6 день.Утро встретило нас дождиком и серым небом, увидеть в котором солнце казалось бесперспективным. Мы забирались на машине все выше в горы по Fv 500, периодически ныряя в густой туман.
К парковке подъехали около 7 утра. Осмотревшись, поняли, что не можем заплатить за парковку (стоимость на целый день для машин – 100 крон, с ночевкой – 300 крон), т.к. центр туристической информации открывается только в 8 утра, а автомат принимает только монеты. Выручил норвежский парень, который без проблем разменял двести крон монетами. Сразу вспомнилось, как в первый день поездки в Голландию мы метались по городу с 50-тиевровой бумажкой, чтоб разменять ее для проезда в метро, т.к. карты и купюры крупнее 20 евро автомат не принимал… В Норвегии все оказалось гораздо проще.
Парень ускакал на подъем, а мы, положив парковочный талон под лобовое стекло, стали смотреть прогноз погоды и терзаться в сомнениях, когда же начинать наше восхождение. Прогноз обещал прояснение только после обеда. Ждать 5-6 часов на парковке показалось нам очень неинтересным занятием, поэтому мы переоделись и отправились в наше первое и, как оказалось, самое экстремальное по погодным условиям восхождение.
Тропа начинается за стендом с информацией о подъеме. Первая красная буква «Т» появляется где-то через 10 метров после начала подъема. На скользких камнях ооочень пригодились трекинговые ботинки, а при передвижении по цепям очень помогли перчатки. Парковку начало накрывать облако, видимость составляла метров 15. Лисефьорд был где-то там внизу, в тумане.
Появились первые пирамидки из камней.
Забравшись на первую из трех гору, мы встретили того самого норвежского парня, который разменял нам деньги на парковке. Он уже спускался вниз и сказал, что даже первая долина в тумане, и он не успеет пройти весь путь, т.к. у него куплен паром. Мы даже на минуту подумали, что может все же лучше спуститься и подождать более ясной погоды, но все же решили двигаться дальше. Порадовались, что предпочли дорогу вдоль фьорда парому, и теперь не зависим ни от чего по времени. Начал накрапывать дождик, фотографировать было очень сложно, поэтому вскоре я кинула эту затею и стала просто впитывать ощущения от подъема. Туман над долиной начал развеиваться, и мы даже смогли насладиться суровым горным пейзажем.
Дальше снова были цепи и подъем. Наверху нас снова накрыл туман, и мы даже заблудились. Пирамидки из камней сыграли с нами злую шутку: вначале они попадались лишь вдоль тропы, а второе плато оказалось ими просто утыкано. Из-за тумана сложно было разглядеть следующую букву «Т» и мы пошли по пирамидкам, через какое-то время поняв, что они нас никуда не приводят… Стало страшновато: не хотелось в тумане нарваться на обрыв. И тут мы увидели в тумане две фигуры и услышали «Хай!». Ура! Мы не одни!
Вслед за бодрой молодой норвежской парой мы поскакали по тропинке дальше. Самыми опасными мне показались последние несколько сотен метров перед камнем – тропинка между скал по снегу, который от дождя стал очень скользким. И вот она, горошинка! Мы дошли!
Сам камень был оочень скользким, и ветер сдувал с ног. Никто не рискнул фотографироваться на камне в полный рост, только на коленках, хоть туман и скрадывал размеры пропасти под камнем.
А дальше нам предстояла обратная дорога…
Сколько же всего заложено в этом «Хай!», которым обмениваешься с путником, которого встречаешь у вершины… «Да, я тебя понимаю, и ты тоже это сделал, преодолел себя, усталость, страхи, непогоду»… Удивительное ощущение! А на Прекестолене никто не говорит встречному «Хай»….
Погода и не думала улучшаться, правда, Лисеботн слегка показался нам из-за облака.
Спускаться вниз по скользким плоским камням было достаточно опасно, очень выручали цепи. Чем ниже мы спускались, тем больше навстречу шло людей. Удивительно: не пугает норвежского туриста ни туман, ни дождик!
Весь поход занял у нас 4 часа. Усталые, но очень довольные, мы согревались в машине.
