Этот отчет хотелось бы адресовать в первую очередь тем, кто впервые планирует совершить автопутешествие на арендованном автомобиле по Норвегии. Не претендуя на истину в последней инстанции, изложу лишь собственный взгляд на особенности подготовки и детали самого путешествия, на которые пришлось обратить внимание.
Сама мысль посетить Норвегию возникла год назад, после многочисленных путешествий по Индии, страны невероятно интересной и многоплановой. После знойных объятий культурно-духовного наследия Индостана захотелось погрузиться в холодное величие природы суровой северной страны, выковавшей древних покорителей - викингов и бесстрашных путешественников современности. Одним словом из огня, да в полымя. Ну и проверка возможности бюджетного формата путешествия по одной из самых дорогих стран мира тоже подстегивала интерес.
Собственно подготовка началась за три месяца, когда определились даты поездки – на третью декаду августа, срок примерно неделя – ведь Норвегия страна недешевая и счетчик крутится быстро. Первоначально рассматривался вариант достижения Норвегии на собственной машине с родных краев – юга России, но из-за значительных сроков переезда до Норвегии и обратно, сопоставимых со временем нахождения там, этот вариант отпал. По авиаперелетам весьма заманчивым было предложение Estonian Air, позволявшим менее чем за 5 тысяч сгонять в Норвегию и обратно через Таллинн с одной ночевкой в нем. Но наткнувшись на отзывы пассажиров этой компании я понял, что это будет лотерея, в которой потерять можно намного больше стоимости билета, потеря времени и нервов также могла иметь место. Air Baltic выглядел намного надежнее при почти таких же ценах, но платный багаж и необходимость достаточно длительной остановки в Риге эти преимущества нивелировали. С финнами та же песня – дополнительное время на пересадку и отнюдь недешевый ночлег. Как всегда кстати нарисовался Аэрофлот с прямым перелетом менее 2,5 часов и ценой в 9 тысяч.
Итак, моя жена, я и еще двое попутчиков были готовы отправиться в суровый и величественно красивый северный край, дело за визами и дальнейшей проработкой маршрута. К тому времени выяснилось, что без машины там много не насмотришь и встал вопрос аренды авто. В случае четырех путешественников выходило не очень накладно, а ночлег в cabin-hytter-домике, рассчитанном, как правило, также на четыре постояльца предполагал путешествие квартетом с весьма низкими затратами. Но дороговизна страны наших попутчиков испугала и нас осталось двое, решительно настроенных на покорение норвежских фьордов. Чуть позже к нам присоединился третий член экспедиции, наша московская сваха Вера, человек решительный и отчаянный. К моменту оформления виз сформировался маршрут, который был скорректирован благодаря помощи форумчан и собственного тщательного анализа (выделено курсивом)
20 августа, Вт.
12:30 Прилет Осло Гардермоен
14:00 Выезд на прокатном автомобиле в направлении Лэрдаль. 300 км – 5 часов. Ночлег в мотеле Laerdal Ferie –og Fritidspark.
Решено было не гнать до опупения по неизведанным норвежским дорожкам до фьордов, а заночевать в Boflaten Camping, не доезжая Borgund`a. Да и время в пути – 5 часов было малореальным, что в дальнейшем и показала практика.
21августа, Ср.
До обеда: первое знакомство с фьордами, осмотр поселения в старом Лэрдале и вероятное посещение церкви в Боргунде. После обеда переезд по Снежной дороге в Аурланд, осмотр достопримечательностей. Далее посещение Флама и Гудвангена. Возвращение в Лэрдаль на ночлег через тоннель.
Что-то на этот день получалось много переездов и достопримечательностей, а еще замаячила перспектива хайкинга в районе Нэрейфьорда, поэтому было решено заночевать в Гудвангене, для чего и забронировали бунгало – именно так почему-то был поименован домик в кемпинге.
22 августа, Чт.
Лэрдаль – Фоднесс, переправа паромом и далее движение до Согндаля и Солворна. Паромная переправа в Урнес, осмотр древнейшей церкви. Возвращение в Согндаль и переезд во Фьерланн, музей глетчера. Дальше движемся на ледники, вероятнее в район Бриксдальсбреен, где и предполагается ночлег в одном из кемпингов. Если получится по времени, то во второй половине дня экскурсия на ледник, или же этому будет посвящено следующее утро.
Планы предыдущего дня частично перетекали на этот день, поэтому еще одна церковь оказывалась лишней. Оставался вопрос с ледником, который был решен в пользу Bodalsbreen, но на один из других дней. Весьма заинтересовало восхождение на обзорную точку с видом на три фьорда в районе Nordfjordeid, поэтому планировалось двигаться в этом направлении.
23 августа, Пт.
Выдвижение в Стрюн и далее по дороге на Гейрангер две обзорные точки – Видесеттер и Дальснибба. Знакомство с Гейрангерфьордом и движемся в направлении Олесунна через паромную переправу Эйдсдал – Линге. Перед Олесунном остановка на ночлег.
