Два года назад, когда я с друзьями отдыхал в шведском Оре, нам удалось выбраться на денек в норвежский Тронхейм. Увидев маленький кусочек Норвегии, я загорелся мыслью побывать в этой стране еще раз. На это лето была запланирована двухнедельная поездка по южной части Норвегии, но, к сожалению, в силу сложившихся обстоятельств я так и не воплотил ее в жизнь.
И тут у меня появилась необходимость в откатке финской визы, бездарно ехать в близлежащие городки я не хотел, поэтому у меня появилась идея совершить трип через всю Финляндию в Норвегию и доехать до самой северной точки Европы – Нордкапа.
В поездке нас было двое. Быть моим напарником согласился мой давнишний друг Павел, за что ему большое спасибо.
Собирать информацию я начал за две недели. Сначала думали совершить поездку за три дня, что в принципе возможно, но решили не насиловать себя столь утомительным графиком и добавили еще один день. К субботе и воскресению мы добавили еще пятницу и понедельник, чтобы пересекать границу не в часы-пик и не тратить на это драгоценное время.
Маршрут был следующий: СПб-Нордкап-поход на мыс Knivskjelodden – Скарсвог-Хоннинсвог- СПб
- Загружается GPS трек...
- track_326598
Гугл показывал 19.5 часов чистой езды до Нордкапа, что в итоге точь в точь совпало с показаниями бортового компьютера! Надо же какая точность!
Что было с собой: палатка, спальники до 0, горелка, балоны с газом, запас еды и воды на все дни(решили все купить заранее в России, чтобы не тратить время потом), термосы с кофем, два спининга, две поплавковые, лампа, фонарик, дождевики, теплая одежда и термобелье ну и прочая мелочевка. Пригодилось абсолютно все, кроме удочек)))
Из СПб мы выехали в 3 ночи в ночь с четверга на пятницу, предварительно поспав 2 часа дома. Советую как можно больше поспать перед такой дорогой. Границу пересекали в Светогорске, потратили на это минут 20, т.к. кроме нас было всего 2 машины. По трассе частенько был сильный туман, приходилось снижать скорость и вглядываться на дорогу. К тому же поехали мы на солярисе друга, а головной свет там абсолютно никакой!
Траффик по трассам Финляндии маленький, встречных машин было совсем не много. За исключением населенных пунктов и узких мест везде в основном было ограничении в 100 км/ч, по 6-й трассе много камер, но они обозначены знаками. Мы ехали в основном с небольшим превышением скорости. В 8.20 по финскому мы прибыли в Рованиеми. Остановились у деревни Санта Клауса, она находилась по нашему пути после самого города. Прогулявшись минут 20 и купив несколько сувениров мы двинулись дальше на север, уже по территории за полярным кругом.
Следующие несколько сотен километров ничем примечательным не запомнились, хороший асфальт, спокойное движение и поиск оленей на обочине)
По моим подсчетам мы должны были остановиться на ночевку на отрезке между Инари и границей с Норвегией, но благополучно пересекли границу, когда солнце еще было довольно-таки высоко.
Кстати между Ивало и Инари есть отличная площадка отдыха у озера с прекрасными видами, туалетом и столиками.
Там мы сделали небольшой перекус, размяли немного ноги и полюбовались чистейшей водой и видами.
Чем ближе мы подъезжали к Норвегии, тем дорога становилась интересней, перепады высот увеличивались и окружающие виды становились все лучше и лучше!
Граница с Норвегией проходит по реке с красивыми песчаными берегами.
Перед границей, еще на территории Финляндии есть пост, на подобии как у нас перед городами, но на нем никого не было.
Еще до Норвегии стало заметно, что в этих края осень уже давно наступила, с каждым километром продвижения на север, зеленой листы было все меньше и меньше. Вокруг была настоящая золотая осень! Одно из моих любимых времен. Деревья становились все ниже и ниже. Хвойные уже почти не попадались.
Дело шло к ночи, и мы начали активно подыскивать удобный съезд с трассы и место под палатку. Проехав Skoganvarri мы увидели широкий съезд, в этом месте трасса уходила наверх, а с левой стороны была искусственная необорудованная площадка (наверно при строительстве дороги там стояла техника). От озера Ovrevann площадку отделял небольшой холм, перебравшись через него мы нашли маленькую площадку среди деревьев прямо у воды. Там и расположились.
