3 дня в Монголии. Хроника.

Путешествие в Монголию, отзывы о Монголии, отдых и рыбалка в Монголии, Монголия фото

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Поиск и бронирование отелей, апартаментов в мире: Бронирование отелей по выгодной цене и без предоплаты Лучшие предложения с отзывами туристов, круглосуточная русскоязычная поддержка, гибкий настраиваемый поиск вариантов с возможностью сортировки по заданным параметрам (цена, оценка, местоположение), "умные" и "горящие" предложения каждый день
Собираетесь путешествовать на арендованном авто? : Поиск и бронирование автомобилей в Rent Car агентствах по выгодной цене Лучшие предложения от Rent Car компаний, горящие предложения, хорошие скидки, возможность взять в одном месте, а сдать в другом, различные виды страхования.
Ищите дешёвые авиабилеты? : Поиск и покупка авиабилетов по самым низким ценам
Расчет и оформление страхового полиса онлайн Расчет и оформление страхового полиса для подачи документов на Шенгенскую визу. Расчет и оформление страхового полиса для горнолыжников, альпинистов, дайверов, спортивные страховки, страховки экстремального туризма...

3 дня в Монголии. Хроника.

Сообщение: #1

Сообщение Mishvel » 17 ноя 2015, 13:29

Доброго дня!
В прошлом году сделали небольшой велопоход вокруг Хубсугула.
Пока возвращались поездом, набросал воспоминания о наиболее запомнившихся днях, которые и предлагаю вашему вниманию.
А все фотографии, при желании, можно увидеть здесь: https://picasaweb.google.com/1102242541 ... redirect=1
Последний раз редактировалось Mishvel 17 ноя 2015, 13:38, всего редактировалось 1 раз.
Mishvel
участник
 
Сообщения: 80
Регистрация: 21.12.2013
Город: Тольятти
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 50
Страны: 42
Отчеты: 5
Пол: Мужской
Монголия рассказы

Re: 3 дня в Монголии. Хроника.

Сообщение: #2

Сообщение Mishvel » 17 ноя 2015, 13:33

День первый

Дождь, снова дождь… Нет-нет, в Монголии он нас до этого не слишком доставал, всё было вполне в рамках приличия. «Снова» - просто и в этом походе не обошлось гладко: вот уже 36 часов подряд льёт, почти не переставая. Сам-то по себе дождь особо не страшен, иммунитет уже выработан, надо только переключить внутри себя тумблер на положение «делать нечего – терпи». Но есть одно обстоятельство. Дорога. Монгольская. Если в Норвегии наш маршрут был на 95% асфальтовым и можно было спокойно ехать при любой погоде, то здесь всё с точностью до наоборот. Прибавим к этому тот факт, что и в сухом виде монгольская дорога представляет собой сложнопроезжаемую полосу препятствий, и получим полный набор ужасов велотуриста.

Но переключаем тумблер, сворачиваем вдвое потяжелевшую от воды палатку, и седлам велосипеды. О-па, а стоит ли ехать в седле? Скорость получается 7-8 км/ч, а сил для ее создания уходит немало. Но время терять нельзя, крутим. Дорога идет меж гор, по лугам и болотам. Здесь еще нормально, нет камней, и можно выбрать идущую рядом укатанную колею в траве, чтоб не по грязи. Но трава тормозит, особенно когда попадается подболоченный участок. В дождевике упреваешь, без него промокаешь. Встречный ветер добавляет «радостей».

Снова броды, и уже лень доставать сандалии; идём босыми ногами по камням, терпя боль и холод. Это типа самообмана – разуваться для брода, ведь туфли и носки сухими не назовёшь. Цепь стонет от песка и грязи, заставляю себя провести ТО. Комары помогают сделать это быстрее.

Местность становится более болотистой, и все параллельные следы сходятся в одну дорогу, которую строили еще советские строители. На болото настилаются брёвна поперек движения, засыпаются камнями с грунтом, из бревен же делаются борта. Этакий жёлоб получается. Машины выдавили колею, в ней стоят большие грязные лужи, в которые страшно въезжать – вдруг там глубокая яма или крупный камень? Посередине ехать сложно – скользко и те же камни. Обочины как таковой нет, есть узкая полоса между колеей и бортиком, но она ко всему прочему имеет еще и наклон вовнутрь – колеса соскальзывают вниз, легко завалиться при этом набок. Пробуем ехать и там и там, непонятно какое же из этих зол меньшее. Если боковая полоска попадается более-менее горизонтальная - рулим на неё и держим внешнюю ногу не встёгнутой на случай соскальзывания. Скорость езды всё та же – не более 7 км/ч., а с учетом частого спешивания, обходов огромных луж и разбитых мостиков, движение медленнее. От этих камней и кочек получается сильный кишкотряс, велосипед трясётся и подпрыгивает, колеса соскальзывают с камней, на багажнике постоянное «бах-бах» от груза, не треснул бы. Появилась боль в спине между лопатками – это от напряженной хватки за руль и непрерывного лавирования между камнями.

