Вот такая загогулина получилась, понимаешь...
Открыв для себя в прошлом году в Монгольский Алтай на это сезон иные альтернативы кроме Монголии мы и не рассматривали. Обязательным был переезд по Монгольскому морю - озеру Хубсугул. Озеро имеет габариты 136 на 36,5 км, площадь 2620 км², наибольшая глубина - 262 м. Этакий родственник Байкала, только на 1200 метров выше. Из нескольких вариантов выбрали заезд через Монды и далее по обстоятельствам: либо конная заброска и сплав по реке Ур-гол с возвращением по Хубсугулу, либо сначала по Хубсугулу, а затем нижняя часть Ур-гола, Эгийн-гол и выезд через Эрдэнэт - Наушки. Ур-гол - река бассейна Селенги, протекающая восточнее Хубсугула. Аквариум с тайменями. Реализовался первый вариант - гораздо более интересный.
До Слюдянки ехать нам около 30-ти часов, на этом пути есть два всегдашних малопонятных природных феномена: во-первых, сколько с собой водки не бери, все равно после Красноярска приходится докупаться и, во-вторых, на подъезде к Слюдянке у Димона начинается бифуркация сознания и наш «образцовый дежурный» идет в разнос. Все повторилось и сейчас, но тем не менее в 5 утра мы благополучно выгрузились в Слюдянке и перетащились в заранее заказанный микроавтобус. Мелькнули знакомые красоты Тункинского тракта и, наконец, от Монд для нас начались ненадеванные места. Переход границы занял часа три, из них, как и положено 2 – это ожидание на нашей стороне, но все-таки по сравнению с Ташантой просто стремительно. На монгольской стороне нас ждал также заранее заказанный УАЗик, добросивший нас до российской турбазы на озере. Водила, Батувшин оказался немного русскоговорящим и вполне русскопонимающим. Он сразу предложил нам для заброски лошадей своего тестя и самого тестя в качестве проводника. Но мы все же заехали на упомянутую турбазу и даже там пообедали. В столовой нас радостно приветствовала большая группа соотечественников бухающих на веранде, по их словам пятый день. Видя такую душевную атмосферу и явный ценовой неадекват, мы быстро ударили по рукам с Батувшином, поменяли в Ханхе денюшку, затарились монгольской водкой и поспешили к устью Ноен-гола в 40 километрах от Ханха. Кстати, на турбазе нам подтвердили инфу о 20 москвичах с «дитями и бабами», которые тоже двинут по нашему маршруту на Ур-гол через 2 недели, а потом еще одна партия поменьше. То-то ценники взлетят.
Тестем Батушина оказался серьезный мужик Батжаргал 55 лет отроду, владелец многочисленных сарлыков, коз и лошадей. Встретил нас традиционно радушно – чай, сарлыковое масло жирностью наверно 200%, сыр - аналог казахского курта. Позже принес козью ногу на шурпу. Уровень русского у него оказался вполне приемлемым, особенно понравилось его выражение – ответ на любую просьбу или пожелание: «Ага, да, мочно».
Стада Батжаргала
По делу смогли поговорить, только когда он выпроводил двух левых монголов, один из которых - скупшик скота хотел с нами совершить хоть какую-нибудь сделку и, в конце концов, просто поменял у нас тысячу рублей. С Батжаргалом договорились на 4 вьючных лошади плюс одну верховую для больных и симулянтов. Ходу до Ур-гола 80 километров, идти не больше трех дней, оплата фиксированная. Поужинали хозяйской козой, причем Батжаргал от водки отказался, так что и мы воздержались. Спать расположились в хозяйском лиственничном доме (работники живут в юрте).
