Пекин – Улан Батор – Морын- Хатгал – Хувсгел Нуур
Территория Монголии огромна, и количество возможных для самостоятельного туризма направлений исчисляется десятками; этот отчет описывает посещение Улан Батора с транзитом через Пекин и поездку в национальный парк Hovsgol Nuur, расположенный на самом севере страны.
Итак, прибытие в Пекин; из второго терминала международного аэропорта Шоуду проще всего добраться в город на метро – экспресс до станции Dongzhimen идет примерно полчаса и стоит 25 юаней; автобусы Shuttle Bus тоже ходят, конечная остановка в Пекине осталось невыясненой, ориентировочная стоимость билета - 17 юаней.
Для временной остановки в Пекине на пути в Монголию был выбран заранее забукированный хостел 365 Inn, расположеный по адресу: 55 DaZhaLan xi jie Beijin, China - минут 10 - 15 пешком от станции метро Quianmen, в самом центре города и неподплеку от площади Tiananmen и запретного города (императорского дворца).
Tiananmen Square
Forbidden City
Даже если вы первый раз в Пекине, найти хостел несложно; от Quianmen Subway Station - выхода «С» следует двигаться в противоположенную от площади Tiananmen сторону, т.е. на юг по Meishijie st.; как только с левой стороны улицы появится McDonald`s свернуть направо, на Dashilan xijie st. и пройти еще немного; на этой же улице будет еще несколько отелей и гестхаусов; цены за одноместный номер в нескольких обследованных отелях колебались в пределах 168 – 270 юаней, (гестхаусы, конечно будут дешевле), при этом свободных номеров почти нигде не было.
Dashilan xijie st.(McDonald`s is the reference point)
Хостел, также оказался весьма плотно заполнен; однозначно могу посоветовать букировать заранее, не надеясь на наличие свободных мест.
365 Inn Hostel - dormitory room
Характерной особенностью Китая вообще и Пекина в частности являются очереди; они будут везде – в транспорте (метро, автобусе, поезде - в кассу за билетом / на посадку), в ресторане, в McDonald`s (в ожидании свободного столика), в гостинице (к стойке регистрации) и т.п. потому как китайцев много; имейте это ввиду при планировании своих перемещений, все это будет отнимать время.
queue in McDonald`s, Beijing
Покупка билета на поезд Пекин – Улан Батор была запланирована на месте, в Пекине; как показалось после изучения темы в интернете, варианты приобретения такого билета через тур-компанию посредника с наценкой неоправданно дороги и требуют точного предварительного планирования. К сожалению, варианта приобретения билетов напрямую, через интернет у китайских железных дорог, обнаружено не было.
В реальности, покупка билета на Пекинском вокзале (Beijing Railway Station) так же оказалась невозможна; несмотря на все приложенные усилия, два часа потраченного времени, стояния в очередях (а они там везде), переговоры со всеми попавшимися на глаза служащими вокзала, справочной, билетными кассирами, конечный вердикт был – «вы можете приобрести билеты на поезд Пекин – Улан Батор только в тур-агентстве расположенном в Beijing International Hotel».
Что разумеется, неправда.
Beijing Railway Station
Beijing International Hotel
Причина таких затруднений стала ясна при посещении агентства – стоимость самого дешевого билета до Улан Батора в агентстве составляла 1268 юаней – что совсем немного отличается от стоимости авиабилета MIAT Mongolian Airlines на этом же направлении.
Альтернативной возможностью добраться из Пекина в Улан Батор будет автобус до Erlian и далее поездом с пересечением границы в монгольском Замын-Уд; данный способ был опробован при движении в обратном направлении, т.е. из Монголии в Китай – и его стоимость оказалась ниже в разы, (50750 тугриков (~212 юаней) поезд и 220 юаней автобус; автобус может стоить и дороже - 260 юаней, это зависит от времени убытия/прибытия).
sleeping bus Erlian - Beijing
Имейте ввиду, что поезд следует через Erlian в Улан Батор дважды в неделю (вторник- четверг - уточняйте!) и билетов в кассах вокзала Erlian`а на ближайший поезд может и не быть; в этом случае, существует микроавтобус через границу до Замын-Уд; где он отправляется, стоимость билета, и как далее обстоит с транспортом до Улан Батора осталось невыясненным.
trans-siberian express
На китайской границе экспресс Пекин – Улан Батор останавливается на 2 часа для прохождения паспортного и таможенного контроля, пассажиров выпускают в город – там несколько кафе на привокзальной площади; в здании вокзала будет Duty Free с алкоголем, сигаретами и продуктовый магазин с хорошим выбором и нормальными ценами.
