Это НЕ подробное описание поездки, с указанием дорог и мест ночевки. Это даже не дневник. Это просто «мысли вслух» - излияние впечатлений, пока они свежи Впечатлений много, поэтому букв тоже до фига.
Поездка была довольно забавной, но всего 3 падонка на наш коллектив из 18 человек – все таки маловато для настоящего угара.
Кроме того – никакие словеса, никакие фотографии не передают и десятой доли всех впечатлений, всех красот Норвегии, на протяжении 2 недель сменявших друг друга…Вы не услышите шум водопадов, не зачерпнете в сандалии снега, не попьете ледниковой воды, у вас не закружится голова от тысячеметровой пустоты под ногами,вы не почувствуете вкуса только что выловленной форели или скумбрии…В общем, все что вы увидите и прочтете далее – бледная тень настоящего кайфа от поездки в Норвегию… Хотя кому-то и резиновые бабы заменяют настоящих….
Благодарности.
Спасибо –
Виктору ака Трофимыч (Вектра-Клуб) за спасение всей поездки ценой своего микроавтобуса
Михаилу и Ирине Чубаровым за неуемную энергию, оптимизьм и пробивную силу!!!! Без вас ничего бы не получилось!! Там, где у Миши не получалось продавить «массой», маленькая Ирина пользовалась своей чудесной улыбкой мошностью 100 килотонн, и все препоны рушились…
Туристскому братству Питера за помощь в контактах, снаряге, информации!
Фирмам Jack Wolfskin, Salomon, Петропримус, Нормал – за предоставление снаряги по демпинговым ценам!!!
Фирме Балтик-турс – за долготерпение с чехардой бронирования билетов на паром
Денису – за демпинговые цены на велосипеды Аутор и оборудование к ним!!!
Дмитрию ака Тролль за поддержку и бесценные сведения!
Антону ака АНТОН (Вектра-Клуб– за велорюкзак!
Железному Майку Духанину – за техническое обеспечение велосипедной части поездки.
Настене – за постоянную моральную поддержку в велинге и передачу опыта
Саше Головкину – за тихую деловитость,и спокойную уверенность, что хоть какая то часть наших автобусов все же довезет нас назад в Питер.
Нюше – за постоянную заботу о наших желудках и готовность «сварить суп»
Cветланке - за бесконечное мужество, терпение,и решимость пройти до конца!
Краткий толковый словарь поездки
Дрочка – процесс, когда вроде все что-то делают, но дело при этом стоит на месте…
Эстооонцы – это мы. В виду частой дрочки дело двигалось так медленно, что мы поголовно стали говорить с эстоооонским акцееентом….
Голубас – голубой автобус Форд-Транзит
Синебол – синий автобус Форд Транзит
Придурки – к концу поездки с этим словом можно было обращаться к любому члену нашего экипажа,и он откликался.
Основная фраза поездки – протолпааалии, притууурркиии! Ответ – А хеееер с ним, все равно бы не приготииилооось….
Решение ехать в Норвегию было принято сразу после завершения предыдущей поездки. Страна настолько притягивает к себе, настолько изумляет своей атмосферой, что вопроса – ехать или нет- у меня лично больше не возникает.
Вопрос был только в способе поездки и маршруте. Езда на своей машине, конечно, хороша, но цена при этом, даже если сильно экономить, выходит непривлекательная. А уж выбор маршрута и вовсе был из серии «дама, вам что, водки, спирта? Ой, не знаю, все такое вкусное…». Дело еще осложняется поиском попутчиков – одни не могли в те сроки, в которые мог я, другие хотели по другому маршруту, мне не интересному…
В общем, все тихо откладывалось… Но тут, как всегда, все и случилось…Совершенно случайно мы познакомились с замечательной парой – Мишей и Ирой Чубаровыми. Поговорив, мы решили попробовать поехать вместе . Чубаровы- люди уважаемые в туристическом Питере, так что набор попутчиков и все прочее представлялось не особо сложным делом.