После утреннего хайкинга к вечеру хотели добраться до Олесунна и заночевать вблизи его
24 августа, Сб.
Знакомство с городом Олесунн и его окрестностями: аквариум Атлантический парк, вид на город с верхней точки, улочки и музеи, рынки и набережная. После обеда отъезд на Ондальснес через Дорогу Троллей. Ночлег на участке Ондальснес – Домбас.
Гейрангерфьорд перетекал на субботу, вторую половину дня и ночевкой на нем.
25 августа, Вс.
Движение в сторону Осло. Ондальснес – Лиллехаммер – Гьовик. 311 км – 5 часов. Осмотр достопримечательностей по пути, ночлег между Лиллехаммером и Гьовиком.
Еще немножечко Гейрангерфьорда до полудня, а уж потом чешем в сторону Осло. Ледник как-то не вписывался в эту схему и необходимость посещения Олесунна ставилась под вопрос – эту дилемму предполагалось решить на месте.
26 августа, Пн.
Возврат авто в прокатную контору до 12-00. Переезд из Гардермоена в Осло электричкой, приобретение Осло Пасс и заселение на месте ночлега.
27 августа, Вт.
Активное знакомство с достопримечательностями Осло.
Ну вот тут я не совсем согласен с мнениями оппонентов на форуме, считающих исключать крупные города из маршрута. В Осло есть что посмотреть на 1-2 дня, хотя, как показала практика, музейным городом его назвать трудно. Но каждый делает выводы сам для себя – мы не пожалели о проведенных полутора днях в Осло.
28 августа, Ср.
Вылет из аэропорта в 13:20
После получения виз бронь на проживание была снята, перебронировали только одну ночь в Гудвангене и две ночи в Осло. Оставался вопрос с арендой автомобиля, для которого нужны были Международное Водительское Удостоверение (МВУ) и кредитная карта, что являлось обязательным требованием во всех крупных прокатных конторах. Я сам задавался вопросом, необходимо ли то и другое. Вполне вероятно, что можно обойтись дебетовой картой вместо кредитной с достаточной суммой средств на ней и этот вариант может прокатить при оформлении аренды. Если вы вьезжаете на своей машине, вероятно у вас и не спросят МВУ, и вы можете не встретить ни одного полицейского за время путешествия. Но в случае возникновения ДТП отсутствие МВУ может обернуться значительными финансовыми потерями – страховые компании в этом плане весьма придирчивы. Поэтому я не стал гадать, точно ли нужны мне эти документы, потратил полдня на оформление справок и договора на кредитную карту минус из кармана 900руб. на годовое обслуживание. МВУ отняло чуть больше времени и средств: полдня и 1800руб. ушло на медкомиссию и еще два часа и 1400руб. на оформление самого удостоверения, сроком на три года.
Машину на 6 дней решили брать эконом класса, как правило предлагается VolksWagen Polo 1,2 L. Мнение большинства пользователей Интернета сводилось к необходимости предварительного бронирования, дабы быть уверенным в наличии автомобиля определенной категории в точке старта. Обширный поиск в Интернете часто приводил к посреднику rentalcars.com, работающим с основными мировыми прокатными конторами. Сайт русскоязычный и имеет весьма привлекательный интерфейс, что несомненно удобно пользователям, для которых иноязычные ресурсы трудновоспринимаемы. Да и предложения были весьма заманчивы, да вот беда – за красивым фасадом я не увидел четко прописанных условий договора, что – согласитесь – уже настораживало. А условия отмены бронирования вообще не вдохновляли – ощутимая потеря денег была гарантирована по обеим вариантам предоплаты – частичной и в полном объеме. Особенно не понравился пункт, информирующий о том, что в случае каких-либо несоответствий ваших документов требованиям прокатной конторы вы автоматически становитесь козлом отпущения и сразу попадаете на деньги. Все это не очень располагало к предварительным платежам, а обзор отзывов клиентов rentalcars окончательно утвердил в мысли о ненужности такого сотрудничества.
Значит надо выходить на сами компании автопроката, решил я и, порывшись еще на ресурсах, остановил свой выбор на AVIS, имеющий к тому же и российское представительство. Отправной точкой был взят аэропорт Гардермоен, точка возврата – та же, ибо возврат в другом городе удорожает ренту чуть ли не на треть. Итак, пробую для эксперимента пройти цепочку бронирования, не вводя данных кредитной карты. Ввожу личные данные и адрес, пункты старта и возврата, даты, категорию автомобиля и … о чудо! – выскакивает надпись «Ваше бронирование успешно выполнено» - ни тебе предоплаты, ни каких-то еще страшилок. Правда в условиях отмены стояло упоминание о бесплатной отмене не менее, чем за 48 часов, но о штрафных санкциях конкретной информации не было, что навело меня на мысль о том, что эта мера имела скорее дисциплинарный характер.
