Жена Галина – обычно выполняет обязанности штурмана, хотя в этой поездке эти функции с успехом выполнял сын Павел, 14 лет.Старшая дочь Вера в этот раз не смогла поехать с нами, так как после окончания колледжа решила учиться дальше и поступать в институт.Поэтому мама Гали (она же Бабушка) стала четвертым, а не пятым членом экипажа.
Ну и конечно наш боевой друг Рено Логан, который уже более 5 лет нас только радует.
Идея, а точнее мечта, съездить в Европу на своем авто появилась довольно давно. Вообще путешествовать на авто мы начали, если не ошибаюсь, с 2006 года ещё на ВАЗ-2108. В основном, правда, это были поездки к друзьям в Нижегородскую область – в Арзамас, ну и конечно, в Санкт-Петербург, на родину жены – Кировск, Шлиссельбург (40 км от Питера). Естественно, попробовав раз, другого вида транспорта уже не признавали. Но до конкретно Европы все как-то не доходило, не было четкого понимания с чего начать и что, собственно, хочется от этого получить. Не знаю, как бы это решилось, если бы пару лет назад (наверное, это был 2011 год) на форуме Ссылка удалена согласно п.1.21 Правил. Автопутешественник мне не попался отчет об одной из его поездок. Естественно, сразу после этого были прочитаны все остальные повествования о путешествиях его семьи, и именно это послужило тем самым толчком к действию, за который я очень ему благодарен. В том же году были получены загранпаспорта на всю семью – новые, на 10 лет. С этого момента началось уже целенаправленное изучение всех доступных (в основном, конечно же, в интернете) материалов и отзывов о поездках и их подготовке. Все оказалось не так страшно и сложно. К середине лета 2012 года уже сформировалась определенность в желаниях и направлениях. Начать было решено с Восточной Европы, а точнее с Чехии. Данная страна фигурировала практически во всех отзывах и всегда с самой лучшей стороны. Да и нам самим она была очень симпатична во всех отношениях, в том числе и в плане бюджета поездки. Главной проблемой является удаленность места нашего проживания (Архангельская область) от места получения шенгенской визы – надо выезжать в Питер, так как если это делать где-то в наших турагентствах, то выйдет как минимум в два раза дороже. Поэтому для первого раза и в качестве тренировки пересечения границы мы с супругой решили съездить в Киев к моим родственникам, которые нас уже давно звали в гости и которых, в силу определенных обстоятельств, я не видел 27 лет. Эту поездку мы благополучно и осуществили в сентябре 2012 года, все получилось в лучшем виде, все планы выполнили, заодно еще и проверили работу навигатора, приобретенного весной.
Ну и после этого все силы были направлены на подготовку к путешествию в Чехию. Надо было решить, куда именно мы едем. Прага, естественно, входила в план обязательного посещения, но не единственного. Дело в том, что мы всегда стараемся не сидеть на одном месте и, хотя на Прагу можно и нужно потратить много времени, не хотелось останавливаться только на ней. Остальные города выбирались долго и мучительно. Исходя из описаний других путешественников, хотелось успеть везде, но нельзя объять необъятное, тем более что для первого раза планировали уложиться в 15 дней. Въезжать в Чехию планировалось с севера, что естественно и логично, учитывая выезд из Петербурга. Поэтому, после изучения этой части страны, а также предложений от http://Booking.com, первым был выбран небольшой курортный город Теплице. Далее наш взор упал на западную часть страны – Карловы Вары, Марианские Лазне и прочее. Сначала планировалось остановиться в Карловых Варах, но затем, рассматривая предложения отелей, все-таки выбрали в качестве места базирования Марианские Лазне, о чем, ни разу не пожалели. После этого уже была запланирована Прага и, напоследок, хотелось еще посетить кусочек Словакии, так как на нашей памяти все-таки еще было такое единое государство как Чехословакия. В итоге был выбран отель в окрестностях Липтовского Микулаша и запланировано посещение аквапарка «Татраландия». Кроме этого, в качестве промежуточного места ночлега был выбран польский город Августов.
В результате за основу был взят следующий маршрут:
До Питера маршрут не указываю, т.к. он уже давно отработан, да и вариантов там совсем немного. Мы живем в небольшом поселке Савинский Плесецкого района Архангельской области, соответственно на Питер едем через Каргополь – Пудож – Вытегру. Часть дороги – грунтовка, качество зависит от времени года и погоды, но вполне проезжаема. Исключение составляет период весенней распутицы, когда участок Каргополь – Пудож местами может быть совсем не проезжим, но это бывает, как правило, не более 2-х недель в году. В среднем я трачу на 900 км до Кировска около 12 часов без особой спешки и со всеми остановками.