Скоро у нас была договоренность об аренде двух дизельных Фордов Транзитов, и список примерно из 15-20 желающих поехать.
Мы с Мишей и Ирой неспешно составляли маршрут, готовили общаковское снаряжение, узнавали цены на паромы, выясняли, что у кого есть из снаряги, что надо докупать..
В итоге определилось, что едет 18 человек. А дальше начинается обычная свистопляска. За 2 дня до отъезда выясняется, что один из договоренных микриков к поездке совершенно не готов. Хозяин лепетал в трубку, что на нем шипованная резина, надо заменить целый список деталей и все прочее…Дни перед поездкой и так были насыщены закупкой всякой шняги, типа газовых баллонов, второй горелки, недостающих велобагажников и грузовых перекладин, добыванием велорюкзаков, шлемов и прочей велоатрибутики (да, забыл сказать – все брали с собой велосипеды)…Цейтнот в общем полный…Миша и Ира проявляли чудеса находчивости и упорства в деле добывания всего необходимого….
Огромное спасибо соклубнику Трофимычу, что перекроил свои планы и отдал нам свой бензиновый Транзит!!! Потому что то дизельное чудо, которое все таки доехало до нас за несколько часов перед стартом, назвать автомобилем язык не поворачивался….Достаточно сказать, что газы в этом «автобусе» шли прямо в салон (не спрашивайте -как).Так что ездить на нем можно было короткими перебежками часа по 2 с открытыми настежь окнами. При этом звук его мотора мог заставить покраснеть танковый движок… Сдуру Миша полез посмотреть салон, но в ужасе отшатнулся.. Салон был не обшит ваааще ничем…на панели приборов был толстый слой грязи… Смешнее всего, что впоследствии хозяин этого пердельника в довольно ультимативной форме потребовал с нас компенсацию в размере 100 евро за «упущенную выгоду»…
Второй дизель был в состоянии получше (пришлось, правда, влить в него почти канистру масла), но микрик Трофимыча был практически в идеале!!
В общем, старт был назначен на 29 июля,20.00. Паром ждал нас в Турку, 30го,в 7.00.
28го вечерам к нам домой стали подвозить вещи участники поездки. Это был кошмар….11 велосипедов и личное шмотье 11 походников, плюс мы с Чубаровыми закупили на всю компанию продукты…В довершение всего сломался грузовой лифт, и велосипеды пришлось таскать наверх в обычном, а грузовые боксы на крышу автобусов – и вовсе, на руках, по лестнице.. Cвета была в шоке, во что превратилась ее уютная квартирка...Особенно запомнилась ночная поездка в Ленту и ОКей за продуктами, включающее шатание по залам с шестью полными корзинами…
Три последние ночи мы с Чубаровыми спали по часу-по два…Телефоны звонили непрерывно…Больше на такое не подпишусь никогда…Наверное…
Но вот долгожданный миг – начинаем грузиться…
Сначала мы подогнали оба автобуса на площадку перед моим домом. Потом спустили туда же все вещи. Зрелище было фееричное…
Прохожие останавливались… Зарулил мужик на спортивном мерсе, хотел возмутиться, что заняли весь проезд – но в итоге сначала замер с открытым ртом, а потом, узнав, куда мы едем, сказал – Ребята, я только позавчера с Канар – возьмите меня с собой?
К нашим 18 велосипедам постоянно подходил народ, спрашивал, сколько они стоят…Майк предлагал байки за «жалкие 44 тысячи, если купите 2 – поговорим о скидках». »
Но Миша продавать не разрешал.
Вещи укладываться категорически не хотели…Вспомнили, что забыли купить хлеб, пришлось срочно за ним переться…50 буханок черного хлеба, покупаемые тремя хрупкими женщинами – это жесть..
