1. Rygge - Oslo - Dombas - Andalsness. Geairanger, водопад Stortefossen (ссылки нет, отчет в этом же сообщении, ниже)
2. Geiranger, Flydalsjuvet и Dalsnibba.
3. ферма Skagefla, паром до Hellesyt
Эта поездка по Польше (4 дня) и Норвегии (12) стала первой зарубежной поездкой, которую я спланировал самостоятельно от и до. Учитывая, что нам предстояло воспользоваться услугами 4 самолетов, 5 поездов, 5 паромов и 14 автобусов, где время пересадки иногда составляло 15 минут и менее, я надеялся, что прокол в маршруте произойдет как можно позже. На мое удивление, мы везде успели, никуда не опоздали, все, что хотели, посмотрели и даже ничего не забыли.
Фантастика!
Казалось бы, раз везде успели, то маршрут был спланирован неплохо? Может быть, но главную заслугу я бы приписал норвежскому транспорту.
На этом форуме хватает прекрасных отчетов об интересных местах, о том, как туда попасть, что посмотреть и как увидеть. Здесь также хватает информации о том, как купить билеты, где узнать расписание автобусов и много чего еще. Но вся эта информация разнесена по куче разных тем, топиков, под-форумах. В этом отчете я постараюсь как можно подробнее рассказать о проблемах, с которыми сталкивается «безлошадный» путешественник в Норвегии. Я все же буду рассказывать и о местах, которые мы видели, но в первую очередь я надеюсь написать практичный отчет, который мог бы помочь Вам посетить Норвегию без машины. Потому что это того стоит!
Полезную информацию я буду выделять курсивом, поэтому если вы читаете отчет только ради фотографий, описаний прогулок и т.д, то смело пропускайте любой курсив. Поехали!
Путь в Норвегию для нас начался из Варшавы. Я нашел дешевый рейс за 10 евро (https://www.ryanair.com/ - Warsawa Modlin – Oslo Ryggе) и было решено 4 дня уделить Польше, так как раньше я здесь не был.
Из аэропорта Rygge в Oslo можно попасть поездом либо автобусом. Так как в Oslo мы задерживаться не планировали, а собирались поездом добраться до Andalsnes, то и до самого поезда решили добраться также. К тому же, цена на удивление была такой же самой!
Итак, посмотреть расписание поездов и купить билет можно на сайте https://www.nsb.no/. Важные моменты:
1. Есть такое понятие как minipris. Часть билетов продается по акционной цене, значительно ниже обычной. Купить такие билеты можно только по интернету (или по телефону). Их количество ограничено, никто не знает сколько их осталось еще. Поэтому чем раньше купите – тем лучше.
2. Если вам нужно из точки А попасть в точку Б, покупайте билет сразу из А в Б, а не по частям. Я не знаю почему, но цена так ниже.
3. При оплате билета могут быть проблемы. Для покупки нужна карта с 3D secure технологией
Я покупал билеты за 3 недели до выезда. Купил сразу из Rygge в Andalsnes, цена изначально была 747 НОК на троих (по поводу второго пункта – если брать из Oslo в Andalsnes, то цена такая же), но я столкнулс я с проблемой из пункта три. Выдавало ошибку «Fault occurred while processing.: Feilmelding fra PayEx [Feilkode: OK, Beskrivelse: OK, ThirdPartyError: ]
A technical error occurred. «Написал в их техподдержку, посоветовали оплатить PayPal либо по телефону. Попробовал PayPal – та же ошибка. Собирался идти в банк, но на следующий день цена уже стала 947 НОК! Я решил не тянуть, а купить билеты по телефону. Пополнил счет на 50 UAH (чуть больше двух USD), позвонил. На английском попросили сказать откуда и куда еду, дата, имена и фамилии пассажиров, номер карты, срок действия и…свв2 код. Это мне конечно не понравилось, совсем не секьюрно говорить такие вещи по телефону, но я таки доверился норвежцу. Оплата прошла успешно, осталось только продиктовать e-mail. И в этот момент деньги на счету закончились! Я расстроился, думал, что снова придется пополнять счет и перезванивать, попаду наверняка на другого оператора, придется долго объяснять что и как, что я уже купил билет и т.д… Но норвежец сам мне перезвонил! Красота! Продиктовал ему свой электронный адрес, билеты пришли на почту. Их нужно просто распечатать и взять с собой.