Утром начался процесс упаковки, седлания и погрузки. Вопреки мнениям о «неспешности» монголов Батжаргал с помощником управились к 9 часам, почти без нашего участия. Начало пешки было сплошным кайфом: солнце, пологая долина Ноен-гола с прекрасными видами, шагаешь налегке, физкультура, да и только. Даже резервная лошадь шла пустой. Однако к обеду все изменилось, мы залезли на широченное плато, тропа исчезла, народ выдохся и желающие порулить конем выстроились в очередь. Ночевали на небольшой речке, где и выловили первого хариуса. Батжаргал опять вывалил к ужину козлячьего мяса. Следующий день мы топали по хорошей тропе среди доброй монгольской тайги (местами лесоповал, местами лесопарк). Потом было еще полдня с одним микроперевалом и мы добрались до Дзул-Ур-гола. Невелика речка, но плыть «Ага, да, мочно». Расплатились с Батжаргалом, тепло попрощались и они с помощником погнали домой. На редкость обязательный мужик.
На плато
Наилучший способ перемещения
Вниз к реке
Ну а у нас пошла РЫБА. Пока ленки, размер стандартный – 60 см, вес не знаем. Не смотря на рыбалку, катамаран к вечеру собрали.
Наутро загрузились и поехали, точнее поскреблись - посудина сильно перегружена, постоянно на перекатах подскакиваем, иногда тащим. Рыбалка не камчатская, но тоже весьма интенсивная, сплошной ленок. К обеду добрались до основного Ур-гола и встали на ночевку.
Скребемся
А потом была неделя неспешного сплава по Ур-голу на перегруженном и неповоротливом катамаране. До сомона Цаган-Ур – это большая типично таежная река, с перекатами, плесами, ленками и тайменями. Стандарт тайменя 90 на 38см. Хариуса они похоже всего сожрали. Из происшествий – только лопнувшая «от уха до уха» гондола на безобидном перекате. Долго штопали двухметровую прореху и поминали змейку убитую нами накануне. Видимо дух местного великого шамана Даян-Дэрхэ бдит за всем происходящим на своей территории и оперативно реагирует.
Повеселее.
Таймени. Вываживание
обмер
Реанимация
Любите ли вы рыбалку, как люблю ее я?...
Ленковые варианты
За удовольствия надо платить.
После сомона тайга почти кончилась, река увеличилась и рыбалка стала похуже. Утром в крайний день сплава на берегу возник монастырь Даян-Дэрхэ, всесьма живописно расположенный на обалденном цветочном лугу. Обычно здесь никого, но по каким-то праздникам сюда съезжается куча монголов, они посещают священную пещеру всю увешанную легендами в 10-12 км от монастыря. В халупе рядом с храмом мы обнаружили многодетную монголку, которая привычно открыла нам храм. Мы все осмотрели, поблагодарили Даян-Дэрхэ, покрутили барабаны, повязали ленточки, оставили денюшку и поехали дальше.
Ур-гол растет.
Дюны над рекой?
Небесные хариусы.
Монастырь Даян-Дэрхе
К вечеру добрались до слияния Ура с Эгийн-голом, т.е. до места, где по невнятным словам монголов должна быть «зам» - дорога в Мурэн и может быть даже «гуур» - мост. На мост мы естественно не надеялись, а вот на дорогу – было дело. Действительность оказалась гораздо хуже – намеки на дорогу конечно были, но вот транспорта в окрестных гэрах кроме мотоциклов не было, а до ближайшего сомона – Эрдэнэбулган было 40 км. Решать проблему мы начали с того, что в ближайшем доме прикупили баранины и молока и получили в подарок сыру и «коровьей водки» (весьма, весьма на любителя), а также поимели бесценную информацию, что хз как нам отсюда уехать. Замаячил вариант дополнительного 150км сплава, увы, без Хубсугула.