Не смотря ни на что, в 20.00 мы таки уложили все, что хотели, как ни странно, не забыв при этом ничего.. Единственное, не влезла надувная лодка – для рыбалки хотели взять – ну и Бог с ней…В последний момент хозяин Голубаса привез доверенность на него…
Я за рулем длинного Голубаса, Саша ведет Синебол. Выезжаем из города. Выясняется, что у Голубаса рулевое устроено очень интересно. На резкие маневры оно откликается нормально. Но если нужно просто чуток подрулить – автобус начинает водить по всей ширине дороги, пока ты не поймаешь рулем нужное положение…Вкупе с расположением на крыше 6 великов, 2 полноразмерных боксов, и 3 великов сзади – это придавало машине просто таки отточенную раллийную управляемость, заставившую меня немало понервничать в пробке при выезде из города
На ментовском посту гаишники забыли об остановленных ими водятлах, когда мы проплывали мимо них…А на трассе стоявший в засаде гаец с радаром, чуть не выронил свой инструмент, глядя на наш караван…
На границе начался привычный тупняк с отягчающими обстоятельствами…В легковые коридоры мы не проходили по высоте. В автобусные – по числу пассажиров…Сложнейшая задачка для неокрепших мозгов наших погранцов….Потеряли около 2 часов, точно не скажу, потому что после первого часа такой затупы впал в транс… Послали по очереди на 3 буквы нескольких «гидов» микрушников, вывозящих народ в Финку…Совсем оборзели, лезут куда не просят …Судя по лексикону и интонациям, у них в голове то ли 90е годы и фильм «Жмурки», то ли вообще пусто…
Конечно же, наши погранцы попросили снять велосипеды с задков автобусов, и открыть боксы, после чего можно было насладиться видом четырех мужиков, висящих на этих боксах и делающих попытки хоть как-то их закрыть..
Наконец, поехали к дьютику. Дежурное распихивание бутылок виски и Минты по вещам, укладка упаковок пива в автобусы, в которых уже в принципе места нет……
Финский погранец очень долго допытывался, откуда мы все друг друга знаем…Финны продолжают борьбу с нашими маршрутками…
Но вот формальности позади, и мы едем к Турку.
К парому успели вовремя – как раз с запасом, чтобы попрепираться на пропускном пункте…Мы как всегда купили обычные автопакеты.. А по высоте мы почти как фуры…На этот раз наша наглость не прокатила – пришлось доплатить 412евро за дорогу туда и обратно…Не прошла даже наша еврейская задумка под шумок снять с крыш велосипеды и поставить их рядом с автобусами…Хорошо еще, никто не заметил, что нас не 17, как в билетах, а 18…
В следующий раз надо считать точнее – у большегрузов тоже свои автопакеты есть, в которые входят сауна и питание. И вот паром Гэлакси принял в свое чрево наши грешные тушки… Уж не знаю, мы ли тому виной, но паром вышел примерно с получасовым опозданием.
Поспав пару часов, мы позавтракали на шведском столе за 10.5 евро, погуляли по парому (что-то цены в магазине выросли очень – в прошлом году не стОило там пиво по 2 евро..), вышли на верхнюю палубу. Кстати, при большом желании, насладиться яствами можно и на халяву, особого контроля там нет.. Паром шел по самому красивому, как мне кажется, участку пути – островки , скалистые шхеры, в бухточках плавали десятки белых лебедей, островки украшали домишки местных жителей….сколько плаваю на пароме – не устаю любоваться этим видом…
Дети развлекали взрослых тем, что привлекли хлебом многочисленные стаи огромных чаек, и кормили их прямо с руки.
В трюме, уже садясь в машину, я прихватил с парома замечательный противооткатный башмак… Он еще не раз нам поможет в дороге, потому что на Голубасе ручник был просто декоративным предметом…
На выезде заметили, что продолбали троих наших товарищей. Оказалось, эти одаренные люди не нашли нашу палубу, поэтому вышли с пассажирами, и мы 40 минут пытались как-то найтись..
