Временем визита в Монголию был определен сентябрь, и мы начали собирать информацию о стране. Однако так случилось, что через несколько дней срок нашего путешествия был сдвинут на конец июня. И все завертелось с удвоенной энергией. Статья первая: автомобиль. Почитав записки бывалых и выяснив, что в Монголии обычно все отваливается, гнется, рвется, и вообще машина может из путешествия не вернуться, я с такой ценной информацией поспешил к механику. Так у них, возможно, неправильные машины, - лечит меня механик, - а моя машинка выступит достойно. (Откуда он все знал, ведь не был же в той Монголии?!) Так с его легкой руки на время похода в далекую Монголию наш железный друг стал называться «машинка». И хотя авторитетное мнение механика немного меня успокоило, были припасены все сменные жидкости, а те, что не припасены, - отревизированы и проверены на предмет соответствия заявленным вязкостям, плотностям, текучестям, точкам кипения, замерзания и точке Росы. Ну и, само собой, - всевозможные заплатки, клеи, усиленный набор монтажек, домкратов, якорь, канистры и прочие проволочки и шланги. В итоге треть багажа заняло жизнеобеспечение нашей машинки, что, по моим понятиям, приближало нас к максимальной автономности в походе.
Далее: маршрут. Ближайший к нам переход в Ташанте, поэтому выбрали западную Монголию, тем более, что наша цель – рыбалка, а судя по отзывам - она там самое оно. Накачали и распечатали «километровки». Залили их в два навигатора, на том и успокоились. Последний этап: запаслись харчами. Все, через сутки стартуем. Да, чуть не забыл! За три дня до старта компаньон мой Виталий убывает по-срочному в Шанхай с неизвестными для Монголии целями. Надо ли говорить, в каком напряжении мы с машинкой ждали его возвращения. Наконец все собрались, все уложено, упаковано и в 21:00 17 июня мы отправляемся.
Наша машинка оборудована спальником с двумя полноценными спальными местами, поэтому едем в «четыре руки» без остановок. Ну, кроме заправок и поддержания время от времени истощающихся сил экипажа. Еще из Тюмени созвонились с ребятами из Барнаула, которые в наши сроки должны были везти в Монголию группу фотографов. Договорились о совместном переходе границы и о помощи в получении пропуска в Улэгэе. По дороге созваниваемся, все вроде по плану. В районе Бийска выяснилось, что мы их обгоняем, поэтому за Бийском встаем на ночлег. Место называется «Пляж», очень рекомендую к ночевке. Это озеро с теплой водой, местные приезжают купаться и отдыхать. Палатку не ставим для экономии времени утром, опять машинка выручает. С утра в путь, погода прекрасная, настроение великолепное.
Где то на Алтае, а табличка как родная.
.
После Маймы начинаются прекрасные виды и так до самого Кош-Агача, где уже степь в первозданном виде. Я давненько не был на Алтае и был приятно удивлен сервисом после Маймы. Кемпинги, мотели, гостиницы на любой вкус и кошелек. Думаю, можно смело ехать, не беспокоясь о бронировании. А природа все интересней, настроение все веселей. На Чуе Виталик показывает мне пороги, которые ему доводилось штурмовать на катамаране. Впечатляет, однако, особенно 5-балльный.
Неожиданно песчанная буря.
Российский хлебушек в дорогу, прямо из пекарни в Кош-Агаче
В Шебалино последняя заправка «Роснефти», заливаем полный бак, канистры, далее будем только разбавлять тем, что попадется. Созваниваемся с барнаульцами, они где-то сзади. Договаривались встретиться в точке, где в Чую впадает речка Тыдтугем. (Великолепное место для ночевки. Рекомендую). И вот мы на месте, а коллег все нет. Становится понятно, что границу переходим одни и все вопросы в Монголии решаем самостоятельно.
