В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Путешествие в Монголию, отзывы о Монголии, отдых и рыбалка в Монголии, Монголия фото

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Поиск и бронирование отелей, апартаментов в мире: Бронирование отелей по выгодной цене и без предоплаты Лучшие предложения с отзывами туристов, круглосуточная русскоязычная поддержка, гибкий настраиваемый поиск вариантов с возможностью сортировки по заданным параметрам (цена, оценка, местоположение), "умные" и "горящие" предложения каждый день
Собираетесь путешествовать на арендованном авто? : Поиск и бронирование автомобилей в Rent Car агентствах по выгодной цене Лучшие предложения от Rent Car компаний, горящие предложения, хорошие скидки, возможность взять в одном месте, а сдать в другом, различные виды страхования.
Ищите дешёвые авиабилеты? : Поиск и покупка авиабилетов по самым низким ценам
Расчет и оформление страхового полиса онлайн Расчет и оформление страхового полиса для подачи документов на Шенгенскую визу. Расчет и оформление страхового полиса для горнолыжников, альпинистов, дайверов, спортивные страховки, страховки экстремального туризма...

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Сообщение: #21

Сообщение Юлия&Андрей » 18 июл 2017, 17:28

Продолжение предыдущего дня - термальные источники
Цэнхэр Рашан

Дорога продолжалась в очень красивых местах — множество цветов, изумрудные долины, леса.
До источников Цэнхэр от монастыря в общем-то недалеко, но Нэцка немного сбился с пути и спросил у какого-то местного, тот махнул рукой, по нашим ощущениям, совсем не в ту сторону. Мы включили навигатор, нашли дорогу, убедили Нэцка. Он с большим сомнением, но поехал.

Указанная по навигатору дорога и впрямь была не фонтан — довольно крутой спуск по убитой лесной колее. Поскольку дождей не было, дорога была в общем-то сухая, за исключением пары грязевых ям. Про себя Нэцка, должно быть, сильно ругался, но в итоге мы реально быстро добрались до источников. Тот путь, который водитель хотел выбрать по совету местного, был, скорее всего, какой-то объездной и долгий.

Ещё мы проехали через городок Хужирт, очень милое местечко с цветными крышами домиков в живописной долине. Хужирт стоит на источнике какой-то полезной воды и вроде как считается курортом. Нэцка наполнил канистру и большие бутылки местной водой — это делается за деньги в специальной будке, где включают воду из шланга.

Термальные источники Цэнхэр имеют температуру более 80 градусов, в составе воды сероводород, натрия карбонат, кальция фторид, гидрокарбонаты и сульфаты.
Здесь вырос целый городок баз отдыха, обслуживающий приезжающих купаться, некоторые базы имеют свои бассейны.
Остановиться на ночлег можно как в юртах, так и в обычных гостиничных номерах. Соблазн не разбирать палатку и «кинуть кости» на турбазе был пресечён ценами. Спасибо, мы уж как-нибудь сами, вздохнули мы и установили лагерь за речушкой ближе к лесу.

В нашем распоряжении было несколько часов дня и солнца. Нэцка сразу ушёл принимать душ куда-то (так он сказал), мы тоже выбрали себе базу и отмокали там то в одном, то в другом бассейне.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Цены на проживание и посещение я, точно помню, что записывала, но так и не нашла, куда.
На базе, где мы были, имеется четыре бассейна — два прямоугольных побольше и два круглых поменьше, отделанные плиткой и камнем. Нам выдали по чистому полотенцу и одноразовой упаковке шампуня.
В принципе, всё достаточно чисто, душевые и туалеты в отдельном корпусе, просторно, светло, в душевых - кабинки с занавесками, есть большая вешалка для одежды на стене. Находиться можно сколь угодно (вот только не помню, работают ли бассейны ночью), в отличие от другой базы, где мы на трёх языках общались и поняли, что оплата почасовая (а, может, всё-таки неверно поняли).

Вода в бассейнах тёплая, когда привыкаешь — даже хочется погорячее. Ещё одной нашей целью было конечно же помыться капитально, я хотела и голову вымыть, но в душевых вода почему-то была...почти комнатной температуры. И если тело, немного распаренное после бассейна, ещё можно было потереть, то мыть холодной водой длинные волосы — не тот случай.

На базах отдыхают как монголы так и европейцы, даже встретили русскоговорящего молодого француза, который услышал нашу речь, когда мы проходили мимо, и решил поболтать с нами по-русски. Он рассказал в том числе, что непосредственно сам источник находится на окраине посёлка, он очень горячий, и купаться там нет возможности. Мы хотели туда пойти посмотреть, но так и не пошли, потому что вечером недалеко о нашего лагеря женщина стала доить яков, и для нас это было интересное зрелище. Яки находились близко, и кроме того, в загончике были телята, и мы их потрогали.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Стало ясно, почему яки такие пугливые))): монгольские дети их гоняют — не знаю, игры у них такие или это нормально так к скотине относиться. Вот эти мелкие запугиватели, за моей спиной, с пистолетами:

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Здесь мы остались на ночёвку. Нэцка встретил товарища — такого же туристического водилу, и они вместе «приняли». Ну, понадеялись мы, до завтра авось выветрится.


Тайхар Чулуу

На утро мы колесим по направлению к озеру Цагаан, проезжая мимо местечка под названием Тайхар Чулуу (надалеко от городка Ихтамир), которое также имелось в нашем плане посещения: в окрестностях нас интересовали такие памятники как оленные камни. Согласно первоначальному плану мы должны были здесь остановиться на ночёвку уже на обратном пути с Цагаан Нуур. Однако эта ночёвка при нынешнем раскладе выбивает нас из графика, поэтому решаем заскочить сейчас по пути и разведать обстановку — возможно, удастся по-быстрому посмотреть оленные камни и ехать дальше.

