Название описывает то, как мы оказались в Норвегии - Настя (моя жена) знает момент, когда предложить какую-нибудь авантюру То ли я был мыслями весь в работе, то ли наоборот, но перед тем как ответить «А поехали» на предложение - «А давай этим летом в Скандинавию?» - я явно не просчитал все на насколько шагов вперед. А дальше Все сложилось само собой - если ехать, так уж основательно, не на две же недели - Скандинавия-то большая. А еще там все дорого, так что лучше всего с палаткой, но с ребенком (сыну 4 года) в палатке неудобно. Жестко следовать графику не всегда получается, а домики надо бронировать заранее. Остается вариант - прикинуться немецким пенсионером и взять автодом. А дальше после легкой раскурки форумом, «Скандинавия» превратилась в «Норвегия» и образ этого путешествия почти сложился.
Окончательно он сложился после того, как стало понятно, что в Германии автодома на нужные нам даты кончились, а в Норвегии стоят конских денег - было решено взять автодом в прокат в Литве, сесть на паром из Клайпеды до Карлсхамна и рвануть в Норвегию через Швецию, но не задерживаясь в последней. Тем более, что в Литву можно доехать на своей машине, то есть можно привезти с собой по максимуму полезных в путешествии вещей. Кемпер был найден под Вильнюсом, так что решили, что я туда махну на машине, а Настя с Яриком - на самолете. Итак, поехали!
Дорога до Норвегии
16го в 13-40 выехал из Москвы, это было воскресенье, соответственно, выскочил из города, как пробка из бутылки шампанского. Ехал по Минской трассе.
Ночью, в районе 12 подъехал к пп Лоша. Народу никого вообще, пункт маленький, 4 пограничника я видел. Не пустили - сказали, много вещей.
Уговоры не помогли, пришлось развернуться и поехать на Каменный Лог. На Белорусской стороне был второй, прошел за 15 минут. На Литовской был 5й, понадобилось минут 30. Вещи не смотрели вообще нигде, так - попросили открыть багажник и поинтересовались куда еду.
Дальше проехал 30-40 минут и остановился в Ибисе под Вильнюсом - отличный отель с хорошим завтраком, овсянку только варить не умеют. И недорого.
17го, часов в 11 отправился за кемпером.
Кемпер брал вот в этой конторе, но о том, что это фирма, не подозревал до последнего момента, так как нашел через объявление на .. Думал, что просто человек сдает свой кемпер, пока сам не пользуется. По факту, у Арвидиуса 5, кажется, автодомов. Мне достался последний оставшийся свободным из них, McLouis на базе Fiat Ducato. 2011 г.в., дизель 2,2 л, механика.
Сам Арвидиус оказался очень приятным товарищем - 3 часа проводил мне полный инструктаж по автодому. Потом еще накормил яичницей, потом я перегружал вещи в автодом и в районе 18 выдвинулся в Каунас, куда у меня на следующий день из Москвы прилетала семья (аэропорт Вильнюса закрыт на ремонт). Там у меня был снят отельчик рядом с аэропортом. Переночевал, 18го утром встретил семью, заехали в МЕГУ в Каунасе - сделали большую закупку продуктов - и выдвинулись в Клайпеду на паром в Карлсхамн. Насчет парома есть вот какой лайфхак - когда я покупал билеты через сайт, там был вариант купить ваучеры на ужин - по 15,5 Евро за человека и на завтрак за 6,5 или вроде того. Интуиция подсказала взять только на завтрак. В итоге, когда мы голодные приехали на паром, то первым делом отправились в ресторан самообслуживания поужинать. Где поужинали втроем на 13,5 евро - таким образом, интуиция меня не подвела, что, вообще говоря, является редким случаем, и обычно если можно выбрать наименее выгодный вариант, я выбираю именно его.
Фото с верхней палубы парома
В 9 утра 19го выгрузились в Карлсхамне и рванули через Гетеборг прямиком в Норвегию.
Ехали, конечно, долго, получилось 10,5 часов - с одной остановкой на елочку для обеда, одной заправкой и одним крюком на 30 минут под Гетеборгом, когда мой навигатор заглючил и стал выдавать «Системная ошибка» вместо маршрута.
В итоге, в районе 18ти часов мы въехали в Норвегию (где весь поток машин почему-то, пропустили через таможенный пункт - я думал, у них тут везде пошлины одинаковые) и в 19-30 были в кемпинге Bogstad под Осло. Разложились, зажарили барбекю и спать.
Bogstad, конечно, хороший кемпинг, но большой и людный, что накладывает отпечаток на устройство жизни. Забавно было иметь первый опыт кемпинга именно там.
Зато там есть все: все нужные сливы\заливы, две кухни, круглосуточный ресепшн с бесплатным wifi, автобус номер 32 останавливается в 50 метрах от ресепшена, тут же заправка и мини-маркет. Кроме того, в кемпинге огромная детская площадка, мини-гольф, волейбольная площадка, рядом река и пляж. Все удовольствие - 345 крон с электричеством.
