Почему именно Норвегия? Цепочка рассуждений была примерно следующая: хотим в горную двоечку недорого. Российское ФСБ окончательно надоело со своими пропусками и запрещенными к посещению перевалами, да и хочется посмотреть на другие горы, поэтому Кавказ отпадает. В одном ценовом диапазоне (транспорт+виза) получаются Альпы, Турция, Норвегия. В Турции летом непонятно что с водой, в Альпы непонятно как делать визу – летим в Норвегию ;)
Поиски конкретной информации по горам показали, что если будем выпускаться в категорийный поход, то идти нужно именно в Йотунхеймен. Это – самый хоженый регион Норвегии, по нему есть схемы, есть фотографии, есть описания маршрутов (пусть на норвежском и английском, но есть!), имеются фото ледников, перевалов, вершин – вобщем можно подготовить убедительную документальную базу для выпуска. По северным областям, например по Лингенам на понятных языках практически ничего нет. Опять же в центре проще с подъездами-отъездами. На том и порешили. Было это где-то под новый год и с того момента запустился обратный отсчет…
Около пяти месяцев до похода. В очередной раз зайдя на сайт какого-то лоукостера замечаем что дешевые билеты на лето практически закончились… Нужно срочно что-то делать!!! Пересматриваем все летающие в Скандинавию компании и останавливаемся на Estonian Air. На тот момент у них в самый дешевый тариф было включено 23 кг багажа плюс 7 кг ручной клади, да и стыковка в Талине удобная – час на пути туда и полтора – обратно, так что долго с выбором не мучились. Билеты удалось-таки взять по минимальному тарифу и обошлись они по 175 евро туда-обратно. На 2-21 августа – две недели поход, неделя культурная программа.
Любопытно было наблюдать, как скачут цены на эти билеты. Например, видим, что есть 4 самых дешевых и два – чуть подороже. Начинаем выкупать дешевые – у каждого своя карточка, процесс покупки занимает какое-то время… Забираем один, другой – опа, два оставшихся резко, процентов на пятнадцать, дорожают. В расстроенных чувствах начинаем искать что-то другое, и даже находим акцию у Люфтганзы, за ту же цену, но с тремя! пересадками. Пока думали, пока туда-сюда – у эстонцев цены упали опять до прежнего уровня. Забираем два самых дешевых билета – и последние два оставшихся опять прыгают вверх. Но мы уже опытные, просто выжидаем час – и цена возвращается.
Три месяца до похода. Ситуация повторяется - зайдя в очередной раз на сайт консульства уточнить что-то по документам просто из любопытства пробуем записаться на прием. И видим, что ближайшая возможная дата – середина июля. Это в апреле-то! Опять опаздываем! В срочном порядке все регистрируемся на подачу документов. Система разбрасывает нас на три дня, но вроде бы все должны успеть забрать паспорта до вылета. Пусть всего за пару дней, но все же до.
Дело в том, что непосредственно в самом консульстве принимают человек пять в день, и очередь – на три месяца вперед. Все, кого такой срок ожидания не устраивает, идут через визовый центр и за 25 евро сверх посольских 35 могут подать документы вообще без очереди. Но мы – экономные, и мы начали суетиться заранее – в апреле, поэтому успели записаться в консульство на дату за десять дней до вылета в поход. Визу они оформляют неделю – должны успеть…\
Пока ждем очередь, начинаем списываться с кемпингами и отелями, лежащими вблизи нашего маршрута, дескать: можно мы недалеко от вас в палатке переночуем? От всех получаем ожидаемый ответ: «Да не вопрос, ночуйте, сколько влезет, это ж горы… Если захотите в наш душ или там туалет – ну, заплатите немножко денег, ну хоть по десять евро с человека – и пользуйтесь на здоровье». Всю эту переписку распечатываем и складываем в папочку, в которой копятся документы для подачи в консульство.
45 дней до похода. 16 июня, по минимальной возможной цене в 199 крон на сайте https://www.nsb.no/ покупаем билеты на поезд Гардермоен-Отта. В Норвегии существует так называемый minipris – билет на любой переезд поездами, хоть через всю страну с пятью пересадками можно купить за 199 крон, если озаботиться этим заранее. Тут все прошло хорошо, все успели, билетов хватило – даже как-то непривычно.
22 дня до похода. Берем билеты на электричку Берген-Гарденмоен. По тех же 199 крон. Постепенно начинаем считать раскладку, сушить овощи, точить кошки и прикидывать вес рюкзаков. Получается многовато. Мальчикам по 30 кг, девочкам по 25.
Совершенно случайно узнаем, что наши рейсы EstonianAir отменила, никого об этом не предупредив. Звоним киевским представителям – да, говорят, так вышло. Но мы можем совершенно безвозмездно перенести ваши билеты на какой-нибудь другой день. Поскольку билеты на норвежские электрички уже куплены решаем раздвинуть сроки пребывания там и переносим самолет на 1-22 августа.
14 дней до похода. Первый человек понес сдавать документы на визу. Документов, надо отметить, вышло много: копия маршрутки, копии справок за категорийные походы, детальное описание маршрута на английском языке, распечатка переписки с кемпингами. Ну и традиционный для шенгена набор: справка из банка, копии паспортов, справка с работы, фотографии, страховка. Сотрудники консульства слегка удивились, но решили вникнуть в суть и минут пятнадцать допытывались: что такое МКК? Какие вообще бывают категории походов? Сколько человек в группе и что такое турклуб? Видимо ответы их удовлетворили, потому что всех остальных наших участников пропускали без задержек – маршрутка? справки? карта? копии паспортов? Приходи через неделю.