Оленные камни — каменные стелы с выбитыми на них изображениями в основном оленей (от чего и название), это памятники культуры бронзового — раннего железного веков.

Нэцка эту местность не знает. Но я заранее списалась в фейсбуке с находящейся здесь турбазой «Тайхар Жуулчны Бааз».
Мне ответили, что памятники находятся в округе 20-25км от кемпинга, цены у них на размещение 35-45 долларов с питанием, но, поскольку я предполагала, что мы не будем снимать у них юрту, а вот покушать было бы неплохо, цены за питание отдельно озвучили 5$ завтрак, 10$ ланч и 8$ ужин. Главное, что меня интересовало, - это экскурсии к оленным камням, могут ли они организовать, на что было отвечено — да, цена в зависимости от количества народа в группе, но можно присоединиться и к набранной. На этом мы в переписке и распрощались.

Вообще, Тайхар Чулуу — это достопримечательность в виде одинокой скалы высотой порядка 20м, на которой, как пишут в интернете, с древних времён племена и народы оставляли свои памятные надписи. Эта традиция продолжилась и в наше время, «благодаря» чему древние надписи оказались зачёрканы и закрашены (прямо краской) нетленными перлами типа «Здесь был Вася». Возможно, старые письмена по сути означали то же самое))) Но любоваться современной каллиграфией на поверхности камня мы не пошли, а двинулись прямо на базу.

База, конечно, выпендрёвая, один ресторан чего стОит, немного странно это в степи видеть. Встретили человека, с которым я переписывалась, я ему напомнила. Он очень хорошо говорит по-английски и, как оказалось потом, и по-русски. Внешне на монгола не похож, довольно высокий, худощавый, с модной стрижкой, очень живой и подвижный. Предложил дать нам гида, который нашему водителю и покажет, куда ехать к интересующим нас объектам, и стоить это будет 50$. Мы несколько обалдели от такой цены, но тогда он махнул рукой, что называется, и рассказал Нэцка сам, как ехать, и нам ещё по-русски продублировал. Короче, теперь оставалось надеяться, что мы всё правильно поняли и найдём что хотим.
И да, нашли!

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Стелы мы посмотрели в трёх местах, а также — многочисленные курганы-керексуры, которые здесь находятся в явной взаимосвязи с оленными камнями. Один керексур был настолько огромен по площади, что я даже в широкоугольный объектив не знала как его уместить: это я снимаю из центра насыпи, а мои мужчины видны маленькими фигурками возле бордюра, окаймляющего территорию этого кургана

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Самое удивительное, на мой взгляд, что эти объекты не разрушены и простояли столько веков. Огромный керексур находился рядом со штольнями, хоть теперь и не действующими, т. е. здесь шли постоянные работы, добыча, но никому не пришло в голову снести курганы, раскидать составляющие их камни. Ответов здесь может быть несколько:
а) почитание предков и их могил, б) ничего ценного в курганах нет, зачем их ломать — силы тратить, в) маленькая плотность населения при больших свободных площадях, не надо для жилой и иной застройки драться за каждый метр, в) просто равнодушие — ну есть эти курганы/керескуры/могилы, ну и пусть будут, нам какое дело, не мешают.
Как бы то ни было, но для туриста, интересующегося древностью, в Монголии — рай из-за множества отлично сохранившихся в первозданном ландшафте памятников.
Оленные камни очень понравились, такие красивые на них олени — какая тонкая работа!

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка" В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

А вот просто менгиры, на крайнем слева немного просматриваются рисунки:

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Вообще, будь у нас больше времени, мы бы съездили от Тайхара и в другом направлении, в сторону Алтан Сандал, там тоже есть такие камни. А так получилось - «галочку поставили», представление об оленных камнях получили и бегом дальше.
Юлия&Андрей
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 19.05.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Возраст: 50
Отчеты: 14

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Сообщение: #22

Сообщение Юлия&Андрей » 20 июл 2017, 14:13

С вашего позволения я вернусь немного назад в своём рассказе - ещё не упомянула про наш заезд в город Цэцэрлэг, в котором мы немного задержались, т. к. Нэцка пригласил нас на обед к своим родственникам!
Вообще, тот день получился вместительным, столько всего мы успели: Цэцэрлэг, Тайхар, вулкан Хорго. Потому что дороги здесь достаточно нормальные, была возможность быстро ехать.
Итак, Цэцэрлэг — крупный город, административный центр аймака Архангай, находящийся в симпатичном месте. На дороге есть участок, откуда открывается красивая панорама города на фоне гор, жаль, что не сфоткали. Я уже упоминала про цветные крыши Хужирта — так вот, в Цэцэрлеге такие же, многие домики покрыты красными, зелёными, синими, оранжевыми крышами, очень весело. Юрт здесь почти нет. Есть панельные советского образца дома. Вообще, город вполне так современный и живой.

Нэцка оставил нас возле рынка и большого супермаркета, пока он съездит к сестре. Мы так поняли, что он хочет навестить родственников и там пообедать, а мы пока подождём, были не против.
Пока он отсутствовал, прошлись по рынку, на котором продаются в основном товары хозяйственного назначения, включая всякую китайскую мелочёвку, а также — кожаная обувь, простая и довольно грубая, но мы видели, что люди, особенно в «сельской» местности, такую носят. В супермаркете возле рынка я советую вам покупать монгольские чаи (на подарки или для себя) — здесь действительно большой выбор, как в коробочках так и в одноразовых пакетиках. Муж сказал — купим в Уланбаторе перед отъездом, однако нет в Уланбаторе! В ЦУМе, где мы всё время посещали супермаркет «Номин», не было такого выбора чая, как в Цэцэрлэге! Так что закупайте здесь. Мы чуть-чуть взяли на пробу чайных пакетиков с молоком и солью, которые, конечно же, выпили в пути.
Также нас заинтересовало монгольское сливочное масло — молока с стране много, поэтому мы решили, что масло должно быть потрясающее, давно хотели попробовать его, да всё руки не доходили. Купили немножко — и это было разочарованием. Оно оказалось солоноватым да ещё и не очень свежим, а яркий сливочный вкус, который мы ожидали, отсутствовал. Может, мы что-то не так поняли, и это был маргарин?)))))
Раз уж заикнулась про животноводческую продукцию, добавлю, что в Монголии очень хороши колбасы, мы их постоянно брали в процессе путешествия. Если правильно помню, возле Цэцэрлэга как раз проезжали крупный мясоперерабатывающий комбинат с изображением быка.

