2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Путешествие в Монголию, отзывы о Монголии, отдых и рыбалка в Монголии, Монголия фото

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Поиск и бронирование отелей, апартаментов в мире: Бронирование отелей по выгодной цене и без предоплаты Лучшие предложения с отзывами туристов, круглосуточная русскоязычная поддержка, гибкий настраиваемый поиск вариантов с возможностью сортировки по заданным параметрам (цена, оценка, местоположение), "умные" и "горящие" предложения каждый день
Собираетесь путешествовать на арендованном авто? : Поиск и бронирование автомобилей в Rent Car агентствах по выгодной цене Лучшие предложения от Rent Car компаний, горящие предложения, хорошие скидки, возможность взять в одном месте, а сдать в другом, различные виды страхования.
Ищите дешёвые авиабилеты? : Поиск и покупка авиабилетов по самым низким ценам
Расчет и оформление страхового полиса онлайн Расчет и оформление страхового полиса для подачи документов на Шенгенскую визу. Расчет и оформление страхового полиса для горнолыжников, альпинистов, дайверов, спортивные страховки, страховки экстремального туризма...

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #1

Сообщение Idiosinkrazia » 03 сен 2015, 11:24

Кяхта-Улаанбаатар-Горхи-Тэрэлж-Хархорин-Цэнхэр-Тариат-Цахир-Тосонцэнгэл-Сонгино-Наранбулаг-Улаангом-Цагааннуур-Ташанта (курсивом дана практическая информация о маршруте и состоянии дорог)

Экстремальность путешествия заключалась в несоответствии типа автомобиля «покрытию» монгольских дорог, наивности российского навыка чтения дорожных атласов и географических карт, а также в чисто лингвистической путанице – понимании термина «трасса», украшенного буквенным обозначением. В связи с указанными обстоятельствами периодически возникали ситуации с заламыванием рук и истерическим вскрикиванием: «Мы здесь останемся навсегда!!!» приблизительно в таком виде:
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Благо отполировать, убрав лишнее, всегда есть кому.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Работы у этих волонтеров много, поскольку павших животных в Монголии никому в голову не приходит убирать. Отсюда, возможно, и угрожающие запреты таможни на вывоз продуктов «в связи с неблагоприятной эпизоотической ситуацией».
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Наше транспортное средство. Объект массового любопытства - осиновые палки на крыше - для оперативного создания в степи временных укрытий от солнца или дождя. Еще их можно в критической ситуации под колеса подкладывать.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Один из вариантов применения снаряжения

ЧАСТЬ 1. АСФАЛЬТИРОВАННАЯ
25 июля. Переход границы в Кяхте.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Российская окраина

Въезд с российской стороны встречает парадоксом – двумя дорожными знаками: кирпич в сочетании со стрелкой-указателем на встречную полосу. Нарушив ПДД, и таким образом попав за шлагбаум, понимаешь, что лучше уж такие указатели, чем их полное отсутствие. Щит с инструкцией на въезде не в счет – это исключительно для того, чтобы свести с ума (если его вообще кто-нибудь замечает или хуже того - разглядывает).
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Никто ничего не объясняет: каким маршрутом следовать, в какую дверь ломиться. На регистрацию автотранспорта выстроилась огромная толпа орущих монголов, меня погранец демонстративно вызвал без очереди. Монголы не ропщут, то ли привыкши, то ли запасов русских слов не хватает возразить. Главное при переходе границы – везде проявлять исключительную прыткость и верткость. Только зевнешь, монголы резко вклинятся, и ты снова в конце очереди.
На монгольской стороне бардак еще больший, чтобы что-то понять, надо двигаться с общей скоростью, зажав в кулаке какие-то бумажки. Не заметишь, куда свернула монгольская спина, все – цепочка последовательных действий нарушена. Миновав дезбарьер, наполненный мутной жидкостью, а не аргалом (навозом), как на российской стороне в Ташанте, отдав за купание 70 рублей, надо резво выпрыгнуть из-за руля и бежать в обратную сторону к ларьку с окном выдачи очередного важного квитка. Постичь такую последовательность действий возможно только эмпирически, нам подсказал обиженный монгол, которому я не позволила нагло влезть в очередь на российской стороне. На монгольской территории он пронесся мимо, вылезши из-за руля в окно по пояс, позой и мимикой символизируя средний палец руки с победным криком: «Бу-маж-ка!» и указанием на ларек.
Потом следует еще масса проверок с зеркальной точностью выборочности отношения служивых к гражданам РФ и Монгол Улс: с каким бы головокружительным пейсом ты не вклинивался в косяк монгольской публики, в очереди будешь неизменно последним.
После обязательных процедур начинаются необязательные, но неизбежные: сомнительный транспортный налог – 350 рублей, потом хлопок шлагбаумом перед носом – без страховки никак нельзя – еще 1500 рублей. Все монголы, пересекавшие границу вслед за нами, давно скрылись в пыли родины, когда мы, изнуренные борьбой и обобранные, вывалились за последний барьер. Сначала был наскок менял (курс выгодный), а потом открылся шикарный вид и ворвался сопровождающий его запах – аутентичный знак Монголии, впоследствии пропитавший автомобиль, вещи, всю одежду и по ощущениям даже кожу.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Сил хватило отползти от границы на 17 км и упасть на ночлег в палатке среди саксаулов и саранчи.

26 июля. ТУВЕ АЙМАК*. Аймак (аймаг) – административная единица типа области. Каждый аймак делится на районы – сомоны (по-монгольски сум).
Среди отзывов в интернете наблюдались ремарки по поводу автомобильной страховки, о ее абсолютной ненужности. Не могу полностью с этим согласиться. Есть две правды: по прямому назначению так называемый документ, безусловно, ничем вам не поможет. Это первая. Правда вторая - он очень требуется для прокорма местных мздоимцев, одним - которые тебе его насильно всучают, треснув шлагбаумом, вторым - которые рвутся его проверить. Да-да, мы имели встречу и краткую беседу с дорожным полицейским, которому по привычке пытались подсунуть водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, но он знал только одно русское слово, которое и выговорил по слогам, барским жестом отклонив протянутые документы: «Стра-хов-ка!». И глаза предательски блеснули. Сей облом состоялся на въезде в Дархан.
Езда по асфальтированным и условно асфальтированным дорогам Монголии сопровождается и вполне официальными поборами - мелким, но регулярно неприятным пощипыванием.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

В тот же день мы достигли Улаанбаатара, а поскольку неожиданно было (о чудо!) воскресенье, то мы как-то относительно беспрепятственно колесили по городу в поисках забронированного отеля (безбашенные столичные водители, видимо, массово отдыхали от будничного хамства на дорогах). Hostel Danista Normads обеспечил горячим в неопределенные часы душем, койкой и завтраком - 72 доллара за 3 ночи (рекомендуется). Найти по координатам довольно просто, находится в центре, пешком от дацана Гандан, ориентиром является отличный магазин продукции белорусской фабрики «Коммунарка».
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Однако пробраться к хостелу нелегко. Переулки организованы малопонятным образом, заканчиваясь либо тупиком, либо котлованом, и все, что вы видите с центральной улицы, надежно достижимо только пешком. Но, ни боже мой, после дождя! Мы как раз попали в период ежедневного выпадения осадков и массового преображения столичных жителей, которые, не испытывая когнитивного диссонанса, комбинируют городской костюм с сапогами резиновыми или кожаными для верховой езды и дорогими автомобилями.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