В 6:20 следующего дня мы уже на дороге. В Кош-Агаче заливаем бак до полного, последняя яичница на ближайшие две недели, и в 8:20 мы в Ташанте. Граница. Перед нами четыре фуры, везут в Монголию муку и топливо. Но все проходит достаточно быстро, минут за сорок, с учетом очереди, проходим все процедуры. Как-то все очень лояльно к пересекающим границу. На монгольской стороне таможенник при осмотре заявляет, показывая на спиннинги, - это в Монголию нельзя. Вот так номер! Едем на рыбалку, и нельзя. Но призывы к монгольско-российской дружбе сглаживают ситуацию, и нас выпускают. Ура, мы в Монголии! И на тебе, опять какой-то невнятный шлагбаум, благо поднят. Из будки выскакивает дед: «Айда, страховка покупать будем!» А сколько стоит страховка? 800 рублей, однако. Я бы, наверное, и пошел, но Виталик же три дня в Шанхае постигал, что Восток - дело тонкое. Какая, говорит, такая страховка, мы - мирные люди, ничего нарушать не собираемся. Дед еще долго горячился, показывал исписанные бумажки, но Виталий не сдавался: это ж ты испортил бумажки, а мы ничего подписывать не будем! По коробке - и вперед! Как впоследствии оказалось, решение было правильным, никто страховкой не интересовался (просто некому было).
Первый монгольский сервис
На границе к нам подошел человек и дал телефон в Улэгэе, по которому нам обещали помочь с пропуском и рыбалкой. Так как с барнаульцами встретиться оказалось не судьба, это был вариант. Дорога до Улэгея дала некоторое представление о том, что нам предстоит, но вообще-то ничего интересного на этом куске пути мы не обнаружили. В Улэгэе звоним по данному на границе телефону, довольно скоро к нам подходит приятная дама средних лет.
Находим общий язык, она помогает поменять рубли (курс 45,8), показывает места с сувенирами и обещает помочь с разрешением. Параллельно выясняется, что у дамы бизнес для таких, как мы: на озере Хурган-Нур что-то типа базы, и нам ненавязчиво предлагают услуги. Дескать, и юрта, и баня, и ужин, если мы захотим. Сговариваемся на 3000 рублей за все, включая разрешение, и нам еще вручают четверть барана, так как на месте, по ее словам, баранов нет. Нормальная для Монголии ситуация, однако. На просьбу показать местонахождение базы на озере, дама блуждает пальцем по «километровке», что нас немало озадачивает, и, как потом оказалось, не зря. Конкретное место она так и не указала, но заверила, что точно на южном берегу. На том и расстаемся. Да, нам дают еще записку, которую надо передать человеку на базе, которого зовут Узак. Вот сей документ. Узнать бы еще, что там написано. Кстати, в дальнейшем это письмо не раз сослужит нам добрую службу. А это пропуск в погранзону.
Районный центр Улэгэй.
Монгольские красавицы.
В Улэгэе в принципе асфальт, но сразу за городом блага цивилизации кончаются и начинаются монгольские прелести. Дорога двоится, четверится, шестерится и т.д. Поначалу это сильно нас тормозило. Останавливались, пытались привязаться по карте и лишь километров через 70 просекли алгоритм движения по Монголии. По компасу и карте выбираешь направление движения и едешь по любой дороге, сколько бы их ни было. Все дороги рано или поздно сольются либо на перевале в следующую долину, либо на мосту через реку.
Эх, дороги.
Привязка на местности. Куда не иди, везде пи..........кир.......
Чей то дом.
К вечеру, через 75 км, добираемся до следующего населенного пункта, он называется Ценгел. Заправка с солярой присутствует, но все закрыто. Видимо, нужно ехать к заправщику домой, но по-русски вокруг никто не говорит. Ошибкой было не заправиться в Улэгэе.