На монгольской границе, которую поезд пересекает уже ночью, могут досмотреть вещи, в том числе и у иностранных туристов; офицер пограничной службы обычно задает несколько стандартных вопросов о цели посещения, как планируете убывать из Монголии и т.п.
Железнодорожный вокзал Улан Батора (Галт гэрэгний буудал – монг.) расположен на юго-западе города; до забукированного UB Guesthouse (адрес: Монгол банкны баруун талд, Худалдаа Хогжлийн банкны, замын урд талд, 41-р байр 2-р орц 21 тоот; http://www.ubguest.com), можно дойти за 30-35 минут; месторасположение гестхауса очень удобное, в пяти минутах ходьбы от площади Сухэбатора, основных музеев и почтампа; сам гестхаус представляет собой несколько комнат на втором этаже обычной пятиэтажки, с кухней и несколькими блоками душ/туалет; вход со двора; на ночь, после 23-00 территория двора закрывается на замок.
На момент заселения в гестхаусе отсутствовала горячая вода; через несколько дней она все же появилась.
Рядом с гестхаусом расположено несколько банков с ATM, где можно снять наличность, максимальная сумма для снятия в банке «Трейд энд Девелопмент» была около 400 000 тугриков ~ 275 $; вообще-же поменять на месте доллары, рубли или юани на местную валюту не составляет проблемы, ближайший обменный пункт находится в том же здании что и UB Guesthouse – только с противоположенной стороны.
Почтамп может быть полезен, как наличием недорогого интернет-кафе на втором этаже (1500 туг./час) , так неплохим выбором фото-альбомов, открыток, марок и сувениров.
В пределах 15 минут пешком от площади Сухэбатора обнаруживается несколько музеев, из которых удалось посетить 3 – музей естественной истории (Natural History Museum) был закрыт в связи с ремонтом.
Suhbaatar Square
National History Museum - (5000 туг. и 10 000 за съемку) не особо впечатлил, зато Fine Art Museum выставляет очень интересное собрание скульптуры и танка работы Дзанабадзара, а также древние предметы культа, относящиеся к шаманским обрядам и практикам; вход те же 5000 и 20 000 тугриков за съемку – дорого однако, хотя там действительно есть что снимать.
National History Museum
Сhoyijin Lama Museum расположен к югу от площади Сухэбатора и представляет собой монастырь, (вход 10 000 туг.) в котором съемка внутри помещений запрещена – к огромному сожалению, подобные вещи можно увидеть разве что в Тибете.
Сhoyijin Lama Museum
Безусловно, стоит посетить и Gandan Monastery, крупнейший монастырь Улан Батора, перенесенный на его нынешнее месторасположение из самого центра города в 1838 году; внутри основного здания Migjed Janraisig построенного в 1911 году находится 26 метровая статуя Будды, копия оригинальной статуи, уничтоженной в 30-ых годах прошлого века коммунистами; вход 3500 туг., съемка внутри храма – еще 5 usd. Вокруг размещаются еще несколько датсанов и храмов разной степени древности; внутри одного из них (Gandantegchenling), находится кстати, автопортрет Дзанабадзара, написанный им в 1680 году по просьбе его матери и большая статуя Будды, созданная монгольскими ламами в ознаменование 2500 годовщины ухода Будды из этого мира.
Migjed Janraisig
Gandantegchenling Monastery
В Улан Баторе есть еще несколько буддийских храмов – Puntsagen Temple, на север от железнодорожного вокзала, Oashchoylon Monastery, неподалеку от Китайского консульства (он расположен немного во дворах); хотя они и были построены в середине позапрошлого века, в визуальном плане не выглядят впечатляюще и будут интересны в основном исследователям тибетско-монгольской версией буддизма.