Местные красотки
Крайняя ночь на Ур-голе
По счастью в полукилометре ниже на правом берегу мы засекли одинокую джипоподобную машину. Местные сказали, что это уланбаторские отдыхающие и действительно, подплыв поближе, мы увидели явно городскую монгольскую семью, приехавшую за 700 км на крузаке на отдыхаловку. Хвала Даян-Дэрхе, глава семьи – пожилой мужик говорил по-русски. Он сразу предложил расположиться на их месте и отвезти одного человека в сомон, а также помочь там договориться с транспортом. Оказалось – у него приболела годовалая внучка и им надо срочно эвакуироваться. Посему мы оперативно помогли им сложиться и я отрядился в Эрдэнэбулган, а остальные занялись пловом, шурпой и прочими радостями жизни.
Затемно приехали в его «сельский дом» в сомоне. Мужику было явно не до меня, но тем не менее чаем напоили и баранью голову предложили. Периодически он звонил то врачу, то по транспорту для нас. Я не стал утомлять хозяев и быстро ретировался в недостроенный второй дом на ночевку. Утром все стало совсем хорошо – внучка поправилась, транспорт к 9 часам нашелся. Пока ждали водилу таки ели эту баранью голову, очень кстати вкусную в холодном виде и без пряностей.
Водила, естественно, по-русски не говорил и договориться удалось только благодаря нашему уважаемому другу. Я очень тепло попрощался с ним и его семейством, получил приглашение заходить в гости в Улан-Баторе и поехал на УАЗике за парнями. «Трансфер» выглядел так: 40 км до Ур-гола, 40 обратно, потом 160 до центра аймака Мурэна и еще 100км до Хатгала на озере, да еще помножить все это на монгольский коэффициент, мало не покажется. Бомбила оказался вполне обязательным парнем и новых обстоятельств в договоренностях по дороге не возникло. В Эрдэнэбулгане заехали на какое-то подворье, мы подумали что сейчас придется бодаться с левыми родственниками – пассажирами, но нет – это был дом его папы, который вынес чай, масло, сыр и нас угостил. Мы в свою очередь проставились бутылкой «Алтын туру». До Мурэна мы вполне насладились шикарными монгольскими видами: широченные горные степи, гэры и стада, стада… в одном месте несколько сот людей активно что-то праздновали посреди степи.
Обо перед Мурэном
На центральной площади
Перед Мурэном водила почему-то начал проявлять беспокойство и зачем-то попытался нас замаскировать, тем не менее на полицейском посту нас тормознули, водила долго общался с полицаем и сильно при этом лебезил. Поехав дальше, мы обнаружили за собой полицейский хвост и почему-то решили, что согрешил водитель, а он все пытался нам что-то рассказать, потом начал кому-то названивать и передал мне трубку. Корявый русский по телефону было не разобрать, я понял, что нам пытаются сказать, что говорить полиции, но что именно и зачем было не ясно. Короче решили не суетиться и поглядеть что будет. Остановились на главной площади Мурэна у аймачной администрации. Там нас поджидало человек 6 монголов, некоторые в погонах. Только один мог немного говорить по-русски и он нам сообщил, что мы должны предъявить разрешение на рыбалку, а иначе мы нарушаем правила рыбалки и должны уплатить штраф. А ежели везем с собой тайменя, то нам грозит монгольская тюрьма. А сообщили им о нашем преступном поведении местные бдительные граждане. Так как было понятно, что эти люди собрались здесь не просто так и должны выполнить свой долг, мы не кобенясь согласились на штраф, тем более что малосольный ленок у нас таки был. Поклявшись, что тайменей всех отпустили, мы сошлись на 4 ленках и соответствующем штрафе 10000 тугров (250руб.). Тут же все монголы потеряли к нам интерес и разошлись и только один инспектор с «переводчиком» завел нас в администрацию и выписал штраф. Выйдя из администрации я обнаружил еще одну проблему – исчез Серега, наш обычно наименее активный сочлен вдруг начал искать обменник и пропал. Мы минут 40 крутились в районе главной площади, время подходило к 9 часам вечера, никакие банки давно не работали. Становилось все более неуютно. Вдруг подъехала полицейская машина и живой и невредимый Серега с ментом на пару вылезли из нее и двинули к банкомату. Оказалось отзывчивый мент решил помочь и они объехали кучу магазинов и нигде не меняли и не принимали ни рубли ни баксы. Наконец они заехали к менту домой, он взял карточку и за баксы снял нам с нее все наличные тугрики. Так что VISA в Мурэне работает, а мы почему-то с собой не захватили. Затарившись в супермаркете водкой мы поспешили в Хатгал. Последующая поездка на несчастные 100км продолжалась больше четырех часов и вымотала в усмерть. Сильно не хотелось в три часа ночи вылазить в дождливую темень из сухого, хотя и обрыдшего УАЗика, но собравшись с духом мы выгрузились. Дождь почти сразу кончился, а пока ставили палатки, даже вылупились звезды. Мы приняли по 200 под холодный плов и завалились спать.
