Давненько я не выкладывал ничего нового. На самом деле, мне куда больше нравится снимать видео, чем писать отчеты. Да, в видео можно передать значительно меньше полезной информации, но оно позволяет намного лучше показать свою поездку. И через некоторое время, когда путушествие осталось далеко позади, намного приятнее сесть у телевизора с чашкой чая, завернуться в пледик, включить ютуб-канал и пересмотреть все что с тобой происходило, чем садиться за компьютер и перечитывать свои отчеты.
Поэтому, уже давным давно смонтировано 8 выпусков по Норвегии, 6 выпусков по Германии и Голландии, 2 выпуска по Родосу, а отчет по Норвегии до сих пор не дописан. И хоть вдохновение покинуло меня, но начатое дело нужно завершать.
Итак, остановились мы на ночевку в городке Kaupanger, . Не могу сказать, что был рад этому факту. Долго раздумывал о том, как же именно добраться из Гейрангера в Гудванген? Вариантов было два – западным путем и восточным. В пользу второго говорила возможность проехать мимо озера Djupvatnet, которое очаровало нас во время посещения Dalsnibba, а также озера Langvatn. Однако, расписание автобусов не было очень удобным. К тому же, выбрав западный путь мы убили двух зайцев – совместили посещение must have туристических мест (Водопады Гейрангер фьорда, Нерейфьорд) с транспортом.
Про Гейрангер фьорд я уже писал, впечатления от парома остались самые благоприятные. Это действительно красивеший фьорд и посмотреть его с воды стоит. Хотя бы потому, что некоторые водопады можно увидеть только с воды.
Kaupanger оказался удобным перевалочным пунктом – утром нас ждал паром в Gudvangen. Был вариант добираться автобусом, причем это было более дешево чем 300 NOK с человека за паром, но я подумал, что так мы посмотрим Нерей-фьорд, ведь достаточно много людей советовали посмотреть его с воды. К тому же, как оказалось, мы проехали вообще бесплатно.
И нет, мне не стыдно. Паром подошел к берегу, открылся вход, никто ничего не проверял и мы свободно прошли внутрь одними из первых. Думали, оплата будет позже, но так к нам никто и не подошел. Ну и ладно, не будем же мы бегать и просить «возьмите у нас оплату»? К тому же, как мне кажется, цены на паромы в Норвегии непомерно завышены. Если я и видел в Норвегии что-то не очень хорошее, так это были именно они. Стареньки, ржавенькие, тесненькие и дорогущие. Я понимаю, почему билеты на автобус стоят недешево – вы проезжаете через множество туннелей, которые весьма недешевы. Но паромы стоят в 3-4 раза дороже! Например, наш паром вмещал около 100 человек, по 300 крон с человека – это 30 тысяч, а еще ведь есть автомобили. То есть тысяч 40 за поездку, 80 тысяч паром «зарабатывает» в сутки. Возьмем сезон в 100 дней, получится 8 миллионов крон или 900 тысяч евро. Вычтем зарплату персонала (человек 10 максимум, возьмем среднюю зп в 3 тысячи евро в месяц). Чистой прибыли останется 700-800 тысяч евро! Да за такие деньги можно еще несколько таких паромов купить.
Вобщем, совесть меня ни капельки не мучает.
Нерейфьорд впечатления не произвел. Возможно, из-за серой погоды, а может быть просто не впечатлил, после Гейрангера. Думаю, вторая причина ближе к истине. Поэтому, если в вашем путешествии запланирован Гейрангер, то Нерейфьорд можете смело пропустить. Либо же смотреть их в обратном порядке, так сказать от худшего к лучшему.
Поселились мы в кемпинге возле Гудвангена, где собирались провести 3 дня. На форуме меня отговаривали от этого шага, дескать дыра дырой, делать там нечего. В принципе, что-то в этом есть. Гудванген не назовешь даже поселком. Несколько домов, несколько сувенирных магазинов, супермаркет, заправка, пристань – вот, пожалуй, и все. Однако, Гудванген весьма удобно расположен в плане осмотра достопримечательностей. До Флома рукой подать, отель Сталхейм еще ближе, до Бакка к началу подъема на Римстиген вообще пешком за час можно дойти. Ну а цена в 400 крон за домик весьма привлекает, согласитесь? Да, домик крошечный, но все что необходимо там есть.
В чужих отчетах мне не хватало некой практичности. Что вообще такое эти кемпинги? Нужно ли брать с собой посуду, постельное белье? Может даже газовая горелка нужна?
Нет, все это есть, однако стоит задуматься о постельном белье. В стоимость оно не включено, обычно стоит 100 крон (плата единоразовая). Так что скорее всего выгодно взять его с собой, разве что только у вас проблемы с багажом. Например, нам хватило двух чемоданов на троих. Возможно, не бери мы белье, хватило бы и одного, а это экономия на багаже. И если останавливаться где-то на несколько дней, то вполне вероятно, что выгоднее платить 100 крон за белье.
Прогноз погоды, к сожалению, был неутешительный – на все три дня обещали дождь. Причем только в первый день он должен был быть мелким. К счастью, прогноз часто ошибается. Может, в Норвегии вообще не парятся с этим? Учитывая количество дождливых дней, можно просто на каждый день прогнозировать дождь.
Вобщем, мы решили первым делом покататься на Фломской железной дороге. Да, форумчане нас от этого отговаривали, однако это было что-то вроде принципа. Ведь наша Норвегия в мечтах началась именно здесь.
Добраться до Флома проще простого – автобусы ходят часто, да еще и остановка находится прямо возле кемпинга. Купить билеты на железную дорогу можно на небольшом вокзале.
Вообще, о Фломской железной дороге написано столько, что подробно останавливаться на этом не буду. Скажу только, что лучше всего сесть в 7-8 вагоны, потому что во время остановки у водопада именно они оказываются прямо напротив него. То есть, вы окажетесь там первыми, и при удаче можете даже успеть сделать снимок, пока не набежала толпа китайцев.
Также обычно советуют садиться то ли с левой стороны, то ли с правой (уже не помню), но тут не соглашусь – интересные места есть по обе стороны маршрута. Так что если вы планируете ехать туда и обратно, то можете не переживать по этому поводу. Садитесь где будет свободно. Не увидите что-то на пути туда, посмотрите на обратном.
Впечатления о знаменитой дороге остались смешанными. Да, очень красивые виды. Да, красивый водопад. Но не за такие деньги. Особенно, если вспомнить, что за НАМНОГо меньше деньги мы проехали по дороге Домбасс – Андалснесс, которая если и уступает по красоте Фломской, то совсем немного, а Фломский водопад не сравнится с водопадами Гейрангера, Сталхейма (их мы увидим завтра) или Долины водопадов Husedalen (через несколько дней), которые можно посмотреть совершенно бесплатно.
Нет, я не отговариваю. Но я понял одну свою ошибку – ехать стоило не с севера на юг, а наоборот. Гейрангер – это чудесное место, которое должно стать десертом в путешествии по Норвегии. А мы съели десерт на завтрак, вот обед нас и не впечатлил.
Ну и по традиции: