Маршрут:
1) Прибытие в Берген (вечер 11.06.13);
2) День на экскурсию «Норвегия в миниатюре» (12.06.13);
3) День в Бергене. Отправление во второй половине дня паромом в Ставангер (13.06.13);
4) Поездка на плато Кьераг (14.06.13);
5) Поездка к скале Preikestolen (15.06.13);
6) Возвращение в Москву (раннее утро 16.06.13).
0 день. 11/06/13 (вторник) вылет в Берген airbaltiс через Ригу.
Дорога из аэропорта: http://www.flybussbergen.no/index.php, http://www.flybussen.no/en. На сайтах можно посмотреть расписание – автобусы «до последнего рейса», очень пунктуальные. Оплата = наличными, банковские карты не применяются.
Ночь в гостинице в Бергене: на 2 ночи с 11.06.13 (позднее прибытие) до 13.03.13. Остановилась в хостеле Marken Gjestehus (адрес Kong Oscarsgt. 45, 5017, Bergen ph: +4755314404 em: post@marken-gjestehus.com web: http://www.marken-gjestehus.com)
Отель находится в центре Бергена, недалеко от остановки автобуса из аэропорта (даже в 1:00 ночи удалось не заблудиться, поскольку нужно всего лишь пройти мимо озера и повернуть налево на улицу Kong Oscarsgt (3-5 минут). В связи с поздним прибытием, мне предложили предоставить им номер банковской карты, чтобы «закодировать» ее как входной ключ. Все получилось прекрасно.
1 день. 12.06.13 (среда) Утро в Бергене.
Утром также было запланировано путешествие из Бергена по туристическому маршруту «Норвегия в миниатюре» (с возвращением в Берген). Заказывала и оплачивала экскурсию «Norway in a nutshell» (Норвегия в миниатюре) через интернет на сайте http://www.fjordtours.com.
После оплаты – приходит лист бронирования (с номером брони и маршрутом), который необходимо перед отъездом на экскурсию (билеты получила в 8 утра, отправление поезда в 8:40) предъявить в кассе на ж/д вокзале Бергена, после чего будет выдана вся подборка билетов по маршруту (подшитая в единый буклет). Также заказать и оплатить этот маршрут можно было в любом турбюро Бергена.
Задача не потеряться и не опоздать к отправлению поезда/корабля/поезда – задача отъезжающего, специальных гидов нет, но все туристы едут именно по этому маршруту, с аналогичными маршрутными буклетами. Потеряться можно, но сложно – достаточно следить за временем.
Сам маршрут включает в себя прогулку по живописному Нерейфьорду, поездку по Фломской железной дороге (Flåmsbana, http://www.flamsbana.no) , проложенной по пробитому в горах в 1930-е годы тоннелю, и посещение городка Восс (http://www.Visitvoss.no ). Кстати, подобную прогулку можно совершить и выезжая из Осло, но из Бергена много ближе.
«Всю дорогу, пока экспресс спускается с высоты 866 метров к Флому и Аурландс-фьорду (Aurlandsfjord), пассажиры с риском для жизни вывешиваются из окон, лихорадочно фотографируя красоты. Поезд перепрыгивает через горные реки, скрывается в тоннелях, замедляет ход над глубоким Береквамским ущельем и нависает над красивой Фломской долиной с хуторами и церковью — пока не остановится на набережной Флома, почти упираясь локомотивом в пришвартованные тут же корабли». (с) Афиша-Осло
1. Поезд из Бергена в Vocc.
Отправление в 8:40, прибытие в Vocc в 9:54. После выхода из поезда все пассажиры пересаживаются в авобусы, ожидающие на привокзальной площади. При посадке в автобусы с табличками «Norway in a nutshell» - проверка билетов "из буклета".
2. Автобус.
Потрясающе красивые виды по дороге.
Прибытие в Gudvangen в 11:10. Наконец то я увижу фьорды!
В прибрежной деревушке Гудванген, откуда начинается круиз по Согнефьорду, большущий сувенирный магазин. От увиденного изобилия сувениров в местном туристическом магазинчике разбегаются глаза: при желании здесь можно экипировать себя с ног до головы в одеяния викингов. Магазинчик неспроста торгует сувенирами времен викингов: еще с дохристианских времен в Гудвангене располагалось несколько известных далеко окрест культовых мест.
3. Корабль.
Отправление из Gudvangen в 11:45, fjord cruise.