Утром мы очутились на замечательном берегу Эгийн-гола, где-то у самого его истока. Рядом ходила парочка краснокнижных журавлей.
Не мешкая мы с Серегой двинули в Хатгал (метров 500), наняли в первой попавшейся турбазе УАЗик и перебросились за поселок на берег Хубсугула. А Хубсугул был сначала неласков – задувал ветер, по несколько засранному берегу ходили сарлыки, ездили машины и зарубежные хорстрекингисты. Мы собрали катамаран и весь день просидели на берегу, ожидая погоды. Зазнакомились с персоналом ближайшей монгольской турбазы, перекусили у них.
Будущая студентка Ивановского университета Баирма.
Хвала Вечному Синему Небу, на следующее утро был конкретный минус по Цельсию, но ветер немного стих и красоты Хубсугул явил нам ломовые. Мы быстро собрались и рванули на север. Поначалу, в узком заливе еще колбасило, а выйдя в широкое море ветер начал стихать и к обеду мы рассекали по зеркалу цвета южных морей. Проехали за день километров 50, приставали всего три раза: на островок недалеко от старта, на поворотном мысу с большим обо и на перекус. Пришлось оснастить катамаран импровизированным швертом, но все равно держать на курсе приходится притормаживая. Скорость 5-6 км/час. Красоты вокруг - …. писаные. МОРЕ! Для фотографа - мариниста куча возможностей. У нас увы две мыльницы. На следующий день сделали еще около 50 км и доехали до устья Ноен-гола (в трех километрах от дома Батжаргала). Здесь пустынные километры дюн (откуда?!), чистейшие пляжи и комфортная незагаженая стоянка.
Ввечеру мы сходили до Батжаргала (замкнули 600-километровое кольцо) и затарились молоком и мясом. Самого Бата не было, его работники коряво объяснили, что утром он вернется и обязательно нас найдет. Все получилось в лучшем виде: традиционные плов и шурпа, посиделки на чудном закате с разглядыванием небесных хариусов. Утром пришел Бат, впервые за время нашего знакомства хлопнул с нами, закусил. После нас он забросил кучу москвичей с дитями по нашему маршруту на Дзул-Ур-гол, а Батувшин должен их забрать в Цаган-Уре. Поговорили о монголо-советской дружбе, о боях на Халхин-голе и маршале Жукове Он уже отзвонил по нашей просьбе Батувшину и назавтра тот должен нас забрать и добросить до границы.
Вечером засверкали молнии, поднялся неслабый ветер, практически без дождя, но по берегу колошматило изрядно – видимо это был финальный презент от Хубсугула.
Утром приехал Батувшин и увез нас на границу. На этот раз мы ее просвистели за час (!), так что пришлось ждать вызванную из Слюдянки, уже знакомую нам Istanу. Опять мимо мелькнул Тункинский тракт и к семи часам вечера мы уже были на иркутском вокзале, а еще через полчаса сидели в поезде с омулем, но без водки. Но все быстро нашлось и через 30 часов мы были дома.
Фото: Некрасов Д., Насибулов А.
,