Недавно я ездил поездами в Чехию и Словакию.
Хочу описать железнодорожно-технические детали этой поездки и ниже порассуждать о наиболее оптимальном пути по данному маршруту.
Очень хотелось бы получить мысли форумчан о маршруте, какие-то советы, чтобы маршрут стал более удобным и (или) дешевым. Поэтому, пишу тут, а не в отзывах.
Мой маршрут туда:
Москва-Смоленск-Орша-Минск-Львов-Чоп-Кошице-Братислава-Прага
Обратно:
Прага-Вроцлав-Варшава-Тересполь-Брест-Орша-Питер
Вышло в один конец Москва-Братислава около 100 долларов и 40 часов.
Из Праги до Питера вышла примерно та же сумма.
Вот детали и техническое описание маршрута:
Москва-Смоленск был обычный плацкарт, БЧ, 568 руб, отпр из Москвы утром в 9-51, в Смоленске был около 16-10. Поезд 025Б МОСКВА БЕЛОРУССКАЯ ― МИНСК-ПАССАЖИРСКИЙ
В 17-54 шла электричка Смоленск-Орша через Красное 110 руб. Между поездами как раз было время прийти в себя после сна в плацкарте и плотно покушать.
Сначала надо было ехать до станции Красное, там пересадка и через 16 минут другая собака на Оршу. В Красное прибытие в 19-16, отпр на Оршу из Красного - 19-32. В Оршу собака прибывает в 19-27 по белорусскому времени.
Расписание этих собак есть на rasp.yandex.ru
Чтобы не платить 170 руб до Орши, можно в Смоленске брать билет за 105 (кажется) руб до станции Шуховцы
Это за станцией Красное, граница дорог, Московской ЖД и Белорусской ЖД. Билет такой продают прямо в кассе Смоленска. Можно всегда в самой кассе спросить, какое название последней станции Московской ЖД
Оттуда прямо в собаке можно купить билет у тетки до Орши за 7 росс. рублей. Платить надо белорусскими рублями.Купить можно в собаке чуть раньше, по собаке ходят менялы
Перед Минском у меня были заезды, которые тут нет смысла описывать. В итоге, я попал в Минск на другой день в 8 утра. Провел пару дней в Минске.
Из Минска во Львов я ехал в плацкарте - 950 руб (253940 бел. руб.) отправление 17-38, во Львове 5-52 утра. Поезд 371Б МИНСК-ЧЕРНОВЦЫ
Львов-Чоп снова плацкарт = 150 руб отправление около 8 утра, прибытие в Чоп в районе 2 дня.
Я хотел попасть в словацкий город Кошице к 17-30 по словацкому времени, чтобы там успеть на вечерний быстрый Intercity до Братиславы, однако, не понял, как такое можно провернуть. Сунулся на пеший переход Малые Сельменцы, что между Ужгородом и Чопом, а там выяснилось, что по паспорту РФ меня не пропускают, переход двусторонний, то есть, только для граждан ЕС и Украины.
Еле успел вернуться с того перехода обратно в Чоп к поезду то ли в 16-30, то ли в 17-30 через границу на Словакию. Проезд стоил мне 165 рос.руб до Чиерны над Тисою. (43.76 укр. гривен)
В кассе вокзала Чоп оплату картой произвести нельзя, пришлось мне еще и с карты гривны в банкомате снимать, который, к тому же, находится не совсем на вокзале Чопа.
Примечательно, что там ходит единственный видавший виды словацкий вагончик с теткой под локомотивом. Так вот, в этом вагончике ехало всего 7 человек, 4 из которых высадили словацкие погранцы (была группа молодежи из 4 человек). Какой-то был косяк с документами у них, какой не знаю. Проверка документов на украинской стороне происходила на вокзале Чоп, в видавшем виды таможенном зале советского антуража. На словацкой стороне проверка была прямо в вагончике, сразу после того, как поезд пересекает евро-забор с евро-колючкой. Вошли милитаризованные люди, собрали паспорта, задав пару вопросов. Выдали через минут 40 со штампами. Говорят, что иногда вагончик этот стоит на въезде в Шенген около двух часов, когда обнаруживается какой-то сложный случай. Есть даже небольшой риск опоздать на ближайщий пригородный поезд, который следует до города Кошице (время отпр. в 18-03).
Расписание этого поезда посмотреть можно было тут:
http://poezdato.net/raspisanie-poezdov/ ... nad-tisoj/Однако сейчас там уже эти поезда не показываются.
Их следует смотреть на сайте Словацких ЖД:
http://www.zssk.sk/en (время там будет сказано словацкое!)
Однако в этот же вечер до Братиславы доехать не выйдет.