Чтобы из аэропорта Rygge попасть на ЖД станцию Rygge, необходимо воспользоваться бесплатным шаттлом от NSB. Он выезжает от аэропорта в 35 минут каждого часа (9.35, 10.35 и т.д.). По обещаниям едет 7 минут, в реальности минут 10. Найти автобус просто – сразу на выходе из аэропорта. Мы загрузились еще минут в 15, автобус был почти пустой. И как раз в 35 минут набежала толпа и начала допытывать водителя сюда ли им, правильно ли они выбрали автобус. Одна китаянка отвлекала водителя минуты три! В итоге мы выехали с опозданием в 10 минут! Я начал немного переживать, так как поезд у нас был в 57 минут. Даже если автобус доедет за 7 минут, у нас останется всего 5 минут чтобы дойти до станции, найти платформу. В итоге автобус ехал 10 минут, и на это у нас было всего 2 минуты, но этого более чем достаточно! Автобус привозит прямо к платформе, нужно всего-то выйти из него и ты уже на месте. Забегая наперед, в Норвегии так повсюду. Если тебе нужна пересадка, то тебя подвезут прямо к ней. Тебе останется лишь выйти из одного автобуса (поезда, парома – нужное подчеркнуть) и сесть в другой. И если даже твой первый транспорт опоздает, то пересадочный скорее всего тебя дождется. Насчет поезда в этом плане не уверен, но с автобусами именно так все и происходит.
Вобщем, на поезд мы сели без проблем. До Oslo ехать совсем недолго, а там нас ждала пересадка до Dombas. До нее оставалось еще полтора часа, так что я успел познакомиться с норвежскими ценами в супермаркете. Не самое приятное зрелище, когда видишь буханку хлеба за 4 бакса или десяток яиц за 6 баксов. Что поделаешь, импорт. Зато рыба дешевая! Ну как дешевая, стоит столько же, как и у нас, но по сравнению со всем остальным – дешевая. Ну и хлеба в буханке ощутимо больше чем у нас.
В Oslo я успел познакомиться только с железнодорожным вокзалом. Чистенько, опрятненько.
Путь до Dombas был красив и интересен. Если ваши билеты с левой стороны, то вам повезло, вас ждут красивые виды почти всю дорогу. Если с правой стороны – в нашем поезде хватало свободных мест, можно и пересесть. Если же и в этом вам не повезло – ну что ж, на самом деле по сравнению с тем, что Вас ждет впереди, эти виды лишь цветочки =)
В Dombas уже была пересадка на другую ветку – Rauma Railway до Andalsnes. Здесь уже поезд был другой – всего два вагона, очень уютных. Виды здесь намного красивее, чем были до этого! А если бы еще была не пасмурная погода, а солнечная…думаю, что эта долина могла бы посоревноваться с раскрученной Фломской железной дорогой! К сожалению, фотографий даже среднего качества очень мало, я больше снимал видео.
В Andalsnes я впервые понял, что кемпинги надо выбирать с оглядкой на расстояние от автобусной остановки. Идти нужно было почти полчаса! Бронировал я их, кстати, за 2 месяца до поездки. И самые дешевые «кабины» уже были заняты, так что учитывайте это при планировании поездки.
Зато утром идти практически не пришлось – нужно было всего-то перейти через речку, там была автобусная остановка, где мы и поймали бус на Geiranger.