Когда лопается терпение от такой «езды», сходим с «дороги» и тащим коней рядом по траве и колдобинам. Не уследил, ступил мимо кочки, нога погружается в холодную болотную воду. Ну и ладно, теперь можно идти, не выбирая пути посуше. Нет, по болоту не легче, вертаем обратно в грязь.

Доползли до начала подъёма на один из множества предстоящих еще перевалов, появился лес. Ветра меньше, комаров больше, но терпимо. Снимаем дождевики – теперь точно от них больше вреда, чем пользы. С трудом тащу свой велос в гору метров по 10, с остановками, ноги пробуксовывают по скользкой грязи, не позволяя оттолкнуться. Протащив часть пути свой, спускаюсь, забираю вел у Марины. Вот мы наверху, предстоит спуск. Казалось бы – радость, ускорение движения. Но нет. Удалось проехать метров 30, пока было горизонтально, на уклоне скользкая жижа и сеть пересекающихся колей. Ни проехать, ни пройти. Пытаемся идти рядом по траве, но в ней рытвины, камни, ветки. Какой-то участок показался всё же пригодным для езды, сажусь, скрежещу тормозами. Колесо утыкается в камень, резкая остановка, не успеваю выстегнуться из-за заевших в грязи педалей и шлепаюсь всем боком в грязюку, причем в яму, так что велос оказывается выше меня. Чёрт, зол на самого себя, не надо было обманываться, что верхом лучше.

У нас было 2 карты по Монголии, разного масштаба. На каждой был указан альтернативный путь на 29 км в средней части восточного побережья Хубсугула. Основная дорога уходит в леса, а у нас по плану маршрут по береговой. Причем обе дороги показаны одинаковыми штрихами, стало быть, проезжабельно. Убиваем сразу 2-х зайцев: та дорога наверняка не такая разбитая и плюс виды красивые будут. Дотянули до нужной развилки, встали на берегу озера. Приятная грунтовка уходит в гору, завтра по ней.

3 дня в Монголии. Хроника.

3 дня в Монголии. Хроника.

День второй

Дождь. Но вроде проясняется. Приехали иркутские ребята на внедорожнике, будут ждать, пока дорога подсохнет – даже у них не получается нормально ехать! Начинаем свой путь по берегу в соответствии с картами, въезжаем по хорошей дорожке в лес, и… слезаем с велосипедов. Камни. Большие и коварные. Они прячутся в густой траве и норовят тебя сбросить с коня, ударив в колесо или педаль. Чёрт! Идём пехом несколько сот метров, каменюк стало вроде меньше, но ехать никак – кишкотряс жуткий. Останавливаемся и смотрим друг на друга. В глазах вопрос. Что делать? По главной мы ехать не можем. По этой – тоже. Но здесь хоть красотой налюбуемся, и к моменту возвращения на основную та просохнет, вот уже и солнце показалось. Пошли вперед. Но вдруг колея в траве поворачивает влево, а нам туда совсем не надо. Снова вопрос. Проскакивает мысль вернуться к иркутянам и попроситься к ним на борт, благо едут в ту же сторону. Но нет, у них и места явно не хватит. Берём азимут по компасу и – по полю, по густой траве, безо всякой дороги. В надежде на то, что вот под той горой впереди вдруг будет дорожка.

А вокруг - лепота! Тучи ушли, природа благоухает после дождя, журавли пешком ходят. Такие прекрасные в небе, они нелепо смотрятся на земле – эдакие серые ходячие мешки. Нам улыбается удача – откуда-то появляется автомобильный след в траве, идущий в нужном направлении. Даже получается ехать по нему! Но потом снова огорчение, он уходит в сторону той грязной дороги, причём на картах этого нет. Снова думы - куда нам лучше? Последний шанс передумать идти этим путём. Но решаем упрямо двигаться всё же по желаемому маршруту и вновь находится дорожка, без камней, но травяная. Ехать тяжеловато, но мы упорно крутим 1:2.

