Границу из северного Тайского города Чианг Конг прошли без проблем, переплыли Меконг – вот и Лаос, славный город Хуай Ксай или как то так. Заполняем необходимые бумажки, сдаем вместе с фото, просят подождать – через 10 минут взамен за 30 долларов выдают паспорта с Лаоской визой. Дальше нужно в следующее окошко сдать паспорта, где поставят штамп и оторвут часть иммиграционной карты. Тут же на пропускном пункте поменяли 200 $ на местную валюту, кипы. Один кип, наверное, вообще ничего не стоит, ибо за 200 вечнозеленых дали что-то около 1,8 млн кип. Вспомнили украинские купоны, да и денежная бумага похожа . С ценами запутались сразу. Пачка сигарет – 4000-7000 кип. Сосиска – 2000-5000… Много это или мало – вначале было сложно разобраться, потом пересчитали на тайские баты, оказалось, нужно нули отбросить и умножить на 4. Металлических монет в обороте нет.
« Ну, здравствуй, Лао, славный город Х.. Кусай! Давно мечтал познакомиться поближе, лично, так сказать! Говорят, что первое впечатление, как правило, бывает самым верным. Просто надо научиться ему доверять. А оно подметило: уж очень грязноват городок, даже по сравнению с Украинской глубинкой. Народ какой-то не особо приветливый. Да и цены на, отнюдь, на пищу богов, очень отличаются от Тайских и, как не странно, не в лучшую сторону.
И нет бы схватить рюкзак под мышку и быренько вернуться под опеку тайских погранцов, мол простите, камрады, не посчитайте за измену… Но нет! Наши не сдаются! Эпопея началась.»
До причала откуда отправляются слоуботы нужно ехать на тук-туке. Тукер попросил 80 ТНВ, договорились за 60ТНВ. Купили билет до Луанг Прабанга за 200000 кип каждый и сели в длинную лодку, которую здесь называют слоубоат. Отчалили только где то в 11-30. Муж успел даже поспать на палубе, пока собирали народ. Кроме деревянных лавок, которыми нас пугали, там оказались и вполне приличные мягкие кресла по типу автомобильных, которые мы тут же заняли. Бэкпекеров набилось почти под завязку, русскоговорящих, кроме нас было двое, и то с финскими паспортами. Лаосцев почти не было.
Сплав по Меконгу до Пакбенга и далее до Луанг Прабанга понравился, даже очень. Негромко стучит дизелек, виды очень впечатляющие. Народ, как известно, ночует в Пакбенге – ночью лодки по реке не ходят. Деревня – одна улица, застроенная гестами из чего не попадя. Стоимость проживания от 150 ТНВ с общим санузлом. Дальше приведу впечатления мужа: «Вечерело и плавно подошло время, когда желудок ненавязчиво напомнил о себе тихим урчанием. В Х…Кусае из провианта (в районе пристани) предлагались только монстербургеры по цене что-то около 80 бат. Я мягко отказался от такого счастья, справедливо считая, что чем ниже по Меконгу, тем и цены должны становиться гуманнее к кошельку простого светского бэкпэкера. А зря, надо было привыкать! В добром Тае я стараюсь питаться только у макашниц, будь я в БКК или в какой-нибудь деревеньке на Севере. Очень уважаю я тайфуд и, конечно, помогает постигать «всю глубину Их глубин». Да и по ценам падтайчик абсолютно нигде особо не отличается. Короче говоря, за абсолютно соевую сосиску местный предприимчивый народец требовал всего-то 20! Бат. Со скучающим видом я вспомнил Крым в пик сезона, но надо отдать должное – Крым выглядел на фоне Пакбенгского беспредела более демократично.
Утром при спуске к лодке опять неприятно удивила абсолютная загаженность деревеньки бизнесменов и то, в каких нечеловеколюбивых условиях трудятся любимые мной макашницы. На этот раз лаосские.» Утром проснувшись вышли на причал – лодка уже была другая, но мы успели занять мягкие кресла и место рядом на полу, что бы можно было поваляться. Народ в лодке занимался кто чем: кто – спал на палубе, кто – читал, кто – фотографировал виды вокруг Меконга, кто - играл в кости. Все это совмещалось с употреблением Lao Beer. Шумных компаний не было, никто никому не мешал. Было прохладно, народ натянул на себя все запасы теплой одежды.