20 июля, Осло
20го с утра сели на автобус, потом на метро - в центр Осло. Блин, конечно, как же хочется, чтобы в Москве было также. Живешь за городом, утром сел в чистенькую электричку и за 20 минут доехал до самого центра.
В Осло вышли на станции National Theatre. К этому моменту энергия от завтрака у меня кончилась и пришлось съесть бургер в Burger King за 47 крон, то есть примерно за 350 рублей. В Москве такой стоит 50 Жесть, конечно.
Зато купили симки MyCall в Seven Eleven + по 3 ГБ данных, и прыгнули в Hop on Hop off автобус, чтобы быстренько весь Осло посмотреть. Мелкий, который с самого утра ждал того, чтобы прокатиться на втором этаже, через минут 20 заснул, и мы спокойно послушали экскурсию. Что сказать - Осло славен музеями. Так что, кто любит музеи так, как я - получит удовольствие (а мне не обрыбилось). Есть музей викингов, отдельно музей кораблей викингов - с реальными кораблями внутри, морской музей, исторический музей со старинной деревянной церковью. Кроме музеев - парк со скульптурами, крепость, порт, ратуша, опера. В общем, если в музеи не ходить, то одного-двух дней в Осло с точки зрения туриста - за глаза. Ну это мне так показалось.
Вообще город уютный, кусками напомнил Москву, только без людей, кусками Аделаиду, а в основном - Мельбурн. Много Ирландских пабов, почему-то. В Хард Рок кафе на центральной улице есть крутые значки с викингами и валькириями.
Потом сели на первую ветку метро и рванули к трамплину. Хотели прокатиться на зип-лайне, но не успели. Пришлось довольствоваться установленным там в мае 2017 симулятором прыжка с трамплина и горнолыжного даунхилла. И один музей мне все-таки перепал - Лыжный музей при трамплине.
21 июля, Лиллехаммер
Выдвинулись из-под Осло на северо-восток. Так как встали мы часов в 9, пока позавтракали, пока собрались, пока слили серую воду и залили чистую, выехали только в районе 13:30.
В итоге, в Лиллехаммер мы приехали в 15:30. В этом нашелся и плюс и минус. Плюс такой: с 17 парковка уже бесплатная, так что мы заплатили всего за 1,5 часа, 42 кроны. Кстати, кто знает, надо покупать на кемпер, занимающий на парковке два места, два тикета в автомате, или нет?
А минус в том, что пока мы добрели до местного исторически-краеведческого музея под открытым небом - он уже закрылся. Пришлось залезть в близлежащий лесок и посмотреть хоть что-то через забор.
Следующий пункт - олимпийский парк, и верхняя площадка трамплина.
Дальше по маршруту - национальный парк Рондане. Решили двигать в ту сторону, проехать сколько получится, как устанем - встать на елочке. В итоге нашли симпатичную елочку, но пока я жарил барбекю, Настя стала резать салат и обнаружила … что у нас кончилась вода. Которую я как бы утром заливал. Это была загадка - то ли я ее плохо залил, то ли она вся куда-то делась. Поскольку луж под кемпером обнаружено не было, остался вариант, что я ее просто не залил. В любом случае, решили поужинать и поехать поискать кемпинг поблизости, чтобы разобраться с водой. В итоге через минут 15 пути по Е6 нашли кемпинг Heimtun - маленький и уютный, и к тому же всего 200 крон с электричеством и всеми удобствами.
Там я разобрался с водой. Брал я его с полным баком, Арвидиус предупреждал, что дырочка для выхода воздуха из бака - очень маленькая, и заливать надо медленно, но что настолько медленно - я не подозревал. В общем, если заливать слишком быстро, то воздух не успевает выходить и вода начинается выливаться обратно, как будто бак полный. Именно так у меня утром и вышло. Осложняется все тем, что вытяжное\впускное отверстие газового водонагревателя на нашем кемпере находится прямо под лючком залива воды, и выливание воды обратно грозит ее попаданием в это отверстие, что в свою очередь может привести к поломке обогревателя. Об этом я был предупрежден, и это означает, что я не могу спокойно засунуть шланг и ждать, пока весь воздух пополам с водой выйдет обратно из люка и позволит баку заполниться, нужно более или менее этот процесс контролировать. В общем, с горем пополам уже в ночи бак я залил, буду приспосабливаться.
22 июля, национальный парк Рондане
С утра (часов в 11) выдвинулись снова в Рондане. По пути заехали в рафтинговый центр Sjoa - но ближайший рафтинг был у них только в 15, решили не ждать и поехать сделать первый трек. Приехали в Рондане (въезд, кстати, 20 крон). Причем шлагбаум с первого взгляда выглядит так, как будто это просто частная территория, но потом, присмотревшись, можно заметить автомат для оплаты. Карту у меня там не сожрало (это пока первое место в Норвегии, где не прокатило оплатить картой), пришлось искать 20 крон мелочью.
