Манит нас в Норвегию как магнитом. Поэтому зимой (или осенью – уже и не вспомню) единодушно было принято решение снова посетить эту замечательную страну (в третий раз).
Также две недели, также на машине, также ночевки в кемпингах, тот же район (на Север пока не решаемся из-за сложностей с логистикой). Только длинных переездов меньше и другая часть лета (до этого был конец июня).
По маршруту забронированы 4 кемпинга.
К нашей команде (мама и папа) в этот раз присоединился наш младший ребенок – сын Паша, 11 лет.
Выражаю благодарность всем, кто пишет отчеты, так как они являются источником вдохновения, технических и прочих особенностей треков, которые очень помогают как при планировании,так и в ходе поездки.
Особая благодарность - Veil, Sherg, Rudankort, так как именно ваши отчеты легли в основу поездки, выдержки из отчетов распечатывались дома и скринились на телефон.
Роли и функции:
Папа – водитель, повар, фотограф.
Мама – штурман, переводчик, младший помощник повара.
Сын – нарушитель семейной идиллии, отвечал за связь с космосом в части хорошей погоды.
Итак, поехали.
День 1 (23 июля)
Перелет Екатеринбург-Москва-Осло не обошелся без приключений. Вылет задержали на час, в итоге у нас оставалось совсем мало времени на пересадку. Как назло, любимый Аэрофлот, припарковался в терминале F, тогда как прилетали мы в D. Долгое ожидание трапа, поездка на автобусе через все Шереметьево проходила в немного нервной обстановке – транзитных пассажиров было едва ли не половина самолета. У некоторых уже заканчивалась посадка. Мы пока еще не очень нервничали, но по Шереметьево бегом-бегом. Выясняем что выход аж 52 (всего 58). Бежать далеко.
На наше счастье успели до начала посадки прибыть к нужному выходу. Каково же было наше удивление, когда сели мы ровно в тот же самолет, на котором прилетели! Благо у Аэрофлота они «именные» - легко отличить. Оставалось только скрестить пальцы, чтобы багаж тоже успел сделать круг по аэропорту.
Прилетели, паспортный контроль, получение багажа, выдача машины – все в целом стандартно. Только народу уж очень много (сравниваем с прошлыми поездками). То ли сезон дает о себе знать, то ли популярность возросла.
Первое место обитания – район Andalsness, Mjelva Camping. По большей части дорога знакомая (до Dombas). А далее начинается E136, которую мы умудрились за две наши предыдущие поездки обойти стороной. Дорога потрясает своей красотой даже таких, казалось бы, искушенных как мы. Еще и погода нам подыгрывает. То дождь заливает, а потом в боковом зеркале видишь радугу. То солнце причудливо выглядывает из-за облаков, подсвечивая вершины гор.
Как и планировали, к 9 вечера заселились в кемпинг, успели понаблюдать красивый закат, сидя на крылечке. Сын изучил территорию кемпинга, успел покататься на машине и поиграть в шахматы.
А мы наслаждались красивым закатом (не часто удается увидеть в Норвегии).
День 2 (24 июля)
Ранним утром стоит низкая облачность, но к 9 утра сильный ветер все разогнал, облака поднялись высоко и начало проглядывать солнце. Прогноз погоды по нашему региону выдавал оптимистичное солнце с 14-00 и мы решили, что все совпало, идем на разминочный трек к Litlefjellet. Я так давно о нем мечтала, что не могла поверить своему счастью
Как сказано в одном из описаний трека «при незначительных усилиях вы получите несоразмерно потрясающий вид». Действительно, все так и есть. И хотя виды уже изучены по фотографиям, быть там – совсем другое! Сидели долго, уходить не хотелось. Если б некоторые не стонали , мы бы и дольше там могли пробыть. Самый кайф для меня – солнце, сидишь и смотришь на 360 градусов – горы! Внизу – река, дорога, по которой мы накануне ехали и вдали фьорд! Народу много, но как-то не мешали друг другу. Очень много детей.
Вдоль тропы и наверху инсталляции, объединенные в какую-то одну идею - до конца не разобрались, но любопытно, это вносит разнообразие.
На обратном пути – обед у озера Venjesdalsvatnet. Вода ледяная, но видели окунающихся. На берегу насчитали 10 палаток! Популярное место! И действительно, там очень хорошо. А уж в такую погоду как в такой солнечный и теплый день – тем более.