К вечеру добрались до очень серьезного наследия ЮНЕСКО, г. Луанг Прабанга. Довольно быстро нашли неплохой гест за 250 бат и решили подзависнуть в славном городе. Но это сугубо мои факты, далее будут мужские эмоции: «Но это решение принималось вечером, т.е. при минимальном освещении. Утром же после беглого осмотра его пришлось в корне пересмотреть. Опять же лично я могу описать ЛП как десятка два изумительных домиков в стиле колониальной архитектуры, стоящих между классических домиков на сваях. Причем все это великолепие гордо расположилось… на городской свалке. Все и везде покрыто ровным слоем хлама и мусора. Исключение составляет только центральная улица, но и она далеко не блещет чистотой. Такой засранности в населенных пунктах я не встречал нигде. Как выяснилось потом, если нелегкая тебя занесла в Лао – просто надо привыкать. Человека с метлой на улице встретить практически невозможно. Ну ладно улицы. Может у людей проблемы с вывозом отходов. Бывает. НО. Во дворах домов тоже, солидного возраста, свалки. Теперь я могу сказать – весь Лаос засран его же народом. Где бы я ни был в Лао – все срут под себя! Столы во всех бюджетных точках народного питания если и протираются, то по очень большим праздникам. Может, готовят и вкусно, хотя как-то не верится, но дегустация сопряжена с риском прилипнуть либо к столу, либо к стулу. Я не шучу. Дело приняло столь кризисный оборот, что ужинал сегодня булкой и пепси-колой. Возможно, что это диагноз. (шутка!) Эти строки печатаю, сидя на автовокзале Столицы, к счастью через три часа - вон из этой страны. Так вот, ноут держу на коленях. На стол его положить, сори, западло и другого выражения я не подберу. Конечно, может кто и скажет – раз тебе надо, возьми и вытри. Но нигде я пока столы не вытирал, не нанимался. И по вокзалу ходишь – к полу почти прилипаешь… Но про полы, надеюсь никто вопрос поднимать не будет.» Нормаль – Лао. Теперь я начал понимать, что дело не в лени местных, просто они такие и есть, менталитет у них такой. Просто они абсолютные засранцы. На эту тему общался с парой бэкпекеров, они сказали, мол это еще ничего, в Индии еще грязней… То-то меня в Индию как-то не тянет.» Хотя, надо отдать должное, что, как сказал нам один немец, что сейчас у них стало значительно меньше грязи, чем в прошлый его приезд - 4 года назад,
Теперь о прочих платежах. Все входы, куда угодно здесь платные. Если в Лао есть жопа, уверен вход туда платный. Хочешь залезть на холм в центре ЛП – 20 бат. Памятник какому – то местному вождю огорожен забором. Велкам! Но заплати. Туалеты платные все и на бат дороже, чем в Тае, о чистоте, надеюсь можно умолчать. Плати за все, дорогой гость! Храмы – половина закрыта на лопату, половина – вход платный, причем по ободранности храмов понятно, что поборы идут, отнюдь не на реконструкцию. Про еду я уже говорил – дороже, чем Тае и качество приближается к г..ну. С утра отведал местного шашлычка «по тайски». Какие-то обрезки и сало. Я есть не смог, ладно хоть собачка съела, может и мясо было… Даже овощи (нарезка) дороже на 2 бата и покоится без льда. А зачем, собственно, лед?...
Сам по себе народ оставил о себе однозначное впечатление. Мне показалось, в душе они тихо ненавидят белых. Есть, конечно, и исключения. Я встречал три человека. После общения с ними подмывало спросить « Парни, а Вы, случаем не тайцы?». Остальные - неприветливые, даже если с ними первыми здороваешься. Если не знаешь местных цен, каждый второй пытается на тебе наварить копейку. Очень шумные, такое впечатление, что врожденный дефект слуха – обычное явление. Орут и на улицах и в транспорте. И для тех, кому повезло пока не добраться до этих ПДР. Здесь очень популярны общие туалеты – для мальчиков и для девочек. Кто первый всунулся в кабинку, тому и поперло. Наверно, чтоб и сидя на горшке было не скучно жить, и можно было бы поверещать с соседом или соседкой по загаженной кабинке.»
Хочу заметить, что мы не очень то и брезгливы, но у здешних макашниц есть не могли. Пришлось пользоваться услугами кафе и ресторанов, но и их услугами мы остались не очень то довольны. Если в перечень услуг входит бесплатный WIFi, то официант стоит над тобой и пытается забрать твою тарелку, несмотря на наличие пищи в ней.