Таким образом, пункты ночевок были определены, забронированы отели и уже, исходя из этого, жена составила примерный план культурных мероприятий по каждому месту. Далее, в апреле мы съездили в Питер в Визовый центр Чешской Республики и сдали документы на визы. Ждать когда они будут готовы не стали – оформили доверенность на дочку и уехали домой. Как оказалось, правильно сделали, так как готовы визы были только через две недели, а столько ждать мы в любом случае не могли. В общем, главное, что нам их дали, как и просили на 13 дней (с 14 по 26 июля), все-таки первый раз, обошлись они примерно в 7300 руб. на троих. У тещи уже была действующая финская мультивиза (как у всех «Питерцев»). Медстраховку делали через сайт «АльфаСтрахования», обошлась в 1204 руб. на всех. В связи с тем, что Гринкарту делают не ранее, чем за 30 дней до начала действия, её делали позже, а в визовом центре просто написал обязательство, что сделаю до начала поездки – приняли.
После этого потянулись долгие 2,5 месяца ожидания начала отпуска, в течение которых были скрупулезно изучены маршруты, окрестности и другая информация, относящаяся к планируемому путешествию. При планировании маршрута следования очень помогли панорамы дорог, перекрестков и улиц, доступные в сети, мы смогли увидеть все наши забронированные отели, изучить все «хитрые» развязки. Это очень выручало потом, так как мне, например, всегда очень помогает зрительная память – это даже лучше, чем карта. Конечно же, и навигатор был подготовлен должным образом, он у меня самый простой – Explay-PN-945, но мне кроме собственно навигации от него ничего не требуется, а с этим он вполне справляется. Навигация стоит штатная Навител, карты, загружены с OSM, для России подходят очень хорошо, особенно для нашей глубинки, так как официальные карты у нас практически ничего не показывают. Дополнительно установил еще IGO 8.3, у нас он правда не очень полезен, так как знает только очень немногие дороги (путь от нас до Питера появляется только после Вытегры), но мне гораздо больше нравится его интерфейс (в частности ограничение разрешенной скорости) и функциональность. Правда, незадолго до старта навигатор заставил поволноваться – где-то за неделю стал зависать, помогла только перезаливка ПО, любезно и быстро предоставленная службой тех. поддержки Explay. В поездке использовал IGO с картами Tom Tom.
Все когда-нибудь кончается, кончилось и наше ожидание. 10 июля мы выехали из дома и благополучно добрались до Кировска. Пробег на момент старта из дома был такой.
Как я уже говорил, визы у нас были с 14 числа, соответственно оставшиеся дни ушли на окончательные сборы, обмен валюты. Так как все забронированные нами отели принимали только наличные и располагались, как правило, не в центре, было решено сразу обменять рубли на соответствующие валюты прямо в Петербурге. По крайней мере, сумму для оплаты жилья и еще часть для возможных трат наличностью. Остальное осталось на карточках. Кстати курс обмена получился ничем не хуже, чем, если бы меняли там Евро. Еще надо было сменить резину на Логане, что также было сделано в Питере. Старт был назначен на 4 утра
Еще в прошлогоднее путешествие в Киев мы опробовали дорогу А120 для объезда Петербурга, от Кировска до окончания объездной Гатчины получается что-то в районе 80 км. Дорога вполне себе нормальная, экономится немного расстояния и времени, а главное, на мой взгляд, она гораздо спокойнее, а рано утром практически пустая. Затем по М20/Е95 до Пскова и далее до Острова. Да, забыл сказать, что границу с Латвией после долгого изучения форумов и отзывов, решено было переходить через МАПП Лудонка – Виентули. Это от Острова по А116 до Вышгородка и направо на Пыталово. Мне показалось, что есть шанс пройти быстрее, чем в Убылинке, хотя и предполагался крюк в 60 км. Да и миновать участок платной дороги можно было, тем более что за такую, как позже выяснилось, платную должны бы еще нам доплачивать. В 9 утра были на АЗС в Острове, решил заправиться до полного перед границей, потому что не знал будет ли еще возможность, да и смысл – до перехода оставалось где-то не более 60 км. Перед Вышгородком сделали небольшую технологическую остановку: прогуляться/размяться и перекусить оставшимися запрещенными к ввозу в ЕС продуктами. В 1020 были на переходе, на все ушло 1 час 10 мин., и то только из-за того, что перед нами ехали 4 или 5 так называемых «бензовоза» и к ним было более пристальное внимание. Да еще на Латвийской стороне нас попросили переписать т.н. «заявления о перевозе акцизного товара». У меня эти заявления уже были подготовлены заранее и даже заполнены на компьютере, но нигде не было сказано, что распечатаны они должны быть на формате А5, а не А4. Но это мелочи, в остальном все было очень корректно и вежливо. И еще, всех (и наших и Латышей) очень удивлял наш 29 регион на номерах, видимо не часто здесь проезжали такие, если были вообще.