Итого за аренду машины VW Polo c 20 по 26 августа, т.е. за 6 суток, надо было оплатить 266 EUR, что эквивалентно 12 207 руб. Плюс к этому планировалось оформить дополнительную страховку, что добавит расходов еще примерно на 2000руб. Использовать GPS навигацию не предполагалось по нескольким причинам: а) у меня нет собственного навигатора, покупать или брать у кого-то в пользование, закачивать туда платные карты Норвегии да еще разбираться со всей этой электронной кухней как-то не очень вдохновляло, б) брать навигатор как опцию в прокатной конторе означало за большие деньги получить в лучшем случае англоязыкого штурмана, что меня, поверхностно владеющего языком Шекспира, тоже не устраивало. Поэтому был выбран простой и проверенный способ – подробная бумажная карта Норвегии, купленная в Озоне за 165 руб., плюс к этому масса карт в планшетнике и распечатки маршрутов с visitnorway.com (последние не пригодились). Ну и штурман в лице моей жены Тани вселял дополнительную уверенность в правильности выбранного пути.
Наша материальная подготовка заключалась в загрузке проверенных временем рюкзаков на 40 и 100литров, экипировкой для хайкинга, постельным бельем и набором сухих продуктов для автономного питания. Экипировка включалав себя высокие ботинки для трекинга (приобретены в московском Декатлоне за смешные деньги 1,5 ткыс. руб. за пару), непромокаемые куртки (приобретены там же, за еще более смешные деньги, но из-за отличной погоды оказались невостребованными), очки от солнца (а вот они оказались весьма кстати, опять же, ввиду хорошей погоды), ну и палки для скандинавской ходьбы (оказали неоценимую помощь при подъемах и спусках).
Наши финансы были конвертированы в NOK`и (норвежские кроны), примерно по 3000NOK на человека (Банк Москвы, курс 5,5 – 5,7 руб за крону) и дополнялись дебетовой и кредитными картами ВТБ 24. Сразу замечу, что в таких объемах наличность в общем-то не нужна – один раз за ночлег не принимали пластик и мелочь необходима при оплате душа, ну и на пароме рассчитываться удобнее. Но что поделаешь с русским менталитетом – хрустящий кэш всегда вселяет уверенность. Но кое-где наличка в Норвегии уже не прокатывает – платный туалет в метро Осло открывал заветную дверь только по сигналам с банковской карты.
Итак, мы стоим в терминале Шереметьево, полностью экипированные и настроенные на самое близкое знакомство с Фьордами и другими красотами удивительной страны Норвегия. Да, еще одна ремарка. Накануне мы все-таки прикупили немного продуктов производства Евросоюза – финского сыра и итальянской колбасы, опасаясь строгих таможенных правил, касающихся запрета на ввоз мясомолочных продуктов, не произведенных в EU (чтобы нам не кинуть в багаж шмат домашнего соленого сала – ведь это не мясо! Не догадались…) Пройден таможенный и паспортный контроль, борт подан, старт. Напитки и следом легкий завтрак, соответствующий длительности перелета. Незаметно пролетели два часа и под крылом самолета показались кружева фьордов, пасторальные картинки сельской жизни, полупустые автомагистрали, изогнутая стрела трамплина Холмеколен, яркое солнце, приветствующее нас на Норвежской земле.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Зал пограничного контроля небольшой и пустынный. На возвышении два окна погранцов, правое для граждан Норвегии и стран Евросоюза, левое – для неграждан. Через правое быстро проскальзывают индусы, арабы и другие представители афро-азиатского мира. Левая змейка людей длиннее и двигается медленнее. Справа от нас охранник осуществляет отработанный церемониал с автоматической системой распознавания личности – правой рукой кладет паспорт на стойку приемника, камера поднимается на уровень головы, сканирует, опознает, сравнивает с фото в паспорте и после этого турникет открывается. Человек в униформе педантично ставит отметки в блокнотик. Иногда отметки неудовлетворительные, церемониал продолжается… Наконец правое окошко совсем опустело и нас позвали туда. Улыбка. Приветствие, цель визита, дата возвращения. Welcome!
Длинными коридорами движемся в сторону выдачи багажа, стараясь не пропустить постприлетный Дьюти Фри, который оказывается внизу, в зале выдачи. Наконец получаем наши рюкзаки, навьючиваем тележку и вперед, на абордаж, на винные склады! Дьютик большой и достаточно безлюдный – весь персонал только на кассах, закрадывается шальная советская мыслишка – потырить в рюкзаки по мелочи, уж больно здесь пахнет коммунизмом, ведь где-нибудь в московском Ашане наши чувалы заставили бы сдать или упаковать в полиэтиленовые мешки, ведь ни современное видеонаблюдение, ни многочисленные секьюрити полноценно не защищают отечественных ритейлеров от масштабного воровства. Уровень цен в магазине примерно московский, только выбор побольше и приоритет в пользу группы товаров «выпить и покушать». Пара упаковок пива известных брендов в дополнение к приобретенной в московском дьютике женской радости в виде ликера «Бейлис» обеспечили твердую галочку в графе «Питьевой режим выдерживается». Ну вот и последний контрольный пункт в виде зеленого коридора таможни, которая хоть и не дала нам внятного «Добро», но и не покусилась на наше добро, демонстративно повернувшись к нам задними частями тел, что и было расценено как указание двигаться на выход. А на выходе одетая в униформу бабуля лет восьмидесяти любезно показала нам направление к стойке автопрокатчиков AVIS.
