Много материала для написания отчета, много впечатлений (и положительных и отрицательных).
Чтобы отчет не представлял демонстрацию фотографий и был полезен для других - надо хорошо поработать.
А пока несколько замечаний о поездке "на свежую память".
Это чисто наше мнение и наши впечатления, причем не о всей Норвегии, а о той части, которую мы видели на нашем маршруте.
Маршрут был простой...
Хельсинки - паром до Стокгольма - "Горошина" - "Кафедра" - "Язык Тролля" - ледник Nigardsbreen - городок Geiranger - "дорога Орлов" - "Лестница Троллей" - до городка Andalsnes - и в сторону дома...
Плюс множество дорог-серпантинов, тоннелей, водопадов, Rest Areas и обзорных площадок.
Итак:...
Создается впечатление, что Норвегия "почувствовала вкус" от туризма. Этот процесс стремительно развивается, строятся новые дороги, тоннели, кемпинги и места отдыха. Идет этот процесс с запада на восток, поэтому на западе очень много туристов, их возят огромные автобусы и паромы.
А восток (район "Горошины" и "Кафедры") - Норвежская окраина. Туристов мало, цены ниже.
Через несколько лет инфраструктура туризма будет наверное полностью создана и наступит для туриста такой же рай, как в США.
А пока встречаются и "косяки".
Я не случайно вспомнил Америку. Очень уж дороги Норвегии и пейзажи похожи на Американские.
И если вы не были на западе и северо-западе США и в Канаде, то "взрыв мозга" от природных красот Норвегии вам обеспечен.
Погода.
Это главная проблема туриста в Норвегии. Дожди и туманы. Фьордов не видно, неба не видно, ничего не видно.
У нас из девяти дней - первые 5 дней шли дожди...
Одежда.
От Норвежских дождей никакая супер одежда не спасает, а из супер обуви туристы выливают воду.
Поэтому, если вы собираетесь подняться на "Горошину", "Кафедру" или "Язык Тролля", то будьте готовы вымокнуть "до нитки".
Туристы и "Туристы".
Очень важно понять до поездки, как вы будете проводить время в Норвегии. От этого зависит тот ассортимент вещей, которые вы будете брать с собой.
Если вы будете любоваться красотами с обзорных площадок, кататься на кораблике по фьордам - то пары шорт, джинсов и кроссовок вам вполне хватит.
Если же вы пойдете в горы и попадете в дождь, то надо подумать не только о запасной одежде, но и как сушить промокшую.
Кемпинги.
Вы можете остановиться на ночевку в палатке, в домике (кабинке) со всеми удобствами (холодная и горячая вода, туалет,душ, плита, холодильник, мебель, посуда, спальня), в трейлере (прицепе) со всеми перечисленными удобствами, в домике без удобств (кровати, стол, стулья), в комнате без удобств (коридорная система).
Цена зависела от региона по маршруту.
Палатка: 150 - 280 крон;
Домик с удобствами: 400 - 1200 крон;
Домик без удобств: 500 - 1000 крон.
Надо отметить, что проживание в палатке - в диковинку для Норвежцев и часто вы будете выглядеть "белой вороной".
Это замечание лишь не касается чисто туристических мест (на зеленой лужайке у фьорда, рядом с огромным паромом за 280 крон).
Большинство кемпингов хотят работать и зимой, поэтому в них нет даже домиков без удобств.
И самое главное...
Представьте ситуацию:
Вы взяли палатку или домик без удобств в кемпинге, потом в ливень поднялись на "Горошину" и мокрые "до нитки" но не побежденные спустились вниз.
А как вы сушиться будете в палатке или в домике без удобств? Ведь на следующий день у вас подъем на "Кафедру" и тоже в дождь.
Нам просто повезло. Мы сушились в домике с удобствами за 400 крон и трейлере за 500 крон, включив все батареи, газовую плиту и электроплиту.
Дикая ночевка.
Переночевав один раз в палатке в кемпинге, одни на поляне среди авто-домов (RV), 3 последние ночи мы ночевали прямо в машине на Rest Area (место отдыха). По маршруту встречаются не плохие: с туалетом, столами, на берегу речки или озера. Но у нас машина не седан...
Связь, Wi-Fi
Почитав перед поездкой информацию в Инете о сотовой связи в Норвегии, мы решили, что проблем быть не может.
И купить Sim-карту "Prepaid Service" Норвежского оператора MailCall (Lebara) будет также легко как в Финляндии - на любой АЗС за 7 евро. Однако реальность оказалась иной.
На первой же заправке Esso о таком пакете не слышали и посоветовали поискать на Shell. На Shell ситуация повторилась...
Мы вспомнили о дилерах MailCall (Lebara) - магазинах Narvesen, Coop, Kivi.
Вы наверное понимаете, что во время поиска Sim-карты мы не сидели на месте, а двигались вперед по норвежским дорогам по маршруту.
Поэтому магазин Narvesen GPS искать отказался, а в первом же магазине COOP (продуктовый магазин) кассир нам гордо сказал, что такого продукта, как "Prepaid Service" у них нет.
Вообщем, мы 3 дня пытались подключиться к норвежскому сотовому оператору, но видно не судьба. И этот вопрос больше не поднимали.
В каждом кемпинге был Wi-Fi. Где-то получше, где-то похуже. Но он нас спасал...