Сам кемпинг был бы отличным, если бы не цена – 850 НОК. Две комнаты, душ, кухня, даже микроволновка. На ресепшне в ответ на вопрос где тут ближайший супермаркет, спросила, что мне нужно. Когда я сказал что всего-то соль, сахар да кетчуп, мне их выдали прямо там. Но я не думаю, что это такая опция кемпинга, скорее всего дело в моем природном обаянии =)))
Перед поездкой я немного переживал за автобусы. Обычно из точки А в точку Б идет 1-2 автобуса в день. Что если в автобусе не хватит мест? Ведь стоя в Европе ехать запрещено. Что будет делать в таком случае?
На деле же оказалось, что большинство автобусов едут полу-пустые, а чаще даже едва заполнены. Единственный раз автобус был почти полный на участке Flam-Gudvangen, но ведь Flam это самое туристическое место в Норвегии. А из Kinsarvik до парковки на Preikestolen мы ехали впятером. Огромный автобус ехал более пяти часов ради пяти пассажиров.
Полезная информация: найти расписание автобусов в этом регионе можно на сайте rutebok.no
Вобщем, автобус из Andalsnes благополучно провез нас по Trollstigen до Geiranger. Был сильный туман, мы не так уж много увидели, но все равно было очень красиво. Вот бы побывать там в хорошую погоду!
Пока я еще не привык к норвежским видам и фотографировал все вокруг. Уже через пару дней я буду не так часто доставать камеру при виде водопадов и гор. Потому что их в Норвегии сотни, если не тысячи!
Тоже самое можно сказать и о фьордах. После Trollstigen был наш первый паром – из Linge в Eidsdal. Автобус заезжает на паром вместе с пассажирами, уже внутри из него можно выйти и погулять по парому. Было холодно, дул сильный ветер, но я все равно фотографировал все подряд как какой-нибудь китаец. Ведь это был мой первый фьорд!
За паром отдельно платить не надо, его цена уже включена в стоимость автобусного билета. Автобус просто заезжает в паром, а там уже можно выйти из него, пока паром пересекает фьорд.
Кроме Trollstigen, автобус проезжает по еще одной известной дороге – дороге Орлов. Также он делает пятиминутный фотостоп на обзорной площадке Ornesvingen. Фьорд в тумане был едва виден, зато при желании можно было принять душ:
Мы вышли на автобусной остановке в Geiranger, но это еще не конечная. Доехать можно до Hotel Union Geiranger, поэтому советую заранее посмотреть на карте где ваш кемпинг или отель. Нам нужно было идти вдоль фьорда на противоположный берег. Путь с вещами занял минут 40, но тем не менее я очень рекомендую этот кемпинг.
Надеюсь, это не сочтут рекламой: http://www.fjelltuncamping.no/. Почему-то там нет фотографий нашего дома, но вкратце скажу о нем так: пятиместный дом с двумя комнатами. Есть кухня, туалет, душ, терраса с видом на фьорд. Что может быть лучше? Места в домике хватит для пяти человек. Цена 750 НОК. По-моему, отличные условия.
Поселившись, мы решили прогуляться до водопада Storseterfossen. Непосредственно к нему, правда, я шел уже в одиночку, но тому виной были погодные условия. Весь день шел дождь, и тропа местами размокла, превратившись в труднопроходимое месиво. Согласитесь, не очень приятно продолжать путь, когда ты проехался по такому болотцу пятой точкой К счастью, это меня это ждало лишь на обратном пути.
Чтобы попасть к водопаду, необходимо добраться до парковки Vesteras. Сделать это можно на машине, просто направляясь вверх по трассе. Дорога все время виляет, представляя собой классический для Норвегии серпантин. Иногда можно встретить лавочки, где можно перевести дух и насладиться видом на фьорд:
Пешком путь занял часа два, на машине хватит десяти минут. В какой-то момент появится указатель на Vesteras, где необходимо свернуть налево. Асфальт в этом месте исчезает, местами дорога превращается в однополосную, но все же она вполне достойная. Совсем недалеко от этого места находится и обзорная точка Fludalsjuvet, поэтому при желании посещение водопада и обзорной точки легко совместить.