Итак, мы в Шенгене, далее несколько километров до Виляки, налево на Карсаву и, тут ждал сюрприз, почти все эти 60 км ограничение 40 км/ч, и плюс капремонт дороги. Хорошо еще был выходной день, и работы почти не велись. А так, дорога практически пустая и, думается, через год-два там будет очень хорошо. А дальше по Е262, дорога была вполне приличная, попадались, конечно, участки ремонта в Латвии с поочередным проездом встречных направлений, но все это четко регулировалось временными светофорами, так что никаких проблем.
С въездом в Литву скорость немного увеличилось, качество дорог улучшилось, стало меньше населенных пунктов. Везде, где можно, города обходили по объездной. А вообще, как я не готовился к их более жестким ограничениям скоростного режима, все равно, оказалось трудно сразу привыкнуть к этому. Все-таки их 50/90 без всяких «плюсов», да еще много ограничений в поворотах (причем, совсем на наш взгляд безобидных), очень сильно снижают среднюю скорость. Хотя, наверное, просто надо привыкнуть, по дороге назад было уже легче. Навигатор выполнял свои обязанности очень хорошо, особенно помогал там, где надо было заблаговременно занять свою полосу перед поворотом, и вовремя предупреждал об изменении скоростных ограничений (бывало, что сам я знаки не замечал). Так мы и добрались до границы с Польшей. Да, еще, немного не доезжая до нее, были остановлены литовской полицией, видимо нас им передали с предыдущей «засады» с радаром – я видел в зеркало их провожающий взгляд. Но все ограничилось вежливой проверкой документов и просьбой сообщить время въезда на территорию Литвы. Когда я сказал, что не засекал точного времени въезда, попросили назвать хотя бы примерно, типа им это нужно для статистики. Еще внесли мои данные и данные авто в свою тетрадку и все, пассажиров не проверяли.
После границы с Польшей, на въезде в Сувалки (Suwałki), нас опять остановили, теперь мы попали на рейд польской Таможни. Тормозили они всех подряд, у меня опять ограничились проверкой документов и поверхностным осмотром багажника (открыл/закрыл), других же, особенно с Прибалтийскими номерами, досматривали с особым пристрастием. Общались на русском, очень вежливо, да, опять спрашивали про регион. До места первого ночлега – г. Августов нам оставалось каких-то 30 км, которые мы быстро преодолели и в 2000 по нашему времени, соответственно в 1800 по местному завершили этот первый день пути. Всего преодолели 1063 км за 16 часов.
В г. Августов у нас были забронированы Apartament Jagoda. Бронировали апартаменты с 2 спальнями, исходили прежде всего из цены и удобства размещения, причем на обратную дорогу брали их же. Еще до отъезда из дома хозяин отеля прислал на электронку письмо с просьбой уточнить время заезда и позвонить за 2 часа до прибытия. Я ответил, что так и сделаем. Но он позвонил еще раз, когда мы уже были в дороге и еще раз уточнил, когда мы будем. Но того, что нас ожидало, мы даже предположить не могли. Нас встретили очень радушные хозяева - Йозеф и Агнешка. Йозеф встретил прямо у ворот, помог загнать машину во двор, все показал, рассказал, очень хорошо говорит по-русски. Ну, а апартаменты – это просто что-то, у нас были две спальни и большая кухня, совмещенная с гостиной. Кухня оборудована всем необходимым, в санузле была даже стиральная машина. В общем, там нужно жить не одну ночь, а как минимум несколько дней. Тем более что и сам город очень к этому располагает. Выезжать дальше мы собирались опять рано утром, поэтому я сразу рассчитался за проживание (210 PLN) и уточнил, как выехать со двора. Йозеф тут же показал, как открыть второй выезд, а ключи сказал оставить в замке комнаты.
Внучок уже перерос Бабушку.
После этого, получив от Йозефа совет поужинать в ближайшей пиццерии, мы туда и отправились. Недолго думая, заказали две пиццы. Я взял попробовать бутылочку польского пива, оно оказалось имбирным – очень вкусное.
Ну, наконец то я поем!
Прошло 15 минут
Ну, вот и перекусили.
После сытного ужина, который обошелся нам всего в 53,44 PLN на четверых, решили немного пройтись по городу, благо было еще светло. Совсем рядом находится центральный парк с площадью, очень красивый Костел, канал и вообще город очень понравился. Хочется приехать в него уже не проездом, а специально и провести несколько дней. Смотрите сами.
Когда мы подошли к Костелу, как раз начиналась вечерняя воскресная служба, для тех, кому не хватило места внутри (а их было немало), вокруг здания были выведены колонки, и можно было слушать, не заходя вовнутрь. Было очень красиво.
Августовский канал.