Самый большой фьорд Норвегии и второй по величине в мире, после фьорда Скорсби, расположенного на восточном побережье Гренландии, - Согнефорд, по нескольким из рукавов которого - Аурландфьорду и Нерейфьорду у нас запланирован круиз на катере
4. Поезд.
Корабль прибывает в Flam в 14:10: дается почти 2 часа на обед и осмотр городка. Отправление из Flam в 16:05.
Фломская железная дорога, по которой предстояло подняться на высоту 865 метров до высокогорной станции Мюрдал, а затем спуститься вниз, - одна из самых крутых железных дорог в мире. Интересно, что почти 80 процентов всей трассы имеет уклон в один метр на каждые 18 метров пути. Построенная в экстремальных условиях норвежского ландшафта горная железная дорога Фломсбана первоначально имела сугубо практическое значение: на высокогорном плато Мюрдал она пересекалась с Бергенской железной дорогой, куда доставлялись грузы и пассажиры из Флома. И лишь спустя многие годы Фломская железная дорога из обычного средства передвижения превратилась в увлекательнейший туристический аттракцион.
Сьемка из окон поезда
5. Поезд в Берген.
Прибытие в Myrdal в 17:03. Отправление из Myrdal в Берген в 17:15. Возвращение в Берген в 19:53.
Данный маршрут можно "растянуть" на сколько угодно дней, указав при бронировании не Day trip, a Multiple days.
2 день. 13.06.13 (четверг) Осмотр Бергена (две вещи, которые стоит знать о Бергене: погода и тролли).
Говорят, что Берген – самый мокрый город Норвегии.
Турист, приехавший в Берген и уже уставший от бесконечного дождя, спрашивает у мальчика на улице: «Скажите, а здесь бывает время без дождей?». «Я не знаю. Мне только тринадцать», - отвечает бергенец. Этот анекдот точно описывает местную погоду: здесь дождливо 260 дней в году.
Нельзя сказать, что дождь сильно надоедал, просто необходимы непромокаемая обувь и куртки с капюшоном.
1. Церковь Девы Марии (Mariakirken).
Самое старое здание Бергена (1130) и одна из самых выдающихся романских церквей в стране. Построенная более чем 850 лет назад, она долгие годы служила ганзейским купцам приходской церковью (1408-1766) и снаружи сохранила облик, который имела в 1250 г., а внутри может похвастаться пышным барочным убранством. Гордость церкви – уникальная и обильно золоченая барочная кафедра XVII века, пожалованная церкви купцами, которые привезли ее из Голландии.
2. Фуникулер Fløibanen и смотровая площадка на горе Флёй (Fløi)Стоимость подъемника Fløibanen за 70 крон в оба конца.
http://www.Fløibanen.no Подъемник отправляется по мере наполнения, но минимум раз в полчаса. Можно подняться по живописной лестнице, переходящей в пологую лесную дорогу (лестница расположена справа от фуникулера). Подъем совершенно не сложный, очень приятный.
3. Рыбный рынок.
Рынок в гавани Воген (Vågen) появился еще в раннем средневековье – здесь удобно было разворачивать торговлю купцам с прибывших в Берген кораблей. Сейчас рынок играет более декоративную, чем практическую роль – во всяком случае, местных жителей на нем я за время нашей недолгой прогулки там не обнаружила, лишь туристы бродили меж рядов, вдумчиво разглядывая дары моря. Для немедленного потребления можно приобрести бутерброды с рыбой в ассортименте – от 25 крон за штуку, для последующей варки – все, что угодно, от устриц до омаров («Афиша» утверждает, что кальмаров в Норвегии вы не найдете – отчего-то местные жители испытывают к ним отвращение). Правда, лотков с рыбой не так уж и много – на них активно наступают лотки с сувенирами, сладкой норвежской клубникой, и прочими поделками (внимание привлек ларек со шкурами, правда определить на глаз, что за звери, не удалось).
http://www.torgetibergen.no
4. Набережная Брюгген (Bryggen)
Эти яркие дома смотрят на вас с обложек практически всех путеводителей о Норвегии, это – Брюгген, купеческий квартал средневекового Бергена. Именно здесь ганзейские купцы лелеяли свои коварные планы по захвату торговли в Северном и Балтийском морях, именно здесь после захвата власти в городе решались все важные вопросы. Именно здесь в подполах хранились несметные богатства Ганзейского союза, на которые он мог позволить себе воевать с целыми королевствами.
