Эти вопросы мне задавали мои знакомые, узнав, что уже в восьмой раз предпочел эту страну любой другой. Тем, кто там никогда не был, этого не понять - как можно ехать летом на север, ночевать там в машине, готовить на горелке, изнурять себя походами с утра до вечера, потратить столько денег, что хватило бы и на "нормальный" отдых, и получать от всего этого ни с чем не сравнимое удовольствие. Ну а когда узнавали, что за эти восемь поездок я так и не сходил на Кьераг и Язык Тролля и даже не собираюсь этого делать, удивлению не было предела...
А я удивляюсь - разве может быть иначе? :)
Еще во время подготовки к первой поездке в Норвегию в 2009 году, когда на картах Google можно было включить опцию «показать фотографии» и они появлялись миниатюрами с привязкой к местности, я наткнулся на фотографии, снятые в окрестностях кабин Munkebu. Те пейзажи с тремя озерами на разных уровнях оставили неизгладимый след в моем представлении о том, какой может быть природа. Но тогда поездка была скорее обзорной, поэтому до Munkebu идти я не планировал – такой поход казался мне чем-то запредельным, доступным только суровым альпинистам, готовым потратить несколько дней, чтобы добраться до красивого места. Сейчас самому смешно это писать, но тогда я действительно так думал. Я никак не мог предположить, что в Норвегии такие красоты вполне доступны всем и каждому. На тот момент на форуме другие треки, кроме Большой Норвежской Тройки, даже не обсуждались.
Потом стали все чаще появляться отчеты о поездках на северные острова – Лофотены и Сенью. И в них тоже были виды, вызвавшие желание обязательно увидеть это своими глазами. Это фотографии с вершины Grytetippen (в отчете konatava) и знаменитый «Туманопад», снятый с вершины Hesten на той же Сенье Сашей Rudankort.
В то же время моя майская прошлогодняя поездка на Лофотены оставила неоднозначные впечатления. С одной стороны, я ни секунды не жалел, что ее осуществил, но с другой стороны я не мог однозначно ответить на вопрос, будет ли мне интересно в этом регионе летом в течение 40 дней?
Так что повод побывать на островах у меня был уже давно, но каждый раз я решал ехать все же на юг, в свои любимые Орсту и Ондалснес. И вот в прошлом году я прошел большое количество маршрутов в этих регионах, там осталось уже не так много гор и треков, которые мне бы хотелось посетить, явно нужно было расширять географию поездок.
При этом комбинировать север и юг я отказался – мне не нравится длинный перегон от Сунндальсоры до Му-и-Раны, на котором я ничего интересного для себя не обнаружил, а ледник Свартисен и 17-ю дорогу я посмотрел еще в 2009 году. Этот вариант к тому же еще и дороже – добавляется паром из Финляндии в Швецию (или обратно), почти тысяча лишних км на норвежском бензине и недешевый паром из Буде в Москенес. Альтернативные варианты – паромы, прибывающие в Свольвер, или объезд участка от Буде по суше тоже энтузиазма не вызвали.
К тому же если комбинировать, то логичнее начинать с юга, чтобы к концу поездки не привязываться к дате парома и спокойно уехать с севера по суше домой тогда, когда захочется. Но как раз в ту субботу 16.07, с которой начинался мой отпуск, в Финляндии проходило очередное крупное мероприятие любителей ретроавтомобилей Big Wheels, а от него было гораздо удобнее продолжать двигаться в сторону Оулу и дальше на север. Я решил, что это знак )
В итоге, отказавшись по множеству причин от уже готового маршрута по Доломитовым Альпам, я решил наконец реализовать на практике тот маршрут, который уже давно был сформирован у меня на компьютере по северу Норвегии – я сохранял информацию об интересных треках из отчетов форумчан (спасибо Sherg, Danabanana, Chip`s, Rudankort, konatava, Crony V, OrionSP, Otta08 и всем остальным, писавшим про этот регион на форуме!), и просто найденную на просторах интернета. Из-за этого моего принципиального решения пришлось даже разделиться с моим неизменным компаньоном Игорем NordFace, который по различным причинам агитировал опять ехать на юг ) Ну ладно, зато таким образом мы сможем посмотреть больше норвежских пейзажей, будет о чем рассказать друг другу и форумчанам.
Уже за несколько недель до старта я опять прошерстил интернет на предмет интересных маршрутов и добавил еще несколько треков, решив начать с Лингенских Альп, потом через Тромсе на остров Kvaloya, далее перебраться на Senja, оттуда паромом в Andenes, потом разрекламированный Rudankortом Langoy, затем практически неизведанный Hinnoy, а следом уже на Лофотены. Такой довольно обширный маршрут должен был привнести разнообразие в поездку и не позволить мне заскучать за столь долгий срок в одном регионе.
Ехал опять на своей машине из Питера, ночевать планировал как обычно в ней же иногда в кемпингах, иногда просто в понравившемся месте :) Почти все путешествие планировалось осуществить в одиночку, лишь ближе к концу поездки, 16 августа в Лекнес должна была прилететь моя девушка, с которой и планировалось вернуться обратно в Питер, погуляв по горам вместе дней 7-10. Дата возвращения оставалась открытой – тем и хороши Лофотены, что всегда можно вернуться, если погода совсем испортилась, горы закончились или по каким-то еще причинам :)
Если на Лофотенах я уже бывал, хоть и недолго, то все остальные составляющие маршрута были для меня новыми. Даже участок от Оулу до Норвегии в этот раз планировалось проехать по Е8, а не по знакомой Е10 – это логичнее, если сначала ехать на Лингенские Альпы. С одной стороны, новизна – это хорошо, впечатлений будет больше. Но вот бытовые вопросы не давали мне покоя. Если в южной части я уже наизусть помню, где есть кемпинги, стоянки и магазины, то по новым регионам такой информации у меня не было. Зато я точно знал, что сетевых магазинов там намного меньше, кемпингов тоже немного и стоят они в среднем подороже, чем на юге. Это подтвердилось на практике.
