Сцена седьмая. Финальная.
6 января
Переезд из Эль Калафате в Пунта Аренас Итак, отведенные на Патагонию дни отпуска закончились, пора в обратный путь.
Он был долгий и утомительный. Пройдя его, я бы все-таки рекомендовала доплатить и купить авиабилет Эль Калафате - Буэнос Айрес. Всего за несколько часов мы были бы в Буэнос-Айресе. Мы же потратили на этот путь сутки ( 2 пересечения Аргентинско-Чилийской границы, автобус Эль Калафате - Пуэрто Наталес, автобус Пуэрто-Наталес - Пунта Аренас, перелет Пунта-Аренас - Сантьяго, перелет Сантьяго - Буэнос Айрес), так как не хотели, чтобы наши авиабилеты пропали зря.
Обратный билет Эль Калафате - Пуэрто Наталес мы купили ещё в Чили до отъезда в Аргентину. Возвращались мы компанией Cootra, так как у Turismo Zaahj в пятницу был только дневной выезд из Эль Калафате. Границу Аргентина-Чили мы переходи уже на другом пограничном переходе. Проехали мимо какого-то шахтерского унылого городка (Río Turbio), возле которого тем не менее находилась горнолыжная база (естественно, функционирующая аргентинской зимой).
Карта с указанием пограничного перехода На переходе. Фотография в память бывшему "коллеге"Приехали в уже ставший родным Пуэрто Наталес. В первую очередь пошли покупать билет до Пуэрто-Наталеса в Buses Fernandez. Купили билет (стоимость 5’000 CLP) на 18:30, чтобы в 21.30 быть в аэропорту. Вылет по расписанию был в 23.50. Воспользовались немного wi-fi в терминале автобусной компании (наверное, это была временная благодать, потому что позже его запаролили). Сдали багаж и отправились гулять по Пуэрто Наталесу.
Конечно, мы не могли не зайти в Ultima Esperanza, чтобы отведать полюбившийся супчик Paila Marina. Официант ресторана уже узнал наc. Именно в этот раз он подарил нам фирменный коробок спичек, но сказал Очередной наш счет (вино, 2 половинки paila marina, 1 закуска с морепродуктами, 1 основное блюда) в этом ресторане составил 19’200 CLP (38.4 USD, оплата долларовой картой).
Хотела сдать кое-какую одежду в прачечную (возле ресторана) на срочную стирку, но она, к сожалению, была закрыта. Что делать, пришлось везти домой всю пыль Патагонии, осевшую на одеждах.
В Пуэрто Наталесе уже было не так людно, как до пожара в парке. Количество транзитных туристов сильно уменьшилось. В городе чувствовалось уныние. Ещё неделю назад никто и не думал, что туристический сезон будет сорван. Думаю, это сильно ударило по карману жителей Пуэрто-Наталеса, работающих в туристической сфере.
Мы бродили по городу в ожидании часа отправления в Пунта Аренас. Мы ещё раз прошлись по сувенирным магазинам, хотя сувениры нас уже не особо интересовали.
И все-таки пришел час отъезда. Сели в автобус, который довез нас до аэропорта города Пунта Аренас. В нашем случае было очень удобно, что автобус сначала заезжает в аэропорт, а потом следует в Пунта Аренас. За счет этого продолжительность поездки на 30 минут меньше, чем заявлена в расписании (3 часа).
Оказались мы в пустом аэропорту, в котором работало небольшое кафе. Регистрация ещё не началась, поэтому мы снова ждали. На большом экране в кафе показывали фильм про Пунта Аренас. История города не самая радостная: местное население истреблялось, а первыми европейскими жителями были ссыльные.