Меж тем Нэцка вернулся и пригласил нас к сестре, а мы думали — он уже поел, но он ездил договариваться. Родственники Нэцка живут в обычном частном оштукатуренном доме, какие и у нас достаточно встречаются в деревнях и посёлках. Всё очень скромно, но чистенько. Нас встретили молодые женщина и мужчина и женщина постарше, а также маленький ребёнок. Они наготовили «макароны по-флотски», как мы в шутку называем цуйван, но туда была добавлена ещё картошка. Молодая женщина неплохо говорила по-русски, другие тоже что-то добавляли. Нам показали коллективное семейное фото, где Нэцка тоже был, объяснили, кто кому какой родственник. Оказалось, что их ребёнок — мальчик, а не девочка, как мы ошибочно решили. В Монголии, нам объяснили, принято не стричь детей до 3-летнего возраста, поэтому мальчик с длинными хвостиками на голове — нормально. В общем, встреча прошла интересно и познавательно))

Хорго. Терхийн Цагаан Нуур

А я в своём рассказе возвращаюсь вновь на дорогу к Белому озеру и вулкану Хорго.
После степных районов вокруг Тайхара снова начал встречаться лес. На пути делают остановку полюбоваться каньоном с текущей в нём рекой (название не знаю), также рядом находится какое-то святое дерево, всё повязанное синими лентами.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Здесь мы встретили группу европейцев из «буханок» (с одним из них, французом, мы как раз разговаривали по-русски на источниках), которые организовали сбор мусора на берегу этого красивого каньона. Когда мы подъехали, они уже собирались уезжать с набитыми мешками.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Отсюда до входа в национальный парк «Хорго-Терхийн Цагаан Нуур» остаётся доехать немного. Вход находится в посёлке Тариат, совсем не симпатичном и неаккуратном, но здесь есть много гэстов и отелей. На КПП мы оплатили въезд — оплату взяли с двух взрослых (3000 тугров билет), за водителя, сына и машину не взяли ничего. Выдают также небольшой проспект по парку на английском (один листочек) с кратким описанием основных мест.

Далее мы направились к древнему потухшему вулкану Хорго, который замечателен своим хорошо сохранившимся кратером. Для его осмотра нужно подняться по проложенной тропе. Место известное, фотографий кратера множество, а я размещу здесь фото элементов застывшей лавы, которые мне показались интересными.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

На лавовых стенках прямо видны пузыри, которые образовывались в раскалённом виде, внутри остались воздушные полости.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

После посещения Хорго направились к озеру Цагаан, возле которого планировали встать на ночёвку.
От вулкана до озера неблизко, дорога (вернее, колея) местами очень убитая, да ещё и узкая, поэтому если две машины навстречу — не разойтись, надо отъезжать на участок пошире. Здесь мои мужчины подтолкнули застрявшую маленькую легковушку с низкой посадкой — зря, конечно, люди на таком авто сюда отважились.
У озера нас встретил прекрасный песчаный пляж как раз напротив известного «городка» пирамидок:

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

На пляже стояла одна-единственная палатка. Ну, раз стоит — значит, и нам можно. Только мы собрались раскладываться, как подходят к нам молодая женщина и пожилой мужчина и пытаются запретить нам здесь останавливаться. Женщина ни на каком, кроме монгольского, не говорит, а мужчина что-то немного может по-русски. На свои вопросы мы с трудом добились «понятного» объяснения, что здесь нельзя, близко к воде нельзя. А почему же тогда другая палатка стоит? Идите и скажите им тоже! Но они не хотят туда идти, только к нам привязались почему-то. В итоге в той палатке оказалась русская девушка (с английским другом), она услышала наш спор.
Послали разбивать лагерь далеко отсюда — уж послали так послали. А здесь запрещено, или только в гэр-кемпе. Можно было остановиться и в юрте, тем более собирался дождь, кемпинги имеются и поблизости от пляжа и в обозримом пространстве. Но цены (опять же, не помню и в записях не нашла) заставили нас пожмыдлиться, может, и зря, т. к. дождь всё-таки пошёл, а так бы хоть палатки сухими остались. Вообще, такое чувство, что на дюнах Хонгорын проживание в юртах было самым дешёвым.

Для лагеря мы выбрали травянистую площадку на берегу.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Поход к воде был очень плохой, точнее, его почти не было. На краю берега — подтопленная почва, дальше — сразу водная растительность. Но в целом красиво!
Дальше по берегу видна была одинокая скала и многочисленные палатки возле неё. Оттуда допоздна гремели музыка и голос в микрофон — должно быть, у кого-то было выездное мероприятие))). Удивляюсь, как в заповедном месте не запрещено устраивать такой шум! Странно, что те рейнджеры, что поспешили к нам с запретом устанавливать палатки на пляже, не призвали к порядку нарушителей заповедной тишины. Только сильный дождь заставил их прекратить вечеринку.

