Москва - Монголия по железной дороге
Монголия — Улан-Удэ автобусом
Улан-Удэ — Владивосток по железной дороге
Владивосток — Находка — Владивосток микроавтобусом
Владивосток — Москва авиа.
Схема путешествия внутри Монголии:
г.Сайншанд («ворота» в Восточную Гоби) поездом
Гора Желаний, Шамбала, Хамарын Хиид (монастырь) такси
Сайншанд — Уланбатор (столица) поездом
Из Уланбатора автомобилем в
Бага Газрын Чулуу (местность со скалами причудливых форм)
Цагаан Суврага (разноцветные горные породы)
Дэл Уул (множество петроглифов)
г.Даланзадгад («ворота» в Южную Гоби)
Ёлын Ам (живописное ущелье), Баян Заг (красные горные породы)
Хонгорын Элс (Поющие дюны)
г.Гучин Ус, Палу (группы петроглифов, могильники)
Тувхун Хиид (горный монастырь)
Цэнхэр Рашан (горячие источники)
Тайхар (оленные камни, могильники)
Цагаан Нуур (большое озеро, потухший вулкан)
Хархорин (исторический Каракорум), Эрдэнэ Зуу (монастырский комплекс)
Хустайн Нуруу (нац.парк)
Уланбатор
Путешествие втроём летом 2016.
Из представленного списка самое большое разочарование - парк Хустайн.
Не разочарование, но вполне можно было обойтись и не тратить целый день на Ёлын Ам (куда я изначально и не хотела) и Баян Заг. У кого будет мало времени, можете принять это к сведению.
Всего в автомобильном туре по Монголии со стартом из Уланбатора и возвращением в него же мы проехали почти 2700 км.
Изначально задумка была проехать по Транссибу до Владика с остановкой на несколько дней на Байкале и, возможно, в каких-то ещё городах по дороге. Обратно - самолётом, и билеты из Владивостока в Москву были нами куплены ещё зимой по нормальной цене, а всё остальное, что до отлёта, мы могли придумывать и компоновать как нам заблагорассудится.
Я начала читать информацию по этой теме в интернете и наткнулась на упоминания, что некоторые совмещают Байкал с Монголией — «по соседству» же. Почему бы и нам не заскочить? Покопалась в монгольской теме. На первый взгляд, действительно, надо быстро заскочить да и всё, смотреть особо нечего. Поначалу только Поющие дюны меня впечатлили. Дальше — больше. Откопала про петроглифы — древнейшие высеченные на камнях рисунки, а ещё про оленные камни, древние могильники... это же наша тема!!! А тамошняя Шамбала «зацепила» мужа. А уж если попали в страну, так надо и то и это и пятое-десятое посмотреть — раз всё равно здесь! В итоге уже стал вырисовываться маршрут по Монголии, и как-то сам собой отпал Байкал...Просто втискивать его в программу — уже перебор. Мы ведь на Владик возлагали какие-то очень большие надежды, боялись даже, что времени не хватит. В общем, была у нас высокая планка ожиданий по Владику. Поэтому даже Монголию кроили-перекраивали с задачей «как бы в меньшее количество дней вложить побольше». (И потом жалели! Можно было в Монголии ещё потусить!)
Дорожные впечатления
Самым удобным вариантом попадания в Монголию, совпадающим с нашей изначальной целью — проехать по Транссибу — явился поезд Москва - Улан-Батор - Пекин №0043. На нём мы сразу без дополнительных переездов попадали в монгольскую Шамбалу ))), вернее, к её воротам — городу Сайншанд. Выехав из Москвы в 23:45, на пятый день около 16ч местного времени мы ступили на сайншандскую землю.
Поскольку поезд международный, купить билеты можно только в международной кассе на вокзале (не на сайте), и это довольно долго — на троих нам оформляли минут 40. Кроме того, стоимость считается по курсу швейцарского франка на день покупки. На сайте РЖД можно посмотреть цены, но стоимость до промежуточной станции типа Саншанды там не увидеть — надо звонить в справочную, где озвучат примерную цену.