Мы приняли решение не спускаться в Лисеботн, т.к. облака не позволили бы рассмотреть решительно ничего, поэтому от парковки сразу двинулись по Fv 500 и далее вдоль Лисефьорда по дорогам 986 – 975 – 45 - 508 - 13 до парома Lauvvika-Oanes.
Пока мы ехали, небо наконец-то начало развеиваться и вышло солнце. Погода, наконец, подарила нам прекрасные виды на Лисефьорд!
Времени было около 3 часов дня, останавливаться на ночевку было слишком рано, погода прекрасная, настроение бодрячком. И мы решили пойти на Прекестолен, хотя он и был запланирован на следующий день.
Парковка на Перекестолене (Preikestolen Fjellstue) стоит 100 крон, оплата происходит на выезде возле шлагбаума картой или монетами. Удивило большое количество машин, припаркованных прямо под знаками «Стоянка запрещена», мешающих разъехаться с автобусами на узкой дороге… Неужели столько людей готовы рисковать штрафами и возможными вмятинами на машине из-за 100 крон?
Оглядываясь назад, не жалею о решении сходить на Кьераг и Прекестолен в один день. Нам удалось посмотреть на Лисефьорд в совершенно разных погодных условиях и сравнить ощущения от двух совершенно разных восхождений. Могу сказать, что восхождение на Прекестолен нельзя воспринимать как трекинг. Это подъем на смотровую площадку с очень красивыми видами. Да, определенно требующий физической подготовки и спортивной экипировки (хотя бы кроссовки), т.к. камни на пути попадаются и высокие, и острые – можно больно ранить ноги. Поход на Прекестолен занял у нас 2,5 часа вместе с получасовым сидением-любованием на вершине.
Очень удачным оказалось время подъема (около 6 вечера): Лисефьорд предстал в выигрышном освещении, а при подъеме нам на встречу спускались такииие толпы туристов, что мы только удивлялись, как они все могли поместиться на достаточно миниатюрной кафедре. В очередь что ли стояли? Сразу перед глазами возникла картинка птичьего базара, когда все скалы облеплены пернатыми))) Примерно оценить масштаб можно по фотке парковки.
К тому времени, когда мы поднялись на Прекестолен, основная масса туристов схлынула, и мы смогли достаточно свободно передвигаться по кафедре и спокойно фотографировать виды. Сидеть на краю кафедры страшновато и, сделав фото, мы устроились возле скалы подальше от обрыва. Прекрасный живописный Лисефьорд блистал на солнышке. Не верилось, что еще с утра на другой стороне фьорда мы пробирались сквозь туман по скользким камням на Кьераг.
Спуск прошел тяжеловато, дали о себе знать колени и пальцы ног, которые все время при спуске упираются в носок ботинок. У мужа заболела нога в месте старой травмы. Это закрыло нам возможность похода на Язык Тролля, который был запланирован через день. Ну что ж, должны же были после этой поездки остаться нереализованные планы, которые бы хотелось воплотить, вновь приехав в Норвегию?
В целом, по нашим ощущениям могу сказать, что подъем на Кьераг и Прекестолен в один день весьма реален и не так уж сильно тяжел физически, если вы занимаетесь спортом хотя бы несколько раз в неделю. Мы, такие же офисные работники, как и многие, совершенно не претендующие на Олимпийские рекорды, осилили подъемы достаточно спокойно. Главное, не загонять себя, ритмично дышать, делать остановки и пить воду. Конечно, старые травмы осложняют подъем, но в нашем случае, не факт, что она не открылась бы на следующий день. На Язык Тролля с травмой подниматься было бы слишком амбициозно и даже опасно.
Обязательно готовьтесь к подъему физически, одевайте правильную одежду и особенно обувь, берите с собой воду, эластичный бинт и телефон для вызова экстренной помощи. Горы есть горы, и даже на казалось бы легком маршруте может случиться непредвиденное.
Выехав с Прекестолена мы отправились по дороге 13 в поисках ночевки. На форуме много написано, что дико заночевать возле Прекестолена невозможно, мы нашли место только возле озера Tysdalsvatnet.
There are only four questions of value in life.
What is sacred?
Of what is the spirit made of?
What is worth living for?
What is worth dying for?
The answer to each is the same. Only love.
-- Don Juan Demarco