27-28 июля. Проживание в Улаанбаатаре традиционно сопровождалось посещением буддийского монастыря Гандантекчинлинг (Гандан). Вход на территорию дацана стоит 4000 тугриков. За фотографирование в храме Мижид Жанрайсиг требуется заплатить отдельно. Организм отказался расстаться с деньгами за возможность запечатлеть Авалокитешвару Великомилосердного. Благо на территории есть не менее замечательные бесплатные объекты для этого увлекательного занятия.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
При входе в храмовый комплекс посетителей встречает намалеванный перечеркнутый красной чертой образ голубя, и, судя по склоненной голове, уже в состоянии тушки, с повествованием (я так думаю) на монгольском про хламидиоз, сальмонеллез, аризоноз, колибациллез, энцефалит и туберкулез птиц, которые он успел распространить при жизни. Это ничуть не препятствует процветанию традиционного бизнеса торговли кормом и оголтелому массовому кормлению источников заразы.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Полезную в путешествии карту или атлас можно купить в магазине при Министерстве картографии, а можно так себя не мучать и совместить ее обретение с покупкой сувениров в местном ГУМе, на котором написано State department store. На пятом этаже там шикарный сувенирный отдел с огромным количеством относительно полезных и вовсе бесполезных вещей, концентрация которых позволяет уйти не с пустыми руками. А географические карты в ГУМе даже дешевле, и опять же выбор шире. Впоследствии оказалось, что это один из немногих магазинов, а может единственный, где можно купить охлажденное мясо. Стоимость 1 кг баранины – около 30 руб., говядины – 70 руб. В провинции мясо приобрести можно только в наисвежайшем виде – в шкуре и с копытами.
Еще одна крайне бесполезная в Монголии вещь – это прогноз погоды: можно любоваться на сайте в режиме текущего времени в Улаанбаатаре значком «ясно» под грохот проливного дождя за окном. Зато непогода уберегла нас от столкновения с заколоченными дверями Музея естественной истории, поскольку дождь оставил время выяснить, что более 12 тысяч экспонатов, в том числе останки динозавров и их окаменeлые яйца, чучела редких млекопитающих, а также полноразмерный 3-х метровый скелет тираннозавра, фотографировать которого посетителям запрещено, до 2017 года не увидит никто.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Ночной Улан-Батор из окна номера

29-31 июля. В 5 утра с содроганием от предвкушения встречи со столичными автолюбителями выбрались из города и взяли курс на Цонжин-Болдог к конной статуе Чингисхана.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Столь раннее выбытие из хостела было верным во всех отношениях: раннее утро дает возможность фотографировать статую в выгодном освещении и опередить автобус с китайскими пионерами.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Как и во всех прочих попсовых местах, на территории комплекса организована платная съемка с замученной птицей.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Фотографической лихорадке и изобретательности китайских туристов нет предела

Голова коня Чингисхана вмещает смотровую площадку и открывает потрясающие виды, которые еще не успели испортить запланированные «двести туристических юрт, составляющих обширный тематический парк, разделённый на шесть секций, посвящённых монгольскому быту XIII века, поле для гольфа, искусственное озеро и театр на открытом воздухе».
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Конные статуи на воротах

Когда в этом чудесном месте стало совсем тесно, мы взяли курс на Горхи-Тэрэлж — национальный парк Монголии в 55 километрах к северо-востоку от Улаанбаатара.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Дорога, проходящая через нацпарк до деревни Тэрэлж свежеасфальтированная, но любая попытка свернуть, в том числе к известной каменной черепахе – означает съезд на гребенку (выбитая колесами пыль превращает каменистую почву в подобие стиральной доски – наименее приятный вариант «дорожного покрытия»).
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
«Черепаха»
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
«Гребенка»

Вокруг черепаховых камней кипит торговля настоящим и поддельным антиквариатом.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Масса хорошо узнаваемых объектов предлагается вниманию покупателей.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Парк каменных чучел динозавров пришел в запустение, идея организации турбазы или чего-то вроде того, похоже, заглохла, на воротах сидит мужик и трясет по 500 тугров с посетителя за желание спотыкаться непосредственно вблизи изваяний. Хотя из-за забора их чудесно видно, и при наличии относительно приличной техники получаются отличные фото.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Как обычно пишется в Lonely Planet о самых живописных, удобных и близких к воде территориях Монголии, «лучшие места заняты гэрами» - справедливо и для Горхи-Тэрэлж.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Адрес кочевника
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Арат (кочевник) на фоне жилища и санузла

Найти место для стоянки с палаткой все же можно - на берегу реки Туул гол, недалеко от въезда в национальный парк, несмотря на высокую популярность речной долины, как места неорганизованного отдыха местных городских жителей.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
В погоне за легендой о хариусе
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

31 июля. Уютный берег Туул гол долго не хотел отпускать ленивцев, но утром мы все же решительно выдвинулись в сторону Хархорина (по крайней мере, мы так наивно полагали). Умеренно информативная карта Улан-Батора обеспечила полтора часа кругового блуждания по пыльным закоулкам в поисках выезда из города. Дорожных указателей ни в столице, ни в стране, можно сказать, практически нет. Большое чудо на что-то такое наткнутся, хотя не факт, что оно тебе пригодится. Примеры подобных вариантов.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
В тот день до Хархорина мы так и не добрались. К вечеру пейзаж за окном сделался уныло степным, разбавляемым огромными стадами (табунами, отарами и смешанными сообществами) сельскохозяйственных животных. Быстро и мрачно надвигалось время ночлега с перспективой ночевки в открытой степи. Тяжко вздыхая, свернули с дороги в 165 км от Улан-Батора.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Эта ночевка научила нас двум полезным вещам: первое - не верить не только прогнозам погоды, но и собственным ощущениям метеопараметров, второе – всегда привязывать палатку к автомобилю. Не успели мы расположиться, как кто-то могучий и зловредный дернул занавес, и мгновенно ясно солнышко сменилось чем-то темным и смерчеподобным. Палатка, сложившись вдвое, прощально взмахнула полой (или что там у нее), и понеслась наперегонки с остальной хозяйственно полезной утварью вниз по склону, который первоначально казался небольшим. И не думайте, что после этого хлынул дождь! Вновь стало тихо и жарко.

01 августа. УВЕРХАНГАЙ АЙМАК. Дорога асфальтированная, хотя и изрядно убитая. Через 17 км за Рашаантом открылись чудесные виды территории национального парка Хугне-Тарна - живописные пески, для сопротивления которым в непосредственной близости расположился Научно-исследовательский институт по борьбе с опустыниванием.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Развлечения там немудреные типа катания на верблюдах и лошадях, но конкуренция жесткая. При виде притормаживающей машины с иностранцами вся эта огромная толпа предлагающих услуги сорвалась с места парковки у мусорных баков. Полюбоваться подольше дивным зрелищем и узнать, кто победил в скачке верблюдов, к сожалению, не удалось, надо было срочно спасаться.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Достигли Хархорина — города на севере аймака Уверхангай, рядом с которым находятся руины древней столицы Монгольской империи Каракорума.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Там мы направились к центральному монастырю Монголии Эрдэни-Дзу, практически превращенному в музей, хотя слегка действующему.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Ограждение монастыря составляют 108 ступ (священное для буддистов число). Тропинка вдоль наружной стены вытоптана молящимися, которые обходят ограждение, припадая к каждой ступе.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины ]
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Роскошное внутреннее убранство гэрокофейни

