Экстремальность путешествия заключалась в несоответствии типа автомобиля «покрытию» монгольских дорог, наивности российского навыка чтения дорожных атласов и географических карт, а также в чисто лингвистической путанице – понимании термина «трасса», украшенного буквенным обозначением. В связи с указанными обстоятельствами периодически возникали ситуации с заламыванием рук и истерическим вскрикиванием: «Мы здесь останемся навсегда!!!» приблизительно в таком виде:
Благо отполировать, убрав лишнее, всегда есть кому.
Работы у этих волонтеров много, поскольку павших животных в Монголии никому в голову не приходит убирать. Отсюда, возможно, и угрожающие запреты таможни на вывоз продуктов «в связи с неблагоприятной эпизоотической ситуацией».
Наше транспортное средство. Объект массового любопытства - осиновые палки на крыше - для оперативного создания в степи временных укрытий от солнца или дождя. Еще их можно в критической ситуации под колеса подкладывать.
Один из вариантов применения снаряжения
ЧАСТЬ 1. АСФАЛЬТИРОВАННАЯ
25 июля. Переход границы в Кяхте.
Российская окраина
Въезд с российской стороны встречает парадоксом – двумя дорожными знаками: кирпич в сочетании со стрелкой-указателем на встречную полосу. Нарушив ПДД, и таким образом попав за шлагбаум, понимаешь, что лучше уж такие указатели, чем их полное отсутствие. Щит с инструкцией на въезде не в счет – это исключительно для того, чтобы свести с ума (если его вообще кто-нибудь замечает или хуже того - разглядывает).
Никто ничего не объясняет: каким маршрутом следовать, в какую дверь ломиться. На регистрацию автотранспорта выстроилась огромная толпа орущих монголов, меня погранец демонстративно вызвал без очереди. Монголы не ропщут, то ли привыкши, то ли запасов русских слов не хватает возразить. Главное при переходе границы – везде проявлять исключительную прыткость и верткость. Только зевнешь, монголы резко вклинятся, и ты снова в конце очереди.
На монгольской стороне бардак еще больший, чтобы что-то понять, надо двигаться с общей скоростью, зажав в кулаке какие-то бумажки. Не заметишь, куда свернула монгольская спина, все – цепочка последовательных действий нарушена. Миновав дезбарьер, наполненный мутной жидкостью, а не аргалом (навозом), как на российской стороне в Ташанте, отдав за купание 70 рублей, надо резво выпрыгнуть из-за руля и бежать в обратную сторону к ларьку с окном выдачи очередного важного квитка. Постичь такую последовательность действий возможно только эмпирически, нам подсказал обиженный монгол, которому я не позволила нагло влезть в очередь на российской стороне. На монгольской территории он пронесся мимо, вылезши из-за руля в окно по пояс, позой и мимикой символизируя средний палец руки с победным криком: «Бу-маж-ка!» и указанием на ларек.
Потом следует еще масса проверок с зеркальной точностью выборочности отношения служивых к гражданам РФ и Монгол Улс: с каким бы головокружительным пейсом ты не вклинивался в косяк монгольской публики, в очереди будешь неизменно последним.
После обязательных процедур начинаются необязательные, но неизбежные: сомнительный транспортный налог – 350 рублей, потом хлопок шлагбаумом перед носом – без страховки никак нельзя – еще 1500 рублей. Все монголы, пересекавшие границу вслед за нами, давно скрылись в пыли родины, когда мы, изнуренные борьбой и обобранные, вывалились за последний барьер. Сначала был наскок менял (курс выгодный), а потом открылся шикарный вид и ворвался сопровождающий его запах – аутентичный знак Монголии, впоследствии пропитавший автомобиль, вещи, всю одежду и по ощущениям даже кожу.
Сил хватило отползти от границы на 17 км и упасть на ночлег в палатке среди саксаулов и саранчи.
26 июля. ТУВЕ АЙМАК*. Аймак (аймаг) – административная единица типа области. Каждый аймак делится на районы – сомоны (по-монгольски сум).
Среди отзывов в интернете наблюдались ремарки по поводу автомобильной страховки, о ее абсолютной ненужности. Не могу полностью с этим согласиться. Есть две правды: по прямому назначению так называемый документ, безусловно, ничем вам не поможет. Это первая. Правда вторая - он очень требуется для прокорма местных мздоимцев, одним - которые тебе его насильно всучают, треснув шлагбаумом, вторым - которые рвутся его проверить. Да-да, мы имели встречу и краткую беседу с дорожным полицейским, которому по привычке пытались подсунуть водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, но он знал только одно русское слово, которое и выговорил по слогам, барским жестом отклонив протянутые документы: «Стра-хов-ка!». И глаза предательски блеснули. Сей облом состоялся на въезде в Дархан.