Приехали на заливчик, где была запланирована полуднёвка, варим чай. Из графика уже выбились благодаря вчерашнему дню, поэтому не до стоянки здесь. Зато всё просушили на солнце, и я убедился, что выбрал правильное место, разглядывая карту ещё дома. Здесь невероятно красиво – прекрасный Хубсугул с бирюзовой водой, горы на противоположном берегу и остров с длинным названием, последнее слово в котором [***]с, на переднем плане. А главное – ни души! Ведь мы и уезжаем в походы от людей прочь, на лоно природы.

Как бы ни было здесь хорошо, надо ехать дальше. Грунтовка стала менее езженой. Перевальчик, дорожка спускается к озеру и… исчезает. Сколько раз меня такое удивляло – постепенное «растворение» лесных дорог! Не взлетают же машины дальше?! И следов разворота никогда не видно... Выходим на гальку и идём вдоль воды. Не вариант, тяжело, колеса зарываются. Поднимаемся на берег – ура, есть тропинка, «человечья» или звериная - непонятно. Идём пешком по ней дальше, в голове смятение. Начинают попадаться поваленные поперёк деревья. Те, что потоньше, проходим сразу; на толстые применяем схему – Марина поднимает за руль, я за багажник, и переносим. Особо толстые даже вдвоем не удается форсировать за раз, приходится разворачивать велос параллельно бревну, сообща поднимать его и ставить сверху вдоль, потом снимать с другой стороны.

Дело к вечеру, решаем допилить до подножия ближайшей горы. Там долина ручейка, и если где-то рядом идет автослед, то он должен в этом месте вильнуть к озеру. Этим мы и обнадеживались. Добрались до горы, ищем место под палатку, и я обнаруживаю на земле поворотник от мотоцикла. Когда и где еще можно радоваться этому кусочку мусора, как не в нашей ситуации? Это означало одно – сюда можно приехать на мото, а это предполагает наличие хотя бы проезжаемой тропы, не перетаскивают же мотоцикл через деревья?! Но это завтра, а сегодня у нас – лучшее место стоянки во всей Монголии! Ко всем перечисленным ранее прелестям добавляется мягчайший мох под палаткой и красивый пляж из розового гранита! [***]с по-прежнему притягивает взгляд; здесь он немного с другого ракурса. Сознание того, что здесь не ступала нога человека (ну, кроме того мотоциклиста) создавало ощущение полного отрыва. На ночь не стали сцеплять велосипеды замком и забирать деньги с документами в палатку.

3 дня в Монголии. Хроника.

3 дня в Монголии. Хроника.

День третий

Как же неохота отсюда уходить! Но в то же время ощущение неопределенности собственной участи (выберемся? когда?) держит в напряжении, требует действий. Пошел налегке на разведку, сделал круг по долине, и… ничего не нашёл. Ровная, не тронутая колесами трава. Впереди 3 перевала и 13 км неизвестности до выхода на дорогу. Позади 16 км пройденного с трудом пути, повторять который в обратном направлении психологически невозможно, да и нет времени уже. Прикидываем, что пешком 13 км за день пройти возможно, договариваемся кричать «ура!» каждому новому километру на счетчике, и я обещаю поцеловать дорогу, как только мы на нее выберемся.

Выбираем траекторию поположе и тащим велы по очень крутому уклону. Странно, неужели дорога была здесь, как показано на карте? А может и не было ее никогда, и это тактический ход монгольских военных топографов? Пойдет противник в наступление по этому пути и встрянет здесь.

Еле поднялись наверх и уперлись в частокол леса. Походил туда-сюда – ничего. Ни-че-го. Не могу описать свои чувства в тот момент, какое-то опустошение. Выбрали, где лиственницы растут не так плотно друг к другу, пошли. Уперлись в обрыв. Назад, в сторону. Попадается очень слабая звериная тропа, но нам хоть что-то. Но у зверя ноги, и он легко перешагивает через высокие корни, камни, виляет меж деревьев по узким проходам, подныривает под наклоненные стволы. У нас же колёса, которые никак не хотят выезжать из очередной ямки, упершись в препятствие, руль, который цепляет рогами сучья и кусты, широкие «штаны» на багажнике, не позволяющие проходить там, где узко, и педали, порой очень больно бьющие по ногам.