Наткнувшись в путеводителе на точные географические координаты и описание достопримечательности под названием phallic rock – каменного фаллоса, указывающего на маленькую долину, романтично названную вагинальным склоном, мы решили полюбоваться этой композицией. Несмотря на усердие GPS, в Монголии всегда показывающего кратчайший путь по прямой, поиск сомнительной достопримечательности занял изрядное количество времени. Подключение бинокля процесс ускорило.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
А потом обнаружился и указатель (если кто разумеет по-монгольски), а также специально организованная парковка для желающих приобщиться.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
По легенде камень установлен в попытке умерить сексуальную резвость монахов (цит. Lonely Planet). Осмотр уникального объекта механизма действия на потенцию монахов не прояснил, зато склеенными трещинами выявил необычайную популярность изваяния у местного населения. Даже металлическая оградка не сдерживает попыток прильнуть к нему с какими-то мистическими надеждами (впоследствии отраженные на фото всем составом набились внутрь ограждения).
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Миновав Хархорин, взяли направление на Цэцэрлэг и пересекли границу АРХАНГАЙ АЙМАКА. К вечеру возникла ставшая привычной забота о ночлеге. Заметив на карте в районе сомона Цэнхэра рукава реки Урд Тамир гол, решили тянуть до этой точки.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Впрочем, делалось это без особой надежды, проезжаемые досель реки имели подтопленные заболоченные берега, кроме того, интенсивно осваивались скотом, что притягательности им не добавляло. И! О, чудо! Свернув с дороги, миновав постройки и форсировав небольшую речушку, мы попали в тополиную рощу. Перестойный лес без подлеска и, как в большинстве районов Монголии, с коротко стриженной травой в результате интенсивного выпаса.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
То, что мы вытянули счастливый билет, обиженно подтвердили прикатившие на УАЗе земляки - члены какой-то экспедиции. Водитель-монгол запланировал их ночлег именно на том месте, где оказался наш рояль в кустах.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Законные обитатели побережья Урд Тамир гол
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Свет луны

03 августа. Наутро перед отъездом около палатки обнаружились розовые пятна, которых 2 дня назад точно не было. Зацвел клевер! Мы, того не подозревая, оберегали несчастные растения от объедания, что дало немедленные результаты. При немыслимых количествах скотины им очень редко представляется шанс завершить жизненный цикл – отцвести и дать плоды.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
И снова дорога, и то, что обычно можно увидеть из окна автомобиля…
Любой асфальтированной дороге сопутствуют ее степные прообразы, и судя по стойкости их существования, они по-прежнему в активном пользовании.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Самые крупные объекты на монгольских дорогах – это «поезда-шерстовозы», грузят их так, чтобы высота максимально приближалась к длине.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Маршрут «шерстовоза», задавшись целью, легко отследить по оставляемым всюду следам. Собранного сырья, если не на бесплатное пальтишко, то на теплые носочки точно хватит.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Самым массовым объектом вдоль и поперек монгольских дорог является крупный и мелкий, рогатый и не рогатый скот.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Отара

Достаточно регулярными объектами являются придорожные островки сервиса, которые концентрируют едальни с разным уровнем обслуживания и выбором блюд - Цайны газар, Зоогийн газар. Дугуй засвар – шиномонтаж. Хунсний дэлгуур – магазин. Как правило, с именами собственными заведений здесь никто не заморачивается. Магазин – это просто магазин, причем с таким же набором товаров, что у соседа в пяти метрах отсюда.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Правильно расставленные приоритеты – спутниковая тарелка нужнее водопровода

Отсутствие холодильников способствует приготовлению мясных блюд (а других и не бывает) из свежих продуктов, в которые на заднем дворе оперативно превращаются бараны и прочая живность. Этим обусловлено неусыпное пристальное внимание хищников, массовость которых в таких местах превышает воробьиную.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Редкий придорожный объект

На карте атласа 2013 года выпуска дорога А0603 обозначена как асфальтированная до Чулуута, по состоянию дел на текущий момент отмечен незначительный эффект дорожностроительных усилий в виде дополнительных 35 км. Асфальт заканчивается, не доезжая Тариата, за мостом через Суман гол.
ИТОГО: около 1000 км запланированного маршрута нам удалось проехать по дорожному покрытию, соответствующему шоссейной резине.
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский
Монголия кто был там

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #2

Сообщение Idiosinkrazia » 07 сен 2015, 19:37

ЧАСТЬ 2. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ
Тариат-Цахир-Тосонцэнгэл-Сонгино-Наранбулаг-Улаангом-Цагааннуур-Ташанта (курсивом дана практическая информация о маршруте и состоянии дорог)

03 августа (продолжение). Трагический факт окончания асфальта на «трассе» мы обнаружим завтра.
А в этот день решили совершить глупость - обустроить ночлег на берегу озера. То есть, конечно, как всегда в подобных случаях, сначала идея казалась восхитительной. Миновав ворота с названием сомона,
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
мы обнаружили, что данное поселение примыкает к восточной границе территории национального парка Хорго-Тэрхийн Цагаан Нуур, и оттуда имеется въезд на территорию парка. Платный – 3000 тугров с человека.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
На территории парка расположено озеро Цагаан Нуур (2060 м над уровнем моря) и вулкан Хорго-Уул с конусом высотой около 130 м и вулканическими лавовыми полями. О последнем факте мы как-то не подумали, сказался малый опыт пребывания в Монголии. Позже выяснилось, что «дорога» к озеру и представляет собой эти самые «поля».
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вулкан

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Навигатор (здесь он скорее «направлятор») показывал каких-то 7 км до конечной точки, но через полтора часа и 3 км пути очень захотелось назад. И тут нас впервые постигла классическая дилемма монгольского путешествия: если ты уже промчал половину намеченного со скоростью 5 км в час под громкий звон автомобиля и стук собственных зубов, что лучше: плюнуть и развернуться, или плюнуть и продолжить путь (а ведь альтернативного выезда может и не быть, то есть вымученное расстояние надо умножить на 1,5). Нас лихо обгоняли монгольские пузотерки, они же в относительно целом виде ехали навстречу, вселяя надежду, поэтому мы выбрали первый вариант. Более того, километра через два обнаружился припаркованный огромный туристический автобус. Кто и как его пригнал по лавовым полям? Или он туда заехал до извержения вулкана?
Оказалось, что в состав территории нацпарка также входят склоны окружающих хребтов, один из которых достигает высоты 3131 м над уровнем моря. Однако, перевал к озеру мы штурмовать не стали, подвернулся объездной длинный плохой, но все же реальный путь.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Озеро нас встретило интенсивной туристической цивилизацией и холодной ветреной погодой.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Пришлось натянуть на себя все имеющиеся в запасе теплые шкурки. И тут очередной раз дернули монгольский погодный занавес, и шкурки с нас поползли в обратном порядке.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Еще в этом памятном месте была развенчана легенда о том, что монголы рыбу не ловят. Ага, как же! В окрестностях озера Цагаан Нуур монгол без удочки – великая диковина.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

04 августа. Въезд в нацпарк оказался единственным, поэтому обратный путь описывать нет нужды. Автобус остался на месте (до следующего извержения?). Мы вырвались за ворота, облегченно вздохнули и… очутились в очередной ловушке. Ни-ни вам въехать в какой-нибудь монгольский поселок. Пролетайте его с максимальной скоростью и не оглядываясь! Поскольку выезд из него вы сможете найти через каких-нибудь пару часов.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вы будете представлять собой яркое событие в степной жизни, население примет охотное и бестолковое участие в чтении карты. Но надежнее, чтобы сразу пальцем показали.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Продолжив путь по Архангайскому аймаку через Тариат на Цахир, мы обнаружили, что озером можно было любоваться без риска свернуть шею и угробить автомобиль: с южной стороны есть чудный пологий спуск.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Без лишних усилий можно поглазеть и на лаву.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

От Тариата до Цахира дорожное покрытие представляет собой крупный щебень, мало пригодный для автомобильного движения. Параллельные степные варианты на этом участке также ужасны – глубокие кочки. Жалкие клочки свежего асфальта (монгольская манера ведения дорожных работ - с середины) тщательно охраняются от заезда транспорта высокой отсыпкой.