Там уже мельтешил народ, оформлявший документы на своих железных коней. Брюнетка в униформе изучила поданную мной заявку и начала что-то оформлять. Прервавшись, она объяснила, что машин данной категории в наличии нет, и нам предстоит кататься на Ниссан Кашкай, якобы за те же деньги. А сумма-то выходила явно покучерявей! Немножко подискутировали, отбросили оплату за седьмые сутки – а получалось так, что мы начали оформлять в час пополудни, а возвращать собирались к двум часам дня, я доходчиво постарался объяснить, что Кашкай громоздкая для наших целей машина и достаточно прожорлива. О кей, подождите! Звонок другу, и уже другое предложение, от которого было трудно отказаться – Volkswagen Golf турбодизель. Цена, правда, была повыше от обозначенной в заявке, но практически совпадала с расценками на этот класс авто, а наличие дизеля обещало заметно съэкономить на топливе. Для себя делаю вывод, что наверное имело бы смысл перед самой поездкой списаться непосредственно с прокатчиками, уточнить наличие авто желаемого класса и подтвердить стоимость в местной валюте – при наличии ответа будет больше уверенности и легче вести диалог. С другой стороны, я не был в претензии, ибо за небольшую доплату мы получили более мощную и экономную машину, что оказалось немаловажным на крутых норвежских дорогах.
Через систему коридоров и лифтов мы попали на стоянку, где в будочке AVIS шел бойкий обмен бумажками и выдача-прием ключей от авто. Попросили расписаться под схемой машины для обозначения дефектов, что таковых нет. Рядом мужик вернулся с такой бумажкой и показывал, где он нашел царапины, мне ходить тудым-сюдым не хотелось и я предложил служащему хлопцу сходить вместе и на месте все дефекты обозначить, на что получил мягкое, но решительное объяснение, что если что-то обнаружится, то я могу вернуться и все оформим. Будь по-вашему – подумал я и мы отправились на поиски транспортного средства, которое вскоре и обнаружилось на закрытой стоянке. Хлопец был абсолютно прав, не имело смысла тратить его драгоценное время – машина была нулячая, любимого цвета Генри Форда и еще пахла заводской краской. Как-то вдруг встало немного не по себе – груз ответственности начинал точить душу сомнениями в успешности всего этого предприятия. Но делать нечего, надо двигаться к намеченной цели и мы втиснули в багажник три свои рюкзака, а уже сумки разместили на заднем сидении, благо там находилась лишь одна исследовательница фьордов Вера. Разобравшись с органами управления, тонкостями открывания багажника и лючка топливного бака, начали осторожно выдвигаться со стоянки – впереди маячили фьорды, до которых еще надо было добраться.
Ключ от страны фьордов
В багажник пахнущего свежей краской Гольфика с трудом вошли наши три рюкзака
Лучший способ познакомиться с Норвегией - путешествие на авто, хотя бы на прокатном
Уфф! Через 5 минут мы стали подозревать, что движемся не в том направлении, а еще через 10 окончательно утвердились в этой мысли, а Осло уже маячил на горизонте… Двадцать пятая сверка промелькнувших указателей с бумажной картой поборола нашу тупоголовость и уже наметился скорректированный маршрут в северо-западном направлении. Все было непривычно и необычно, в голове был сумбур и пришлось прибегнуть к помощи работавших на норвежском подворье курдов, которые с любезностью растолковали, как дальше двигаться. Если поначалу во время движения по хайвею вокруг было достаточно много машин, двигавшихся со скоростью за сто км, после съезда с него трафик стал заметно спокойнее. Бросилась в глаза желтая разделительная полоса между встречными потоками, имеющей кроме обычных сплошной, прерывистой линии еще и вид прерывистой с длинными штрихами, что не запрещало обгон, но говорило о его повышенной опасности. Немного другие знаки и разметка, часто встречавшиеся регистраторы контроля скорости с непременным предупреждением в виде знаков, многочисленные карманы автобусных остановок, как правило безупречное состояние дорожного покрытия, узкие обочины или полное их отсутствие при достаточно узких дорогах – все это определяло стиль движения, который требовал сосредоточенности и внимания, ну а размер штрафов предполагал джентльменское поведение на дороге.