Наутро нас ждало чистое голубое небо. Мы прошлись к той самой одинокой скале, откуда накануне нам так активно мешали спать. Здесь оказался хороший пляж с пологим заходом в воду.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Обратно по дороге к вулкану вышли прогуляться по лавовому полю, где видных огромные застывшие полусферы разной степени выпуклости — лавовые пузыри, где-то растрескавшиеся и с закруглёнными обломками.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Также муж приметил маленький провал, и, посветив туда фонариком, обнаружил внутри целую пещеру! Это тоже застывшая лавовая полость. Мы все слазили вниз, Нэцка тоже, который, как я уже говорила, оказался весьма любознательным, несмотря на свою внешнюю непроницаемость.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"
В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Продолжив свой путь, подвезли девушку-француженку, вознамерившууся пешком дойти до вулкана Хорго, она спросила у нас дорогу, а мы её подсадили к себе — всё равно в ту сторону едем. Девушка рассказала, что она вдвоём с другом путешествует по стране на мотобайках (друг, видимо, остался в лагере у озера и к вулкану почему-то не пошёл). Байки взяли в прокате, они китайские и постоянно ломаются. Кроме того, очень тяжело, т. к. через многие реки нет мостов или нормальных переправ, а на байке, соответственно — это ж не машина — сложно форсировать водные преграды. В общем, у них сплошной экстрим. Показав француженке направление, где находится тропа на вулкан, мы тепло распрощались.

Пожалуй, на парк Хорго-Цагаан потратить нужно больше времени, он обширный, красивый, здесь есть где гулять и есть что смотреть. Если будете планировать его посещение, закладывайте хотя бы две ночёвки.

Обратный путь из парка проходит ровно по той же дороге, через Тайхар и Цэцэрлэг. По пути купили у детей банку ягод, которые они собирают, это была дикая земляника, с сахаром подавили её и съели в придорожном кафе, где остановились на обед. Наша следующая цель — Хархорин.

**Небольшое отступление о разных способах путешествий по Монголии, раз уж я рассказала о французах-байкерах. Встречали мы на монгольских дорогах и велосипедистов. Также — организованных велосипедистов, что значит следующее: они едут в принципе на машинах, велики закреплены на крышах, потом в определённых местах пересаживаются на велики, это либо радиалка, либо машины их сопровождают, т.е. эти туристы не всё своё время путешествия проводят в седле, и их вещи комфортно располагаются в машине, а не на собственной спине и привязанными к велику. А однажды мы увидели...пешехода. По виду европеец, он попался нам навстречу - шёл по краю дороги и вёз за собой тележечку с вещами. До ближайшего города — 70км! Я не знаю, как люди путешествуют пешком в таких глухих местах. Но правду говорят, Монголия — безопасная страна, здесь нет отморозков, нет бандитизма и нет опасных хищников (легендарного гобийского медведя не считаем — это очень редкое животное), а в любой, наверное, юрте тебе помогут. У монголов вне городов очень развита взаимовыручка, т. к. на большие расстояния очень мало людей, и каждый может оказаться в сложной ситуации**
Юлия&Андрей
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 19.05.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Возраст: 50
Отчеты: 14

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Сообщение: #23

Сообщение Юлия&Андрей » 27 июл 2017, 10:19

Хархорин. Эрдэнэ-Зуу хийд. Шанхийн хийд.

О Хархорине написано и нафотографировано много, пункт супертуристический, так что я повторяться не буду.
Конечно, интересно своими глазами увидеть место, о котором мы когда-то читали в учебнике истории (и наши дети сейчас читают) — столицу великой монгольской империи Чингизхана 13го века, Каракорум.

Но...это именно только место, т. к. от города на поверхности земли ничего видимого не осталось. Есть некий современный объект, под которым законсервировано место раскопок, там сбоку через стекло можно узреть что-то вроде участка фундамента или стены - вот и всё. И рядом — каменная черепаха, которая, как считается, тоже осталась со времён Каракорума.

Поэтому основное, что смотрят здесь туристы, - монастырский комплекс Эрдэнэ-Зуу с его огромной территорией, огороженной эффектной и мощной стеной со 108 субурганами (ступами).

Вход в комплекс бесплатный, но внутри есть платная музейная территория, вход 5000 тугр, фотографировать запрещено. Это комплекс хорошо сохранившихся храмов в китайском стиле, в залах представлены различные ритуальные предметы, предметы искусства (тоже в основном религиозной тематики). В общем, если вы уже успели посетить какие-то храмы и музеи в Монголии, то ничего особо нового для себя не найдёте.

Весьма симпатичен стоящий дальше храм Лавран, это чуть ли не единственный в Монголии сохранившийся старинный храм архитектуры тибетского стиля (без китайского влияния):

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка" В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Вообще, площадь Эрдэнэ хоть и обширная, но в основном пустынная, т. к. от большого количества бывших здесь когда-то построек мало что осталось.
Черепаха, о которой я уже упоминала, находится за пределами монастыря в степи , примерно в полукилометре от его стен, с «заднего» хода.
С центрального входа развёрнута активная и всяческая деятельность по обслуживанию туристов: сувенирные лавки и ряды, продуктовые магазинчики, кафешки, прокат монгольских костюмов для фото, и даже, бедный, парился на солнце большой хищный птиц, тоже для фото.
В общем, место попсовое, и после полудиких локаций, по которым мы до этого проехали, было непривычно и не очень приятно оказаться в этом туристическом водовороте.