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вот он, манящий и недоступный… асфальт!

С зародышевой дороги грозный знак сгоняет на просторы широкого выбора направлений.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Дорога от Цахира до Цэцуха (52 км) пролегает через горный перевал Солонготын даваа по территории национального парка Тарвагатай Нуруу (ни ворот, ни оплаты – признаки ООПТ обнаруживаются только на карте), плавно перетекая из Архангайского аймака в ЗАВХАН АЙМАК.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Дорога на перевал

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вполне питьевая вода (после кипячения)

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Группа китайских туристов, не прокипятивших воду из ручья

Горный отрезок дороги имеет относительно удовлетворительное покрытие – основная часть щебня мелкая, но лучше не расслабляться – часто попадаются крупные экземпляры, представляющие нешуточную опасность.
Таких ослабивших внимание мы наблюдали на дороге – в лежачем виде под днищем автомобиля в попытке заткнуть пальцем дырку в картере двигателя. Одним бедолагам нам удалось помочь, снабдив холодной сваркой, причем из-под автомобиля в удручающе грязном виде вылезла тетка, сначала на пальцах, а потом пустым флаконом из-под сварки пояснив свою беду. Рядом роилась куча детей и каких-то родственников (монгольский автомобиль всегда набивается под крышу), украшал толпу декоративный мужик в чистом белом свитере (видимо, супруг).
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Коня на скаку остановить под силу, наверное, любому арату, рода ли мужеского, ли женского. А вот входить в горящую избу – исключительно женская прерогатива. Монгольские тетки чрезвычайно активны, инициативны и любят поруководить. И чаще всего гораздо сообразительнее своих мужиков (не заподозрите автора в феминизме, это выводы из наблюдений).
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Девочка, сражавшаяся мечом с теленком яка

Самые высокие точки перевалов венчают овоо – элементы шаманизма, чудесно сочетаемые в монгольском сознании с буддизмом. Более того, во времена тесной дружбы с СССР они также замечательно вписывались в марксизм-ленинизм. Строительство овоо – способ принесения даров духам. Роль даров может исполнять все что угодно, но обычно это камни и хадаги – ленты насыщенного синего цвета, цвета монгольского неба, являющегося объектом поклонения. Уступкой советской атеистической идеологии явилось возникновение хадагов красного цвета, вместе с идеологией и исчезнувших.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Высшая точка перевала Солонготын даваа

Помимо овоо, в степях и на дорогах Монголии регулярно попадаются аккуратные горки из камней явно рукотворного происхождения. Подозреваю, что это такая народная забава. Творческая жилка бьется и в дорожных строителях. Камнями можно, например, выкладывать разметку.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Тем более, что застать тружеников дорог непосредственно за исполнением обязанностей крайне сложно.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вдали от асфальтированной роскоши и дорожный сервис становится попроще. Закусочные с выбором блюд (цайны газар) сменяются питательными пунктами - гуанзами, где можно сжевать просто еду без выбора и лишних церемоний обслуживания.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вдоль дорог из ближайших гэров идет бойкая торговля айрагом – кисломолочным напитком из кобыльего молока. Приобретать не решились, напиток домашнего приготовления может выдержать только монгольский желудок. Обошлись лайтовым магазинным вариантом.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вкусовые качества производителями продукта оценены верно

Преобладающим видом транспорта являются различные варианты внедорожников. Существует и общественный транспорт типа маршрутки.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Скарб крепится на крыше силами самих пассажиров

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
В пыли отлично узнаются иностранцы

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Через Их-Уул и в окрестностях - только гребенка. Стоимость бензина растет по градиенту увеличения расстояния от Улан-Батора. В сомонах, вопреки значкам на карте, есть АИ-92, иногда даже АИ-95. От Их-Уула до Тосонцэнгэла – зачаточная отсыпка дороги, но полевые дороги еще не убиты до состояния гребенки и хорошо укатаны.

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Типичный вид заправки в мелком населенном пункте

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
В Тосонцэнгэле намечался ночлег, а поскольку мучительно хотелось помыться, то предполагалось размещение в отеле. По монгольской традиции он назывался просто Hotel и был наглухо закрыт. Выросшая из-под земли тетка (!) страшно оживилась, без единого русского слова пояснила, что перед нами комплекс заведений одного хозяина – едальня, ночлежка и магазин. Тут же откуда-то вынула того самого хозяина с ключами и потащила нас оценивать предложение. Комнаты были пропитаны стойким духом баранины, телевизор без пульта насмерть напугал шипением на максимально выкрученном звуке, демонстрируя бодрую рябь, дверца тумбочки осталась в руках с остатками скотча на ней.
Но нас интересовали иные удобства. А как же! (кивает головой). Воооон там (показывает пальцем на дощатое трехкамерное сооружение во дворе). Почему трехкамерное? Вряд ли, по половому признаку. Может, по выполняемым функциям? Защелки изнутри отсутствовали, да и к чему они, если щелястая дверь дает прекрасный обзор, и приближающегося всегда можно предупредить характерным кряхтением. Занято. В любом случае, это было прогрессивное сооружение с твердым устойчивым напольным покрытием. Потому как классический монгольский сортир модели «две дощечки над бездной» имеет три стены, высоту по пояс и слабую устойчивость этих «дощечек». «Бездну» описывать не буду.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Но мы оказались страшными привередами. Душ? (интенсивное растирание себя руками) А как же! (пальцем в другое окно). Через дорогу за магазинами виднелся уголок вывески «…ус». Уже зная, что слово означает «вода», без дальнейших расспросов собрали узлы с полотенцами и прочим скарбом, и в мгновение ока оказались у дверей общественного заведения. Оно предлагало «саун» по 4000 тугриков и «шуршур» по 3000. Нам пофиг, лишь бы с горячей водой! Короче, день закончился позитивно.

05 августа. ЗАВХАН АЙМАК. Регион малоинтересен, пейзаж уныл и однообразен, представляя собой опустыненную степь. Плотность населения относительно низкая, даже скот почти не встречается, хотя аргалом почва устлана изрядно. Там мы оценили горючесть материала. Среди нас появился поклонник данного вида топлива, который при полном багажнике дров усердно собирал его в степи, а потом еще и меня заставлял нюхать пары, выделяемые при горении. Действительно, пахнет травой. Позже сей специалист умудрился провести сравнительный анализ в Чуйской степи около селения Кош-Агач и сделать вывод, что отечественное дерьмо не столь горюче, и запах не тот в виду неправильного кормления производителей топлива.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
От Тосонцэнгэла до Тудэвтэя дорогу строить даже и не пытаются.
Приходилось планировать маршрут по координатам, отмечать их как можно чаще, поскольку развилок масса. GPS принимал координаты и навигировал, как мог. Стрелка на мониторе была всегда прямой, а монгольская степная дорога – всегда извилистой. Поэтому направление движения на экране регулярно менялось на обратное, и часто обнаружить, что сбились с пути, удавалось километров через –надцать.
Самый интересный объект – безлюдное озеро Тэлмэн нуур, которое в путеводителях называется соленым, но вид побережья сразу ставит это утверждение под сомнение. Озеро интенсивно используется лошадьми для водопоя. Они не будут пить соленую воду.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Кучки зреющего топлива как доказательство
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Из отложений солей образуются корочки. Озерную воду попробовали на вкус. Более точный термин – высокоминерализованная.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Тэлмэн нуур