На самом деле вдоль дороги приличное кол-во съездов, некоторые были заняты кемперами и машинами, но выбор все равно был. Получается что мы проехали за раз около 1400 км.
Ночька была еще та) Поднялся сильный ветер, ночью был дождь, волны на озере бились о берег с сильным шумом. Разговоры о медведях, чуть не отправили моего друга ночевать в машину, но он набрался мужества и остался в палатке))
Проснулись в 5.30 утра, на озере было абсолютное спокойствие. От ночной бури не осталось и следа.
Выпив горячего кофе, собрали лагерь и двинулись далее. До цели оставалось 240 км.
Путь пролегал по трассе Е6, после городка Lakselv, дорога пошла вдоль Порсангер фьерда (Баренцево море). Здесь кстати, в самом начале движения вдоль залива есть несколько шикарных площадок для остановки, где можно и палатку поставить.
Какая же это красивая и интересная трасса!!! Перепады высот, хороший асфальт и спланированные уклоны дорожного полотна на поворотах, на которых можно особо не сбавлять газ!
Движения почти не было, но пару раз попадались на пути олени.
Помня предостережения форумчан я ехал осторожно, но не мог отказать себе в нажатии на газ при первом же удобном моменте и открытом повороте! Эх, приехать бы сюда на каком-нибудь спортивном авто!
Вдоль норвежских трасс довольно часто расположены площадки для отдыха и стоянки, но самое классное. Что они сделаны именно в тех местах, с которых открываются самые красивые виды! Пару раз мы останавливались для созерцания красот и для коротких фотосессий. Вода в заливе была чистейшая и соленая (проверено))))
После Е6 началась трасса Е69, которая и привела нас к тоннелю на остров Магерёйя.
Интересный тоннельчик, раньше был платный в обоих направлениях.
Всего по пути проезжаем по 5 тоннелям
Дорога постепенно шла вверх, после поворота развилки с Хоннинсвогом небо постепенно стало затягиваться плотными тучами, дул сильный ветер, пошел дождик.
Скорость передвижения заметно упала.
К самому Нордкапу мы приехали к 9.30. На выезде шлагбаумы были подняты и никого не было.
Мне кажется, нет смысла смотреть прогноз погоды на Нордкапе. Погода менялась каждый час. Здесь наверно просто как повезет. Вначале был сильный туман и мы уже подумали, что не увидим ничего кроме самой площадки Нордкапа, но через 20 минут туман начал постепенно рассеиваться, мы утеплились по максимуму и наконец то вышли из машины
.
Ветер был очень сильный, приходилось очень аккуратно открывать двери в машине. После нас подъехал Форд с номерами 51-го региона. 5-ро парней приехали из Мурманска, не много поговорив с ними мы пошли осматривать площадку вокруг комплекса.
Сам комплекс открывается в 11 часов.
Вообще после Рованиеми питерские номера практически не встречались, но были немногочисленные представители Мурманской области и пару машин с карельскими номерами.
Туман ушел, открывались красивые вида на Баренцево море. Ветер не стихал, но это еще больше добавляло впечатлений от Севера.
С ног конечно ветер не срывал, но близко к обрыву подходить было страшновато. 10-ти рублевая монета, брошенная мной в сторону моря с обрыва, была подхвачена ветром, взималась вверх(!) и упала обратно к моим ногам! Оставил себе ее на память, вдруг будет приносить удачу)
Побродив вдоль обрыва, сделали типовые фотки у глобуса, не много прогулялись по самому комплексу. О нем есть много информации в инете. Описывать не буду.
На фильм мы не пошли, в магазинчике взяли несколько сувениров на память и оплачивая их на кассе познакомились с кассиршей- она оказалась литовкой, работает здесь уже три года. Сказала, что просто как то решили семьей уехать от суеты в Норвегию. По ее словам, живется здесь хорошо, спокойно. Но детям уже поднадоело, думают переезжать.
У нас же по плану стоял переезд на стоянку чуть назад от Нордкапа и поход на действительно самую северную точку – мыс Книвскеллоден. Туда идти 9 км пешком по дикой местности.
Если соберетесь туда, то обязательно возьмите с собой дождевики, и обувь на плотной подошве!