Поскольку на дворе суббота и погода выдалась хорошая, все норвежцы рванули гулять. Парковка забита, и обочина вся забита, припарковаться удалось только метрах в 300 от начала треков. Ребенок заявил, что хочет спать в кровати, пришлось уступить и отложить трек на после тихого часа.
Зато потом погуляли отменно. После обеда, правда, погода испортилась, и даже попали под дождь минут на 7, но в целом я даже в майке и шортах почти не замерз.
Норвежцы, конечно, крутые. Выходные - они всей семьей выбираются на природу. И не барбекю жарить, а в первую очередь - активность. Очень крутая привычка в масштабах нации. Пока детеныш спал в автодоме, рядом с нами припарковалась семья: папа, мама, сын, дочь, собака. Все, кроме собаки, надели рюкзаки литров по 80 и учесали в горы. Видимо, с ночевкой, иначе, зачем бы им столько барахла.
Каждый второй (или даже 2 из 3) встреченный на треке человек здоровается - не просто улыбается, а именно вербально приветствует - удивительное ощущение. Как будто в этих горах у тебя все свои.
Вот айфонофотки с трека, пока с большого фотика не обработаны.
После трека двинулись дальше по E6. Хотели опять же встать ночевать на елочку, но в приложении нашелся симпатичный кемпинг на берегу реки, с детской площадкой, и местом для большого костра - Dovreskogen (240 крон с электричеством, нет слива кемпер-туалета) - решили встать в нем.
23 июля, Kongsvoll, Gjevilvatnet, дтп с пнем
Перед обедом доехали до Kongsvoll и ходили в трек. Вообще там место обитания мускусного быка, очень надеялись хоть одного встретить и отфотографировать, но ни быки, ни лоси, ни олени не попадались. Только следы.
Трек небольшой и очень красивый. Во время первой половины трека пошел дождь, но вся экипировка была при нас, так что дождь прогулке не помешал. А во второй половине вышло солнышко и все вокруг заиграло совсем другими красками.
Опять же - пока только айфонофотки.
Дальше по маршруту - озеро Gjevilvatnet. Озеро, в общем, как озеро. Въезд к нему платный, 60 крон. Вокруг озера у местных дачи, есть лодочная пристань. Проехались с разных сторон, нашли симпатичную точку для отдыха с видом, а рядом с ней, если повернуть на проселок к озеру, - место, как специально предназначенное для стоянки на кемпере. Решили тут и остаться.
Но опять автономной стоянке не суждено было случиться - произошло то, что должно было по идее произойти со мной еще в первый день - кемпер я все же покоцал.
Примериваясь, как поудобнее поставить автодом, я не заметил пенек и зацепился за него задним бортом. Последствия - на фото.
Хорошо хоть велики не пострадали. Погоревав о своем лузерстве, решил, что видимо, кто-то сильно не хочет, чтобы мы здесь оставались. По приложению NorCamp нашел кемпинг Vollan, о котором в отзыве человек написал, что за 8 недель его пребывания в Норвегии - этот кемпинг - один из самых живописных. Через минут 20 были там. Ресепшена в кемпинге нет, в 21-00 приезжает хозяйка и собирает денежку. Как нет и кухни - есть мойка для посуды под открытым воздухом, вода в кран идет прямо из водопада.
Отсутствие удобств с лихвой компенсируется местом - прямо на берегу реки, с песчано-каменным заходом в воду, и с шикарным видом.
Поскольку я был еще на нервяках после встречи с пеньком, то немногочисленным постояльцам кемпинга было предоставлено бесплатное шоу - виртуозная парковка с 10го раза с заездом на выравниватели по мокрой траве с пробуксом.
В 9 приехала хозяйка, собрала с нас 150 крон (1 ночь с электричеством) и была такова.
24 июля, Vollen, ленивый день
Утро порадовало ярким солнышком в честь чего я отважился искупаться в реке. Вода - ледяная, потому как в 50м выше по течение в реку впадает поток с гор, так что купание ограничилось трехкратным окунанием.
Сочетание места и погоды так порадовали, что мы решили сегодня вообще никуда не ездить и остаться еще на одну ночь тут.
Надули биван и тюленили до обеда, а после обеда прокатились на великах до соседней деревушки Gjora. Там, кстати, нашли классное место для остановки на обед - это, судя по всему, местная зона для отдыха. Несколько лавочек-столиков, общественная барбекюшница на четыре решетко-места, качельки-горка, место для костра (дрова заготовлены тут же в специальной избушке), выход к реке с небольшим пляжиком.
Вообще, хорошо они устроились в этой Gjora. С виду там живет человек 500, при этом в поселке есть такая вот зона отдыха, школа (с виду человек на 200 учеников), большое футбольное поле и спортивный комплекс.
Отчет по 25 июля еще не готов, ехали по живописной дороге от Sunndasora через Aursjohytta и Eikesdalen до Eresfjord, должно быть много фоток.