В общем, погуляв 2 дня по колониальному городу, мы решили плавно смещаться в сторону 4000 островов и юга Лаоса. На автовокзале, уточнили, как нам лучше добраться до Паксе. Едьте до Ванвьенга, там есть автобус до Паксе. Купили билет на вечерний бус за 95000 кип, опять же уточнив, когда будем в ВВ. «В 6 часов». Заметила 1 нюанс на автовокзале. Если вам продали билет в городе турфирмы, еще не факт, что вы уедете. Оказывается, нужно регистрировать этот билет в кассе автовокзала, где вам определят место в автобусе. А большинство бэкпекеров, уверенных, что билет на руках, прибыли к автобусу в последний момент, когда автобус был заполнен и мест свободных нет. Следовательно, они оставались на следующий рейс. Практически все автобусы, которыми мы ездили в Лао были заполнены. Высадили нас и еще пяток фарангов в чистом поле в 2 часа ночи. На вопрос, куда путь держать, была дана отмашка- центр –направо 1 км, автовокзал назад 2 км. Решили вернуться на автовокзал. Деревенька Ванвьенг в это время суток спала – встречных нет, спросить не кого. Пришлось доставать томик Лонли пленет. Подаренный нам добрым фарангом на лодке по Меконгу. Пользуясь картой ЛП, добрались до басстейшн, территория которого оказалась на замке. Ну что ж надо ночевать. Но наш стук в гестах в округе никто не вышел, висят только телефоны владельцев, но у нас нет ни Лаоской симки, да и как с ними изъяснятся по телефону, если многие из них английского практически не знают. А так как время приближалось к раннему утру – то нашли мы лежаночку у какой –то автомастерской, там и передремали до утра. Когда вокзал открылся в 5 утра, спросили о возможности уехать в Паксе, на что был получен ответ, что это лучше сделать или с Вьетьяна или от турфирм. Первым автобусом мы поехали во ВВ. Автобус провинциальный, прикольно, что на подъезде к деревне он начинает гудеть, собирая желающих поехать в столицу (а это 6 утра). Водитель был единственным англоговорящим человеком, да еще и приятным, которого мы случайно встретили в Лаосе.На вопрос, почему же нам сразу продали билет до Ванвьенга, а не Вьетьяна, ответил, что таким образом финансово поддерживают басстейшн в Ванвьенге. По его подсказкам благополучно (на электромобильчике за 2000 кип) переехали на басстейшн южного направления.
Здесь увидев наличие автобуса до Пномпеня, решили плюнуть на Лаоские 4000 островов и ехать в Камбо. Купили билет на вечерний Sleeping bus за 45$, оставили прямо в кассе рюкзак и пошли гулять по Вьетъяну. В это время у них проводились какие то 25-е морские игры (где море и где ВВ?). Везде на перекрестках стояли полицейские. Автобусы со спортсменами сопровождались полицейскими мотобайками с сиренами. Город был почище, поприятнее. Добрались до набережной Меконга, ожидая красот. Но и тут нас ждало разочарование – набережная оказалась на реконструкции, Меконг где то далеко, а перед ним кучи песка, мусора и полузасыпанные канавы. Карты ВВ у нас не было, ЛП остался в рюкзаке, поэтому бесцельно побродив по центру города, зайдя на территорию пары Watов, двери в храмы которых были закрыты на замок, мы вернулись на автовокзал. Автобусом до Паксе оказался прикольный 2хэтажный красивый, чистый спальный бус. Спальные лежанки на двоих. Муж, правда, долго возмущался, хорошо - если едешь вдвоем, а если одна и к тебе посадят (подложат) вонючого лаосского мужика, а хуже того - если рядом с мужчиной окажется особь нетрадиционной ориентации. Автобус был набит местными и уши поначалу закладывало от их громкого визга, но они быстро успокоились. Мы ехали впереди, на втором этаже и отлично выспались. Накануне вечером стюардом раздавалась какая-то еда в лоточках, конфеты и вода. От еды мы мягко отказались – лаофуд в рот уже никогда не полезет. А когда вылезли из «спалки» в проход, то оный оказался завален всяким непотребом. В Паксе нас пересадили в микроавтобус, отвезли до агенства, переписали нам билеты и отвезли снова на автовокзал, подсадив нас в автобус уже камбоджийской компании Sorya . Автобус был неплохой, но отнюдь не спальный, как обещали. Но ехали в принципе не плохо, туалет был в автобусе, давали воду. По дороге заезжали на 2 причала 4000 островов, забирали желающих уехать в Камбо. На причалах – та же грязь. Интересно, что на островах? До границы доехали без проблем. На всем протяжении пути в Лаосе на дорогах стоят какие-то чек посты, водители платят какие-то деньги. Дороги, по которым мы ехали, в принципе неплохие, без особых выбоин, но всего 2 полосы и практически нет обочин и разметки. За выездной штампик запросили по доллару и мы с удовольствием покинули эту страну, зная, что мы сюда точно не вернемся, разве что только для визы-ран из Таиланда.
Я не буду отговоривать ехать в Лаос, возможно, нам просто не повезло, может мы его не прочувствовали, или мы ожидали чего-то другого от этой страны. В любом случае - это опыт путешествий, пусть даже не совсем приятный. На этом мой отчет заканчиваю.
P.S. К сведенью,в целом мы потратили в Лаосе 200 долларов. за 7 дней.