Погода нам благоприятствовала, задержавшееся на третью декаду суровое скандинавское солнце грело нас практически в течение всего времени нашего путешествия, играло яркими красками окружающей природы. Около получаса мы потеряли на оформлении машины и знакомстве с нею, еще один непродуктивный час был потрачен на блукание по автодорогам и прокладку нового маршрута. Тем не менее мы уверенно двигались вперед, поставив задачу приблизиться как можно ближе к фьордам, целью был Laerdal, но учитывая потери времени было ясно, что ночевать нам придется не доезжая его. Вот и первая остановка на «Елке», чистые туалеты, свет, вода. Часто на местах для отдыха были информационные щиты с подробной информацией для туристов и местными рекламными объявлениями. Стандартно эти места были оборудованы, помимо туалетов, столиками с лавками, емкостями для мусора, хотя встречались случаи, когда что-то из этого джентльменского набора отсутствовало. Ну и конечно, все это располагалось зачастую в живописных местах, где ты мог наряду с потребностями сугубо физическими получить и эстетический заряд. Местность стала более пересеченой, слева появилось живописное озеро, которое обещало нас сопровождать не менее получаса и солнце уже начало цеплять верхушки невысоких гор. По пути еще раз остановились на обзорной точке, где встретили машину с питерскими номерами (кстати, единственную машину из России за все время нашего путешествия), я получил еще немного информации об особенностях норвежских порядков на дорогах и вскоре замелькали таблички с ожидаемыми названиями Vang, Borgund, Laerdal. Собственно для ночлега нам был нужен первый из них, где был порекомендован кемпинг Boflaten, куда мы вскоре подъехали. Флаги на въезде, асфальтовые дорожки, стриженый газон, аккуратные домики и немногочисленные кемперы, изумительный вид на озеро и гористый противоположный берег. Хозяин кемпинга показал нам домик с двумя небольшими комнатами, где было четыре спальных места, стол со стульями, электроплитка и электрообогреватели. За все-про все 430 NOK, торг оказался неуместным – ну не торговые люди норвеги, не то, что азиаты! Все удобства находились в санитарном блоке – туалеты, умывальные, душевые, которые блистали чистотой и были обеспечены туалетной бумагой, бумажными полотенцами, горячей водой, жидким мылом. Душевное впечатление оставил о себе этот туалетно-помывочный комплекс, а декоративная клумба перед ним прям-таки взывала своей эстетикой навести гармонию во внутренних органах и кожных покровах.
Первый норвежский пейзаж
Наш первый домик в кемпинге - потоп не страшен
Быстренько сообразили ужин на троих, отметили прибытие на норвежскую землю и мягкое покрывало северной ночи убаюкало уставших путников под ворохом одеял и с ворохом новых прекрасных впечатлений в голове.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ДОЛГАЯ ДОРОГА В ФЬОРДАХ.
Пасторальный завтрак с видом на местный ландшафт завершился быстрыми сборами и отъездом. Отъездом…отъездом… Черт, а гольфец – то наш просыпаться никак не хочет и двигаться тоже – горит куча лампочек на панели, а поворот ключа не вызывает механических эмоций, мало того, нажатие на клавишу ручника к его разблокировке тоже не приводит. Немецкий жеребец тупо игнорирует повеление восточных хозяев. Всплыла не очень остроумная мысль – сломался что ли? Пинки по колесам тоже проблемы не решили. Не догадавшись попинать свои сонные мозги, пошел за помощью в лице хозяина кемпинга. Ничуть не удивившись русским приколам, долговязый голландец сел за баранку и начал манипуляции руками-ногами – мотор заурчал. А все оказалось до тупости просто: ручник снимается, когда нога на педали тормоза, движок заводится, когда нога на педали сцепления – весь день предыдущий я так и делал, а тут с утра решил поизмываться над собой и машиной. Спасибо тебе великодушный голландец, за помощь и приют!
Мы движемся к первой точке – древней деревянной церкви в местечке Боргунд. Это был первый и единственный день, когда норвежская погода слегка показала свои зубки – пасмурное небо, свинцовые краски озер и фьордов и даже срывались капли дождя. Указатель на ставкирку – а именно так называются норвежские деревянные церкви, и через несколько минут мы на стоянке перед музеем церкви Боргунда.
Домик, где живут троллики
Церковь в Боргунде одна из самых древних - двеннадцатый век
Деревянная красавица ставкирка хорошо сохранилась благодаря продуманной вентиляции и покрытию дегтем
Довольно вместительное помещение с традиционной для этих заведений организацией – на первом месте зона сувенирной торговли, стойка для обилечивания и расчета с покупателями, ну и, конечно, сама музейная зона. Еще при подготовке я постарался собрать побольше информации о всяких культурно-исторических мероприятиях и, само собой, о ценах на них. Я знал, этот день, 21 августа будет один из последних, когда церковь доступна по летнему графику, с 8 утра до 8 вечера и именно поэтому хотел пораньше туда попасть ( ну вот не вышло!), выяснил также, что один билет стоит 80 NOK, а вот билет на семью стоит 190 NOK, поэтому справедливо считал, что мать моей дочери по закону (Daughter in law) является и членом моей семьи, а 50 крон на дороге не валяются. Family ticket – сказал я норвежскому хлопцу за кассой. О! – оценивающе воскликнул билетер и выдал нам три билетика по соответствующей ставке (а не хрен было законы о нетрадиционных браках принимать, что теперь сами не разберетесь кто кому в койке кем приходится). С чистой совестью и съэкономленными на помывку монетками мы звонкой походкой направились к древней церкви.