От стоянки идет тропа до самого мыса, довольно-таки сильно вытоптанная и обозначенная пирамидками из камней, но мы не пошли по ней и двигались по 3дэ карте гугла)) В итоге наш маршрут был короче, но сложнее, т.к. проходил наперерез горам)
По пути часто встречались семейки оленей. В попытке удачного фото я пытался подойти к ним поближе, но ближе 50 метров они к себе не подпускают.
Под ногами много ягод, я постоянно собирал чернику)
Пополнил запас витаминов для глаз. Путь до цели длился 3 часа!
С погодой опять же везло, в начале пути было солнечно, затем снова все затянуло тучами, но в конце распогодилось и по приходу на мыс Норвегия нам выдала подарок в виде радуги.
Как видно по фотографиям, растительность в тундре не богатая, все стелется по земле, но в одной из расщелин, не далеко от самого мыса, мы обнаружили некий оазис!
Видимо ветер сюда не задувает и плюс влажность от ручья, создали райский уголок в скромной тундре.
По приходу на мыс был обнаружен шкафчик с тетрадью и записью. Отметились в нем и мы)
В ознаменование достигнутой цели был поднят российский флаг, который я и тащил с собой ради этого момента).
Поднявшись немного выше, сев под камень, чтобы хоть не много укрыться от ветра, мы нагрели себе чаю и любовались видами. Было решено не разбивать здесь лагерь на ночь и вернуться к машине, т.к. погода здесь слишком переменчива и от ветра скрыться не где. Не успев добить кружку чая, погода снова изменилась, пошел дождь. Мы быстро собрались и, надев дождевики и спрятав фотоаппарат поглубже в рюкзак, двинули обратно.
Вид на Нордкап
Идти было тяжеловато, обратно мы пошли по тропе. Так было идти дальше, но маршрут был более пологий. Тропа сильно вытоптана и в большинстве своем грязная. Дошли мы обратно за 2.40, делали пару коротких остановок, воду пили прямо из речек. Она в них очень вкусная и на вид чистая. Не думаю что в ней будет какая-нибудь зараза)
В итоге мы так и протаскали с собой рюкзаки с палаткой, спальниками и едой. Но зато теперь я знаю свои силы и возможный километраж похода с полным рюкзаком.
Добравшись до машины стало понятно, что на поиск места под палатку у нас нет сил и времени, уже начинало темнеть. Т.е. получается, что за один световой день можно посетить и Нордкап и Книвскеллоден. Доехав до Скарсвага-небольшого рыбацкого посёлка, мы обнаружили все кемпинги уже закрытыми.
Остановились в миниотеле у поляков. Указатель к нему есть. С главной улицы сворачиваете на право на первую дамбу, после дамбы еще раз на право и через несколько домов, с левой стороны будет мини отельчик. Так он выглядит:
На двери была наклейка ВИЗА и Мастеркард, что не могло не радовать, т.к. деньги на поездку мы не меняли.
Встретил нас поляк лет под 35, к сожалению, имя мы так и не спросили. Нам был предложен номер с маленькой кухней (плита, мойка, посуда), душем и комнатой с двухярусной кроватью за 300 крон с каждого. Все скромно и чисто. В ответ мы предложили ему сумму в два раза меньше, но в итоге договорились за 450 крон на двоих. Но карту он принимать отказался! Онли кэш! Не имея кэша с собой, мы договорились, о том, что утром поедем с ним в Хоннинсвог и снимем деньги в банкомате. Поляк предложил нам хлеба и еды бесплатно, мы отказались, т.к. у нас еще были свои запасы. Также он спросил не взяли ли мы с собой пару блоков Мальборо, сигареты то у них дорогие… В итоге он получил только пару пачек ЛМ от друга в подарок)
На следующее утро, мы полезли к скале Киркепортен. Указатель к ней в Скарсваге тоже есть и тропинка через холмик обозначена столбиками. Весь путь туда-обратно занял 1.5 часа.
Вернувшись и собравшись, мы поехали в след за поляком в Хоннинсвог к банкомату.
Банкомат отказался выдавать мне 450 крон, можно было снять только суммы кратные 500. В итоге жилье нам обошлось не в 450, а в 400 крон, т.к. у поляка не было сдачи в 50 крон и он сам протянул мне обратно 100-кроновую купюру). Также он поведал, что живет здесь уже год, рыбачит, зарабатывает за 3 дня столько же, сколько зарабатывал в Польше за месяц. Говорит, что там хорошо работать, но не жить. Более-менее нормальная погода только три летних месяца в году.