Сходные малые минеральные озера в это время года изрядно пересыхают, порождая интенсивный запах сероводорода в окрестностях. Водных и болотных птиц, тем не менее, это не отпугивает. Их великое множество.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Мы взяли путь на Сонгино, потому что сомон был крупненько обозначен на карте. Достигли. И сдуру не заправились. Кто ж знал, что следующая заправка с АИ-92 будет только в административном центре соседнего аймака – в Улаангоме! Это была первая и не самая критическая глупость в тот неудачный день. На выезде из сомона торчал какой-то сомнительный указатель, руководствуясь которым, решили срезать угол, напрочь заблудились, долго ездили кругами и наглухо увязли в песке. К великому сожалению, в Завханском аймаке почва не очень каменистая, и дорога местами раскатывается до содержимого кошачьего лотка. Только очень глубокого.
Мы боролись. Копали песок, который тут же ручейками стекал назад. Отвязали с багажника осиновые палки. Накрутили цепи на передние колеса. Но поскольку, как уже упоминалось ранее, плотность населения территории невелика, то начали осознавать, что останемся здесь навсегда. К счастью, на горизонте таки закрутилось облачко пыли, и мы энергично запрыгали в надежде. Следует отметить, что монгол никогда не проедет мимо стоящей в степи машины, даже если ты не бьешься в припадке SOS. Жизнь здесь суровая, она приучает к жестким правилам. Пылевое облачко опало, перед нами вырос джип, по местным правилам доверху набитый народом. Вся публика тут же высыпала и стала энергично обсуждать ситуацию. Трос был отвергнут. Надо толкать. Рыть и толкать. Снова рыть. Сходить в степь, которая богата всяким хламом, притащить его и толкать под колеса. Под руководством деловитых теток (!), которые наваливаются в общих усилиях на капот. Потом дают советы: по тоооой дороге ехать маленькая машина, а туда не ходи. С-п-а-с-е-н-ы!!!!!!!!!!
Почему не дернуть джипом? Законный вопрос. Думаю, виной тому нищая психология, согласно которой железо стоит дороже человека. И денег уже вроде хватает на внедорожник и спутниковую антенну, однако оперативным принятием решений этого народа по-прежнему долго будет руководить смутное коллективное бессознательное.

Ночлег в открытой степи. Безветренно. Перед сном наблюдали метод дистанционной пастьбы. Без гэра. Перед закатом приезжает человек, гоняет УАЗом овец по степи, ночует среди питомцев. Утром УАЗ отбывает, питомцы вновь расползаются в ожидании вечернего моциона.

06 августа. Как-то незаметно пересекли границу УВС АЙМАКА. Дороги безлюдны. Начали попадаться свидетельства дорожностроительных усилий - фрагменты отсыпки дороги и асфальтовых участков, окруженных окопами. Без самих строителей. Тягот путешествия по монгольским дорогам это никак не умаляет.
«Увс» переводится как трава. Пейзаж постепенно утрачивает клочки небуйной растительности опустыненных степей, превращаясь в настоящую пустыню. Наблюдая сии бесконечные просторы,
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
начинаешь подозревать, что в названии кроется чья-то злая шутка. Действительно, большая часть региона классифицируется как высокогорная пустыня. Позже на космоснимках мы разглядели обширные зеленые области на севере территории.
Это один из наиболее сейсмоактивных регионов. Самые высокие горные пики покрыты ледниками и достигают 4037 и 3965 м.
Главная особенность территории – наличие множества озер различной формы, размеров и солености. Озера с окружающей пустыней образуют Ikh Nuuruudin Khotgor – великую озерную депрессию, площадью 39 000 квадратных километров, частично охватывая сопредельные аймаки Завхан и Ховд. Огромные ветланды (водно-болотные угодья) - местообитания мигрирующих птиц.
Подобную информацию мы выудили из путеводителя, а признаки ощутили на себе. С утра стало теплеть значительно раньше, к полудню жарить немилосердно. Пустыня давит.
Озера так озера. Решили двинуть к Хяргас Нуур, оно, как написано, купабельное, что очень актуально. Глянули на GPS – и впрямь депрессия – какие-то смешные 1300 м над уровнем моря.

200 км без единого населенного пункта. Пару раз удалось вскарабкаться на дорогу, местами асфальтированную. Песочница сменяет гребенку и в обратном порядке. В этом аймаке строительство дороги идет ударными по монгольским меркам темпами. Техники пригнали уйму, и судя по пыли столбом она производит какие-то полезные действия.
Нешуточная строительная активность стала причиной утраты ориентации в сети дорог и долгому утомительному плутанию по пустыне. Вплоть до отчаяния… Жара. Камни. Песок. Снова камни. Песок. Жара… Спасите!!!
Наткнуться на гэр – большая случайность
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Очередная бесполезная демонстрация дива в виде атласа местному населению

Принцип «самая укатанная дорога – это трасса» срабатывать перестал. Наезженные участки ведут в мелкие населенные пункты. Популярность направления угадывается по количеству пустых водочных бутылок вдоль дороги. Монголы активно закладывают прямо за рулем. В степи это вряд ли грозит большими дорожными неприятностями, а вот осколки бутылок на асфальте навевают грустные мысли.

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Поражающие интеллектом глаза «кораблей пустыни»

Ура! Выбрались на «оживленную» дорогу. Оживление представляло собой минивэн на трех колесах, четвертому колесу делались тщетные попытки искусственного дыхания допотопным ручным насосом. Причем занимались этим явно давно, поскольку вода у горе-путешественников кончилась. Снабдили бедолаг бутылкой «ус». От компрессора они отказались.
Ближе к концу дня обнаружились строители дорог со своей щебнистой отсыпкой и невероятной пылью. Затем из пыли и марева явился мираж в виде резкого обрывистого начала свежего черного с переливающейся белой разметкой асфальта и тремя ангелами на нем… Подъехали, протерли глаза. Мираж не исчез. Асфальт остался, только загадочные ангелы оказались идиотами – одним из Швеции, двумя из Испании.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Они явно заправились еще в Ташанте, и долго мчали, думая, что асфальтом вся Монголия устлана как дворец визиря коврами. И заправок тут пруд пруди. С тоской вглядываясь в горизонт, подсунули нам карту. Пояснив, что кроме песка и камней, на протяжении более 200 км их впереди ничего не ждет – ни бензина, ни воды (этим они с большой тревогой интересовались), с блаженством вскарабкались на дорогу.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Справедливости ради следует отметить, что мы оказались не сильно умнее мотоциклистов. Не заправив машину вовремя в Сонгино сум, мы решили, что сделаем это в ближайшем сомоне, лихо домчав до него по чудесному асфальту с почти пустым баком.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Наранбулаг был отмечен на карте, как живительный источник АИ-80 и ДТ. Привыкнув к тому, что даже Монголию постепенно настигает прогресс, решили, что, как в других сомонах, здесь скромно преуменьшили ассортимент. А вот и нет! Наранбулагцы - честные люди и истово противятся прогрессу.
Вывод: автомобиль в большинстве ситуаций удобней мотоцикла, в его недрах можно найти канистру с бензином.

У облупленного корпуса санатория, построенного советскими друзьями, на берегу озера Хяргас Нуур, сверкает на беспощадном солнце пустыни новая, но пока совершенно бесполезная заправка.

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Хяргас нуур

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вот он – кайф! Холодный, солоноватый, со скользкими камнями на дне и песчаным пляжем, плотно усеянным местными жителями и орущими чайками

После такого совсем не хотелось думать в принципе, а тем более о том, где и как ночевать в пустыне. Однако гоняй, не гоняй мысль, но солнце садится, хотя температура держится около +33°С. Пришлось плутать по окрестностям.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Этими холмами был скрыт оазис

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Вот и он, такой неожиданный в окружающей пустыне…

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Уют в кустах

Про ветланды путеводитель не обманул: какой-то не пуганный представитель биологического разнообразия прошлепал мимо клювом по воде, не обращая на нас ни малейшего внимания.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

07 августа. Утром отправились в Улаангом, очень вовремя возникший на пути. Поскольку кончились стратегические запасы всего – тугриков, бензина, водки. А тут – цивилизация!
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Комплекс «Триллион»

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Аэропорт «Белые цапли»

Аж пять банков на одной улице, что очень мудро, поскольку все монголы всегда посещают только один - Хаан банк. А вдруг он будет закрыт? Или переучет? Вот и шанс для остальных! Приятная близость к границе с Россией выразилась в приеме рублей для обмена.

