел к тоннелю.
Здесь на 23 дороге почти сразу 4 тоннеля. Самый большой, конечно, тот , который проходит под Ослофьордом. Он так и называется Oslofjordtunnelen. Спускается он глубоко, даже уши закладывает. Он очень известен. Про этот тоннель нам известно следующее: этот тоннель самый большой в этом регионе. Его длинна составляет 8 км. (по карте 9,1). Глубина его залегания под фьордом -134 м. от уровня моря. Уклон дороги 7%.( это довольно круто). Открыт в 2000 году вместо паромной переправы. За это время было несколько аварий, в том числе и затопление талой водой. Последняя – загорелся грузовик с макулатурой в августе 2011г. В тоннеле установлена скорость 70 км/час. Скорость контролируется камерами. Частично финансируется с платной дороги в Askim.
При выезде из последнего тоннеля, через метров500 подъезжаем к хорошо оборудованной стоянке. На карте она отмечена красным знаком.
Раздельная стоянка для легковых и грузовых машин.
Здесь много столиков , Которые установлены ниже стоянки. А главное здесь установлена смотровая вышка. Со стоянки её не видно. Надо от стоянки идти в лес по тропинке метров 100.
Всей гурьбой забираемся на эту вышку. Открывается очень красивый вид на Ослофьорд и окрестности. Правда, со времён, когда установили вышку , подросли деревья и закрывают часть обзора. На фото так же виден городок Aros и впадающая в фьорд река Aroselva.
Нагулявшись по окрестностям стоянки, а здесь много малины, черники , грибов( нашли несколько подосиновиков, а потом вечерам сварили из них суп).
Двинулись в путь по 23, а затем по 134 дороге. Она, повидимому , является автострадой. По ней едем быстрее. Езда представляет собой гонку колонны машин. Выстраивается большая колонна легковых машин, и эта колонна едет довольно быстро ( по местным меркам) - около100 км/ч. Колонна доезжает до очередных перекрёстков, которые представляют собой, в основном, круговое движение. Здесь колонна переформируется и после перекрестка гонка в колонне продолжается с новой силой. Качество асфальтового покрытия отличное.
Так проезжаем города Drammen- крупный порт , кстати известный ещё и тем, что в 1909 году здесь пустили первый норвежский троллейбус ( интересно , когда это произошло у нас), Hokksund, Kongsberg , когда-то славившийся добычей серебра и занимавший после Берген второе место. Здесь первый водопад , больше похожий на порог. Он называется Nubrufoss на реке Lagen. Здесь поворот на 40 дорогу. Но нам-то нужна 45.
Движение по трассе доставляет удовольствие. В России тоже есть красивые дороги , но здесь , без ям и коварных гаишников , красоту ощущаешь острее , чувствуешь себя раскованнее и свободнее. Хочется не быстро катиться и любоваться... Появляются горные пейзажи. Проехали Notodden ( это здесь каждое лето проводится крупнейший в Европе фестиваль блюза - Notodden Blues Festival.). Поворот с трассы на 45 дорогу мы должны будем сделать в поселке Hoydalsmo. В это время наш Павлик взял в руки навигатор и захотел посмотреть общую карту района. Рассматривал долго, а затем заявил, что можно сократить маршрут – так высветил навигатор. Для этого после Brunkeberg надо свернуть налево, чтобы срезать угол. Мы, посовещались, вспомнили отзывы с форума о том, что все дороги в Норвегии хорошие и решились на безрассудный шаг.
В Brunkeberg сворачиваем налево и двигаемся по новому маршруту на навигаторе. Однако, стоило нам подъехать к горам , как навигатор сразу заявил, что сигналы со спутников потеряны. Ещё до поездки знали, что Норвегия горная страна, предполагали двигаться по серпантинам. Но первый же подъём показался градусов под 45. Подумалось, как это колеса машины не пробуксовывают . Взлетели на гору, а тут сразу такой же крутой спуск. Машина стала набирать скорость, не смотря на тормоза и новые колодки. С трудом вписались в поворот. В салоне запахло подгоревшими колодками. Моментально вспомнилась прописная истина: тормозить двигателем - сработало. Навигатор все не работает – показывает, что мы двигаемся по бездорожью. Через каждые 5 минут повторяет, что сигналы со спутников потеряны. Скорость движения снизили. За нами сразу же скопился огромный хвост машин. Дорога как назло без обочин и расширений. Потом пошла грунтовка. Появились поляны с вырубкой леса. Дорога стала на столько узка, что разъезд со встречной стал просто проблематичным. Остановились на перекрёстке с тракторной дорогой. Вся кавалькада машин умчалась вперёд, при этом почти каждый поморгал габаритами. Попытались перезапустить навигатор, попробовали другую программу – тот же эффект.