В поезде два класса вагонов: первый класс — имеются душевые кабинки, в купе по два места; второй класс — обычный привычный купейный вагон.
Итак, поезд Москва — Улан-Батор — Пекин.
Состав китайского формирования. Мы едем в вагоне 2го класса — это обычный купейник советского образца, вроде и не очень старый, не ушатанный, но и не современный: два туалета в разных концах вагона - не био, розетки с низким напряжением - не для зарядки телефонов. Таблички на китайском, в каждом купе приделан вентилятор над окном. Проводники во всём составе только мужчины. Один из наших «стюардов» пару слов мог сказать по-русски, пару слов по-английски.
Отправляемся с Ярославского вокзала почти в полночь. Вагон практически полный, из русских — только наша семья. Мы втроём в купе, и больше за всю дорогу к нам никто не подсел.
Удивления начались сразу как поезд тронулся — при раздаче постельного белья. Да ещё ладно, что его раздавали без какой-либо упаковки, но оно было серым, а наволочки с порванными швами и мятые, будто ими уже пользовались, хотя и более белые, чем остальной комплект. Пришлось на всякий случай их вывернуть наизнанку. Главное: нет полотенец! Когда стали расстилать постели, выяснилось - нет и привычных нам матрацев! Обивка полок не такая уж мягкая, а вместо матраца предлагается кусок одеяла, обрезанный и подшитый по размеру полки, но мягкости он не добавляет. Подушки очень жёсткие, почти не проминаются под головой.
Рассказываю про особенности китайского поезда дальше.
При посадке по Москве туалетной бумаги в туалетах уже не было. Потом как-то она появилась, но это счастье длились недолго — больше добавлять её проводники не заморачивались. В мыльнице болтался обмылок, который ездит, возможно, не первый рейс.
В титане кипяток есть постоянно, но как таковой сервис раздачи чая не предусмотрен. Служебка проводников часто стояла нараспашку, и стаканов нигде там не было заметно, а имевшаяся посуда была, видимо, для личного пользования проводников — к приготовлению еды они подходили основательно, пользовались печкой в котельном отделении, и нередко на весь вагон пахло жрачкой. В служебке, кстати, было весьма грязно.
В вагоне уборку тоже не проводили. Ковровые дорожки в купе и коридоре уже по Москве имели запылённый вид, а уж дальше-то стало ещё грязнее. Лишь однажды проводник прошёл с веником, но в купе он и не собирался подметать. Мы сидели с открытой дверью, и я попросила проводника подмести у нас, и он сделал такой жест, будто хотел дать веник мне! Я просто офигела.
Единственное, в чём заключался сервис в вагоне, - это регулярный вынос мусора на станциях. И ещё проводники при полной форме выходили на длинных стоянках. Вот такое обслуживание за немалую, в общем-то, стоимость билета.
И вот вопрос: это только нам такие ленивые и безответственные проводники попались, или это норма в международном (!) китайском поезде???
Китайские проводники и красивый герб на вагоне:
По итогу: если вам предстоит ехать этим поездом, обязательно имейте
-полотенце
-туалетную бумагу
-мыло
-посуду
-заварку
-комплект своего постельного (если сильно брезгуете).
Мы в таких условиях провели почти 5 суток. Вот когда начинаешь ценить сервис РЖД!)) Всё-таки полотенце у нас было своё (пришлось вот только рыться в рюкзаке, чтоб достать), мыло тоже, и посуда, и заварка — мы всё-таки были экипированы по специфике запланированного путешествия в режиме «поход», и поход наш начался прямо с поезда)). Бумаги туалетной добавили друзья, встретившие нас на одной из станций))).
С поездом до Наушек (граница) следуют два вагона РЖД — ресторан и пассажирский. Не знаю, есть ли у китайцев такое понятие как начальник поезда, но двое наших работников, мужчина и женщина (на бейджах у них значилось «Инструктор по безопасности), ехавшие в этой прицепке, в общем-то вполне выполняли функции начальника. На длительных стоянках они проходили вдоль всего состава, после посадки проверяли билеты и документы в вагонах, и подметал проводник в нашем вагоне именно после замечания, сделанного ему этими инструкторами)))
Но в общем и целом, дорога прошла ненапряжно.