Дальше мы сделали неправильный выбор. У меня было записано, что здесь недалеко нужно посетить монастырь Шанх - какой-то восторженный отзыв мне попался на просторах интернета, и я ему поверила. Монастырь — один из самых древних и якобы никогда не закрывался.
В общем, стал выбор — поехать в музей Каракорума либо в Шанхийн хийд, в оба места мы уже не успевали, музеи в Монголии в принципе недолго работают. И конечно мы поехали в Шанх.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Ну и совершенно зря. Ничего особенного там обнаружено не было. На территорию, огороженную забором, мы вошли свободно через калиточку, а вот храмовые здания все были закрыты, и если там что замечательное и было, нам оно оказалось не доступно. Пара-тройка молодых людей в «гражданской» одежде гоняла нескольких телят, которым, видимо, не полагалось тут находиться.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Лучше бы мы сходили в музей Каракорума — там, по крайней мере, можно было увидеть экспонаты, найденные при раскопках и рассказывающие об этом городе.

Ещё упомяну, что перед посещением Шанха водитель завёз нас к каменному фаллосу, также находящемуся недалеко от Эрдэнэ. Расколотое пополам, но склеенное цементом гранитное изделие находится внутри современной оградки, в которой уже не хватает прутьев, т. к. люди всё равно к нему залезают, особенно дамочки, и фоткаются так и эдак, в том числе зачем-то и маленькие девочки )))???

На сегодня — всё, и нам нужно было остановиться где-то на ночёвку. Нэцка предложил это сделать у его родственников. И мы поехали в степь.

Родственники не имеют никакого отношения к туризму, живут кочевым скотоводством. Таким образом, мы посмотрели самый настоящий быт «сельской» семьи. Нас угостили замечательным домашним йогуртом. Имели возможность увидеть, как доят лошадей. Глава семьи верхом сгонял стада к стойбищу. И он и хозяйка, кстати — в национальных халатах, что, как мы уже успели заметить, обычное дело на «селе». Монголам почему-то удобно работать в национальной одежде - понятно, что носят они её явно не ради туристов.

Склад "топлива":
В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Так делают традиционное угощение из сухого творога - арул: сначала из створоженной массы естественным образом стекают остатки жидкости, затем их дожимают под грузом
В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Палатки мы разбили рядом с юртами, и буквально вскоре после того, как легли спать, началась настоящая буря. Помимо сильного дождя, нас ещё трепал ветер — да такой, что потолок палатки чуть ли не задевал нас, лежащих внутри. В начале бури муж выскочил закрепить максимальное количество растяжек у палаток, благодаря чему они выстояли. На утро нас встретило ясное небо, будто ничего и не было.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"
В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"


А мы движемся к последней точке нашей «кругосветки» - национальному парку Хустай.
Юлия&Андрей
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 19.05.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Возраст: 50
Отчеты: 14

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Сообщение: #24

Сообщение Юлия&Андрей » 27 июл 2017, 14:56

Хустайн Нуруу

По пути в национальный парк, который был создан для возврата в дикую природу лошадей Пржевальского (называемых здесь тахи), заехали на ещё одни песчаные дюны — если не ошибаюсь, Монгол Элс. Они территориально получаются не так уж далеко от Хархорина, так что, если у вас нет возможности доехать до гигантских Хонгорын Элс, вполне можно удовлетвориться более мелким аналогом, песка здесь много, и даже катают на верблюдах. Странным показалось наличие берёзок — почему-то растут на такой почве.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Ещё один интересный и достойный внимания объект в этом районе (ну не совсем в этом, но при расстояниях Монголии это, можно сказать, по соседству) — раннесредневековая крепость Khar Bukh Balgas где-то возле городка Дашинчилэн. В наш план она не была жёстко забита, к сожалению. Я посмотрела по карте, что находится это по пути в Хустай — подумала, будем мимо проезжать и заскочим. Но мы поехали по другой дороге... У кого будет возможность, побывайте и напишите, пожалуйста, как там, фото приветствуются))).

Снимок-12khus.png


Хустай — довольно туристическо место, думаю, из-за относительной близости к Уланбатору (около 100 км). На его базе мы застали множество европейцев, здесь есть юрточное и обычное размещение в номерах.
Для посещения парка нужно купить билеты в визит-центре, который надо искать в основном гостиничном здании. Мы поначалу зашли, увидели двери номеров, дальше — столовую и не поняли, где же покупать билеты, а это небольшая комната налево от входа. Билет на каждого стоит 14000 тугров, не мало. Но я читала, что на территории парка, кроме лошадей Пржевальского, увидеть можно ещё исторические объекты — оленные камни, плиточные могилы, антропоморфные скульптуры. Поэтому такая цена вроде как оправдана...
Что было дальше.
Нас присоединили к группе на экскурсию. Группа поехала в «буханке», а мы следом на своей машине. Пейзажи парка не впечатляли: каменистая местность, растительности мало, краски однообразные. Проехали пару каких-то смотровых площадок, на которых не остановились. Остановку сделали на подобной площадке, где гид предложила нам всматриваться в склон горы в определённом направлении. У неё был бинокль, который она передала туристам. «У нас с собой было» - своя труба, мы её достали и тоже стали рассматривать склон. Именно там оказалось стадо лошадей Пржевальского. Чтоб вы понимали: их даже в трубу сложно было «поймать», а уж без оптических приборов не заметно было вообще, тем более лошади по окраске очень сливались с камнями. Попы и хвосты и иногда головы увидеть удалось.
Гид рассказала об этих животных, о том, как их популяцию восстанавливают в Монголии в этом парке. Вся эта информация спокойно ищется в интернете. Затем группа села в «буханку» и покатила в обратном направлении. Мы тоже покатили, недоумевая: и это всё??? Мы-то надеялись на полноценную экскурсию, в ходе которой нам покажут все достопримечательности парка.
Когда «буханка» однозначно свернула в сторону центральной базы, мы остановили Нэцка, показали ему картинку на билетах (где как раз изображены каменные истуканы) и сказали, что хотим искать это место.