Монгольская еда - оказалась совсем не такой страшной, как в описаниях;
traditional Mongolian food
видимо, хотя бы в столице монголы стали готовить для туристов нечто съедобное; цены средние (5000 – 6000 туг.), в кафе, ориентированных на местных будет дешевле раза в полтора, качество еды аналогичное, некоторые блюда вполне съедобны – и там, возможно, даже смогут разобрать ваш русский; рекомендую – Хан Хуушуур (Цайны Газар), находится на улице Нэгдсэн Yндэстний Гудамж, если идти из центра, то недоходя до пересечения с Бага Тойруу - справа, легко найти по крыльцу с вывеской; а вообще-то кафешек и ресторанов в монгольской столице множество, есть и индийский и мексиканский рестораны.
Хан Хуушуур - Цайны Газар
Традиционной проблемой для самостоятельного туризма в Монголии является отсутствие нормального, регулярного авто-транспортного сообщения между большинством неселенных пунктов; вся логистика перемещений по стране сводится в итоге, к неизбегаемому транзиту через столицу, что приводит к значительным и бесполезным затратам времени. И если собственным транспортом вы не располагаете, то будьте готовы к вынужденной корректировке плана поездки/маршрута с учетом местных реалий; не забудьте включить в план некоторый резерв времени т.к. в запланированный вами день, автобуса/машины до Улан Батора/российской границы/китайской границы - может просто не быть.
Автовокзал Улан Батора – Драгон тов (монг.) - расположен примерно в 20 минутах езды на 26 автобусе из центра города; микроавтобусы и уазики типа «буханка» отходят по мере заполнения, и явившись на вокзал утром, вполне возможно уехать только вечером; обычные, рейсовые автобусы тоже существуют и стоят даже несколько дешевле, но т.к. система расписаний и направлений существует только на монгольском, то разобраться со всем этим не удалось; впрочем, желающие разобраться иностранные туристы мне попадались – на момент моего отъезда они продолжали что-то активно выяснять у местного водителя и окружавших их сочуствующих монгольских граждан.
Стоимость проезда из Улан Батора до Murun составила 45000 туг. – и оказалась одинакова для местных и туристов. Машина идет 14 часов, вскоре после выезда из столицы дорога превращается в колею в степи, остановки будут не часто; поесть можно, но в придорожных кафе будет только традиционная монгольская еда, т.е. кроме чая вы там вряд ли что-то попробуете.
С удобствами тоже будет не очень; они, все больше, в степи.
Переезд действительно тяжелый; если вас интересует поездка на Hovsgol Nuur из Улан Батора, а железная дорога до Erdenet + машина до Hatgal не вариант, могу посоветовать воспользоваться услугами местных авиакомпаний, здоровье это сбережет однозначно; рейсы из Улан Батора в Hatgal существуют и пользуються популярностью у иностранных туристов; контакты местных авиакомпаний и расписание вылетов смогут подсказать в UlaanBaatar City Tourism Department; (Mongolia, UlaanBaatar city, Baga toiruu-15, Chingeltei district, 4th khoroo, UB Business Development center, 1st floor; tel. 976-70128687; http://www.tourism.ub.gov.mn)
Murun – административный центр аймака Hovsgel; промежуточная остановка на пути в Hatgal; к конечной остановке микроавтобусов и уазов, прибывающих из Улан Батора, обычно подтягиваются частники, предлагающие свой транспорт до Hatgal; микроавтобусы туда же отправляются с другой автостанции, расположенной неподалеку – минут 20-25 пешком. Остается заметить, что как и везде в Монголии, время убытия зависит от заполнения; нормальная стоимость проезда от Murun до Hatgal – 15000 туг.
Murun - local bus station
В Murun, напоминающем больше средних размеров село, чем областной центр, есть несколько банков с ATM, кафе, рестораны, гостиница, продовольственные магазины и супермаркет; есть даже дворец спорта, полностью сориентированный на монгольскую национальную борьбу (бөхийн барилдаан - монг.)
Murun
По пути в Hatgal на блок-посте вам придется оплатить сбор за посещение природоохранной зоны – 3000 туг.
Hatgal – расположен на южной оконечности озера Hovsgol Nuur, здесь находится аэропорт, причал, большое количество турбаз и кемпингов, есть несколько заправок и продовольственных магазинов, весьма схожих с отечественными сельпо по ассортименту (много продуктов российского производства).