Ключевые станции на маршруте (не совсем ночью и на которых можно выйти погулять):
1 день - Киров, Балезино, Пермь
2 день - рано утром Тюмень, Ишим, Барабинск, ближе к ночи Новосибирск
3 день — утром Красноярск, Иланская, Нижнеудинск (почти ночью)
4 день — Иркутск (здесь утро, по Москве 3й час ночи), Улан-Удэ
5 день — утром Улан Батор.
Почти нигде сейчас на станциях по этому маршруту не торгуют вразнос (бабушки с пирожками и т. п.), только, пожалуй, в Барабинске помню — там копчёную рыбу носят, да и другую еду. На перронах, как правило, стоят киоски с продуктами, где есть практически всё, вплоть до готовых порций.
В Иркутске вышло очень много пассажиров — видимо, на Байкал, и зашло много новых — видимо, с Байкала))). Эх, внутри России-то стоило людям ехать всё-таки на российских поездах — и дешевле и комфортней.
На Слюдянке очень хотелось увидеть местный беломраморный вокзал, но мы были на каком-то пути, откуда никак не видно, а стоянка всего 2 минуты. Потом поезд едет почти 2 часа вдоль Байкала (хотя первые виды озера открываются ещё до Слюдянки) — то прямо по берегу, то среди леса, проезжает интересные мосты через речки, бегущие в Байкал.
В Улан Удэ стоянка 45 минут, можно прогуляться на вокзал, тем более продуктовых киосков на перроне нет. Все делают вот такую фотографию:
Граница
На 4й день примерно в 15ч по Москве — граница в Наушках. Здесь уже темнеет, пассажирам ненадолго разрешают выйти на перрон, затем по вагонам проходит пограничный контроль. Стоянка 110 минут. Достать надо все вещи — из рундуков, «собачника», таможня выборочно просит открыть сумки-чемоданы-рюкзаки, также ещё осматривают купе, прося выйти из него. Штампы в паспорта ставят возле купе, не унося никуда документы. Кстати, поскольку мы были с сыном, у нас попросили свидетельство о рождении. Его с собой не было, но были российские паспорта, в которые у обоих родителей сын вписан - этого пограничникам хватило.
Через 30 минут — монгольская граница в Сухэбаторе. Вот она, распаханная граничная полоса между государствами, столб и колючая проволока...С монгольской стороны свет вагонных окон выхватывает из темноты солдат, стоящих вдоль пути через определённые промежутки и отдающих честь!
Таможня кое-что просит выборочно показать, нужно также заполнить декларацию и миграционную карту. Паспорта у всех собирают, уносят и возвращают потом со штампами. Пограничник, такой улыбающийся монгол, спрашивает по-русски: «Твой муж? Твой сын? Твой жена?»)) Бронь отеля никто не спрашивает, но в миграционной карте есть вопрос, где остановитесь в Монголии. По местному времени уже совсем ночь, разница с Москвой 6 часов (тогда как в Наушках 5).
Поутру мы в Улан-Баторе. Сегодня воскресенье, и приехав в Сайншанд, мы не сможем поменять местные деньги — банки закрыты. Поэтому невероятно удобно, что на уланбаторском вокзале работает пункт обмена. Здесь скопилась очередь, но двигается быстро. И как всё-таки приятно, что на тугрики можно обменять рубли - минуя фазу долларов! Стоянка 45 минут, и мы совершенно прекрасно успеваем обменять деньги 2 раза, потому что подумали и решили поменять больше))).
Вагоны не опустели, даже ещё была посадка — вероятно, все эти люди едут уже в Пекин.
После осмотра в окна пригородов Улан-Батора мы спим.
В Сайншанд прибыли примерно в 4 часа дня по-местному.
Последний взгляд на китайский поезд, служивший нам домом несколько дней
и первые шаги по сайншандской земле