Езда по асфальтированным и условно асфальтированным дорогам Монголии сопровождается и вполне официальными поборами - мелким, но регулярно неприятным пощипыванием.
В тот же день мы достигли Улаанбаатара, а поскольку неожиданно было (о чудо!) воскресенье, то мы как-то относительно беспрепятственно колесили по городу в поисках забронированного отеля (безбашенные столичные водители, видимо, массово отдыхали от будничного хамства на дорогах). Hostel Danista Normads обеспечил горячим в неопределенные часы душем, койкой и завтраком - 72 доллара за 3 ночи (рекомендуется). Найти по координатам довольно просто, находится в центре, пешком от дацана Гандан, ориентиром является отличный магазин продукции белорусской фабрики «Коммунарка».
Однако пробраться к хостелу нелегко. Переулки организованы малопонятным образом, заканчиваясь либо тупиком, либо котлованом, и все, что вы видите с центральной улицы, надежно достижимо только пешком. Но, ни боже мой, после дождя! Мы как раз попали в период ежедневного выпадения осадков и массового преображения столичных жителей, которые, не испытывая когнитивного диссонанса, комбинируют городской костюм с сапогами резиновыми или кожаными для верховой езды и дорогими автомобилями.
27-28 июля. Проживание в Улаанбаатаре традиционно сопровождалось посещением буддийского монастыря Гандантекчинлинг (Гандан). Вход на территорию дацана стоит 4000 тугриков. За фотографирование в храме Мижид Жанрайсиг требуется заплатить отдельно. Организм отказался расстаться с деньгами за возможность запечатлеть Авалокитешвару Великомилосердного. Благо на территории есть не менее замечательные бесплатные объекты для этого увлекательного занятия.
При входе в храмовый комплекс посетителей встречает намалеванный перечеркнутый красной чертой образ голубя, и, судя по склоненной голове, уже в состоянии тушки, с повествованием (я так думаю) на монгольском про хламидиоз, сальмонеллез, аризоноз, колибациллез, энцефалит и туберкулез птиц, которые он успел распространить при жизни. Это ничуть не препятствует процветанию традиционного бизнеса торговли кормом и оголтелому массовому кормлению источников заразы.
Полезную в путешествии карту или атлас можно купить в магазине при Министерстве картографии, а можно так себя не мучать и совместить ее обретение с покупкой сувениров в местном ГУМе, на котором написано State department store. На пятом этаже там шикарный сувенирный отдел с огромным количеством относительно полезных и вовсе бесполезных вещей, концентрация которых позволяет уйти не с пустыми руками. А географические карты в ГУМе даже дешевле, и опять же выбор шире. Впоследствии оказалось, что это один из немногих магазинов, а может единственный, где можно купить охлажденное мясо. Стоимость 1 кг баранины – около 30 руб., говядины – 70 руб. В провинции мясо приобрести можно только в наисвежайшем виде – в шкуре и с копытами.
Еще одна крайне бесполезная в Монголии вещь – это прогноз погоды: можно любоваться на сайте в режиме текущего времени в Улаанбаатаре значком «ясно» под грохот проливного дождя за окном. Зато непогода уберегла нас от столкновения с заколоченными дверями Музея естественной истории, поскольку дождь оставил время выяснить, что более 12 тысяч экспонатов, в том числе останки динозавров и их окаменeлые яйца, чучела редких млекопитающих, а также полноразмерный 3-х метровый скелет тираннозавра, фотографировать которого посетителям запрещено, до 2017 года не увидит никто.
Ночной Улан-Батор из окна номера
29-31 июля. В 5 утра с содроганием от предвкушения встречи со столичными автолюбителями выбрались из города и взяли курс на Цонжин-Болдог к конной статуе Чингисхана.
Столь раннее выбытие из хостела было верным во всех отношениях: раннее утро дает возможность фотографировать статую в выгодном освещении и опередить автобус с китайскими пионерами.
Как и во всех прочих попсовых местах, на территории комплекса организована платная съемка с замученной птицей.