Решили ехать наугад – авось вынесет. При первом же случае у кого-нибудь спросить дорогу. Конечно мы почти сразу сбились с дороги. Как назло нет ни одной машины ни людей. Крутились по округе туда-сюда два часа. Прямо заколдованный круг. Кто-то сейчас опять скажет – тролли пошутили. Вот, наконец, выскочили на эту дорогу.
Подъехали к этому озеру.
Остановились на этой стояке и перевили дух. Эх, товарищи , если бы вы знали, по каким красивым и заповедным местам мы ездили эти два часа. Если бы там проехать планово, без спешки… Было даже не до фотографий.
На стоянке кроме нашей стоит ещё одна машина. Наш водитель подходит ко второй машине. В кабине сидит мужчина средних лет одетый в деловой костюм и отдыхает. Please tell me the way to Dallen . Он покопался в машине, вылез, снял костюм. В руках у него книга похожая на «Большую Советскую Энциклопедию». Это оказался сборник карт. По карте он показал как надо ехать и указал направление. Видите эту сцену на фото на втором плане?
Садимся в машину – боже мой! Навигатор заработал. Отыскал все свои спутники и проложил маршрут – четко к поселку Flateland.
Остальное было делом техники. Однако, всю оставшуюся до кемпинга дорогу сохранялось недоверие к навигатору. Что это было? Такое кстати не повторялось больше нигде.
Один из водопадов на 45 дороге.
И вот, наконец, мы выезжаем на 9 дорогу. Сразу на перекрёстке находится Flateland camping. Здесь заранее у нас заказана кабина на 4 человека. В письме было предупреждение, что мы приедем в 20.00. Смотрим на часы – 21.15. Подъезжаем на Ресепшн без всякой надежды. Возле него стоит машина с норвежскими номерами. Заходим внутрь помещения . Молодой человек с ресепшн дружелюбно беседует с каким-то норвежцем. Оба сидят у стола, на лицах обоих улыбки. В руке у норвежца – ключ. Я представляюсь. Предъявляю паспорт. Молодой человек меняется в лице. Открывает свою книгу, водит по ней пальцем и что-то медленно начинает говорить норвежцу. У того улыбка сразу спала с лица. Он уверенно начинает возражать. Молодой человек молча выслушивает возражения, встаёт и начинает речь минут на пять. В ответ звучат возражения. Весь диалог идёт не на высоких тонах. Неожиданно молодой человек протягивает руку и забирает ключ у норвежца. У норвежца лицо паническое – вот как оказывается быстро может поменяться настроение. О чем идет речь, мы, конечно, догадались. Но возможная ночевка на улице заставляет молчать. Молча заполняю анкету – вписываю только фамилию и адрес –г.Москва. Получаем ключ. Удаляемся к единственному «уже» свободному на этот момент домику. Заселяемся и я возвращаюсь на ресепшн. Норвежца уже нет. На мой вопрос молодой человек ответил, что позвонил в соседний кемпинг, где имелся свободный домик. Норвежца отправили туда.
Ещё раз убедились в порядочности людей в Норвегии. хотя они имели все права нас отфутболить (наверное, так могли поступить у нас в России, но не в Норвегии).
Быстро готовим ужин и, как было уже сказано, варим вкусный грибной суп из норвежских грибов.
Раннее утро 8 августа 2010г. Кемпинг ещё спит. Вот как это выглядит.
Сегодня мы выдвигаемся к фьордам по 45 дороге. Собираемся и выезжаем из кемпинга на 9 дорогу , двигаемся на юг, в сторону 45 дороги( поворот в Brokke) . Через несколько километров , почти сразу после моста останавливаемся на стоянке и попадаем в красивейшее место. На карте это здесь.
Здесь образуются много рукавов и заводей реки Flani, некая дельта. За рекой невысокие горы. Энергетика здесь бешенная. Оборудовано место для купания между островками, на тропках, положены мостки. Красивейший небольшой водопад. Рассмотрев повнимательней карту, можно увидеть множество туристических троп. Вот это место, где можно с удовольствием отдыхать пару дней, а может и больше.
Вот несколько кадров отсюда.
Здесь же разместились кемперы и палатки. Видимо бесплатно.
Провели здесь незаметно больше часа. Все. Пора ехать дальше. Настроение зашкаливает, а ещё не доехали до основных достопримечательностей. Что же будет там? А пока красивейшая 45 дорога и её обитатели...
Настроение ещё и потому отличное, что у меня сегодня день рождения. Отмечать его будем вечером. Итак , вперёд…
Хотя стоп. Ведь это уже другой день с прекрасными дорогами и туристическими приключениями в Большом путешествии по Приветливой Норвегии.