Мой отчёт будет полезен больше для новичков, чем для старожил, которые, конечно, уже всё знают, из того, что я описываю.
Даже не помню точно, когда зародилась идея проехать по Норвегии, посетить основные достопримечательности. Наверное, в один из вечеров, когда мой друг рассказывал мне о своей прошлогодней поездке в Норвегию, и даже больше о том, чего они не успели посетить. Набрав в поиске «Горошина, Норвегия», «Кафедра, Норвегия», «Язык Тролля, Норвегия», я был зачарован открывшимися фотографиями. И ещё я хотел съездить в гости к своему другу, который уехал жить в Швецию (это повлияло на направление маршрута).
Отпуск приближался, времени оставалось мало, и разобравшись с очередным делом, забиравшем всё свободное время, я переключился на чтение информации о путешествиях по Норвегии. Информации очень много: отдельные отчеты, блоги путешественников, сообщества автопутешественников, и просто путешественников. Основную информацию и советы я получил на форуме Винского.
В результате анализа, компилирования информации с собственными желаниями был составлен первоначальный маршрут, который был выложен для обсуждения. https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1086&t=265092 После чего был составлен окончательный маршрут, которого мы и придерживались. Все рекомендации учесть не получилось, но многое было и учтено. Ещё раз всех благодарю за подсказки.
Было собрано снаряжение, куплено недостающее, забронированы билеты, отели, скачаны программы.
Итак, в ночь с 4 на 5 августа в 3 часа, мы стартовали. Перед стартом удалось поспать от силы часа полтора. Водитель – я один, поэтому это несколько волновало. Мы – это я, жена и дочь восемнадцати лет. И мой автомобиль, который с честью выдержал непростую дорогу – Mazda CX-5 (хотя по приезду, я понял, что и для него это были отдыхательные условия).
1 день. 5 августа, среда. Петрозаводск – Вяртсиля – Хельсинки (Южный порт, Olympia Terminal, Olympiaranta 1). Паром Silja Serenade до Стокгольма. 738 км. Время в пути около 10 ч.
2 день. 6 августа, четверг. Стокгольм – Дрёбак – Хеддал – Haugen Camping (Tveiten Camping). 800 км. Время в пути около 12 ч.
3 день. 7 августа, пятница. Tveiten Camping – Стоянка у Кьерага – Восхождение на Кьераг – Люсиботн – паром до Форсанд – Landa Park Camping. 128 км. Время в пути около 12 ч (из них путь на Горошину ~ 6 часов, ожидание парома ~ 3 часов, на пароме 2 ч 20 м).
4 день. 8 августа, суббота. Landa Park Camping – Стоянка у Прекестулена – Восхождение на Прекестулен – Seim Camping. 188 км. Время в пути около 10 ч (в т.ч. восхождение на Кафедру ~ 5 ч, один паром).
5 день. 9 августа, воскресение. Seim Camping – Ringedalsdammen (стоянка у Языка) – Восхождение на Язык Толля – Seim Camping. 111 км. Время в пути около 12 ч. (в т.ч. восхождение на Язык ~ 10 ч).
6 день. 10 августа, понедельник. Seim Camping – Låtefossen Waterfall – Берген – Флом (Лунде кемпинг). 369 км. Время в пути около 13 часов (с учётом прогулки по Бергену ~ 6 часов).
7 день. 11 августа, вторник. Lunde Camping – Aurlandsvegen (Снежная дорога) – Øvre Årdal – Tindevegen – Nigardsbreen (ледник) – Согндал – Lunde Turiststasjon. 315 км. Время в пути около 10 часов (в т.ч. поход на ледник 2 часа).
8 день. 12 августа, среда. Lunde Turiststasjon – Dalsnibba – Fjorden Campinghytter (Гейрангер). 167 км. Время в пути около 3,5 ч.
9 день. 13 августа, четверг. Гейрангер – Trollstigen (Дорога Троллей) – Bud (вид на океан) – Атлантическая дорога – Gullberget Camping. 500 км. Время в пути около 12 ч.
10 день. 14 августа, пятница. Gullberget Camping (Норвегия) – Эстерсунд – Лулео (Швеция). 812 км. Время в пути около 10 ч.
12 день. 16 августа, воскресение. Лулео – Петрозаводск. 1068 км. Время в пути около 14 часов (с учётом нескольких остановок, прохождения таможни)
1 день. 5 августа, среда. Петрозаводск – Вяртсиля – Хельсинки (Южный порт, Olympia Terminal, Olympiaranta 1). Паром Silja Serenade до Стокгольма. 738 км. Время в пути около 10 ч.
В это время года ночи уже не белые, но светает рано, поэтому ехать было комфортно. Машин мало. Мы довольно быстро добрались до таможни. Поскольку брали с собой продукты, то начитавшись разного, немного переживали, пропустят ли мясные и рыбные консервы финские таможенники. Но было раннее утро, и финны даже не попросили открыть авто.
Наши дороги не дают расслабиться, то ямы, то повороты, заснуть маловероятно. Но финская дорога иная, не ждешь никаких подвохов, нужно просто держать скорость и смотреть прямо, а это усыпляет. Пару раз марево подступало, но я не поддался.
Поскольку в 17 ч. у нас был забронирован паром, то выехали мы с запасом. И уже при подъезде к Хельсинки было понятно, что в запасе у нас лишних 1,5 часа. Поэтому была выбрана стоянка на трассе, и я погрузился в сон. К 15 часам мы были в Южном порту Хельсинки. Припарковав машину на платной парковке (2 евро), я пошёл искать куда же заезжать на погрузку. Ни в отчетах, ни на сайте Южного порта я не нашел информации куда же нужно подъехать на погрузку с автомобилем и других нюансов. Финн, припарковавшийся рядом, помог мне оплатить парковку, но не смог объяснить, куда нужно ехать на погрузку, он сам не знал, сказал, что не местный. Было решено идти погулять и заодно выяснить этот вопрос. Прошли мы не далеко и увидели ниже уровнем, чем парковка и вход в здание порта, уже стоявшие в очереди на погрузку несколько автомобилей.
Все было просто, нужно было проехать чуть дальше и повернуть налево (на карте с сайта порта это не очень понятно, я сделал пару пометок). Что мы и сделали. Простояв в очереди и получив билеты (по распечатанной брони), мы проехали на погрузку, где бодрый человечек распределял машины по разным линиям погрузки, по одному ему ведомому принципу.
Вот на фото видно: пропускной пункт, а слева и выше платная стоянка.
Стоя в очереди, я побеседовал с нашими людьми, стоявшими через машину за нами, получив еще немного ценной информации из личного опыта. Сама погрузка ничем не примечательна, едешь, смотришь, куда тебе указывают ехать, заезжаешь. Забираешь из авто, то, что нужно с собой в каюту. Потом, по ходу плавания, доступа к автомобилям вроде нет. На пароме было все в новинку, и все здорово.В каюте не было ни окна, ни иллюминатора, но зато были отличные кровати, душ, туалет, а ночью темно и тихо, что позволило хорошо выспаться.
Вопрос с ужином и завтраком мы решили, взяв с собой газовую плитку, которую купили специально в путешествие. Наверное, этого было делать нельзя (пожарная безопасность), но цены на рестораны внутри в евро, а евро я купить забыл, и взяли только, то, что было в наличии. Вообщем, пожарная сигнализация не сработала, а газовая плитка сработала отлично. Мы вообще ей остались очень довольны. Тем, кто едет на авто – очень рекомендую.
Вот так она выглядит (фото не мое), в ветке форма про снаряжение её упоминали.