Последний поезд Интерсити Кошице - Братислава уходит из Кошице в 17-32, на который из Чопа не успеть при выезде в 15-30.
Билет по маршруту Чиерна над Тисою -- Братислава 21.84 евро , плюс 8 евро за спальное место в купе вагона типа Т3 Кошице-Братислава стоил 1200 руб. (30 евро)
Čierna nad Tisou Departure / 20:03 Os 8818 Košice Arrival / 21:46 Košice Departure / 22:07 442/700 Bratislava hl.st. Arrival / 05:16
В Европе забавная система: покупается билет сразу на маршрут, а не на один поезд. По такому билету можно ехать в указанном классе всю дорогу, но в сидячем. К нему отдельно докупается место в лежачем вагоне, если в тот же класс, то это стоит недорого. В моем случае класс был второй, доплатить за спальное место на всю ночь мне надо было порядка 10 евро. Причем, билет на маршрут может быть не обязательно в пределах одной страны. Однако, как правило, трансграничные билеты будут стоить заметно дороже, чем перемещения в рамках одного государства. Интересно, что можно купить даже такой билет, например, на маршрут "Братислава - Владивосток - Братислава" и стоить он будет дешевле, чем если покупать его тупо на rzd.ru. Причем, такой билет можно купить так, чтобы в пути было несколько остановок на несколько дней! Такие билеты покупаются через европейскую систему CityStar (аналог нашего Экспресс-3, по видимому).
Вот тут ссылка на англоязычное обсуждение на специальном европейском ЖД форуме:
http://europetrainsguide.com/forum/inde ... 448.0.htmlОт Чиерны над Тисою до Кошице я ехал в обычном пригородном поезде, а вот от Кошице до Братиславы уже в купейном Т3. Примечательно, что в купе был я один, что явно увеличило соотношение "цена-качество".
Как в Кошице, так и в Братиславе на вокзале имеется бесплатный Wi-Fi. А вот в Чехии таковой не был обнаружен.
Так как я ехал в район Братиславы, то дальше мне на тот момент не было надобности ехать.
Уже позже по Чехии я ехал поездом из города Брно в Прагу.
Замечу, что по Чехии часто имеет смысл проверить цены на их сайте,
http://www.cd.czhttps://www.cd.cz/eshop/default.aspx прямая ссылка на покупку билетов
Часто оказывалось, что на сайте внутренние билеты стоили дешевле, чем в кассе (экономия до 50% стоимости!, но это акция, не знаю, нас сколько она постоянная. Называлась SporoTiket)
Еще одна экономия обычно имеет место, если покупать билет в оба конца (туда-обратно)
В плане покупки билетов через интернет отдельно стоит рассказать про дневной поезд из Праги в Варшаву. Он уходит из Праги в 10-17 утра, приходит в Варшаву в 18-30.
Если покупать этот билет в кассе, то цена на него - порядка 53 евро (сидячка 2й класс).
А вот по интернету была мега акция (которую я, впрочем, проворонил) - 493 чешских крон, то есть около 20 евро. Но купить можно международные билеты по тырнету только не позже, чем за 3 дня до даты отправления. Поэтому этим поездом я и не поехал.
Вместо этого, обратно из Праги до Варшавы я ехал через Вроцлав.
Прага-Вроцлав стоит 362 чешские кроны, что примерно равно 700 руб.
Замечу, что такой же билет, купленный через интернет, стоил бы мне более 400 крон.
Так что, экономия при покупке через интернет не всегда присутствует.
Выехал я из Праги в 16-18, прибыл во Вроцлав что-то типа 21-20.
По ходу движения требуется пересадка в городе Пардубице. Из Пардубице до Вроцлава в моем случае дальше шел польский пригородный дизелек.
В 22-34 из Вроцлава в Варшаву идет ночной спальный поезд.
Билет я брал сразу до Тересполя (74 злотых), к нему дополнительно по описанной выше схеме докупал место в лежачем вагоне. Однако, в отличие от той ситуации, которая у меня была в Словакии, когда мне сразу в кассе дали билет на это лежачее место, в польской кассе мест не было, и мне кассирша посоветовала испросить такое место уже у проводника. Что я успешно и проделал.
Отмечу, что в кассу была очередь на час! И не работали терминалы для оплаты по картам. Вот вам и Европа )
Ехал на сей раз уже не в Т3, а в Т6, то есть, в 6-местном купе на верхней (3й) полке. Доплата за такое место составила 25.5 польских злотых, то есть, что-то около 250 русских рублей.
В Варшаву поезд прибыл в 6-39 утра, поезд на Тересполь уходил в 7-20, так что у меня было немного времени на перекус.