Швецию пролетели совершенно не заметно, еще в сумерках пересекли границу Норвегии…
Дорога постепенно стала уже, но и интересней…Раза три мы видели лосей у шоссе, лисицы, белки и зайцы перебегали дорогу…К утру меня нестерпимо стало клонить в сон, и я уступил баранку Железному Майку. Про него я слышал, что он водит не очень, но тут что-то расслабился – Голубас идет тяжело, больше 100км по прямой не едет… Как потом Миша сказал – можно было не волноваться – Майк переворачивает не больше 2 машин в год – в этом году он уже выполнил свою норму. Я улегся в спалку, и тут же отрубился. Тем, кто в этот момент не спал, повезло меньше…Через час у них закончились сменные памперсы, Майка изгнали из кабины волшебными пендюлями, и Слава повел наш Голубас. Ну, в общем, это все, наверное, было еще не само путешествие, а лишь затянувшаяся прелюдия … Так что отсчет дней начинаем только сейчас.
День 1.Свиданочно-сплавной. Первым пунктом нашей поездки была река Шоа. Там есть замечательный сплавной участок, где проводятся различные соревнования по сплаву на каяках и рафтах. Мы подгадывали сроки поездки к нахождению на Шоа группы наших каякеров, с задумкой сплавиться на их снаряжении, но за пару недель до этого в Норвегии погиб наш знакомый, и был введен запрет на проведение любых водных мероприятий всеми, кроме норвежских гидов.
Норвежскими этих гидов можно назвать, видимо, только по месту получения лицензии…А так – молодые люди из различных южных стран.
Поэтому, поставив палатки, пришлось договариваться с местными гидами о сплаве на рафтах. Договоренность была гениально достигнута Нюшей, позвонившей хозяину кемпинга с предоставленной одним из местных туристов трубки. Пока ждали назначенного времени, Миша кашеварил со знанием дела и любовью к процессу.
Сплав прошел очень неплохо, но совсем не так, как могло бы быть… Это было вызвано тем, что сплав по-русски, и сплав по-норвежски – две большие разницы. Русские идут реку – ООО!! Впереди – Жопа!!! давай туда греби!!! Оооооп,вот она,Полная Жоппааааа!!!! Ух ты!!!!Уффф, как мы ее…Епта, а Леха то выпал, вон его как раз в Жопе ебашит!!!
Норвеги идут реку – воон там, видите – Жопа. Но мы ее объедем вот так. Правда, здорово? Вооон она, видите? Она бы могла стать Полной Жопой, но мы ее объехали….
Ни Каньон, ни ВошМашин не проходились норвегами по определению
Зато съемки были просто обалденными..Судя по ним, рафтинг проходил не по безобидным участкам Шоа, а как минимум по Замбези.. Местным операторам – зачОт…
Пока все рафтинговали, Майк отправился в велопробег по местным дорогам, и продолбал Очень Важную Детальку. Подмену которой, он, конечно, не прихватил, хотя из запчастей в его чемоданчике можно было собрать пару велосипедов. Докултыхав до лагеря, он затаился и весь вечер оценивающим взглядом пристреливался по окрестностям, так что я лично свой велосипед убрал от греха…Наутро деталька откуда-то у Майка появилась…(у Шпака - пиджак, у посла –медальон….)
После сплава мы с Мишей и его сыном Пашей пошли на речку порыбачить – клевала меленькая форелька, грамм по 150-200, Это стандартный местный размер. Более мелкую мы отпускали.
Мы ее замариновали и съели сырой, с лимончиком, потому что вечером пошел дождь, и мы напились водки.
За этим интереснейшим занятием нас застали ученики из школы Филиппова, искавшие место для тренировок по его системе, и уже продолбавшие на реке два каяка… Блин, вот негде нам встречаться – только в Норвегии…
День 2 Пейзажно-водопадный Утром мы путем долгой дрочки погрузились в автобусы (по виду вещей стало больше раза в полтора) и поехали на Бовру. Это тоже сплавная река в живописном ущелье западнее Шоа, с очень красивым водопадом и системой озер вокруг.