Непонятный момент: везде сказано, что дорога по долине Venjedalen платная. Но шлагбаум был открыт. Мы предположили, что это связано с тем, что проводятся какие-то работы - кладут трубы.
Обед закончили к 3 часам дня, в кемпинг возвращаться рано, второй трек за день делать для нас сложно, поэтому решили поехать к морю, в сторону Атлантической дороги. Тем более, что ее-то мы еще не видели.
Первым пунктом был маяк и Nordneset Coastal Path, подсмотренный в отчете Veil. Только я почему-то при подготовке ткнула в карте в точку Julshamna (почему - не знаю). Уже подъехав, я поняла, что ошиблась, предложила вернуться к пляжу Breivika, но муж отказался и мы пошли к маяку. Это тоже часть берегового пути.
Сама прогулка вдоль берега по тропе очень приятная. Вокруг все цветет, запахи растений и моря перемешиваются. Вдали видны большие суда. В бинокль смогли прочитать на одном, что это Hurtigruten. Жаль только, что к морю в этом месте не подойти - все в камнях.
У маяка есть информационная доска, где написано про залив Hustadvika, что этот залив норвежские лоцманы описывали как самый опасный берег Норвегии, из-за большого числа отмелей и рифов. Здесь затонуло много кораблей и поэтому это рай для дайверов.
Маяк 1902 года, был полуавтоматическим - то есть нужно пополнять масло 1 раз в 14 дней. Обычно этим занимались те, кто живет рядом. Так, со времени открытия этого маяка, за ним следила семья Breivik, вплоть до 1988 года, когда маяк стал электрическим.
Поскольку сыну был обещан песок и пляж, то вернувшись к машине, доехали до пляжа. Дойти пешком до пляжа от маяка, а потом обратно до машины – по времени уже не успевали. Был сильный отлив и пляж нас совсем не впечатлил, если сравнивать с пляжами Vestkappa. Но сыну все равно нашлась забава – попугать маму дохлыми крабиками.
От пляжа Breivika до Атлантической дороги минут 10 езды. Ну что сказать – мосты на остров Runde ничуть не хуже. Местом мы не прониклись, специально ради дороги в ущерб чему-то другому я бы не советовала ехать. Возможно в шторм здесь интересней.
На обратном пути нас ждал потрясающий закат.
Вернулись в кемпинг уставшие, но довольные.
Отдельно хочу сказать о дороге на Molde. Наш навигатор предлагал нам ехать в объезд, чуть ли не 3 часа. Maps.me показывал путь короче, с использованием парома Vestnes – Molde. Заранее мы не разбирались как добираться. В итоге, поездка в ту сторону обошлась довольно дорого – 2 платных участка дороги/туннель, один стоил 90 крон, второй не обратила внимание. Паром вышел в 220 крон. Нам конечно же не хотелось еще и в обратную сторону столько же платить и мы решили включить навигатор, встроенный в машину. И вот он нас повел во-первых, гораздо короче, во-вторых, только с одним паромом Solsnes-Afarnes, который стоил для нас 120 крон. Совершенно непонятно почему 2 навигатора не предлагали такие маршруты. Тем временем, вариант очень любопытный, так как из Molde выезжаешь через тоннель под фьордом! Выезжаешь из тоннеля, а напротив – аэропорт. Самолет взлетал одновременно с нашим выездом из тоннеля!
Немного жаль, не хватило времени осмотреть Molde.
Классическое фото с Litlefjellet
Вид на стену Троллей
Вид в сторону Andalsnes
Маяк в заливе Hustadvika
Вид на море с тропы
Вид на берег с тропы
Вид на море с Атлантической дороги
Горбатый мост на Атлантической дороге
Закат по дороге в кемпинг
День 3 (25 июля)
Очень насыщенный день. Увидев благоприятный прогноз погоды, выдвинулись к истоку Mardalsfossen.
Благодаря описаниям форумчан, без особых проблем нашли нужный съезд со 136 дороги, добрались до шлюзов. На парковке мы не одни. Да и в зоне видимости по пути насчитали 10 машин. Переодеваемся и идем, как и описано – по левому берегу. Меня несколько смутила тропа, по описанию я не ожидала таких сложностей. Возможно, имеет значение время года и просто год. Нам пришлось не только преодолевать курумник по плоской поверхности (это я как раз ожидала), но и пройти немного по снежнику, спуститься, а на обратном пути подняться по камням. Опять же хорошо, что солнце и сухо. По сырым камням было бы гораздо тяжелее. Уже ближе к финишу нам навстречу шла пожилая пара, я спросила какой тропой они сюда пришли и пришлось ли им идти по снежнику, где шли мы (они нас видели). На что мне ответили, что они шли выше снежника, но не уверены, что там лучше. Судя по следам, обратно они пошли нашей тропой.