В итоге поездка у меня получилась самая интересная и разнообразная из всех, осуществленных ранее. Мне везло с погодой – читая отчеты форумчан, я заранее готовился к тому, что может быть неделя беспросветных дождей и другие подобные радости. По факту дождики иногда конечно были, так же как и низкая облачность иногда мешала увидеть полную картину с вершин, но все было гораздо лучше чем могло быть и чем я ожидал. Мембранный костюм я даже не доставал ни разу!
Я не испытывал недостатка общения – наоборот, я гораздо больше общался с местными и другими туристами, неделю вообще прожил в норвежской семье на Сенье в окружении самых интересных гор этого острова, потом ко мне неожиданно приехали на 5 дней друзья из Питера, а прежде, чем я встретил в аэропорту Лекнеса свою девушку, успел пообщаться еще и с Дмитрием Nik-O-Dim.
Во время поездки еще раз убедился, насколько доброжелательны норвежцы к путешественникам - готовы оказать такую помощь, которую даже не ожидаешь. А уж какие у них спортивные и бодрые бабушки и дедушки встречаются на тропинках, не говоря уже про парней и девушек!
Новые регионы оправдали ожидания – мне везде понравилось, что-то больше, что-то меньше, но нигде я не испытывал разочарования.
Именно в этой поездке я увидел почти всех животных, которых можно увидеть в Норвегии – лоси, олени, лисы, лемминги, белки, норки (или ласки), даже сова встретилась в последний день путешествия!
Что касается главной цели путешествия – походов по горам – то здесь все тоже было хорошо как никогда: менее чем за 40 дней пребывания в Норвегии удалось пройти 61 трек. Причем я вовсе не собирался ставить рекорды – всего лишь хотел посмотреть как можно больше…
Средняя высота гор была меньше, чем в южных регионах, а длительность дня за счет незаходящего солнца в первой части поездки была больше, поэтому при хорошей погоде без особой спешки удавалось покорить три вершины, в один день получилось даже пять. Совсем без походов обошлись лишь два дня, причем оба были солнечными, но на всех вершинах были шапки из облаков.
Все свои планы мне удалось осуществить – от нескольких запасных вершин я отказался, но вместо них побывал на незапланированных маршрутах. Те горы, на которых я хотел побывать обязательно, я покорил – все до единой. При этом до самого последнего похода оставался азарт и желание увидеть новые панорамы, которые недоступны тем, кто видит Норвегию лишь с дороги и смотровых площадок. А вот после его завершения пришло ощущение полного насыщения регионом и красотами, которые он дарит. Очень вовремя – и неделя отличной погоды как раз сменилась более привычными облаками, и на работе очень настойчиво просили приехать пораньше. Так что удалось на практике оценить преимущество Лофотен – отсутствие каких-либо преград на пути домой. В итоге путь в 1550 км от парковки Moysalen на Е10 до Питера занял 20 часов, включая границу.
Так как треков получилось немало, про каждый из них буду рассказывать довольно кратко – несколько фотографий с комментариями. Иначе этот отчет займет все мое время до следующего лета ) Но если какой-то из этих треков вызовет интерес, всегда готов ответить на вопросы по нему. Карты тоже буду прилагать, если это потребуется – все же бОльшая часть маршрутов уже подробно освещена на форуме, а часть треков и вовсе является повторением моих майских прошлогодних прогулок.
Список треков по порядку:
Lyngen
Rornestinden 1041
Blavatnet 189
Storgalten 1219
Holmbuktind 1666 – до отметки 1396
Hamperokken 1404
Floya 671
Kvaloya
Skamtinden 882
Brosmetinden 525
Styrmannstinden 955
Vasstinden 898
Senja
Breidtinden 1001
Hesten 556
Stormoa 975
Sukkertoppen 332
Husfjellet 632
Barden 659
Grytetippen 885 Keipen 938
Roalden 864
Hatten около 500
Segla 639
Kraksolvkollen около 500
Andoya
Andhue 288
Royken 468
Matinden 408 Laupen 350
Langoya
Myrtinden 350
Skipet 612
Snokolla 763
Breitinden 598
Trehyrna 620
Skata 736
Hinnoya
Tverrelvvatnan 356
Tverrelvtindan 1083
Hestetinden 960
Vesteralen и Lofoten
Rundfjellet 803
Matmora 788
Floya 590
Tjeldbergtinden 367
Glomtinden 419
Festvagtinden 541
Kleppstadheia 534
Haveren 808
Nonstinden 483
Himmeltindan 931
Holandsmelen 434
Moltinden 696
Markan Branntuva 702
Hermansdalstinden 1029 Munkan 797
Tindstinden 490
Narvtinden 677
Roren 295
Stornappstinden 740
Mannen 400
Offersoykammen 436
Justadtinden 738
Ballstadheia 459
Ryten 543
Helvetestinden 602
Reinebringen 448
Geitgallien 1085
Floya 590
Опять Hinnoya
Moysalen 1262