По пути попытались найти разрекламиованный нам еще в Питере водопад, но продолбали указатель на него. В итоге не сильно огорчились, так как все равно дорога радовала глаз фирменными норвежскими красотами
Первое что мы увидели, найдя место хорошей стоянки – филипповские каяки и одиноко грустившую рядом с ними девушку с книжкой. Поразвлекав девушку до приезда ее группы поддержки, мы искупались голышом, но температура не располагала к солнечным ваннам. Форель там ловилась уже покрупнее, жаль, что не успели дойти вверх по реке до разливов - потому что сразу по приезду пошел дождь, и мы напились водки.
Светланка очень страдала по отсутствию душа после парома, так что рискнула искупаться в довольно холодной и быстротекущей воде, за коим занятием я ее и застал с противоположного берега
Порадовали датские туристы, пришедшие к нам на огонек. Узнав, сколько у нас в России стоит литр водки, они долго сравнивали с ценой у себя и в Норвегии, и ушли, только поняв, что им тут ничего не нальют. Пошли они нафиг, самим мало.
День 3 Водно-велосипедный Мы разделились – два человека (Саша и Миша) повели автобусы к оговоренной точке, а остальные сели на велосипеды и поехали к ней кружным путем.
Грунтовая дорога сначала шла в гору, то более-менее полого, то крутыми коленцами, примерно километров пять. Пейзажи кругом были замечательно пасторальные... Изумрудная река, в разливах которой плескалась форель, кругом возвышались горы, на склонах паслись коровы и овцы.
Мы со светой выехали чуть раньше всех, т.к. опыта велосипедного у нас никакого, и мы намеревались тихонько двигаться в удобном нам темпе.
На вершине подъема мы полюбовались мощным водопадом, искупались голышом в озере, из которого, собственно, водопад и выпадал , пофоткались опять под его брызгами,
добрались до шоссе, еще немного вскарабкались в горку – и начался спуск.
Особых виражей не было, спуск довольно пологий, машин мало…Ветер свистел в ушах, было просто аццки хорошо!!!! Хотелось одновременно петь, ругаться матом и восхвалять Будду… В итоге получалась матерная песня-кричалка в честь этого достойного божества.
Увидели какой-то супер-кемпинг, с высоченной колонной, на верхушке которой торчала конная статуя, рядом был музейчик, макет водяной мельницы, какие то тролли, и прочая нечисть…
Встретившись и погрузив велосипеды, мы поехали по знаменитой 55й дороге. Это одна из самых красивых дорог Норвегии, и идет она по всем доступным высотам – от нуля до 1500м.
В верхней точке была стояночка с каменными скамейками, столом и шикарным видом на снежники. На ней мы и пообедали, сварив борщ и предварительно смахнув со скамеек кусочки снега.
Лирическое отступление – сначала мы, глядя на расстояния по навигаторам и картам, рассчитывали на кавалерийские ненапряжные броски по 200-300км. Но т.к. ехали мы на автобусах, да еще и со своим норовом (Синебол перегревался на спусках, Голубас – на подъемах, в итоге мы останавливались и там и там, Голубас постоянно прокалывал и терял колеса в самых удобных для замены местах – либо под проливным дождем, либо на горном серпантине …), любая остановка приводила к тому, что все 18 ездюков вытряхивались из недр, и разбегались по кустам с различными, но всегда очень срочными делами…Так что мы ползли с черепашьей скоростью… Но, вопреки всему – мы успели ВСЕ!! Мы не спешили, дрочили, продалбывали время ,варили суп ..и тем не менее, успели ВСЕ, что планировали..
Пока обедали, посмотрели карты, сличили их с указателями, и узнали, что впереди у нас длиннющий спуск с уклоном в 10-11%. Недолго думая, мы сняли велосипеды, принудительно выбрали двух добровольцев-водителей, и понеслись вниз. Дорога, конечно, была серпантином…Но сначала она шла относительно прямо (с учетом того, что это все-таки норвежская дорога) и позволила Майку зафиксировать максимальную скорость 67 км/час. Дальше приходилось оттормаживаться на поворотах, чтобы войти в них без ущерба для здоровья и нервов. Как мне казалось, тормозил я почти до остановки, но велокомпьютер нагло показывал минималку в 31 км. Пикантности добавлял густейший туман (точнее, просто одно облако оказалось ниже нас, и мы в него влетели).