Поскольку в Туву нам было не надо, то пришлось попрощаться с асфальтом и свернуть недалеко за поворотом на Тургэн сум.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Верстовой столб по-монгольски
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Дорога щебнисто поползла в горы к перевалу Улаан даваа.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Перевал оказался коварным - не самым высоким, но очень крутым. Наш малопригодный для штурма автомобиль взвывал, буксовал и отказывался двигаться с места. Пришлось практиковать езду в гору задним ходом. Не без проблем, но получилось! В порыве благодарности духам местности я бросилась к овоо, по правилам трижды обошла и возложила дары. Узрев приближающийся мотоцикл, схватилась за фотоаппарат и увидела в видоискатель перекошенное от злобы лицо. Странно, монголы обычно любят фотографироваться… Так это браконьер!
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Тарбаган (Marmota sibirica) — млекопитающее рода сурков. В Красной книге МСОП числится в категории вымирающих видов. Охота повсеместно, в том числе в Монголии, запрещена, но монголы готовят из мяса сурков традиционные блюда, не взирая на угрозу заражения чумой

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Когда спускаешься с гор до отметки 1425 м над уровнем моря, оказываешься на берегу необычайно красивого озера Уурэг нуур. Можно купаться.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Уурэг нуур

Сухие русла рек (сайры) вблизи озера создают некоторые сложности для автомобильного движения, но реально проехать без избыточного экстрима.

2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Заглохший бизнес на Уурэг нуур – старая скважина дает начало ручейку

Очередной монгольский жупел для путешествующих на легковом транспорте по Монголии обнаружился по пути от озера на следующий перевал – Оготор Хамар даваа. То есть это мы думали, что едем к перевалу, когда на самом деле устремились в ущелье по направлению к селению Гуралтай (за ничтожностью размеров отсутствующем на карте). По дну ущелья вился весьма скромных размеров ручеек, плотно освоенный гэрами, камни на дороге становились все крупнее и крупнее, езда – все сложнее, пока не прекратилась вовсе в виду превращения «дорожного покрытия» в валуны диаметром свыше 20 см. Тут мы все же что-то заподозрили. Развернувшись на козьей тропе практически в воздухе, поскакали обратно, как-то нелестно поминая дурную голову, которая автомобилю покоя не дает и явно желает ему близкой кончины.
Перевал Оготор Хамар даваа хоть и находится на более высокой точке, однако не имеет таких крутых подъемов, как ведущий к озеру со стороны Улаангома Улаан даваа. Там мы увидели какую-никакую траву (увс), успокоившись по поводу названия аймака.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Пересохший ручей в горах

Полюбовавшись травой и спустившись до отметки 1600 м, мы обнаружили «чертову сковородку» - каменистую пустыню урочища Бух-Мурэгнийн-Хара-Худо.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Здесь самым большим испытанием для путешественника является ни температура +34°С на закате, ни даже камни, скорость движения по которым падает до 3-5 км в час, напрочь уничтожая плечевые части покрышек. Горные реки. Они загоняют вас в ловушку бесчисленных рукавов.
Первой на пути возникла Алтангадас гол – в тот раз дорога привела к вполне удовлетворительному броду. Остаться ночевать на реке, несмотря на то, что кустарниковая растительность вдоль русла представляет собой идеальное укрытие, не представлялось возможным в виду несметных полчищ гнуса. Мы предпочли разгребать камни, выравнивая поверхность под палатку на открытом пространстве пустыни между руслами Алтангадас гол и Бухмурун гол, содрогаясь от мысли увидеть завтра этот Бухмурун и понять, что преодолеть его мы не сможем.

08 августа. Из утреннего забытья среди раскаленных камней урочища Бух-Мурэгнийн-Хара-Худо вывел журавлиный крик. Высунувшись из палатки, обнаружили, что не спится не только нам с журавлями. Пылевое облачко вдали явно взяло курс к нашему бивуаку. Через некоторое время перед нашими мятыми неумытыми лицами уже стоял джип, из которого выгружалось, выстраиваясь в шеренгу напротив палатки, человек пятнадцать, включая грудных младенцев. Из строя выдвинулся мужчина средних лет, хорошо говорящий по-русски (по этому признаку легко распознать получавших высшее образование в СССР), и занялся расспросами, призванными впоследствии удовлетворить всеобщее любопытство. Остальные пока качали головами, показывая пальцами на легковой автомобиль, и что-то живо обсуждали на монгольском.
По-русски: Как вы СЮДА попали? Приехали (удивляясь очевидному). На ЭТОМ? А что рядом есть ДРУГОЕ? Дальше куда? В Ташанту. М-мм? На границу. Ааа, в Уланбаш… На ЭТОМ?!!! А что рядом есть ДРУГОЕ?
Пора переводить разговор в конструктивное русло: Мы на ЭТОМ через реку проедем? Бухмурун? Да…???...вроде… но тут есть объезд. Всего 70 км. Мост через озеро Ачит. Так все же, проедем или нет? Да…, но есть объезд… Беседа вновь стала зацикливаться.
Распрощавшись с непрошенными гостями, мы все-таки взяли курс на Бухмурун гол (граница с БАЯН-УЛЬГИЙ АЙМАКОМ). 70 км объезда даже в асфальтовом исполнении не вызывает оптимизма, а в каменистой пустыне – это приговор.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Бухмурун гол

Первый рукав дался безболезненно, приободрившись, влетели на остров. И поняли, что на нем и останемся. Два брода назад + 121 км до моста? Неееееет!!!!!! Столб пыли с другого берега принял очертания мотоцикла чужеземца. Можно пить эту воду? Можно, но лучше кипятить. В его планы это явно не входило. Не знаю, были ли у него другие емкости, но в руках – только детских размеров бутылочка. Кстати, о емкостях. До путешествия по Монголии мне бы в голову не пришло, что пластиковые бутылки при тряске по дорогам могут протекать, перетираясь на дне.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Поскольку у нас был в запасе 30-литровый бачок и несколько 5-литровых бутылок с водой, то без проблем напоили жаждущего. Стали искать брод.
Если вы хотите зарыться поглубже в бурлящем потоке со скользкими камнями, то смело надевайте цепи на колеса. Очень способствует. Вытолкали совместными усилиями.
В этот раз в соревновании на соответствие монгольским условиям победил мотоцикл. Мужик умчался, а мы принялись полностью разгружать машину и снижать давление в колесах. Медленно пошагово вслед за человеком-указателем брода опустошенное транспортное средство выползло на берег. Все наше траченное зубодробительной тряской добро осталось на другом.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Перетаскивание скарба

Загрузились, накачали колеса и оптимистично двинулись вперед. Промчали аж 9 км. Прямо до обширной заболоченной местности!.. Грунт илистый. Брод, к которому привела дорога, убит грузовым транспортом. Вдоль русла следы протекторов бедолаг меньшего размера и проходимости. Три брода назад + 130 км до моста? Неееееет!!!!!! Разгружать машину? Неееееет!!!!!! Нашли местечко поприличней, хотя тоже весьма сомнительное. Решили, обойтись плоскими колесами. Застрять, если не повезет. Через день-другой может кто нарисуется… вытащит…
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Так и поехали…