Если бы я покупал билеты "Вроцлав-Варшава" и "Варшава-Тересполь" отдельно, то переплатил бы порядка 20 крон, то есть, около 200 рублей.
А так проезд на быстром поезде Intercity Варшава - Тересполь мне почти ничего не стоил.
В Тересполе я был в 10-15.
В 11-25 идет поезд с тетками через границу до Бреста.
Стоит 8.42 польские кроны (около 80 рублей)
Граница и в Польше, и в РБ проходится в специальных терминалах после длинных очередей, на каждой стороне тратится на них около получаса.
Причем, поезд из Тересполя отправился с опозданием минут на 10-15, что впоследствии сыграло свою роль. Опоздание связано с тем, что поезд дожидается всех прошедших таможню для посадки.
Для ускорения прохождения границы как в сторону Бреста, так и в сторону Тересполя имеет смысл пройти в первый вагон (в поезде около 10 вагонов). Кроме того, желательно первым выйти после открытия дверей. Тогда вы существенно сэкономите время, если оно для вас критично.
Пока я ехал в поезде через границу, принял решение ехать в Питер, а не в Москву, как собирался до этого. Расписания и прочие подробности в сторону Питера я заранее не изучал. И вот, почти перед прибытием в Брест мне сказали, что поезд на Питер уходит через 15 минут после фактического прибытия нашего поезда. С учетом границы, я решил даже не пытаться на него успевать, тем более, что я был не в первом вагоне, а в середине состава. Однако, успеть на питерский поезд в Бресте вполне реально, как мне кажется. Хотя и без гарантий.
Пройдя очередь на пограничный контроль в Бресте, я прошел границу и оказался у кассы (она находится сразу после двери выхода с таможни). В кассе мне сказали, что поезд на Питер ушел 15 минут назад. Однако, еще через 15 минут шел поезд на Минск (650Б БРЕСТ-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ― МОГИЛЕВ, отпр из Бреста 14-35, прибытие в Минск в 18-50), на который я и взял билет в плацкартный вагон за чуть меньше, чем 100 рос. рублей. (24220 БРБ)
Пока я ехал в Минск, решил проверить расписание далее в сторону Питера. Воткнул в ноут USB-модем с симкой СПБ-МТС. 5 мин и она была успешно заблокирована, а стоимость такой информации составила 350 рублей. Будте осторожны в роуминге с интернетом!
Забавно, что Могилевский поезд, на котором я прибывал в Минск, приходил туда на 2 минуты позже, чем оттуда уходил тот самый питерский поезд, на который я успешно опоздал в Бресте.
В общем, прибыли мы на станцию Минск синхронно с тем, как оттуда отходил Питерский. Я его видел из окна, но сделать ничего не мог.
В Минске я уже основательно сел в интернет (дешевый тырнет там на почте, на втором этаже над пригородными кассами, там очередь, зато вдвое дешевле, чем на 4м этаже, кажется 2000 БРБ в час (7 рублей РФ))
Стало понятно, что на Питер надо ехать или стопом от Витебска (или от Городка), или покупать билет на поезд Гомель-Петербург по межгос тарифу и садиться на него в Орше.
Хотелось утром быть в Питере, и я купил билет Орша-СПб за 355300 БРБ плацкарт (примерно 1250 рос.рублей)
Еще в 100 рос.рублей мне обошелся билет в купейный вагон от Минска до Орши. Поколдовав с местами, я купил такой билет, что в купе, кроме меня, никого не было, и до Орши я ехал в гордом одиночестве.
В Орше у меня по расписанию было всего 9 минут на пересадку из одного поезда в другой:
028Б БРЕСТ-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ― МОСКВА БЕЛОРУССКАЯ, отпр из Минска в 22-18, прибытие в Оршу в 00-54
083Ь ГОМЕЛЬ-ПАССАЖИРСКИЙ ― САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ВИТЕБ., отпр из Орши в 01-03, прибытие в Питер в 12-51.
Однако, питерский поезд в Оршу пришел с опозданием, так что, в момент моего прибытия в Оршу питерский поезд только подходил к платформе.
Итоги:
Затрачено денег на проезд Москва-Братислава:
568+110+90+950+150+165+1200 = 3233 рос.рубля
Время считать нет большого смысла, так как я ехал с остановками.
Затрачено денег на проезд Прага - Санкт-Петербург:
575+975+80+90+100+1250 = 3070 рос.рубля
отпр из Праги в 16-18 (то есть, 19-18 МСК), прибытие в СПб в 12-51 на вторые сутки пути.
Затрачено времени на проезд: 1 сутки 17 часов 33 минуты или 41 час и 33 мин