Были забронированы только билеты на ночные паромы Турку-Стокгольм и обратно. Привязывать себя заранее к кемпингам не стали.
Машина - Рено Сценик 3, объем двигателя 1.6 л., 6 ст. механика. За неделю до отпуска пройдено ТО-3 на машину, куплена грин-карта и необходимая валюта.
День 1 (8.07.2014) Санкт-Петербург-Турку. Ночной паром в Стокгольм.
С вечера, собирали все вещи в дорогу. Я насчитал 12 мест. Среди них, 2-е палатки (одна основная в солнечную погоду, 1 запасная в дождливую погоду), стол, стулья, туристические коврики, надувные матрасы, газовая плита, газовые баллоны. Куплены продукты в дорогу - супы быстрого приготовления, горошек, сухари, сушки и т.д. Взяли с собой канистру с бензином 10 литров, но видно из-за плохой пробки в салоне был сильный запах бензина. На вторые сутки вещи даже пропахли бензином. Пришлось быстро переливать бензин по назначению.
Утром, проснувшись около 7.00, выехали в 7.45 мин. Границу в Торфяновке, прошли за 50 мин. Причем финны даже ничего не спрашивали… Просто печать в паспорт поставили и все. День стоял жаркий, средняя температура около +27 градусов. Отъехав от финской границы порядка 100 км. свернули на парковку. Там установлены специальные беседки для туристов, где обязательно присутствуют туалет, вода, рукомойник. Пообедали своими бутербродами, допили чай в термосах и поехали дальше на Турку.
В Турку добрались около 16.00. Паром на Стокгольм отходит в 20.30. Оставив машину на стоянке, даже бесплатной, отправились путешествовать по городу. За день пройдено около 530 км. Посетили кафедральный собор, парк в центре города, смотровые площадки.
Примерно за 2 часа до отхода парома, подъехали к регистрации на паром Таллинк- Силья Лайн. Успешно прошли регистрацию (распечатка в букинг.ком. + паспорт одного из пассажиров, и ПТС на машину) и получили ключи от каюты. Далее погрузка на паром. Каюта на 4-х без окна со всеми удобствами. На пароме походы по магазинам, посещение кафе, фотографирование.
День 2 (9.07.14) Швеция Стокгольм-Норвегия Notodden.
После выгрузки с парома, взяли курс на Осло. Кроме навигатора, в мой телефон с GPS навигатором, были загружены карты Финляндии, Швеции и Норвегии. Не раз, в отсутствие интернета, он нас выручал.
Движение по Швеции разрешено до 120 км. в час. Дорога скучная, взгляд ни на какие достопримечательности не упадет. Обед на парковке, приготовили суп лапша из пакетиков. На парковке встретили русских с питерскими номерами на Нисан-Тиида. 5 человек ехали на 21 день в Норвегию паромом через Швецию. Возвращаются через север Норвегии с возвращением в Питер.
Жара около 29 градусов. Стараемся максимально пройти расстояние до Осло. Границу с Норвегией определяем только по желтой разметке дороги. Скорость в Норвегии до 80 км/час.
В Осло навигатор ведет в длинный туннель, вдоль города, затем на выходе из города нас замедляет большая пробка, минут 30 толкались. Выехав из Осла проехали еще порядка 110 км по дорогам Е18 и Е134. Первая наша ночевка была в кемпинге «Notodden camping». Рядом с кемпингом находилась взлетная посадка частного аэродрома.
Выбрали место под палатку, с подключением к электричеству- 150 норвежских крон. Вечером поставили палатку, сходили к реке, поели малину. Вокруг нас окружали первые горы Норвегии. Начались красивые пейзажи.
За день пройдено около 630 км.
День 3 (10.07.14) Notodden - Roldal.
На навигаторе задаем конечную точку Odda. Наш навигатор нас повел через 361, 37, 362 и Е134 дороги.
Кругом красиво. Остановки на осмотр и фотографирование водопадов, красивых видов природы.
Все «обалденно» красиво, хочется здесь жить в свое удовольствие.
Периодически, от жары, делали остановки у водопадов и опускали голову в холодную воду, чтобы остудиться.
Заправку автомобиля при показаниях стрелки оставшегося топлива в пол бака, проводили на заправках, при которых есть магазин. Там продавец принимал оплату за топливо. И я, на «ломанном» английском, произносил нужные фразы. Продавцы всегда улыбаются, там принято всем людям говорить фразу - «Хей». Ближе к вечеру не доехав до Одды примерно 40 км остановились в кемпинге «Roldal Hyttegrend camping» .