Магазины.
Часто человек оказывается в плену своих стереотипов...
Нам почему-то казалось, что если мы поедим в Норвегии по своему маршруту - по туристическим местам, то магазины будут стоять как грибы около дороги. Нет, конечно не так как в Америке, а допустим так как в Финляндии - Prisma, Lidl, K-market и т.д.
Оказалось по-другому...
После первого магазина COOP (где мы искали Sim-карту), следующие магазины COOP и Kiwi мы долго не могли найти.
Связано это с тем, что норвежские магазины как-то совсем себя не рекламируют. Они какого-то неприметного цвета, совсем небольшие и мы их часто просто не замечали. Почему-то они напомнили мне магазины "Сельпо" времен СССР.
Но с другой стороны - зачем в сельской местности, с малым населением большие магазины? Нужный ассортимент продуктов в них есть и видимо потребителя они обеспечивают.
Что нужно брать, а что нет.
Обязательно - газовая плитка с баллончиками. Размер плитки 10 x 10 см, но она позволяет сварить картошку и макароны, вскипятить воду для чая. На двоих истратили 1,5 баллона газа.
Термос тоже не помешает, воду вскипятили, в термос залили и чашечка кофе на "Кафедре".
Удлинитель (переноска) - это анахронизм, видимо пережиток давно минувших дней.
Будете жить в палатке - вас спросят "Электричество надо?" А красть электроэнергию не хорошо...
Дороги, тоннели, ПДД.
Дороги - классные, в основном серпантины. От постоянных поворотов даже подташнивает. Этими дорогами Норвегия может гордиться.
В таких условиях и высшего качества.
А тоннели - это что-то. От нескольких метров до 25 км. С несколькими полосами и круговыми развязками.
И по этим прекрасным дорогам и тоннелям носятся норвежцы. Превышая скоростной режим, обгоняя на подъемах, спусках и в тоннелях.
Это большой минус.
Часть дорог и тоннелей платные. Но пунктов оплаты мы не видели. Везде фиксируют камеры. Их очень много, постепенно на них перестаешь обращать внимание.
Для интереса попытался задать GPS маршрут не по платной дороге - получилось лишних 150 км. Больше экспериментировать не стал.
АЗС
Ну это самый главный "косяк". На этой теме наш юморист Задорнов наверное стал бы просто сильно популярным.
Каждая система автозаправок работает как хочет. Мало того, в каждой сети заправок у каждой заправки свои правила.
Некоторые заправки отказывают тебе в бензине, но депозит в 1500 крон снимают даже без ввода пин кода.
Им не нужны не российские, не американские и не канадские карты, они как истинные патриоты принимают только свои норвежские.
Другие заправки-патриоты предлагают только норвежский язык и не хотят общаться на английском.
Обслуживающий персонал заправок вежливо поможет вам у колонки, но скажет что ваша карта не читается. И это не их проблема.
Так что не знаю что посоветовать.
Хорошо конечно заправляться, когда остается полбака, но когда за 20 литров списывают 1500 крон - не есть гуд...
А горючка должна быть - часто на дорогах серпантинах пару сотен км нет АЗС.
Наличные деньги.
Видимо КЭШ - он и в Африке КЭШ...
Я так понял, что с налом на заправках никаких проблем бы не было.
Кроме того, как и в Америке, в Норвегии кэш любят.
Озвученная цена в 600 крон за домик со всеми удобствами была снижена до 400 крон при оплате наличными.
Резюме...
Норвегия - это сказочная страна, или страна из сказки, в которой живут реальные люди... Очень трудолюбивые и добродушные.
Плоды их труда - дороги и тоннели вызывают восхищение. Они берегут природу, пытаясь сохранить ее в нетронутом виде для своих потомков и нас туристов.
Это их Родина, их история, их образ жизни. И никакой дождь не помешает им работать, отдыхать, гулять и заниматься спортом.
Ведь они у себя дома. Другое дело мы - туристы в отпуске.
Чтобы более полно осознать увиденное, мы обратно поехали не на пароме, а по суше - через Швецию и Финляндию, вокруг Ботнического залива.
Чем дальше мы отдалялись от фьордов и приближались к Швеции, тем меньше облаков становилось. Сияло солнце. Менялась природа.
Горы становились холмами, которые заросли лесами.Это была совсем другая Норвегия - солнечная, но без фьордов и бирюзовых рек.
Мы поняли, что нам сильно повезло, мы увидели такую разную Норвегию: очень мокрую и влажную, с постоянными дождями и туманами и солнечную и теплую, с прекрасными фьордами, реками, горами и ледниками.
Как "настоящие" туристы мы опробовали все возможные ночевки, промокали под дождем, сушились и снова шли в горы.
Время поездки - вторая половина июня оказалась очень удачной.
Природа очень свежа, вода буквально везде бежит с гор, а водопады полноводны. Кемпинги только просыпаются, они новые и свежие после зимы.
Туристов постепенно становилось все больше и больше, особенно с авто-домами. Это большая проблема на дорогах.
Даже трудно представить, что будет в июле в пик сезона.
Ну а за дождик, мы решили на Норвегию не обижаться, ведь мы узнали так ее еще лучше, а провожала нас она с солнышком...
Буду рад, если мои замечания помогут тем кто готовится к поездке.
Почитайте, а я добавлю пару фото для разнообразия.