У нас такой цели не было, потому что в дождливую погоду ловить на обзорной точке особо нечего. В Geiranger предстояло провести еще два дня, так что обзорные точки никуда не денутся. Не может ведь здесь все время быть пасмурно, так ведь?
Итак, от Vesteras начинается маршрут до водопада Storseterfossen или, по-нашему, Водопада-За-Которым-Можно-Пройти. Первые метров сто пришлось «идти» (ехать, скользить, карабкаться?) по грязючке, которая затем плавно перешла в камни, удобно выложенные в форме ступенек. Маршрут отмечен цифрой «2», что означает не самый легкий. На самом деле он весьма прост, особенно если будете идти в хорошую погоду. Опасных мест здесь нет (кроме самого водопада), упасть негде и некуда.
Через 20 минут я увидел водопад, который возник немного неожиданно. На дороге его не было видно и слышно, поэтому столько скорое его появление стало для меня приятным сюрпризом. Уже с этой точки он смотрелся весьма привлекательно, особенно для человека, до этого видевшего лишь крымские и карпатские водопады.
Вскоре я добрался до верхней части водопада.
Если отсюда спуститься немного вниз, за склон, то откроется невероятный вид на водопад. Он совсем рядом!
А если рискнете пройтись по узкой и низкой тропинке, то окажитесь в пещере, где до водопада уже рукой подать. В прямом смысле! Я находился в двух метрах от тонн воды, которая была надо мной, была передом мной и была подо мной. Незабываемые ощущения, которые не передадут ни слова в отчете, ни фото на экране, ни даже видео на ютубе.
В тот момент я понял, зачем приехал в Норвегию. Не за фьордами, как мне казалось ранее, не за ледниками. Я приехал к водопадам. Я в них влюбился!
Потрясающе, но я был совсем один в этом необыкновенном месте. Наверное, это оставило свой отпечаток на испытанных эмоциях. В такие моменты ты забываешь о том, что существуют заводы, автомобили, самолеты. Не так просто найти необычные по своей красоте места, нетронутые человеком. Не считая оградки, без которой посещение этого водопада могло бы стать последним событием в жизни, это место одно из таких! Это ОСОБЕННОЕ место.
Увы, меня ждали у Vesteras, а я не люблю, когда меня ждут. Поэтому через несколько минут мне пришлось двигаться обратно. Иначе я бы провел в этой пещере намного больше времени. Надеюсь, что еще вернусь в этом необыкновенное место и исправлю это упущение.
Путь туда и обратно занял у меня час, но я шел очень быстрым шагом. Я бы посоветовал закладывать 1.5 – 2 часа, если идете от Vesteras. А если из Гейрангера, то 6 часов.
На обратном пути познакомился с норвежским маршрутом сложности «1». Такую сложность они присваивают обычной лестнице, которая идет вдоль еще одного водопада (порогов?).
В этот момент впервые за два дня в Норвегии на секундочку выглянуло солнце, позволив слегко иначе взглянуть на прекрасный Гейрангер-фьорд:
На этом я решил завершить свой первый день в Geiranger – шагомер сообщил о 30 тысячах шагах, да и ноги начинали намекать, что пора бы отдохнуть. Думаю, на этом же можно завершить и первую главу отчета, а вместе с ней и первую серию моего видеоотчета о поездке в Норвегию.
Я считаю, что текст и фото не могут передать и десятой доли полученных впечатлений. Тоже самое можно сказать и о видеосериале. Но если их совместить, то получится уже 10 + 10 + 10 = 30%, а это уже весьма неплохой показатель, так ведь?:).
Поэтому, если вам интересно, то серию, соответствующую этой главе отчета, можно найти здесь:
Буду рад просмотрам, лайкам, дизлайкам, пожеланиям, конструктивным замечаниям и предложениям, как по поводу видео-, так и по поводу текстового отчета.
Всем удачи и хорошей погоды в Норвегии!