Наконец, началась регистрация. Прошли все формальности, сели в самолет, чтобы через несколько часов оказать уже в знакомом аэропорту города Сантьяго де Чили. Прилетели мы ночью, очень хотелось есть. Ночью некоторые кафе работают, но, как правило, предлагают чай, кофе. Нормальную еду найти трудно. На втором этаже аэропорта находилось единственное кафе, в котором хоть что-то можно было поесть. Самым выгодным предложением был буфет за 10’000 CLP, в котором можно было взять хлеб, сыр, мясную нарезку, овощи, фрукты. В стоимость буфета входила чашка кофе или чая. (Горячих блюд и в этом кафе не было).
Утомленные долгой дорогой дождались посадки на рейс Сантьяго - Буэнос Айрес. Прилетим в Буэнос Айрес, и Лена сможет сделать передышку на несколько дней, а мне предстоит перелет в Москву с ночевкой в аэропорту Дохи.
7 января
Прилет в БА в 10.50 - БА (осмотр города) - вылет в 23.15В Буэнос Айресе на паспортном контроле нас остановили (сначала Лену, потом меня). Офицера службы ставили в тупик наши многочисленные пересечения границы Чили- Аргентина и наоборот. Ему даже пришлось позвать начальника, чтобы разрешить ситуацию. В результате их расчетов нам поставили штамп и указали: Turista 83 days. Мы решили, что с начала 2012 года мы уже успели израсходовать 7 дней из 90, которые обычно штампуют в паспортах туристов.
Прилетели в аэропорт Aeroparque, решили взять такси в аэропорту. Какой-то добрый мужчина проводил нас вдоль здание и показал на стоянку такси. Решили ехать на такси по счетчику, потому что аэропорт находится близко к центру города (нам был нужен район станции метро Pueyrredon), не должно было получиться очень дорого. В результате поездка наша стоила 100 ARS + 90 ARS - “бонус” таксисту от усталых пассажиров.
Наверное, я не ожидала столкнуться с таким в Аргентине, да ещё была очень усталая, иначе бы отреагировала более жестко. Схема такая ( в Китае (городах, одевающих дальневосточников) её используют часто): цена 100, выдаете купюру в 100 денежек, продавец ловким движением руки меняет её на купюру в 10 денежек и показывает вам, что вы ему не доплатили. То есть вам приходится ему добавить ещё 90 ARS. Обман, но сил бороться не было.
Неприятный опыт, возьмите на заметку!
Приехали к Лениным друзьям! Спасибо им за приют на день 7 января.
В этот день нами ещё была предпринята попытка немного погулять по городу и устроить себе праздничный ужин.
Лена показала те места, в которых она уже была. Мы пошли к улице Juana Manuela Gorritti (набережная старого порта, прошу прощения, город не изучила). Там мы пытались найти ресторан, рекомендованный поляками, с которыми мы познакомились на Ice Trekking. Пройти пришлось до конца набережной, мы даже засомневались ли, правильно ли поняли их описание. Наконец, увидели вывеску Las Lillas.
Местечко туристическое (судя по разговорам там было много бразильцев) и дорогое. Но и мясо на высоте. Заказали вина, два мясных блюда, чтобы потом поделиться друг с другом.
http://www.laslilas.com/restaurant.php?id_item=2 Оплачивала ужин Лена, поэтому цифр, к сожалению, не сохранилось. Но, по-моему, счет был около 100 USD.
Так сказать, завершающий наше совместное путешествие и праздничный ужин.
Такси уже заказали по телефону за фиксированную плату. Всего поездка мне обошлась в 160 ARS (вместе с доплатой). Цена была фиксированная, но в аэропорту водитель сказал, что нужно доплатить сумму, которую он заплатил за проезд по платной дороге, идущей в аэропорт. Эх, надоели они со своими попытками надуть (такое ощущение было только в Буэнос Айресе), заплатила я эти 10 или 15 ARS.
Хорошо, что такси заказали из расчета, что ехать до аэропорта придется часа полтора ( вечер, в городе движение не такое шустрое). Как выяснилось, я немного ошиблась с временем вылета, поэтому приехала уже к самому концу регистрации. Девушка на стойке регистрации посоветовала мне поторопиться и быстрее бежать на посадку.