Что я НЕ посмотрела в Бергене:
- Поместье Эдварда Грига Тролльхауген (Холм Троллей), где композитор прожил 22 года.
http://www.Troldhaugen.com
Как добраться: автобусом от автовокзала Бергена до ост. Hopsbroen или специальным туристическим автобусом «Attractions bus» (см. раздел «Специальные туристические билеты и маршруты»).
- Музей под открытым небом Старый Берген (Gamle Bergen), работает только с мая по начало сентября! – как и в Осло, несколько десятком старинных деревянных домов.
Как добраться: авт. 20, 21, 22, 30, 50 из центра города или специальным туристическим автобусом «Attractions bus» (см. раздел «Специальные туристические билеты и
- Бергенский замок (Bergenhus)
5. Во второй половине для - паром в Ставангер из Бергена (в пути 3 часа).
http://booking.norled.no/default.aspx
На booking был найден и забронирован отель в Ставангере: St Svithun Hotel (адрес Gerd-Ragna Bloch Thorsens gate 8, 4011 Ставангер).
3 день. 14.06.13 (пятница) путешествие из Ставангера.
Я брала автобусную экскурсию (здесь был единственный раз экскурсовод – он же водитель автобуса): Tide Reiser - Fjelltur til Kjerag .
Сайт, на котором заказывала поездку: tidereiser.com
Departure city: 1.Fiskepiren 07:30, Fjelltur/Hiking Kjerag og Sirdalsruta
Путь к Kjerag начинается от Øygardstølen, что в переводе с норвежского означает «Орлиное гнездо». Заблудиться невозможно: как и на всех пешеходных туристических маршрутах Норвегии, везде установлены указатели, а на особо трудных участках провешены цепи (перила). На подъём вы потратите около 2,5 часов, и я лично не раз вспомнила крепким словом норвежцев, заставивших полмира лазить по их скалам.
Вид с плато Кьераг, конечно, открывается сногсшибательный, но сюда стремятся люди вовсе не за видами, коих полно на каждом норвежском фьорде, а ради возможности постоять минутку на небольшом валуне Kjeragbolten, каким-то образом застрявшем между двумя скалами на километровой высоте.
Другие варианты добраться:
· на пароме – из Ставангера (28.05 – 24.06) или Lauvvik (25.06 – 28.08 ) до Lysebotn, затем на автобусе до Øygardsstøl;
· на машине – из Ставангера по шоссе Е39 до Ålgård, затем по Rv45 через Byrkjedal до Øygardsstøl. Далее пешком.
Сезон: июнь – сентябрь.
4 день. 15.06.13 (суббота) пешком к «Кафедре проповедника».
О дороге до Preikestolen написано много. Я планировала маршрут через Тау (на карте ниже).
Во второй половине дня -прогулка по Ставангеру. Осмотр города.
5 день. 16.06.13 (воскресенье) вылет в 5:00 из Ставангера через Ригу в Москву.
Дорога в аэропорт: http://www.flybussen.no/en На сайте можно посмотреть расписание – автобусы «до последнего рейса», очень пунктуальные. Оплата = наличными, банковские карты не применяются.
Советы «бывалых»:
· Питание в Норвегии достаточно дорогое. К примеру, рыбный суп в ресторане Бергена - 200 крон, на рыбном рынке Бергена - от 80 до 100 крон. 100 грамм китового мяса на рыбном рынке Бергена предлагалось по цене в 75 крон. Стейк с картошкой на рыбном рынке обойдется в 250 крон.
· Наиболее практичные и качественные сувениры из Норвегии - это свитера, шапочки и другие изделия из натуральной шерсти. Но цена «кусается»: к примеру, варежки -800-1000 крон.
· Одежда. Запасных непромокаемых курток и теплых вещей (если вы, конечно, едете в тур с мая по сентябрь) в Норвегию брать не надо. Погода там немногим отличается от прибалтийской или ленинградской, так что если и промокнете - к утру высохнете. А вот запасная удобная обувь - может пригодиться. И не стоит рассчитывать на 1 пару кроссовок: даже при том минимуме, что туристы ходят по горам, кроссовки от острых камней могут быстро развалиться или просто промокнуть и не высохнуть к утру.
· Деньги. Хотела сказать, что необходимости в наличных деньгах не было ни разу, но поняла, что нет, бывало. Несмотря на то, что даже на рыбном рынке в Бергене можно было оплатить картой, столкнулась с невозможностью оплатить проезд в экскурсионных автобусах в Ставангере. Т.е. немного наличных все-таки нужно иметь