Протащились кое-как первый километр от стоянки - «ура!» на весь лес. Тогда еще могли изображать радость… Впереди широкая впадина в горе, напрямую короче, но вниз-вверх, а в обход – нам каждая сотня метров дорога. Тут пришло понимание, что ситуация у нас серьезная. Надо менять тактику. Снимаем «штаны» с багажников, скручиваем педали, оставляем минимум воды во флягах. Лямки от «штанов» мы не взяли, но и вряд ли стали бы ими пользоваться - нести одновременно рюкзак и вел невозможно в таких условиях. Всегда старался избегать контакта со «штанами» – они жутко грязные внутри, в т.ч. от алюминия, но сейчас не до излишней чистоплотности. Взваливаю «штаны» себе на шею, так, что голова оказывается меж штанин, и начинаем челночить. Иду, под ноги смотрится с трудом, велотуфли скользят по камням, спотыкаюсь. Звериной тропки давно уж нет, выбираешь просто путь полегче, где поменьше завалов и поположе. Вдруг резкий стоп – «штаны» застряли меж наклонных деревьев. Присел, протиснулся. Взваливать на себя «штаны» лишний раз тяжело, старюсь пронести их подальше. Тратить силы на снимание не можется, просто опускаюсь на колени и наклоняюсь вперед – рюкзак съезжает с головы, шаркая по ушам. Теперь обратно, за следующим. Пока иду – отдыхаю. Марина в это время тащит велос. Хоть он и пустой, делать это не легко. Тут склон горы и приходится то терять высоту, то снова карабкаться вверх, ведь идти просто прямо невозможно. Взваливаю «штаны», вперед. Но где же я шел с первыми? Нет очевидно легкого пути, поэтому снова выбираю траекторию. Не могу найти, где оставил поклажу, значит надо делать переходы покороче. Свалил, снова обратно, за последним велосом. Непонятно что таскать легче – рюк или вел. Со «штанами» на голове вроде как удобней обходить препятствия, но ноги нагружаются сильно, дыхалка работает на пределе. С велом можно сделать паузу, перевести дух, но так порой встрянешь в камнях, что с трудом вытаскиваешь его за собой. «Штаны» - вел. Вел - «штаны». Туда – сюда. Несчетное количество раз. Вверх – вниз. Вниз – вверх. Когда забираю последнюю вещь, мысленно говорю «прощай» этому месту, я сюда больше не вернусь. Туда – сюда. Шаг за шагом. Метр за метром. Сил все меньше, а лес легче не становится. Спотыкаюсь, падаю, «штаны» улетают в сторону. Пусть пока там лежат, сейчас отдых – путь назад. Шаг за шагом. Вверх – вниз. Корни, камни, завалы, кусты, кочки. Меж кочек болото. Ноги промокли. Не обращаешь внимания. Лишь бы не натереть мозоли. Велотуфли никак не предназначены для такого. Пластиковая подошва соскальзывает с камней, не подвернуть бы ногу. У нас есть сандалии, но они еще хуже – распорешь ногу сразу. Метр за метром. Буквально выцарапываем их у пространства. Боже, как Марина такое выдерживает?! В этой хрупкой девушке небывалая сила духа! Даже для меня, походившего–поездившего, это самое тяжелое испытание за все годы. А я ругал Веломота тогда в Коста–Рике, что проложил маршрут по джунглям по конской тропе. Но там хоть челночить не надо было. А здесь еще добавляется психологический груз – неизвестно, что будет дальше.

Резко вверх (это земля резко, а мы еле заползли), и мы оказываемся на открытом пятачке – мысе, с которого открывается потрясающий вид на озеро. Еще бы – мы забрались на самую высокую гору на восточной береговой линии. Но восторг притупляется обессиленностью. Посмотрели на велокомп и карту. Я потерял дар речи – за 4 часа мы прошли 2 км! Отчаяние. Ясно, что сегодня уже не пройдем весь путь, и дело не только во времени. Просто не хватит физических сил. Мы попали в самую настоящую западню. Обратного пути уже нет, но и вперед идти страшно. Если в Исландии, в критической ситуации, за нами выехали спасатели на вездеходе, то здесь ждать помощи абсолютно неоткуда. Здесь нет спасателей, туристов, рыбаков. Здесь не ездят на машинах, на лодках, на лошадях. Здесь можно рассчитывать только на себя. И на удачу.