В общем, искали мы долго... Спросить особо было не у кого, групп или кого-то ещё нам больше не встречалось. По пути нашли довольно большое кладбище с плиточными могилами, а также полуистлевший труп лошади — наверное, Пржевальского, вот и посмотрели поближе.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Надо сказать, что здесь было очень жарко. Из гористой местности съехали в степь, обшаривали горизонт в том числе с помощью подзорной трубы и когда уже совсем отчаялись, наш дорогой Нэцка своими глазами степняка высмотрел-таки искомый объект.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Итак, мы прибыли на место, называемое Өнгөт, оно находится в границах парка, но уже в 30ти (!) км от центральной базы.
Собрание памятников огорожено заборчиком, и хоть цвет его зелёный, получению идеальных кадров он мешает. Здесь собраны антропоморфные стелы - так называемые тюркские истуканы разной степени сохранности, также есть могила «каменный ящик».

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка" В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка" В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

За забором начинается целая аллея менгиров — как в Европе! Она очень длинная, я до её конца так и не дошла.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Если бы не Нэцка, мы бы не нашли это место. Я была так рада, что полезла к нему обниматься! Нафотографировав памятники и так и эдак, мы устроили обед. Отдохнув и покушав, двинулись в обратный путь. Оленные камни искать, конечно, не стали, благо, мы уже имеем о них представление.
Поскольку солнце стало уже сдавать свои позиции, в ожидании вечерней прохлады из нор стали во множестве выглядывать сурки. Возле парка Хустай находятся также дюны, не очень впечатляющие, поскольку растительность завоёвывает пески.

Нэцка ошибся с датой приезда и решил, что уже сегодня мы должны вернуться в Уланбатор. Но нас там ждали только завтра. Последняя ночёвка на природе. Остановились где-то в степи, а надо было лучше в дюнах — живописнее. Но Нэцка-то уже гнал к дому, неверно посчитав дни. Расстроившись, он включил грустные монгольские песни)).
А наш сын отправился пасти скот))

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Что хочу сказать о парке Хустай в заключение. Такой «экскурсией» мы были очень недовольны, особенно памятуя её цену. Конечно, это же животные, они не будут появляться по желанию туристов в непосредственной близости, однако мне представлялось, что они пасутся в степи, и их стада хорошо просматриваются. Но дело даже не в этом — понятно, животных нельзя заставить позировать. Но почему поездка по парку включает только «быстро посмотреть» лошадей и больше ничего? На территории имеются различные исторические объекты, однако по обычному билету за 14 тысяч к ним не возят! Если бы не наша настойчивость, поездку в Хустай можно было считать абсолютно бесполезной тратой времени и денег! Тем более, пейзажных красот в парке нет вообще, любоваться нечем. Искренне не понимаю, почему здесь толпится значительная масса туристов.

В принципе, Хустай могу рекомендовать в следующем случае:
вы понимаете, что с лошадьми вам может не повезти, но вы интересуетесь, кроме лошадей, историческими памятниками, которые в других местах Монголии посмотреть не успеваете, поэтому, запасшись упорством, можете поискать их здесь — по крайней мере, это недалеко от Уланбатора. Повторюсь, увидеть можно плиточные могилы, антропоморфные стелы, оленные камни. Думаю, если хорошенько навести справки и подготовиться, вы будете знать, где всё это искать в парке.

А мы на следующий день поехали в Уланбатор. Ровный асфальт ближе к столице не радовал — как бывает после диких мест, возвращаться в цивилизацию вроде и не очень хочется. По сторонам дороги появился непременный спутник этой цивилизации — разнообразный мусор.

Мы попросили Нэцка заехать на автовокзал «Дракон» и купили билеты на автобус Уланбатор - Улан Удэ.
Бланк билета двуязычный — на монгольском и русском, отправление в этого вокзала в 7:30, стоимость была 65 000 за место, продают по загранпаспорту. В кассы много народу, пришлось стоять очередь.

После вокзала довольно долго двигались в сторону центра — ситуация была «околопробочной». Вернулись мы в тот же хостел, «Danista Nomads», где нам уже были готовы места.
С Нэцка распрощались очень тепло, очень хвалили его перед Джага. В хостеле Нэцка должен был появиться только в то время, когда мы уже уедем, так что больше мы его не видели. Позже распечатали ему пару фотографий и с памятной надписью на монгольском (спросили у Джага, как писать) оставили в хостеле — надеюсь, Джага ему передал.

И у нас оставалось немного времени ещё побыть в Уланбаторе, посетить некоторые его достопримечательности.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Юлия&Андрей
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 19.05.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Возраст: 50
Отчеты: 14

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Сообщение: #25

Сообщение Юлия&Андрей » 06 янв 2018, 14:22

Итак,  итоги и выводы по монгольской "кругосветке", кое-где повторюсь, но зато всё сформулирую в одном месте.

1. В данном маршруте - сформированном именно так - нам удалось увидеть самые разнообразные природные объекты и ландшафты страны:
степи, пустыни, горы, леса, пески, озера, реки, термальные источники, каньоны, вулканические образования. С этой точки зрения маршрут получился грамотно сбалансирован.

2. На наш взгяд, имеет смысл всё же включать в маршрут посещение статуи Чингисхана, т.к. добираться до неё специально  довольно далеко и неудобно. Думаю, с неё можно начать поездку, совместив с ночёвкой в нацпарке Горхи Тэрэлж.

3. Выбросила бы из маршрута Ёлын Ам и Баянзаг, особенно если у вас мало времени.
Проблема в том, что организаторы поездки в переписке всё время повторяют: нельзя заставлять водителя делать большие перегоны без остановок, собственно поэтому нам настоятельно всунули Ёлын Ам. Я бы сразу прехала до Поющих дюн (где-то писали, 7 часов от Даланзадгада). Но на практике-то водитель и не гонит без остановок много часов! Остановки всё равно есть - в туалет, на обед, на фотографирование. Всегда есть время отдохнуть и размяться. На обед в придорожной кафешке уходит около часа, а то и больше, т.к.готовят не очень быстро. Поэтому если вам пытаются вставить в маршрут объект, который вы не хотите, под видом того, что нельзя так долго ехать без остановок - объясняйте, что остановки конечно же будут, чем потом без удовольствия смотреть то, куда вы не хотели, ещё и сознавая, что теряете время. 