Выбравшись, обнаружили полезнейшее сооружение – лестницу в небо!
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Думаю, это для высматривания брода. Если б нам не повезло, то могли бы махать оттуда белым платком…

До границы оставалось еще 70 км неизвестности, дорога на карте опять пересекала какие-то реки (о, ужас!) на территории национального парка Сийлхэмийн Нуруу «Б», но людям, когда-то поверившим в существование в Монголии трасс с буквенными обозначениями, ничего не оставалось, как настаивать на своем. Едем по А18!
К счастью, грунтовка оказалась в относительно удовлетворительном состоянии и была снабжена мостами. Южная часть Сийлхэмийн Нуруу представляла собой живописную и густонаселенную по монгольским меркам долину.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины
Гэры здесь, как и по всей Монголии, в большинстве своем снабжены стандартным набором – солнечной батареей и спутниковой тарелкой для зомбоящика, мотоциклом для пастьбы и прочих нужд.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины 0062
А вот население отличается… И не столько по национальному составу (это характерно в целом для страны), сколько манерой поведения. Близость к границе обеспечивает регулярность контактов с иностранцами. В «эпоху импортозамещения», когда россияне стали «предпочитать» отечественные курорты, в том числе Горный Алтай, визиты в Монголию стали неприлично массовыми и нередко ограничиваются одним днем в долине Сийлхэмийн Нуруу. Такая беготня туда-сюда развратила местное население, спровоцировав появление орд профессиональных нищих. К притормаживающему автомобилю в мгновение ока устремляются не только малые дети, но и взрослые. Не предоставлять услуги или товары, а довольно агрессивно клянчить. Я даже не смогла вскрыть пакет с конфетами и угостить детвору, пришлось сунуть конфеты крайнему пацану и быстро рвануть с места. В это время из долины мчались зазевавшиеся вымогатели… За обладателем пакета с гиканьем рванули остальные.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Недалеко от приграничного селения Цагааннуур телефон поймал сеть, и мы остановились, чтобы сделать звонки родным, потому что на ходу из-за грохота ничего не слышно. В этот момент на горизонте в степи возникла фигура женщины на велосипеде, движущаяся по направлению к дороге. Я уже привык к тому что, когда что-то в степи движется, а ты остановился – это что-то обязательно будет двигаться в твою сторону. Так и есть, подъезжает. Hello, Mister! Where do you go? В Ташанту. Вы – русские. Переключается быстро. Я - прачка и это мой дом. Вы можете зайти ко мне и посмотреть, как я живу. Это у них здесь бизнес такой: приглашать к себе в дом - типа экзотика для иностранцев, а потом просить денег за просмотр. Аттракцион был благополучно похерен.

К воротам монгольского погранперехода мы прибыли субботним вечером в полпятого. Тишина и пустота. Чудом выловили работников, которые лениво изобразили процедуры. Успели подивиться ловкости гипотетической монгольской служивой собаки, будка которой почему-то возвышалась на метровом постаменте. К нему приставлена лестница. Саму чудо-собаку не видели.
2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Заранее ознакомиться с режимом работы пограничного перехода Улаанбайшинт-Ташанта в голову никому не пришло. Например, выяснить тот факт, что в воскресенье (то есть завтра) здесь выходной, и избушку на клюшку закрывают в 17 часов, а не в 18, поскольку Россия теперь на вечном зимнем времени. Пришлось российские ворота на нейтральной полосе открывать самостоятельно, благо монголы на эту полосу уже выпустили. Высунувшийся пограничник удивился и сказал, что у него информация: сегодня машин больше не будет. Отдыхать собрались, значит. Но мы-то - несведущие. Вот и нарисовались. Куда уж вы нас денете с нейтральной полосы. Только вперед! Оооооооооо, и тут я увидела дорогу… Еле сдерживаясь, чтобы не броситься, перефразируя известную дворовую песню, «целовать асфальт, по которому мы поедем», вернулась в машину.

На российской стороне все серьезно. Запрещенных предметов нет? Оружие? Наркотики? Шкуры снежного барса? Это пыльное существо на переднем сиденье – не тарбаган? Теперь вижу, гражданин РФ. На фотографии точно вы? Что-то непохоже.
И наконец мы - в Республике Горный Алтай. До дома предстоял еще долгий и трудный путь. Но по асфальту. И это главное.

ЗЫ: В Монголии бесполезно выбирать на картах «трассы» в надежде, что по ним будет удобнее перемещаться. Кратчайший путь между точками оказывается длиннее окружных дорог. Безусловно, можно предаваться бессмысленному занятию и складывать километры размеченных на карте участков. Но дороги в степи живут отдельной от любых атласов жизнью, возникая и исчезая, множась и меняя направления. В этой стране нет времени, только огромные пространства. Ты постепенно отвыкаешь торопиться, поскольку лишаешься возможности рассчитывать и планировать. С учетом пропущенных поворотов, бесконечных возвращений, перевалов, строящихся асфальтовых недоразумений, расстояние растягивается бесконечно, а время как будто вовсе исчезает. Оно - другое. Время рассчитано на тишину. Которую можно научиться слушать.
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #3

Сообщение V-Tashtaiskiy » 10 сен 2015, 11:41

Отличный отчет, читается увлекательно, без желания оторваться на другие дела. Для меня Монголия - затея несбыточная, т.к. об этом направлении и не мечтается. Но расширить представление о планете (пусть даже виртуально) -несомненно интересно. Предлагаю Вам отправить копию отчета(предварительно переведя на великий и могучий English) на официальный сайт Suzuki, может "подкинут" премию за продвижение имиджа SX , как неустрашимого вседорожника. Кстати, в какую денежку влетел ремонт подвески на родине ,не сопоставимо ли с бюджетом всего путешествия?
Жизнь прекрасна, если правильно подобрать антидепрессант.
Аватара пользователя
V-Tashtaiskiy
полноправный участник
 
Сообщения: 415
Регистрация: 04.04.2014
Город: Краснодар
Благодарил (а): 534 раз.
Поблагодарили: 82 раз.
Возраст: 60
Страны: 9
Отчеты: 10
Пол: Мужской

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #4

Сообщение Idiosinkrazia » 10 сен 2015, 19:40

Спасибо за оценку и за идею. Автомобиль действительно надежен. Возможно, конечно, и участие духов местности…
После поездки в подвеске поменяли только стойки стабилизатора. С учетом того, что с момента покупки автомобиля, без малого 7 лет, их никто не менял. Езда по лаве обернулась слегка изменившим форму бензобаком и одной загнутой петлей под домкрат. Камни съели немолодую резину. Хотя избыточно хозяйственный работник шиномонтажки прибрал снятые покрышки, приговаривая, что его зять на такси будет долго еще на них ездить. По России путешествовать оказалось гораздо накладнее - на границе Тюменской и Омской областей – в памятных местах бесконечного ремонта камнями вынесло противотуманную фару и украсило лобовое стекло.
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #5

Сообщение zzzzzzz22 » 27 сен 2015, 12:52

Увлекательно!
А почему заправка в Наранбулаге бесполезна?
А турбаза на Хяргас-нууре работает? Есть контакты какие-нибудь?
zzzzzzz22
новичок
 
Сообщения: 23
Регистрация: 27.09.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 36
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #6

Сообщение Idiosinkrazia » 28 сен 2015, 11:14

Заправка не совсем бесполезна, поскольку она отпускает АИ-80 и ДТ, нам это могло пригодиться только в самом крайней случае - разбавить АИ-95 из канистры. Контактов турбазы нет.
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #7

Сообщение stas bat » 29 сен 2015, 19:04

Молодцы!
stas bat
новичок
 
Сообщения: 9
Регистрация: 09.02.2013
Город: Киров
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 48
Страны: 7
Пол: Мужской