Фотографической лихорадке и изобретательности китайских туристов нет предела
Голова коня Чингисхана вмещает смотровую площадку и открывает потрясающие виды, которые еще не успели испортить запланированные «двести туристических юрт, составляющих обширный тематический парк, разделённый на шесть секций, посвящённых монгольскому быту XIII века, поле для гольфа, искусственное озеро и театр на открытом воздухе».
Конные статуи на воротах
Когда в этом чудесном месте стало совсем тесно, мы взяли курс на Горхи-Тэрэлж — национальный парк Монголии в 55 километрах к северо-востоку от Улаанбаатара.
Дорога, проходящая через нацпарк до деревни Тэрэлж свежеасфальтированная, но любая попытка свернуть, в том числе к известной каменной черепахе – означает съезд на гребенку (выбитая колесами пыль превращает каменистую почву в подобие стиральной доски – наименее приятный вариант «дорожного покрытия»).
«Черепаха»
«Гребенка»
Вокруг черепаховых камней кипит торговля настоящим и поддельным антиквариатом.
Масса хорошо узнаваемых объектов предлагается вниманию покупателей.
Парк каменных чучел динозавров пришел в запустение, идея организации турбазы или чего-то вроде того, похоже, заглохла, на воротах сидит мужик и трясет по 500 тугров с посетителя за желание спотыкаться непосредственно вблизи изваяний. Хотя из-за забора их чудесно видно, и при наличии относительно приличной техники получаются отличные фото.
Как обычно пишется в Lonely Planet о самых живописных, удобных и близких к воде территориях Монголии, «лучшие места заняты гэрами» - справедливо и для Горхи-Тэрэлж.
Адрес кочевника
Арат (кочевник) на фоне жилища и санузла
Найти место для стоянки с палаткой все же можно - на берегу реки Туул гол, недалеко от въезда в национальный парк, несмотря на высокую популярность речной долины, как места неорганизованного отдыха местных городских жителей.
В погоне за легендой о хариусе
31 июля. Уютный берег Туул гол долго не хотел отпускать ленивцев, но утром мы все же решительно выдвинулись в сторону Хархорина (по крайней мере, мы так наивно полагали). Умеренно информативная карта Улан-Батора обеспечила полтора часа кругового блуждания по пыльным закоулкам в поисках выезда из города. Дорожных указателей ни в столице, ни в стране, можно сказать, практически нет. Большое чудо на что-то такое наткнутся, хотя не факт, что оно тебе пригодится. Примеры подобных вариантов.
В тот день до Хархорина мы так и не добрались. К вечеру пейзаж за окном сделался уныло степным, разбавляемым огромными стадами (табунами, отарами и смешанными сообществами) сельскохозяйственных животных. Быстро и мрачно надвигалось время ночлега с перспективой ночевки в открытой степи. Тяжко вздыхая, свернули с дороги в 165 км от Улан-Батора.
Эта ночевка научила нас двум полезным вещам: первое - не верить не только прогнозам погоды, но и собственным ощущениям метеопараметров, второе – всегда привязывать палатку к автомобилю. Не успели мы расположиться, как кто-то могучий и зловредный дернул занавес, и мгновенно ясно солнышко сменилось чем-то темным и смерчеподобным. Палатка, сложившись вдвое, прощально взмахнула полой (или что там у нее), и понеслась наперегонки с остальной хозяйственно полезной утварью вниз по склону, который первоначально казался небольшим. И не думайте, что после этого хлынул дождь! Вновь стало тихо и жарко.
01 августа. УВЕРХАНГАЙ АЙМАК. Дорога асфальтированная, хотя и изрядно убитая. Через 17 км за Рашаантом открылись чудесные виды территории национального парка Хугне-Тарна - живописные пески, для сопротивления которым в непосредственной близости расположился Научно-исследовательский институт по борьбе с опустыниванием.
Развлечения там немудреные типа катания на верблюдах и лошадях, но конкуренция жесткая. При виде притормаживающей машины с иностранцами вся эта огромная толпа предлагающих услуги сорвалась с места парковки у мусорных баков. Полюбоваться подольше дивным зрелищем и узнать, кто победил в скачке верблюдов, к сожалению, не удалось, надо было срочно спасаться.
Достигли Хархорина — города на севере аймака Уверхангай, рядом с которым находятся руины древней столицы Монгольской империи Каракорума.
Там мы направились к центральному монастырю Монголии Эрдэни-Дзу, практически превращенному в музей, хотя слегка действующему.