9 дней до похода. Звонят из посольства – приходите за паспортами. Визы дали всем. Ура! Сушим мясо, покупаем раскладку – теперь-то точно летим. До этого момента как-то не верилось, а теперь начинаем суетиться – столько всего нужно успеть, что совершенно непонятно как. В результате ночь перед вылетом практически никто не спал – фасовали раскладку, паковали рюкзаки, взвешивали их, ужасались, паковали снова, выкинув все что можно….
0 день. В Борисполе первым делом перепаковываемся – делаем рюкзаки по 22.5 кг, все остальное – в ручную кладь или на себя. Вроде бы даже укладываемся в лимит. Все, багаж сдан, контроль пройден – может хоть в самолете удастся поспать…
Загрузились, полетели. Точно по расписанию, часа в три дня. Поскольку ночью не спали, а утром не ели – паковались, однако, то кушать к этому моменту хотелось страшно. Видимо организм уже успел включить походный режим «жрем все что можем». Но ведь в билете было прописано питание на борту – ждем с нетерпением. У нас, конечно, и с собой было – но закончилось буквально за 20 минут, а лететь еще больше часа… И вот появляется долгожданная тележка. Далеко появляется, в противоположном конце салона, так что подробностей пока не видно, но сомнения уже возникают. И чем она ближе, тем крепче уверенность, что наесться здесь нам не удастся. Стюард торжественно вручает пассажирам по маленькому кексику и по чашечке чая. Видим, как улыбки предвкушения на лицах наших товарищей растекаются в гримасу разочарования – и это все? Но мы-то с Машкой сидим последние, и мы просто спрашиваем: «а можно больше, чем по одному?» Оказывается что можно! И сразу в жизнь возвращаются радость, краски и положительные эмоции ;) Выходим в Талине, проходим паспортный контроль – и снова заходим в тот же самый самолет, к тем же самым стюардам. А еще пару часов и пару кексов спустя под окном появляется Норвегия.
ручная кладь
Получаем на выдаче четыре рюкзака – а еще четырех нет. 10 минут нет, 20 минут нет, полчаса нет… И вдруг вылезают. Видимо, таможенники заподозрили неладное, потому что шесть палок колбасы, которые изначально были в самом центре одного из рюкзаков, оказались в нем же, но уже сверху. Наверное на просвечивании рюкзак вызвал вопросы, но поскольку это Норвегия, то рассуждения могли быть такими: «Хм, что это у них такое? Колбаса? Она ведь запрещена ко ввозу, да еще в таких объемах? Изъять! А это что? Кошки… Ледоруб… Веревка… Наверное, чувак идет в горы… Ну тогда колбаса ему пригодится, кладу обратно!» Может и не так все было, уже не суть важно, главное что всем наши запасам таможня дала добро и мы помчались со скоростью 210 км в час к месту первой ночевки на скандинавской земле.
А именно – на берегу озера Lutvannet, в получасе ходьбы от станции метро. Потому что Осло – хоть и столица Норвегии, но великий королевский закон, разрешающий ставить палатку везде, где это специально не запрещено, главное чтоб не ближе 150 метров от жилого здания, здесь действует. А цены на жильё в Норвегии- ой-вэй… Даже на дорм в хостеле... Совсем не для нашего бюджета. Так что полянка на берегу красивого озера – именно то, что нужно. А тем более – полянка с ручейком, столом и туалетом
На следующий день в плане был осмотр Осло и закупка бензина. Начали с осмотра Правда погода не задалась – дождь лил как из ведра практически весь день. Зато норвеги имели возможность увидеть наши дождевики непривычных для них конструкций, чем остались сильно удивлены.
эти две модели явно выиграли приз зрительских симпатий
С бензином тоже вышло по-норвежски. Пришли мы, уже под вечер, на какую-то заправку. Подходим к продавщице со своим закопченным пятилитровым котелком и спрашиваем – можно нам вот сюда бензину? Она даже дар речи сначала потеряла от удивления. Но быстро пришла в себя, залезла под прилавок, достала пластиковую канистру и сказала, чтоб из колонки мы набирали вот сюда, а потом шли за сарай и переливали куда хотим.
со вчерашнего вечера питаемся по раскладке...
Вечером грузимся в поезд (о, с этой погрузкой тоже вышло целое приключение, но про него как-нибудь в другой раз), получаем по набору для комфортной ночевки – плед, беруши, маска – и к трем часам ночи прибываем в Отту. Маленькая деревенская станция, в разных углах которой на лавках уже спят туристы в спальниках. Правда, стоило нам начать распаковываться и стелиться, как они все дружно забились в один угол… Ну, мы заняли соседний и заснули до утра. В 7 часов, как и весь местный транспорт точно по расписанию приходит наш автобус. Платить за проезд можно прямо водителю, причем он принимает и кэш, и карточки. Просим групповой билет на восемь человек – и получаем скидку процентов пятнадцать. При норвежских ценах – весьма приличная сумма.
Причем билет наш, как выяснилось, был с пересадкой – почему-то в городе Лом пришлось пересесть в другой автобус. Зато успели съесть удивительно вкусный круглый пончик из местной пекарни, который потом весь поход служил нам морковкой, подвешенной перед ишаком: «еще два перевала – и можно будет купить ПОНЧИК!» ;)
Наверное, пора показать маршрут нашего путешествия:
Собственно пешая часть похода нарисована красным, все остальное преодолевалось на транспорте. Сиреневые участки - на поезде, желтые - на автобусе, синий - на катамаране.