Вокруг горы. Кемпинги лежат долине, слышен шум горной реки.
Лена с сыном, после приготовления еды, отправились по туристическому маршруту. Я отдыхал после дороги. Маршрут оказался «деревенский» для пенсионеров. Ходьба по асфальту по ровной дороге.
Позже, мы все захотели пойти купаться. В местных горных реках умыться водой хорошо, очень освежает, а вот покупаться мне не пришлось. Вода такая холодная, что у меня начало «сводить ноги» от холода. А ребенок с удовольствием покупался, его было не выгнать из воды. Ночью шум воды очень успокаивает. Стандартный кемпинг включал возможность подключения к палатке электричества, кроме того есть вода, душ (горячая вода 10 нок за 5 минут), посуда, электрические печки, микроволновка.
За день пройдено около 220 км.
День 4 (11.07.14) Roldal -Odda-Voss-Flom
Далее наш путь лежал по дорога Е 134, затем повернули на дорогу 13. Остановка для осмотра у дороги водопада Låtefossen.
Odda очень понравился нам. Красивый и уютный городок. Купили клубнику в супермаркете. Ели ее за столом на набережной с видом на красоту гор.
После Odda мы свернули на 550 дорогу. Вдоль Sorfjorden изумительные виды. Дальше нам встретились сады, вдоль догори, где выращивали яблоки, груши, вишни, малину. Все это было обтянуто сеткой, как в парнике.
В городке Utne на пароме переправились в город Kvanndal. Это был первый наш внутренний паром (150 нок). Переход на пароме занял около 20 мин.
Дальше наша дорога была в город Voss.
Водопад Tvindefossen.
Проезжая по 13 дороге увидели место, где купались местные жители. Мы к ним присоседились. Жара была очень сильной. К вечеру доехали до Flom. Остановились в кемпинге. Вечером, разбив палатку, погуляли по набережной. Лена удивилась, на берегу фьордa стояла палатка, вне гостиниц и вне кемпинга. Это было первое место на нашем пути, активно посещаемое туристами.
За день пройдено 210 км.
День 5 (12.07.14) Flam - Aurland - Снежная дорога (243) - Gaupne - ледник Nigardsbreen – Gaupne -Lom
На следующее утро нас ждала самая увлекательная часть маршрута. Мы поехали по Снежной дороге. Самый длинный тоннель нам был не интересен. Нам очень повезло с погодой. Дорога серпантином, очень узкая. Затяжной подъем вверх. Именно здесь Лена поняла что значит «Страшно-Красиво» (она боится высоты). Было безумно страшно на поворотах при подъеме дороги вверх, но те виды что открывались, были великолепны.
После, на нашем пути, очередной паром.
Дальше мы ехали по 55 дороге, до Gaupne после мы свернули на 604 дорогу на - ледник Nigardsbreen. Последние 4 км к леднику были платными (40 нок), остановились на стоянке. Переодев обувь (крекинговые кроссовки) мы направились по маршруту к Языку ледника. Дорога заняла около 50 мин. И вот уставшие но не побежденные, мы дошли до царства снега. Голубой снег-лед, он светился изнутри. У самого языка дул сильный ветер.
Это был самый незабываемый день нашего путешествия.
После этого, вернувшись с ледника на 55 трассу, начался затяжной дождь, который преследовал нас до вечера.
Ночевка была у дороги в кемпинге, в 4-х местной кабинке. Вечером, во время дождя, температура на вершине горы была 11 градусов. Это была самая холодная температура в Норвегии в нашем походе. После спуска вниз дождь закончился.
Так как это был очень насыщенный день,а все кругом было мокрое, мы не доехав до Лома 15 км, остановились в частном кемпинге. Сняли 4-х местный домик за 300 НОК.
День 6 (13.07.14). Лом - Герангер
И вот после Лома, проехав по дороге 15, свернув на 63 дорогу увидели по дорожным знакам, что скоро будем Гейрангер. Дорога поднималась вверх, а затем начался медленный спуск. Пошли крутые повороты, серпантины, началась знаменитая Дорога Орлов. Хотя она мне показалась широкой по сравнению со Снежной дорогой.