Ограждение монастыря составляют 108 ступ (священное для буддистов число). Тропинка вдоль наружной стены вытоптана молящимися, которые обходят ограждение, припадая к каждой ступе.
]
Роскошное внутреннее убранство гэрокофейни
Наткнувшись в путеводителе на точные географические координаты и описание достопримечательности под названием phallic rock – каменного фаллоса, указывающего на маленькую долину, романтично названную вагинальным склоном, мы решили полюбоваться этой композицией. Несмотря на усердие GPS, в Монголии всегда показывающего кратчайший путь по прямой, поиск сомнительной достопримечательности занял изрядное количество времени. Подключение бинокля процесс ускорило.
А потом обнаружился и указатель (если кто разумеет по-монгольски), а также специально организованная парковка для желающих приобщиться.
По легенде камень установлен в попытке умерить сексуальную резвость монахов (цит. Lonely Planet). Осмотр уникального объекта механизма действия на потенцию монахов не прояснил, зато склеенными трещинами выявил необычайную популярность изваяния у местного населения. Даже металлическая оградка не сдерживает попыток прильнуть к нему с какими-то мистическими надеждами (впоследствии отраженные на фото всем составом набились внутрь ограждения).
Миновав Хархорин, взяли направление на Цэцэрлэг и пересекли границу АРХАНГАЙ АЙМАКА. К вечеру возникла ставшая привычной забота о ночлеге. Заметив на карте в районе сомона Цэнхэра рукава реки Урд Тамир гол, решили тянуть до этой точки.
Впрочем, делалось это без особой надежды, проезжаемые досель реки имели подтопленные заболоченные берега, кроме того, интенсивно осваивались скотом, что притягательности им не добавляло. И! О, чудо! Свернув с дороги, миновав постройки и форсировав небольшую речушку, мы попали в тополиную рощу. Перестойный лес без подлеска и, как в большинстве районов Монголии, с коротко стриженной травой в результате интенсивного выпаса.
То, что мы вытянули счастливый билет, обиженно подтвердили прикатившие на УАЗе земляки - члены какой-то экспедиции. Водитель-монгол запланировал их ночлег именно на том месте, где оказался наш рояль в кустах.
Законные обитатели побережья Урд Тамир гол
Свет луны
03 августа. Наутро перед отъездом около палатки обнаружились розовые пятна, которых 2 дня назад точно не было. Зацвел клевер! Мы, того не подозревая, оберегали несчастные растения от объедания, что дало немедленные результаты. При немыслимых количествах скотины им очень редко представляется шанс завершить жизненный цикл – отцвести и дать плоды.
И снова дорога, и то, что обычно можно увидеть из окна автомобиля…
Любой асфальтированной дороге сопутствуют ее степные прообразы, и судя по стойкости их существования, они по-прежнему в активном пользовании.
Самые крупные объекты на монгольских дорогах – это «поезда-шерстовозы», грузят их так, чтобы высота максимально приближалась к длине.
Маршрут «шерстовоза», задавшись целью, легко отследить по оставляемым всюду следам. Собранного сырья, если не на бесплатное пальтишко, то на теплые носочки точно хватит.
Самым массовым объектом вдоль и поперек монгольских дорог является крупный и мелкий, рогатый и не рогатый скот.
Отара
Достаточно регулярными объектами являются придорожные островки сервиса, которые концентрируют едальни с разным уровнем обслуживания и выбором блюд - Цайны газар, Зоогийн газар. Дугуй засвар – шиномонтаж. Хунсний дэлгуур – магазин. Как правило, с именами собственными заведений здесь никто не заморачивается. Магазин – это просто магазин, причем с таким же набором товаров, что у соседа в пяти метрах отсюда.
Правильно расставленные приоритеты – спутниковая тарелка нужнее водопровода
Отсутствие холодильников способствует приготовлению мясных блюд (а других и не бывает) из свежих продуктов, в которые на заднем дворе оперативно превращаются бараны и прочая живность. Этим обусловлено неусыпное пристальное внимание хищников, массовость которых в таких местах превышает воробьиную.
Редкий придорожный объект
На карте атласа 2013 года выпуска дорога А0603 обозначена как асфальтированная до Чулуута, по состоянию дел на текущий момент отмечен незначительный эффект дорожностроительных усилий в виде дополнительных 35 км. Асфальт заканчивается, не доезжая Тариата, за мостом через Суман гол.
ИТОГО: около 1000 км запланированного маршрута нам удалось проехать по дорожному покрытию, соответствующему шоссейной резине.