4. Вставила бы в маршрут средневековый замок недалеко от Хархорина.

5. Побольше времени бы отвела на Хонгорын элс (дюны), парк Хорго Цагаан нуур (вулкан и озеро), Палу (если вам интересны петроглифы и древние захоронения).

6. Платные дороги: в 2016 году стоили 1000 тугров, на маршруте они встретились в таких местах: на выезде из Уланбатора, после Арвайхэра, после Цэцерлэга и перед ним, после Хархорина.
Мы не давали денег за дороги, предоставив водителю платить из тех денег, что ему уже дали, справедливо рассудив, что (как я уже писала) плата за топливо была с нас взята итак с большим избытком. 

7. Обедали мы в забегаловках на трассе или в маленьких городах. Здесь посоветовать ничего не могу - какая нравится, туда и идите. Меню бывает и достаточно разнообразное из нескольких блюд, и скромное, буквально только хушууры (чебуреки) да цуйван (лапша с мясом). Но в целом готовят нормально, достаточно вкусно, лепят хушууры и бузы сами, мяса не жалеют.
В принципе, мы не замечали, чтоб нас где-то обманывали или обсчитывали, но в одной кафешке был случай, когда, пока мы ели, в меню ручкой были исправлены цены в сторону возрастания на те блюда, что мы заказали. Обидно,  приготовлено-то было действительно вкусно, и мы получили удовольствие от обеда. Но такое поведение хозяев испортило всё впечатление. Когда нам назвали сумму, мы несколько удивились и потребовали меню, где и увидели внаглую исправленные цифры. Конечно, мы заплатили по изначальным ценам, и Нэцка поступок своих соотечественников тоже не одобрил.
После этого случая мы старались за блюда платить сразу после заказа. Что и вам советуем.

8. Ещё на тему еды в контексте оплаты суточных водителю. По идее, в суточные входит питание, поэтому официально водителю вы больше ничего не должны. Дальше - вопрос ваших личных принципов или симпатий-антипатий к нему. У нас как правило на остановках в кафе Нэцка платил за себя сам, но на привалах, конечно, кормили его тем, что приготовим, так что зачастую водитель с нами трапезу  разделял. Но, повторюсь, это уже на ваше усмотрение.

9. Что касается подарков местному населению (при посещении юрт), у нас были с собой маленькие наборчики цветных карандашей для детей, а также запас шоколада - «Алёнка» и «Особый», шоколад мы активно поедали на привалах (для чего и везли), но и для гостинцев тоже пригодился. Люди в провинции очень радуются даже таким скромным сюрпризам. Вообще же, я подумала, сюда вполне можно привезти и раздать детскую одежду в хорошем состоянии, особенно в отдалённых и малотуристических районах. Люди, конечно, не совсем уж бедствуют, но для детей не откажутся, думается мне, принять хорошие вещи.


Что ещё мы посетили в это пребывание в Уланбаторе.

Государственный музей динозавров. 
Как известно, на территории Монголии найдено очень много останков древних ящеров, поэтому "на родине" непременно хотелось посмотреть их натуральные скелеты. 
Музей динозавров искали мы долго и упорно. В нашей навигации он нигде не был обозначен, а на бумажной карте-схеме, которую дают в хостеле "Даниста", нам обвели в кружочек некое здание без опознавательных надписей. Но эта схема - очень схема))), поэтому, конечно, всё там весьма приблизительно. Ищите кинотеатр "Тенгиз ", рядом с ним находится и музей (говорят, это бывший музей Ленина). 

При входе в музей есть любопытные плакаты, где изображены футуристические залы со множеством экспонатов, но это либо в будущем, либо в несбыточном - вот такой проект по оформлению музея существует или существовал. Сейчас всё довольно просто и скромно. Музей представляет из себя один зал, и ещё наверх ведёт лестница в небольшое помещение вроде галереи, где тоже имеется несколько витрин.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Наш сын, конечно, ожидал большего и взгрустнул. Но надо отдать должное - это настоящие скелеты, действительно найденные в Монголии, а не модели, как в большинстве музеев мира.
Центром экспозиции являются два огромных скелета - "утконосого" динозавра зауролофа и тарбозавра ((Tarbosaurus Bataar), который очень похож на тираннозавра, но является всё же отдельно выделенным видом с чисто монгольской "пропиской". В музее есть стенд, где можно прочитать о различиях тираннозавра и тарбозавра. Пишут, что именно этот скелет был возвращён на свою родину из США.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

У музея, оказывается, есть сайт http://dinosaurmuseum.mn/, только на монгольском, но с часами работы, стоимостью билетов и адресом вполне можно разобраться.

Концерт национального академического ансамбля песни и танца Монголии.