Я сдала в багаж Ленин кайтборд (небольшая нагрузка для уезжающих на родину), как негабаритный груз. Перевеса, которого боялись, по очереди поднимая сумки и прикидывая их вес, не было.
Бегом на посадку. Ух! Как я бежала. Прибегаю в зону паспортного контроля, там очередь невероятной длины. Переживаю, что опоздаю. Мечусь. Пытаюсь встать в короткою очередь для персонала, пассажиров с маленькими детьми, дипломатов. Мужчина на контроле грозно меня отправил в общую очередь. Стала бегать и просить людей пропустить вперед, показывала билет, говорила, что опаздываю. До какого-то момента это работало, потом люди стали все больше несговорчивые. Эх, что делать, буду стоять. Только потом, оглядев очередь, я заметила, что здесь много-много счастливчиков (в том числе и те, кого я уговорила меня пропустить), которые следуют моим же рейсов, а значит опаздывают вместе со мной. Ух! Выдохнула!
На паспортном контроле меня задерживают Хм, вот задачка для офицера! Сегодня въехала в Аргентину, сегодня выезжает. Что делать? причем выездную печать он поставил, а потом уже опомнился. Повёл меня к начальнику. Начальник долго думать не стал, разрешил меня выпустить. офицер поставил в мой паспорт ещё один выездной штамп.
Все, покидаю Latina America.
8-9 января Перелет и прибытие в МосквуПосадка на рейс, перелет. Все шло гладко, без приключений, поэтому и вспоминается сейчас с трудом.
Буэнос-Айрес (07.01 - 23:15) - Сан -Пауло - Доха (08.01 - 23.05)
На остановке в Сан -Пауло спала. Помню, что всунули мне новый упакованный плед в руки, потому как была в практически бессознательном состоянии.
С попутчиками везло, были нешумные и культурные.
Ночь в аэропорту Дохи провела снова без сна. Место, где был wi-fi, я уже знала. Пообщалась с Леной ( узнала последние новости из Буэнос-Айреса), оценила бюджет путешествия (трехвалютные расчеты, взаиморасчеты с Леной), сходила в дьюти фри (магнит и большая коробка фиников для коллег), выпила кофе, посмотрела в очередной фотографии. Скоротала ночь.
Доха (09.01 - 07:40) - Москва (09.01 -13.45)
Вот объявляется посадка на Москву. Среди пассажиров практически одни русские. Они стекаются в Москву из всех уголков Земли после новогодних праздников (ЮАР, Тайланд, Южная Америка, Бали). Конечно, больше туристов, едущих с морского отдыха. И совсем нет таких, как я : в трекинговых ботинках, штормовке, с рюкзаком.
В самолете сидела рядом с дамами за 50. Практически была уверена, что летят из теплых стран, с курортов. Здорово ошиблась, они летели из ЮАР. Ездили на сафари. Одна из женщин летала уже туда неоднократно, а вот ближняя ко мне пассажирка была там в первый раз. С удовольствием рассказывала о животных и показывала фотографии на своей мыльнице. Молодцы! Здорово, что и у нас появляются такие туристы.
В Москве все прозаично. Багаж получила очень быстро, даже кайтборд, который нужно было получать у грузового лифта, забрала достаточно быстро. Но когда все так гладко идет с багажом, все очень плохо складывается с таксистами. Обычно заказываю такси на ближайшее время сразу после того, как самолет сел. Часто они уже находятся в аэропорту, поэтому никаких задержек не случается. А здесь все наоборот! Багаж есть, есть огромное желание побыстрее оказаться дома ( все-таки в пути с аргентинского утра 6 января), а его нет. Ну, это уже скорее московская история.
Итог:
- план выполнен примерно на 70%;
- не реализованные цели: W-трек по Torres del Paine; Ice trekking - Viedma Pro.
В общем, нужно возвращаться
Расходы на путешествие выложены в отдельном файле в более раннем сообщении.