Внизу у тяжелого Миши до ободов было не дотронуться – так разогрелись. Во время пути творились чудеса… У места нашего старта была практически зима – сухая такая, со снежком кое-где, горами без деревьев и холодным ветром. После нескольких виражей мы попали в осень. По обочинам дороги стояли березки и прочие рябины, а шоссе было усыпано мокрыми желтыми листьями, что добавляло адреналина на поворотах. Еще ниже нас встретило обычное такое питерское лето – с огромной влажностью, осинками, и теплом. А потом пошел дождь. Точнее, стена дождя. Водки под рукой не было, поэтому распили то, что было у меня в рюкзачке – поллитру виски. Мы, к счастью уже спустились в городок, и даже нашли свои автобусы. Но пока снимали с велосипедов навеску, грузили их на крыши и багажники – промокли до нитки.
Уже затемно добрались до кемпинга. Где нам радушно указали замечательное место для палаток – там было всего лишь по щиколотку воды, и его только начали осваивать утки и лягушки, а рис только начал прорастать.. Пришлось шарахаться по кемпингу под непрекращающимся ливнем в поисках места получше, которое и было найдено в свете фонариков под сенью огораживающих кемпинг берез. Администратор сказал, что в кемпинге есть души, и- о чудо!!! – сушильная комната для одежды!!! Мы так обрадовались ,что чуть было не сказали истинное наше количество. Но вовремя пришли в себя, и заплатили, как всегда, за 6 взрослых и 6 детей.
В очередной раз убедившись, что фирма Нормал теперь шьет отличные, быстрые в установке под проливным дождем, палатки – мы пошли на разведку чуда сушильной промышленности.
Уточняю про теперь – потому что у Ани было нечто под названием полубочка, шитое Нормалом несколько лет назад… Оно нещадно текло по всем швам, снизу и сверху, и в мокром виде выглядело просто отвратительно, а на ощупь было еще хуже
Чудо мы нашли в закутке общего здания, где размещались души, туалеты, пеленальная комната и кухня. Открыв в дверь в сушилку, я подумал, что меня кто-то ударил по голове – там было жарко, влажно и воняло потниками. Это просто была бойлерная – т.е. все в меру своей фантазии кое-как прилаживали на 2 бойлера свои носки, кроссовки и прочие ароматизированные предметы - и типа оно там сохло…
Хозяйке на заметку – души в Норвегии, как и во многих странах Европы, платные. И длится удовольствие по разному – от 3 до 7 минут. Женщинам этого времени обычно не хватает. Но горячая вода в раковине бесплатна. И никто не мешает сначала намылить голову под краном, провести все необходимые процедуры – а уже затем кидать монетку и наслаждаться теплыми струйками воды Особенно подходит для этих целей пеленальная
Нам хотелось есть – но столы стояли на открытой площадке, и ливень барабанил по ним со страшной силой.
Вообще, устройство норвежских кемпингов кажется мне довольно странным. За все поездки я ни разу не видел ни в одном из них навеса. Или беседки. Или вообще чего-то общего пользования, под крышей. Если учесть, что дожди там идут с немного отличной от Сахары частотой, а стоимость такой постройки – копеечная, то как-то это непонятно.
Вот и нам пришлось проявлять смекалку – мы взяли два длинных деревянных стола, и тупо поставили их в крытый (на кой черт???) проход между сортиром и рецепшеном.
Там замечательно и поужинали под удивленными взглядами мокнущих иностранцев. Так как дождь уже шел (вечер же!!!), мы напились водки.
Потом я наверное пошел спать, потому что утром все вспоминали, как пели песни с литовцами, но я их в упор не помню