Норвегия славна своими деревянными церквями, обретшими свою концепцию в 12 веке. Собственно самые ранние из сохранившихся как раз и относятся к этим временам, когда христианство уже вовсю шагало по северным землям Европы. Одна из самых старых – церковь в Боргунде, прекрасно сохранившаяся и лишь немного подвергшаяся реставрации. Она абсолютно черная из-за покрывающей ее смолы, которая наряду с каменным основанием и продуманной вентиляцией сохранили этот шедевр зодчества до наших дней. Деревянный каркас, несущий деревянную крышу по типу кровли напоминающую нашу в Кижах, украшался резными драконами на коньках и затейливым резным орнаментом порталов. Сохранились рунические письмена на стенах и останки древних захоронений под полом. Эту церковь возвели в 1180 году на месте прежней, балки которой соприкасались с грунтом, что вело к гниению деревянных конструкций. Да и умерших уже очень давно хоронят на прилегающей территории, где могилы украшены каменными надгробиями и сделаны скромно, но с большим вкусом. В церкви был молодой гид-служитель, который с энтузиазмом поведал все секреты и был рад встретить интересующихся среди массы желающих сфотографироваться на фоне древней черной красавицы.
Служитель церкви приоткрывает завесу её тайн
Животно-растительные орнаменты портала - наследие языческой эпохи викингов
Бродя среди могил, отметил для себя несколько моментов: скромные, но безупречные по вкусу каменные плиты и кресты не выделяли жизненный уровень прежних хозяев, камню старательно оставляли как можно больше природных черт, фигурки птиц и скромные цветочные композиции дополнял небольшой символ очага в виде лампадки. Довольно много захороненных были с одинаковой фамилией, причем эти фамилии встречались нам в названиях расположенных неподалеку местечек. Но пора прощаться с этим древним культурным слоем, что мы и сделали в залах музея ставкирки, где экспозиция была посвящена истории самой церкви и быту древних обитателей этой земли.
Надгробные памятники просты и совершенны
Лаэрдаль был первым маленьким городком на нашем маршруте, уютным и ухоженным. Пробежались по супермаркету, порадовались ассортименту, но отнюдь не ценам. Кто-то утверждает, что цены на продукты в Норвегии мало отличаются от московских и питерских – в какие продуктовые бутики тогда вы ходите? Большинство съестного в два, а то и более раз дороже, и это закономерно, ведь и доходы местных жителей в несколько раз выше реальных среднероссийских, да и налоги заметно выше наших. Поэтому среди всего изобилия мы выбирали не то, что понравится, а лишь с желтыми и красными ценниками с надписями «Tilbud» и «First Price». Понятно, что в распродажу попадало в основном то, чего в магазине в избытке или истекает срок хранения. Это касалось салатов, овощей, соков и многого другого. А вот хлеб был всегда свежий и не залеживался на полках по низким ценам, похоже это был «социальный хлеб». С хлебом вообще отдельная история. Обычно его продают так: ценник с категориями от A до F, самая дешевая F, это и есть First price, в магазинах KIWI это составляет 7,9 NOK, на наши 45 руб (крона обходилась в 5,7 руб.) А вот в каждой из этих категорий можно увидеть разный хлеб , обычно упакованный в бумажные пакеты. Социальный мы брали и 500г белый, и отрубной 750г. Еще один характерный продукт, который был у нас в ходу – салаты. Все они были обильно сдобрены легким майонезом и обходились по следующим ценам: итальянский 400г – 13,4 NOK (76 руб), креветочный- 17,9 NOK (102 руб) и самый дешевый оказался картофельный 800г – 12,9 NOK (73 руб). Самое бюджетное молоко было в районе 12,9-15,9 NOK (73 – 90 руб) за литр. С овощами следующая картина: лук 2 головки – 14,9 NOK (85 руб). картошка примерно в ту же цену, но за килограмм, помидоры – 74 NOK (420 руб.) кг. Ровно столько же, как и помидоры, стоила килограммовая упаковка карамельного сыра, естественно, самого дешевого. Недорого была куплена кровавая колбаса – 25 NOK (140 руб) за кг, от 10 до 19 NOK (57 – 108 руб) можно было найти полуторалитровые упаковки соков, примерно 20 NOK (114 руб) обходились поллитровая банка пива самых дешевых сортов. Ну и самое главное продуктовое богатство Норвегии – рыба, замороженные стейки или филе лосося мы покупали по следующим ценам 52 – 84 NOK ( 300-500 руб) за кило, треска обходилась немного дешевле. Конечно, рыба, молОчка и, зачастую, хлеб были намного вкуснее наших, а вот овощи были такие же стеклянные, как и купленные с полок московских супермаркетов. Ну а если взять средние цены норвежских недорогих супермаркетов, то указанные мной цены можно смело умножать на 2 или 3. Так что с голоду в Норвегии вы ноги не протянете, но позволить себе выбирать из большого ассортимента будет весьма обременительно для вашего кармана.