Очень советуем!!! В принципе, советы побывать на концерте мы прочитали как раз в интернете и потому пошли — и совершенно не пожалели! Каждый день на сцене Национального театра драмы — советского здания в окружении современных высоток — в 18ч проходит это шоу. Уровень высокий, не просто какая-то народная самодеятельность. И костюмы, и освещение, и звук, и подготовка выступающих — всё даже очень и очень. Само здание отреставрировано, находиться там удобно и приятно.
Мы прискакали буквально к началу концерта, едва успели купить билеты — может, поэтому нам продали самые дорогие, разбираться с ценами уже было некогда (25 000). Зато места были хороши — партер и достаточно близко к сцене. Вот и славно, подумали мы, фоточек красочных наделаем. Ага, счазз! В билете написано: снимать нельзя! И во время концерта дежурные активно следили за зрителями и настойчиво светили лазерной указкой на нарушителей. Следить они перестали почти в конце концерта — на выступлении оркестра.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

В концерте красивые танцевальные номера. Мне как человеку, не постороннему в танцах, очень приятно было видеть достаточно высокий уровень танцовщиков, люди явно профи с образованием (в советское время монгольские студенты обучались в балетных училищах СССР , например, в Пермском, которое считалось одним из лучших; сейчас не знаю где...). Были и национальные танцы и современные стилизации, особенно запомнились номера отдельно девушек (изображали оленей) и отдельно юношей (изображали загонщиков лошадей).
Также на этот концерт мы шли ради горлового пения — и его мы услышали. Правда, жаль, что всего было два номера, но очень здорово исполнено.
Также очень интересно было посмотреть древний ритуальный танец Чам (Цам), маски к которому мы уже видели в музее Чойжин-ламы. Танец странный — будто бы некий дедушка с весьма добрым лицом (соответствующая маска) вызывает зачем-то совершенно ужасных существ...
В общем, концерт весьма разнообразный, яркий, мы остались под впечатлением и всем советуем на него сходить. В фойе театра много афиш, из чего можно сделать вывод, что у данного творческого коллектива есть различные спектакли и постановки, на которые, думаю, можно попасть в течение года, а не только летом (летом — концерт специально для туристов).

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

IMAX Shangri-La
На тот момент «Шангрила»— совершенно новый высотный комплекс с гостиницей, торговым центром и кинотеатром. При нас его только-только открывали, ещё не все торговые площади были заняты, и IMAX принимал первых своих зрителей. Новенький зал, всё так удобно и красиво, ещё специфически пахнет стройматериалами)). Первый фильм, с которого началась жизнь монгольского IMAXа, - «Star Trek Beyond». Показывали на английском языке с монгольскими субтитрами. Цена билета была 15 000.
«Шангрила» находится возле территории парка аттракционов, недалеко от музея Чойжин-ламы. Cейчас, я думаю, это вполне уже раскрученный ТРЦ, популярный у туристов.

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Дворец-музей Богдохана

Зимний дворец последнего правителя Монголии начала 20 века.
Музей находится на другой стороне города, через реку, которую надо пересечь по мосту Мира.
В среду музей закрывается почему-то на час раньше. Мы первый раз в среду и пришли, и хотя у входа на стенде с расписанием этой информации нет (не было тогда, по крайней мере) - все дни было одинаково, но работник сказал, что по средам вот так. В общем, мы уже не успевали нормально посмотреть, пришлось ещё раз время выделять на этот музей.

Самое красивое — это комплекс входных ворот на территорию дворца. В китайском стиле, яркие и многоцветные постройки с росписью, фигурками и резьбой. И здесь ещё можно поснимать бесплатно, т. к. внутри стоимость съёмки, как и в музее Чойжин-ламы, 50тыс тугров (при стоимости билетов детского 1500, взрослого 8000). На территории дворца, обнесённой забором, в основном находятся постройки религиозного назначения (где экспонируются предметы религиозной культуры, с которыми мы в общем-то уже успели познакомиться в других музеях) и жилое здание, где представлена экспозиция, непосредственно имеющая отношение к быту царской семьи. Пожалуй, это наиболее интересно, хотя само здание не отличается архитектурными изысками — просто добротный каменный дом.
Имеются фотографии августейшего семейства, их парадная одежда в национальном стиле, троны, большая (занимающая не одну комнату) коллекция чучел самых разных животных и птиц с разных концов света (видимо, её собиранием увлекался богдохан) и различные бытовые вещи (посуда, мебель), подарки. В целом весьма познавательно. Хорошее описание музея на сайте mongolnow.com/bogdo_khaan.html (на русском).
При музее есть сувенирный магазинчик. Среди прочего обычного набора меня заинтересовали акварели местных художников, причём по художникам продавец даже даёт книгу ознакомиться - с их фотографиями и репродукциями различных работ. Т.е. художники, видимо, вполне известные в своей стране, с какими-то даже титулами.
Отсюда недалеко совсем до мемориала Зайсан, но в наших планах он не стоял. Вообще, район вокруг такой современный, симпатичный.


Буквально в последний день нам удалось поесть блюдо с замечательным названием хуйцаа - ну просто нельзя было не поесть, хоть мы уже и нажрались до отвала вкусных хушуров в соседней столовке...но хотя бы одно на всех взяли! Надо сказать, это почему-то далеко не самое часто встречающееся блюдо в меню монгольского общепита, и вот наконец-то! Под этим замечательным для русского слуха названием скрывается наваристый густой супчик из всякой всячины:

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"


Нам понравился Уланбатор с его мешаниной архитектурных стилей, советского-национального-модернового, юрт и стеклобетонные высоток. Понравилось, что на некоторых улицах можно ощущать себя так, будто из России и не уезжал - и потом выйти к современным кварталам во вполне «заграничных» традициях. В общем, сюда я ещё бы вернулась...

В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"
В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка" В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"
Юлия&Андрей
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 19.05.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 138 раз.
Возраст: 50
Отчеты: 14

Re: В Монголию на поезде! Шамбала и "кругосветка"

Сообщение: #26

Сообщение stas bat » 04 фев 2018, 20:29

Здорово, как будто сам побывал.
stas bat
новичок
 
Сообщения: 9
Регистрация: 09.02.2013
Город: Киров
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 48
Страны: 7
Пол: Мужской

Пред.



Список форумовАЗИЯ форумМОНГОЛИЯ форумМонголия отзывы, путешествие в Монголию



Включить мобильный стиль