Планирование маршрута по Норвегии для меня существенным образом отличалось от планирования маршрута практически по любой другой стране. В той же Италии бери любые города, не ошибешься, а дороги сами к ним выведут. В Норвегии же, единственной достопримечательностью которой является природа, надо для начала узнать, где что находится, а потом прокладывать маршрут. И без материалов, представленных на форуме, а также без любезной помощи форумчан осуществить планирование было бы весьма затруднительно. Большое всем спасибо!
Понимая, что за одну поездку продолжительностью фактически 12 дней (из 16 дней 2 дня ушли на то, чтобы доехать до Норвегии, и 2 – на обратный путь до Питера) осмотреть многое даже из самого-самого и на юге, и на севере от Stavanger до Nordkapp не удастся, были выбраны наиболее легшие на душу места, в число которых, естественно, попали и самые раскрученные. Может быть, вообще только самые раскрученные.
В целом поездка, считаю, удалась. Тяжеловатым был только перегон Stockholm-Stavanger: на выезд с паромного терминала из-за образовавшегося вследствие большого количества машин затора потратили больше часа и попали в жуткие пробки на E18 уже в Норвегии, в результате приехали в Stavanger в 2 часа ночи по нашему времени. Практический совет – при загрузке на паром старайтесь встать на четвертую-пятую линии, тогда попадете в левую часть парома на нижнюю палубу, а машины с нее в Стокгольме выезжают в первую очередь.
С погодой в принципе повезло, хотя не было ни одного дня без дождя, маленького или большого. Полностью пропавшим был только один день, когда лучше было вообще не выезжать из отеля – при осмотре острова Сенья. Дождь и туман были такие, что вообще ничего, кроме дороги, не просматривалось. Было обидно до глубины души. Однако это удалось компенсировать на следующий день, повторно заехав на Сенью по дороге из Finnsnes в Tromsø. Из запланированной на Сенье программы выпал только Gryllefjord. Да при походе на Прекестулен были дождь и туман, практически полностью закрывшие обзор как по дороге на Кафедру, так и с нее. Хотя вот это, может, было и к лучшему – при моей патологической боязни высоты я бы точно не преодолел последнюю сотню метров пути по карнизу перед Кафедрой. А так туман закрыл зияющую слева пропасть.
Из первоначально запланированного из-за дефицита времени полностью выпало не так уж и много: водопад Langfossen, в Husedalen доехали только до первого водопада, не поехали на Kjeåsen, так как при осмотре Vøringsfossen стоял туман, заставивший предположить, что то же самое будет и там, на Далснибу не поехали также из-за тумана да проехали мимо Laksfossen – и поздновато уже было, и желания особого тоже не было.
Крупнейшей потерей считаю Reinebringer – подниматься по размокшей после дождя тропе и так было затруднительно, когда же дошли до самых сложных участков, моя подруга оглянулась назад, представила, что спускаться будет еще труднее, и отказалась идти дальше. А оставалось всего ничего. Пришлось спускаться, причем на обратном пути она поскользнулась, уселась на попу и немного всплакнула. После этого я почти буквально волок ее на себе, в очередной раз поблагодарив судьбу, что мне всегда нравились миниатюрные стройные женщины. После спуска и водворения подруги в машину появилась было мысль сбегать на гору самому, но подруга не пожелала оставаться одна на пару часов, что в общем-то справедливо.
Два самых больших заблуждения, развеявшиеся после поездки в Норвегию:
считал Нордкап искусственно раскрученным туристическим аттракционом. Признаю – был неправ. На Нордкап обязательно надо ехать, виды там просто фантастические;
думал, что горных дорог в Норвегии нет. Они там таки есть, хотя сплошного серпантина на сто с лишним километров как от Туапсе до Сочи нет. Особо из пройденного впечатлила дорога к Stegastein и понравился подъем на 55 дороге.
Несколько общих вопросов по организации путешествия.
Навигатор отсутствовал. Считаю навигаторы «костылями для мозга», никогда ими не пользовался и пользоваться не собираюсь. К тому же при мало-мальских собранности и внимательности заблудиться в Европе невозможно. Для этого достаточно в каком-нибудь планировщике (обычно пользуюсь гуглоземом) проложить маршрут, зрительно запомнить его и запомнить номера основных дорог.
Карта. А вот какая-никакая карта в Норвегии отнюдь не лишняя. Дорожная информация там оставляет желать лучшего. Иногда эти веселые ребята-норвеги не указывают двойную нумерацию дорог, что заставляет несколько напрягаться – что такое, куда пропала нужная дорога? Но через некоторое время статус-кво восстанавливается. Карта в этом случае снимает волнение, если рядом сидит минимально подготовленный штурман с нарисованным на карте дневным маршрутом. Использовал обычный атлас Норвегии, купленный в Доме книги, его оказалось более чем достаточно.
Жилье. Жили в отелях, забронированных на Букинге. Цена при условии наличия завтрака не очень-то и кусается. Не являясь неженкой и имея опыт походов, слабо представляю, как ставить палатку под дождем и тем более ее снимать.
Питание. На нем решили сэкономить. В Финляндии загрузили автохолодильник различными видами нарезки, чего хватило на все путешествие. В Норвегии практически ничего не покупали.
В Норвегию ехали на ночном пароме Turku-Stockholm компании Viking Line. И дешевле, чем из Helsinki, и приходит рано утром, можно проехать большее расстояние. На обратном пути воспользовались поездом Kolari-Tampere. Оказалось очень удобно – и спишь, и едешь.
На этом пока все. Положительных впечатлений и фотографий – масса, хотя никакие фотографии не передадут и десятой доли увиденного воочию. Тем не менее за неделю планирую быстренько разобраться с фотографиями и продолжить написание отчета.