Здесь же в центре увидели кафешку, за уличными столиками которого сидели несколько пар посетителей. Изучение меню не способствовало выделению желудочного сока – основное блюдо с салатом выходило в среднем 150 норвежских тугриков, как-то перекус под тысячу рублей на нос не сильно впечатлял.
Свои стопы мы направили в музей лосося, в котором находился и информационный центр. До самого музея не суждено было добраться, так же как и следовать ранее намеченным планам – на видном месте информационной стойки висело объявление, повествующее о том, что временно проезд между Фламом и Гудвангеном закрыт. Служащий пояснил, что проблема заключается в тоннеле между этими населенными пунктами, и если нам надо попасть в Гудванген, то надо ехать в объезд, дважды пересекая Согнефьорд, дорога займет около трех часов. Если бы не забронированное бунгало в Гудвангене, отменять которое было уже поздно, свой маршрут мы бы изменили, но терять 110 долл. как-то не хотелось и пришлось согласиться на вынужденный крюк. Какой уж тут музей и окрестности Лаердаля, снежная дорога тоже псу под хвост, надо было срочно выдвигаться, чтобы не искать дорогу к нашему кемпингу в потемках. Что и было сделано.
Я не буду подробно останавливаться на подробностях нашего пятичасового переезда, опишу лишь наиболее яркие моменты.
Первый. Это был единственный день, когда нам не очень подфартило с погодой – было пасмурно и иногда срывался мелкий дождик. В соответствии с освещением, свинцовые воды фьорда напоминали о суровости северной природы, преимущественно серые оттенки не добавляли положительных эмоций, настраивая на мысли о бренности человеческого бытия.
Второй. Получив информацию о предстоящей трехчасовой поездке, я прекрасно понимал, что для нас она выльется в добавочные полтора-два часа. Во-первых, мы три раза блуканули, разбираясь с необходимыми выездами и направлениями. Во-вторых, нам нужно было минимум полчаса на обеспечение перекуса и еще столько же на промежуточные остановки, кое-где надо пофотографировать, а кое-где просто размяться и полюбоваться природой.
Третий. В этом переезде мы впервые столкнулись с особенностями норвежских дорог. Весьма часто вдоль фьордов и озер дорога была однополосной, с периодически встречающимися расширениями для разъезда встречных машин. Это не сильно затрудняло трафик ввиду малочисленности транспорта на дорогах, но требовало применения особой тактики вождения, когда за многочисленными поворотами впереди просматриваешь наличие машин и расширений полотна для встречного разъезда. При всей джентльментскости манеры вождения норвегов, все же возникали ситуации, когда машины встречались на узком участке, и кому-то приходилось пятиться назад. Нельзя сказать, что это всегда было по правилам российского дорожного движения, то есть преимущество было у движущихся на подъем, иногда тебя вежливо пропускали при движении вниз, тут видимо учитывалось и расстояние до ближайшего расширения. В нашем случае возникла ситуация, когда значительный поток транспорта из-за проблем с туннелем на Е 16 был вынужден двигаться по северному берегу Согнефьорда, что и способствовало заторам на узкой дороге. Вот так и случилось, когда две фуры не рассчитали своих возможностей и собрали приличные хвосты из легковушек. Я среагировал поздно на возникающий затор и вскоре был вынужден пятиться назад, подгоняемый автомобилем спереди. Это было немного неожиданно, запотевшие окна не способствовали хорошему обзору, отсутствие обочины грозило неприятностями для днища кузова, о чем предупредило весьма неприятными звуками снизу. В таких случаях Правила предписывают обратиться к помощи других лиц, что и выправило ситуацию. За четверть часа ситуацию разрулили и дорога к очередному парому была освобождена.