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #8

Сообщение Мэргэн » 03 окт 2015, 16:25

Хороший отчёт.
На фото смотрю монголов, а автор всё пишет "китайские туристы". Ну понимаю такая манера выразиться.
В Завхан аймаке самые красивые места Монголии, автор ездил по северной части, поэтому у него такие слова "унилые "
"...Почему не дернуть джипом? Законный вопрос. Думаю, виной тому нищая психология, согласно которой железо стоит дороже человека..." Ошибаетесь друг. Скорее так нужно было, поэтому они так поступили. Может быть та бабуля умнее нас с Вами.
На счёт "орд профессиональных нищих". Я побывал в 20 аймаках из 21. Ни разу не встречал ниших попрашайк, бегаюших навстречу к автомобилю. Может в Баян-Өлгий такое может быть, где живут этнические казахи. Где я небывал.
В целом отзыв хорошый.
Мэргэн
новичок
 
Сообщения: 23
Регистрация: 30.07.2012
Город: Улаанбаатар, Монголия
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 61
Пол: Мужской

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #9

Сообщение RomanKHV » 04 окт 2015, 11:58

Фотки огонь по остальному уж во многом не соглашусь, например
Айраг вкусен и легок и лайтовая версия вода а не напиток. Всем рекомендую брать и пить. 4000 за полуторку того стоит тем паче полезен до безобразия
мясо в УБ во многих магазинах. в провинции преимущественно на рынке, баранина 230 р (у вас что то с ценами видимо нолик пропустили)
..от себя значит вниз, на себя значит вверх..
Аватара пользователя
RomanKHV
полноправный участник
 
Сообщения: 287
Регистрация: 12.04.2005
Город: Хабаровск
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #10

Сообщение Сэлэнгэ » 05 окт 2015, 21:04

Согласна с Мэргэн
Сэлэнгэ
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 03.10.2015
Город: Улан-Батор
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 65
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #11

Сообщение RomanKHV » 06 окт 2015, 03:07

Мэргэн писал(а) 03 окт 2015, 16:25:Я побывал в 20 аймаках из 21. Ни разу не встречал ниших попрашайк, бегаюших навстречу к автомобилю. Может в Баян-Өлгий такое может быть, где живут этнические казахи. Где я небывал.

у меня скромнее география но нищих видел, попрошаек нет.
..от себя значит вниз, на себя значит вверх..
Аватара пользователя
RomanKHV
полноправный участник
 
Сообщения: 287
Регистрация: 12.04.2005
Город: Хабаровск
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #12

Сообщение Idiosinkrazia » 06 окт 2015, 06:56

Попрощайничество - не этнический признак, а обстоятельство времени и места. Посетите приграничную территорию Уланбаш-Ташанта и полюбуйтесь, если фотографии вас не убеждают. Внимательнее надо читать, уважаемые форумчане, если уж решились на столь суетное времяпровождение!
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #13

Сообщение Spayn » 09 окт 2015, 18:25

Отчёт интересно написан, зачёт!
Столб пыли с другого берега принял очертания мотоцикла чужеземца

Ооо какой классный мотоцикл встретили, прям как мой

А не подскажите где можно взять путеводители по Монголии с координатами интересных мест?
Аватара пользователя
Spayn
участник
 
Сообщения: 95
Регистрация: 27.07.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 34
Страны: 20
Отчеты: 2

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #14

Сообщение Idiosinkrazia » 09 окт 2015, 18:55

Мы пользовались безальтернативным вариантом, ИМХО, Lonely Planet. С картами там никак, зато есть координаты достопримов. Не всегда точные - пару косяков мы нарыли. Наверняка, их там гораздо больше. Но хоть какая-то информация.
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #15

Сообщение borodad » 03 янв 2016, 04:55

С удовольствием прочитал!
А что слышно про асфальт по северной дороге через Тэс - Баянтэс - Цэцерлэг - Мурэн - Булган?
borodad
участник
 
Сообщения: 162
Регистрация: 14.04.2013
Город: Хабаровск
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 55
Страны: 50
Пол: Мужской

Сообщение: #16

Сообщение Idiosinkrazia » 03 янв 2016, 09:04

Не могу ничего сказать. Видимо, надо там проехать...
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #17

Сообщение Мэргэн » 04 янв 2016, 03:36

borodad писал(а) 03 янв 2016, 04:55:С удовольствием прочитал!
А что слышно про асфальт по северной дороге через Тэс - Баянтэс - Цэцерлэг - Мурэн - Булган?

По северней дороге /Тэс-Баянтэс-Тосонцэнгэл/ скорее асфальта не будет. Маршрут изменили. Увс-Наранбулаг-Хяргас нуур, Тосонцэнгэл.
С Мурена через Булган до Улаанбаатара асфальт.
Мэргэн
новичок
 
Сообщения: 23
Регистрация: 30.07.2012
Город: Улаанбаатар, Монголия
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 61
Пол: Мужской

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #18

Сообщение borodad » 04 янв 2016, 05:06

Мэргэн писал(а) 04 янв 2016, 03:36:По северней дороге /Тэс-Баянтэс-Тосонцэнгэл/ скорее асфальта не будет. Маршрут изменили. Увс-Наранбулаг-Хяргас нуур, Тосонцэнгэл.
С Мурена через Булган до Улаанбаатара асфальт.

Спасибо!
Маршрут изменили дорожные строители?
Я планирую проехать по Монголии на тяжелом мотоцикле в одиночку. Если в броде упаду, то один его не подниму.
Может быть отложить маршрут Ташанта - УБ - Кяхта до того, как проложат асфальт и ограничиться Кяхта - УБ - Кяхта?
borodad
участник
 
Сообщения: 162
Регистрация: 14.04.2013
Город: Хабаровск
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 55
Страны: 50
Пол: Мужской

Сообщение: #19

Сообщение Idiosinkrazia » 04 янв 2016, 08:32

Последний вариант не рекомендую рассматривать. Этот участок самый унылый, должных впечатлений от Монголии не получите
Аватара пользователя
Idiosinkrazia
новичок
 
Сообщения: 37
Регистрация: 02.06.2012
Город: Ханты-Мансийск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 53
Страны: 34
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: 2500 км по Монголии на седане, или моток нервов неопределенной длины

Сообщение: #20

Сообщение Мэргэн » 04 янв 2016, 09:30

borodad писал(а) 04 янв 2016, 05:06:
Мэргэн писал(а) 04 янв 2016, 03:36:По северней дороге /Тэс-Баянтэс-Тосонцэнгэл/ скорее асфальта не будет. Маршрут изменили. Увс-Наранбулаг-Хяргас нуур, Тосонцэнгэл.
С Мурена через Булган до Улаанбаатара асфальт.

Спасибо!
Маршрут изменили дорожные строители?
Я планирую проехать по Монголии на тяжелом мотоцикле в одиночку. Если в броде упаду, то один его не подниму.
Может быть отложить маршрут Ташанта - УБ - Кяхта до того, как проложат асфальт и ограничиться Кяхта - УБ - Кяхта?

Маршрут изменили правительством.В последние 3 года быстрыми темпами начали строить дорогу. Но неуспеваем к 2017 году как планировали соединить аймачные центры с Улаанбаатаром.
Если найдете нужные дороги то можно доехать до Улаанбаатара без единого брода. Для этого нужны знания монгольского языка. Местные скажут каким путем нужно ехать. Порой в некоторых случаех совсем ненужны карты и GPS.
Мэргэн
новичок
 
Сообщения: 23
Регистрация: 30.07.2012
Город: Улаанбаатар, Монголия
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 61
Пол: Мужской




Список форумовАЗИЯ форумМОНГОЛИЯ форумМонголия отзывы, путешествие в Монголию



Включить мобильный стиль