И вот мы прибыли к конечной части нашего путешествия…Ура…
Красота неописуемая. Стало понятно, почему Гейрангер фьорд занесен ЮНЕСКО в самые лучшее достопримечательности планеты. Внизу стоят гигантские паромы, полно туристов, среди которых русской речи практически нет. Дважды видели россиян на машинах. Один раз питерский номер, один раз московский номер. Правда запах солярки от выхлопных газов паромов, немного удручает общую обстановку. Мы расположились в кемпинге слева по направлению движению от Гейрангера в «Fossen Camping». Здесь сильно шумел водопад, но спалось очень хорошо.
Далее на пристани мы хотели взять лодку и покататься на ней вдоль фьорда, но те варианты, что мы нашли, были слишком дорого для нас (450 нок с человека).
Вечером решили подняться по тропе в гору по туристическому маршруту 2 категории на 2 км. … Оставили запись в книге отзывов на русском языке. Почему-то записи на русском языке больше не было.
День 7 (14.07.14) Гейрангер - Лом-Треттен
На следующий день утром, мы снова отправились на поиски лодки. У кемпинга, расположенного у начала знаменитой дороге Троллей можно взять на прокат моторную лодку за 500 нок продолжительностью 1 час. Вот мы и на воде… Красота, корабли, байдарки, водопады.
По возвращению собираем вещи и палатку в дорогу. Все, возвращаемся.
Машиной поднимаемся на Долснибу - самую высокую точку Гейрангера. Въезд платный- 100 нок. Кругом туристические автобусы. Фотографируемся, любуемся и двигаемся по направлению к Швеции.
На ночь останавливаемся в частном кемпинге, снимаем домик 500 нок.
За день проехали 470 км.
День 8.(15.07.14) Треттен (Норвегия) - Кристинехайм (Швеция)
Скучный переход около 400 км. Глазу не за что зацепиться. Дороги очень безопасные, меня все время клонило в сон.
День 9 (16.07.14) Кристинехайм – Стокгольм.
Проехали около 250 км.
В Стокгольме с трудом нашли рядом с центром города место для парковки. Кругом занято, все парковки платные. Где-то в парковой зоне, нашли платную стоянку. Платишь железные монетки, чеком пробивается время стоянки, очень удобно. Погуляли по центру Стокгольма.
За два часа прибыли на регистрацию к парому. Самое неприятное ожидало нас при регистрации. Ведь я бронировал паром через турфирму «Нева». Стоимость услуги была 17,5 тысяч рублей туда и обратно. Сам забронировать не смог, ввиду имеющейся карты «ВИЗА электрон», оплата которой не проходила. Так вот, девушка при регистрации говорит мне: «Что билеты забронированы, но не оплачены». Пришлось платить еще 9 000 руб. с банковской карты Балтийского банка. И только на пароме, через интернет узнал, что турфирма «Нева» обанкротилась.
Однако магнитные ключи были выданы на 2-х местную каюту с окном. Посчитали, что раз ребенку нет еще 12 лет, он сможет спать с мамой на одной кровати. Да нашему сыну 11 лет, правда, рост у него 160 см. После переговоров с руководством парома, через 35 минут нам предоставили 4-х местную каюту с окном за те же деньги. Что приятно… И вот, ночь на пароме, утром уже Турку.
День 10. (17.07.14) Турку - Порвоо (Финляндия) - Санкт-Петербург
До Порвоо доехали без приключений. Нашли кемпинг, собирались провести день в Порвоо. Но тут нас ждал еще очень неприятный сюрприз.
Бортовой компьютер машины начал показывать: «Нарушение работы двигателя, перегрев, срочно обратиться в сервис». Сработал датчик верхней мертвой точки коленвала. Машина на гарантии. После долгих размышлений, переписке через с другом Сергеем Жуковым, было принято решение «на аварийке» со скоростью 50-60 км/час двигаться на Питер. Это где-то 320 км. Так что, выехав в 22.30 из Порвоо, к 7.00 прибыл в Санкт-Петербург. При чем, границу Торфяновка у финнов прошли за 10 минут, а нашу границу в 3 часа ночи за 1,5 часа. Дважды останавливался подремать в машине, но поспать так и не получилось.
Однако, это было не бегство из Финляндии, а плановое отступление.
Итого: масса положительных впечатлений, каждый день в дороге с ночевкой в новом месте, пешие маршруты и в горы и на ледник. Инертный отдых, где «все включено» нам не интересен… Ура, мы покорили Норвегию.
Общий бюджет поездки на 3-х человек около 90 000 рублей.