Попрощавшись с поляком, мы проехались по Хоннинсвогу.
Хотели найти кафе или ресторанчик и отведать рыбного супа, но все было закрыто. В Скарсваге суп мы не отведали, было еще рановато до обеда и мы не хотели задерживать свой путь обратно в СПб.
В сувенирном магазинчике, что недалеко от памятника крючку, я наконец-то нашел Норвежский флаг! (Собираю я небольшие флаги стран, на ножке). Также там мы купили автомобильную овальную наклейку с изображением Нордкапа, которая теперь красуется на заднем стекле Соляриса.
Примерно в 12 часов дня мы начали движение обратно.
Снова Е69, Е6, прекрасная дорога и виды, множество кемперов, олени на обочинах, граница и Финляндия. На этот раз фьерд отметился сильным отливом и показал нам чуть ли не все свое дно.
Последняя ночевка была организована на озере Порттипахдантекоярви. После того как проедите деревушку Райванен, через пару километров проезжаете по дамбе через озеро и сразу после дамбы будет съезд на право в лес. С левой стороны будут сувенирные лавки и стоянка. После съезда чуть можно немного проехать направо к озеру. Там будет ровная площадка.
Если после съезда проехать чуть прямо по лесу, то там будут какие-то пару заброшенных домиков, которые видимо иногда посещаются туристами или хозяевами. Внутрь них я не стал заглядывать, хотя один из них был на навесном замке, а дверь второго была просто уперта доской.
На всем протяжении обратного пути стояла солнечная погода. Температура была порядка 10-12 градусов тепла, но к ночи начал падать. У озера мы попытались не много порыбачить, но т.к. мы совсем не рыбаки, то улова у нас не было. Ну и ладно, не за этим ехали. Зато получились шикарные фото на фоне уходящего солнца и зеркала воды.
привет телеканалу "Моя планета":
Перекусив гречки с тушенкой и выпив чая со сгущенкой мы укутались в спальники и легли спать. Трасса была рядом, но совсем не мешала, машины проезжали с интенсивностью 1 шт. в 20 минут.
По ощущениям температура была около 5 градусов тепла.
Проснувшись утром, и еле заставив себя вылезти из коконов-спальников, обнаружили лед на машине. Озера практически не было видно из- за тумана над ним.
Выпив кофе, отправились далее.
Не много повеселились с купленным у Санта Клауса оленем)) Наверно, если бы это была машина девушки (да простит меня весь женский пол), то она бы выглядела так:
Обратный путь прошел, как говорится, без сучка и задоринки. Останавливались только на АЗС для дозаправки. Границу прошли за полчаса. В Питере были в районе 9 вечера.
Не много статистики:
Проехали 3300 км. Чистой дороги было около 39 часов. НА все ушло 4 дня + плюс ночь
В пути мы постоянно менялись, после каждых 500-600 км пути, настолько хватало одного бака.
Бензин в Финляндии стоит порядка 75 рублей, в Норвегии около 90 рублей. С собой мы брали 10 литров в канистре.
Вся провизия была куплена в России. Питались тушенкой, бутербродами с колбасой и сыром, сосисками, гречкой и макаронами. Также чай, кофе печенья конфеты и прочая мелочевка. На обратном пути только купили себе по мороженному и воды.
По деньгам:
14 т.р. – бензин
5 т.р. – сувениры
3 т.р. – еда
2.2 т.р. –проживание в отеле (1 ночь)
Итого около 24 тысяч на двоих.
Итог: это мой не первый «марш-бросок» на автомобиле, как и у моего друга. Поэтому нас дорога не сильно утомила. Впечатлений много, поездкой доволен на все 100%. Естественно на этом я Норвегию не оставлю. С погодой нам повезло, смогли почувствовать и мощь северных ветров и суровость климата и увидеть полярное солнце. Дожди были, но либо ночью, либо короткие и совсем не помешали нам. Температура была комфортная, главное правильно одеться. Всем рекомендую такой трип. Всем спасибо! Если есть вопросы – готов ответить и помочь!
П.С. Путешествуйте при первой же возможности, не ищите причины отказываться от этого, это очень здорово!