В Норвегии любимый цвет автомобилей как и у Генри Форда - черный
Первый привал, где можно перекусить, насладиться прекрасным видом и получить всю информацию о местности
Берег Согнефьорда
Дороги качественные, но зачастую слишком узкие, два грузовика не могут разъехаться - пятимся назад, рискуя сползти с полотна
Второй случай, который заставил поднапрячься и сконцентрироваться, это характерные серпантины с поворотами на 180 градусов. Сам разворот был обычно в две полосы, но крутизна подъема/спуска, частое отсутствие ограждения, когда рискуешь свалиться на ниже идущую полосу и близость каменной стенки с противоположной стороны как-то не располагают к комфортному времяпровождению за баранкой. Особенно способствуют выбросу адреналина подъемы, когда надо определяться с переходом на пониженную передачу на самом повороте и не видно, что на тебя катится сверху и что оставит тебе для боковых интервалов. Собственно в условиях Норвегии, с их водительской дисциплиной и постоянным навыкам езды в таких условиях это не выливается в какую-то проблему, перенеся же эти норвежские стежки-дорожки в нашу страну, мы бы получили конвеер по производству трупов.
Четвертый. На этом отрезке маршрута я впервые столкнулся с паромами, которые меня почему-то слегка настораживали. И совершенно напрасно. Все в этом транспортном сегменте Норвегии было прекрасно организовано, логично, интуитивно понятно и вызывало только положительные эмоции, кроме цен на длительные переплывы, которые, по моему мнению, были далеки от понятий о гуманности. Ну а переплывы в 10-15 минут, коих было подавляющее большинство, обходились в 110 – 135 NOK, с чем было как-то проще мириться. К тому же паромные кассиры с сумками на боку, которые напоминали наших советских кондукторов общественного транспорта, не всегда замечали лишнего пассажира, что добавляло дополнительной радости к впечатлениям о переправе. А так приятно выйти наконец из машины, полазить по палубам судна, полюбоваться открывающимися видами фьордов. Приятная особенность норвежского транспорта – он двигался с завидной регулярностью, не ожидая заполнения пассажирами, поэтому на пароме можно было плыть и в компании нескольких автомобилей, за окнами автобусов можно было часто увидеть немногочисленных пассажиров.
Ну и вот все трудности сегодняшнего пути остались позади, мы уже двигались по узкой долине Нэрейфьорда, зажатой в теснинах скал, украшенных многочисленными водопадами. В кемпинг мы поспели вовремя, уже темнело, но персонал на ресепшн еще не успел разбежаться по норам. Нас снабдили ключами, исчерпывающей устной и печатной информацией в обмен на списание денег с пластика – заодно я опробовал дееспособность карты в Норвегии. Обозначенное в нашей брони бунгало представляло деревянный домик, приподнятый над землей и проходило также под названиями «cabin» или «hytter». Достаточно новое наше жилище обладало всеми удобствами, отоплением, мини-кухней с холодильником, мойкой и богатым комплектом кухонной утвари, вплоть до фужеров и мельхиоровых столовых приборов. Сразу подумалось, что не зря мы проделали такой тернистый путь.
Туннелевегия - где еще в мире столько туннелей?
Гудванген. Лощина с водопадами напротив кемпинга
А это прекрасно оборудованный санблок в нашем бунгало
Мини-кухня универсальное решение для голодных путешественников
Надежный и уютный домик для Наф-нафа Ниф-нифа и Нуф-нуфа
Но нам еще надо было успеть докупить продуктов, заправить нашего железного коня, да и вообще, произвести рекогносцировку на местности. Средоточие жизни находилось от нас в двухстах метрах, там же брал свое начало опекаемый ЮНЕСКО Нэрейфьорд. Да, место было весьма живописное и к пристани двигался туристический кораблик. Речка, мостики, водопад, живописный отель в стиле викинговской эпохи, невдалеке жерло туннеля, из которого лишь один раз выехал служебный джип – было где полазить и что посмотреть. Автозаправка порадовала сравнительно низкой стоимостью дизеля (13,63 NOK = 78руб), подъехавшая к соседней колонке дама на джипе любезно помогла мне разобраться с технологией заправки. Все просто – заливаешь в бак, а потом идешь платить в кассу. Отдельно для большегрузов и автобусов была своя дизельная колонка, чтобы не задерживать легковушки, значительная часть которых в стране ездит на солярке. Бензин примерно на 7-8 % дороже, и я не помню, чтобы мне попадались заправки более чем с двумя видами топлива – один вид солярки и один вид бензина. Газовые станции в моей памяти вообще не запечатлелись, также, как автомойки и станции техобслуживания – как-то по-другому у них эта сфера организована, но, похоже, проблем ни с тем, ни с другим там не возникает. У нас же на тридцатитысячный городок автомоек столько же, что и тазиков в бывшей общественной бане. Как вопрос мойки машин решается, я увидел на той же заправке, где водитель автобуса на площадке при помощи подтянутого шланга высокого давления и щетки на длинной ручке весьма успешно решал клининговую проблему. Небольшой, но полноценный по ассортименту магазин при заправке снабдил нас недостающими к ужину рыбой и хлебом. На завтра уже было осмотрено место начала маршрута к точке подъема для обзорной экскурсии. Второй норвежский день уже стремился уйти в историю за манящими изгибами самого узкого фьорда. Осталось поужинать и отойти ко сну.
Нэрейфьорд - самый узкий и самый красивый
Обитатель фьорда