Hatgal - panoramic view
Hatgal - Pier
В Hatgal можно остановиться в Garage 24 – весьма симпатичное место, расположенное у подножия холма, с которого открывается живописный вид на озеро и окрестные возвышенности, стоимось – 15 000 туг./сутки; http://www.naturesdoor.mn e-mail: naturesdoor@magicnet.mn tel. 99080416, 98380004; на вывеске, как ни странно Nature`s Door – прежнее название.
Garage 24 guesthouse
Garage 24 guesthouse - inside
Ovoo - type of shamanistic cairn in the top of the hill
В каждой комнате для гостей есть печное отопление (в Hatgal заметно холоднее чем в Улан Баторе и оно пригодится даже в июле), горячий душ; цены на еду средние, персонал очень дружелюбен и может помочь организовать транспорт в окрестностях озера и до Murun. К сожалению, у них не нашлось карманной туристической карты местности, но можно отснять на камеру или iPod подробную, большую карту всего аймака.
Hovsgol Nuur - tourist map
Следующим пунктом остановки был выбран Janhay, превая ночевка open air была именно здесь; рекомендую взять качественный, теплый спальник – он однозначно пригодиться; и тент для палатки - дождь шел почти каждый день по 2-3 часа, такая погода обычна для Hovsgol Nuur летом.
campsite
Палатку можно поставить как на территории кемпинга, (в этом случае вам не придется готовить, питание в кемпинге организовывается); так и в местах, занятых самостоятельными местными туристами; в любом случае, найти место для стоянки не составляет труда; там же был обнаружен туркомплекс, целиком сориентированный на иностранцев с ценами от 60 usd в сутки, включая прогулки на лошадях. Такой же выезд верхом можно организовать самостоятельно, расспросив местных; цены вполне умеренные.
horse riding
Немного о Hovsgol Nuur – это крупнейшее озеро в Монголии, длина около 136 км, ширина 36 км, средняя глубина – 120м. Климат, ландшафты, флора и фауна озера весьма напоминают Байкал; вода в озере отличается чистотой и прозрачностю, её можно пить прямо из озера; район озера объявлен национальным парком и сторго охраняется; тем не менее, самостоятельное премещение, установка палаток в окрестностях озера разрешена; запрещен проезд на автотранспорте; при дальнейшем продвижении вдоль левого берега озера, недоезжая Toylogt стоит шлагбаум и пост местных природоохранителей.
The turnpike on the road to the protected area
Далее, начинается безлюдная местность, тайга, горы и редкие следы человеческого присутствия на много километров; впрочем, иногда встречаются местные скотоводы, диковатые, но вполне дружелюбные; у их стойбищ можно купить еды (тушенка - «ухрийн», айран, арул), будет совсем недорого, могут и совсем ничего не взять; другой вопрос, сможите ли вы питаться местными продуктами; со знанием языков у них не очень, но вполне возможно, что те кто постарше, понимают русский; несмотря на общую отрованность от цивилизации, мобильный телефон есть почти у каждого и в случае непредвиденных обстоятельств можно попросить позвонить.
Hovsgol Nuur - landscapes
При наличии достаточного количества времени, интересным будет маршрут вокруг озера;хотя проезд автотранспорта через территорию национального парка запрещен, вдоль берега идет относительно неплохая грунтовая дорога; сбиться с пути, даже в случае радиальных выходов в район Дархадской котловины будет сложно, речка Arsayan Gol в любом случае выведет к озеру; наиболее удаленной точкой при движении на север, к российской границе будет Sayan Radian, а в расположенном неподалеку Hanh проходит автомобильная дорога ведущая в российские Монды на север и вдоль восточной оконечности озера на юг, т.е. при прохождении маршрута вокруг озера, на обратном пути можно организовать транспорт из Hanh до Hatgal, сэкономив таким образом время.
The Darkhad valley
Немного о менталитете монголов – несмотря на новые экономические реалии, традиции гостеприимства, как своеобразная отличительная черта кочевого образа жизни, отнюдь не ушли в прошлое. За пределами Улан Батора, в степи и в горах, местные жители весьма благожелательно относятся к путешественникам; при каких-либо затруднениях вполне уместно будет к ним обратится, причем лучше на русском – отношение к России и её жителям остается очень теплым; многие монголы из старшего поколения учились в советстких вузах и по-русски говорят почти без акцента, так что что вас поймут.