Ценгел
Однако кладбище
Но связь держат серьезную
Художник за работой
Делать нечего, отправляемся дальше. Ценгел стоит на реке Ховд, это первая цель нашего похода, вдоль Ховда и продолжаем путь. Пойма реки радует глаз зеленой травой, редкими лиственницами и всякой птицей, связанной с водой. Проехав километров 20, встаем на ночевку. Сегодня был хлопотный день, хотелось тишины и покоя. Хватив дорог Монголии, в этот вечер, и во все последующие, первый тост мы поднимали за машинку.
Первый лагерь на Ховде
Загадочное сооружение
Утро начинается неспешно - с кофе и завтрака. Упаковавшись, двигаемся дальше, до следующей цели у нас около 90 км, но это монгольские км, и какой коэффициент применять - хз. В Монголии меряют не километрами, а часами. Проехав минут 30-40, присматриваем перспективное место для рыбалки. Спиннинг наизготовку, и алга!
И вот он, первый монгольский хариус. Со стороны, наверное, я выглядел, как ребенок с вожделенной игрушкой. Однако пришлось преодолеть 2500 км, чтобы добраться до этой игрушки. Потом еще хариус и еще. Первый накал сбит, хариус немедленно посолен и вскоре будет употреблен в качестве холодной закуски. А мы двигаемся дальше.
По дороге встречаем четыре машины из Комсомольска-на-Амуре, колонну ведет сам Евгений Горбик, хозяин компании «Терра Монголия». Нас угощают чаем. Спрашиваем о мостах и дорогах впереди. «Рискованно!» - авторитетно заявляет Евгений, глядя на нас и нашу одинокую машинку. То ли укорил, то ли похвалил? На том и расстались. Одна из машин была "Mega Cruiser". первый раз увидел живьем. Через некоторое время подъезжаем к мосту через Ховд, как оказалось, здесь же находится граница национального парка.
Перед шлагбаумом нам предлагают купить какой-то невнятный талон за 2000 тугриков и два симпатичных билета по 3000 тугриков.
. Мы некстати начинаем умничать, что дорого и денег нет, хотя билеты отпечатаны типографским способом и перед нами госслужащие. Как говорится, торг здесь неуместен. Ну, в общем, зря мы это все затеяли. На весь этот балаган у шлагбаума из юрты выходит молодая, но очень решительная девушка. Предъявляет нам вот такой документ.
Начальник всего нацпарка - не меньше. Переписывает данные наших паспортов в какой то гроссбух. Мы уж и деньги отдали, как положено, а поздняк метаться, оказывается: машину к осмотру! «Что это? Удочки?! С этим в парк нельзя, категорически! Разворачивайтесь и уезжайте!» Дело, как говорится, пахнет керосином. При этом никто из монголов не знает русского, а мы, соответственно, монгольского. У меня непроизвольно вставляются английские слова, но и этого языка девушка не знает. Вот так и общаемся. Берем паузу, отъезжаем от шлагбаума. Под угрозой вся концессия, ради которой проделано 2500 км. Короче, все пропало. Решаем спиннинги зачехлить, а самый беспонтовый пожертвовать монгольским богам в лице наместника - начальника нацпарка. Второй подход к шлагбауму, уже пеший. Так, мол, и так, рыбу не ловим, вот спиннинг. И опять слышим категорическое «Нет!» И тут мы вспоминаем про записку Узаку. Бегом за ней. Строгий начальник внимательно читает, думает и, о чудо! Нам разрешен допуск в святая святых, где все хариусы уже подсчитаны и учтены строгим начальником. Ура три раза! Под конец начальник показывает на спиннинг, как бы говоря: а русский – хитрый: лески-то нет. Но возвращает и его.
Рвем через мост, дорога уводит нас от реки, пейзаж становится «марсианским», вот тебе и нацпарк. Начинается затяжной подъем на несколько километров. В общем, глазу зацепиться не за что. И вот, наконец, перевал. Впереди - озеро-Хурган-нур
Еще кладбище, на одной могиле дата 1995 г.