Однако, возвращаясь к природе. Насколько умиротворенно выглядит озеро. Если не знать, что там, на другом его конце – никогда не догадаться! Вообще сложно представить, что из такого тихого и неспешного места рождается бурный поток воды неимоверной силы!
Когда возвращались обратно, навстречу шла семья – мама, папа и двое мелких детей (лет 5-6). Больше похожи на норвежцев. Однако, место известное!
Конечно же, мы не могли не доехать до озера Nedste Mardalsvatnet – не пропускать же восхитительный вид на водопад из отчета Veil? Ехать-то всего ничего. Озеро нереального бирюзового цвета. Увы, тоже дамба, но вытекает вполне себе бурлящая речка, которая также превращается в водопад, соседний с Mardalsfossen. Здесь тропа совсем простая, хоть и каменистая, но проходится легко, никаких препятствий нет. Вот уж где за небольшие усилия вы получаете несоизмеримо обалденный вид!
Если честно, это точка «осмотра» водопада Mardalsfossen мне понравилась больше всего. Уходить не хотелось. Глаз отдыхал, душа пела. И только мелкий нудящий мальчик требовал идти назад .
Veil, у меня теперь тоже есть фото «леди с галстуком»!
По дороге в ту сторону встретили две компании, обратно – одну. Когда проезжали место стоянки к уступу, там появилось две новых машины. А мы думали совсем одни будем.
По дороге домой остановились, чтобы запечатлеть Kylling Brua (а почему куриный? Не нашла нигде информации).
Далее остановились у подножия стены. В центре для посетителей есть интересная фишка для детей: есть экскаватор, которым можно управлять (20 крон), можно просто на машинках покататься (бесплатно). Нашему мальчику тоже все это пришлось по душе, несмотря на «преклонный» для таких игр возраст.
Вообще изначально хотели на 136 останавливаться больше, так как виды на долину реки там сумасшедшие. Но во-первых, шел дождик, а во-вторых, была информация о том, что дорога с 6 вечера может перекрываться на время (как мы поняли строят туннель), не хотелось застревать.
Вид на озеро в сторону истока
Вид на озеро со стороны истока. Справа видно снежник, по которому шли
Исток Mardalsfossen собственной персоной. Еще ближе подходить страшно
Тропа к виду "леди с галстуком"
Красавец!
Сын в ожидании родителей...Назвали это фото "бедный йорик"
День 4 (26 июля)
День посвящен треку на Romsdalstrappa (саму площадку видно из нашего кемпинга, как мы потом поняли и разглядели в бинокль). Для меня маршрут не легкий, все время вверх, корни, камни. Думаю, что при сырой погоде было бы вообще тяжело, т.к. должно быть очень скользко. Нас погода побаловала, высокая облачность – то что надо. И солнце не так жарит, и дождя нет.
На треке есть несколько видовых мест, в принципе не обязательно доходить до смотровой. Умыться негде - это тяжело.
Сына вымотать не получилось, он трек прошел «на easy», дав изрядно понервничать мне, так как убегал вперед, пропадая из зоны видимости. Народу достаточно много на тропе, в книгу вписаться было некуда – даже обложки исписаны, хотя книга начата в июне 2017. По тропе поднимаются бабушки и дедушки, мамочки с грудными младенцами в слинге. Я завидовала черной завистью, очень хочу иметь такую же физическую форму.
Программу максимум - Nesaksla не выполнили, мне очень тяжело подниматься по такой крутой тропе, да еще и в начале поездки.
Вторую половину дня посвятили ничегонеделанью в кемпинге, поедая всякие вкусности.
Сын долго бездельничать не дал, заставил папу взять в аренду велосипеды (есть в кемпинге) и прокатиться до города, по городу и обратно.
Первый встреченный в Норвегии гриб (грибы и ягоды - это одна из причин выбора августа вместо июня)
Тропа
Вид с тропы
Больше половины подъема пройдено. Каждые 100 метров подъема стоят соответствующие таблички
Еще вид с тропы
No comments
Смотровая. Флажков нет (