Подавленные, с тяжелым чувством, перекусываем орехами и, стиснув зубы, челночим дальше. Не оставляет в покое мысль – а может спуститься вниз и пытаться идти по берегу? Пусть также таскать, но хоть без завалов… Но вряд ли это возможно, гора слишком круто обрывается в воду.

Я уже настолько превратился в робота по переноске рюкзаков, что не заметил, как протащил на шее груз метров 50 по пологой звериной тропе. Ситуацию выправила Марина, предложив снова загрузить велы и катить их. Да, вроде получается. Хотя в нескольких местах все же снова пришлось таскать по частям, в целом идти стало легче. Но никто еще не отменил эти чертовы кочки с корнями и завалы. Звериные тропы порой разбегаются, сунешься по одной – хреново, разворачиваешься обратно и идешь по другой. Иногда идешь без велоса на разведку, иногда сначала освобождаешь путь, ломая ветки и отбрасывая бревна, что под силу. Снова вдвоем перетаскиваем велы через бревна, тупо идем по щиколотку в болотной воде, не пытаясь скакать по кочкам. Окончательно достали комары – одеваем шапки-сетки. Длинные перчатки одеты уже давно. Порой тропа упирается в очень густые кусты, и понятно, что низкие и узкие кабаны спокойно проходят сквозь, но мы выше и шире. Преодоление таких препятствий – отдельный аттракцион. Ветки настолько плотны, что не позволяют увидеть вытянутую руку; они с остервенением цепляют велос за рога, вынуждая вырывать его из этой хватки.

Постепенно спускаемся, лес становится реже. Вдруг выходим на большую песчаную низину. Какой контраст! Еще недавно был замшелый северный лес с болотами и черникой, пьянящий ароматом можжевельника, а теперь полупустыня. Песок позволяет убедиться, что мы идем именно по звериному пути. Следов человека совсем нет, только разные копыта–лапы. Разве мог я когда-то подумать, что буду радоваться, таща тяжеленный велос по песку и обливаясь потом? Всегда песок был омрачающим обстоятельством, но не здесь. Здесь он позволял стабильно двигаться вперед со скоростью 2-3 км/ч., а это было волшебно! Оглянувшись назад, посмотрев на наши велоследы, подумал, а было ли здесь такое раньше? Ведь по-хорошему, сюда никак не следует соваться с колесным другом. Вспомнился термин «велопервопроход». Возможно, это тот самый случай. Причем в буквальном понимании.

День близился к вечеру, солнце зависло над горами на противоположном берегу, сигнализируя нам, что осталось не так уж много времени, чтобы снова найти прекрасное место в этом нетронутом уголке первозданной природы, и успеть отдать свои изможденные тела ласковым волнам Хубсугула, согреваясь его, солнечным, мягким закатным теплом.

В этот день, за 8 часов активного движения, мы прошли 8,5 километров, что стало моим абсолютным минимальным рекордом.

Нам предстояло еще порядка 4 километров неизвестного пути через последнюю гору, переход болота по зыбкой подушке из плавающего на трясине мха, когда совсем не чувствуешь твердости почвы под ногами, и брод реки по пояс, под любопытными взглядами яков. Но это всё уже четвертый день.

P.S. А дорогу я поцеловал. Крепко. Она была прекрасна – длинная аллея с растущими по краям пушистыми лиственницами, которые создавали приятную тень на ее сухой и ровной, с редкими лужами, поверхности...

3 дня в Монголии. Хроника.

3 дня в Монголии. Хроника.
Mishvel
участник
 
Сообщения: 80
Регистрация: 21.12.2013
Город: Тольятти
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 11 раз.
Возраст: 50
Страны: 42
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Re: 3 дня в Монголии. Хроника.

Сообщение: #3

Сообщение V-Tashtaiskiy » 17 ноя 2015, 14:52

Спасибо за рассказ о монгольском "вело-camel trophy", было интересно прочесть и увидеть. Отличное приключение.
"..Нет дороге окончанья, есть зато ее итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог" (Ю.Визбор)
Жизнь прекрасна, если правильно подобрать антидепрессант.
Аватара пользователя
V-Tashtaiskiy
полноправный участник
 
Сообщения: 415
Регистрация: 04.04.2014
Город: Краснодар
Благодарил (а): 534 раз.
Поблагодарили: 82 раз.
Возраст: 60
Страны: 9
Отчеты: 10
Пол: Мужской




Список форумовАЗИЯ форумМОНГОЛИЯ форумМонголия отзывы, путешествие в Монголию



Включить мобильный стиль