Вся поездка как-то спонтанно возникла из случайно увиденного на сайте одной эстонской турфирмы спецпредложения от малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. Всего за 750 EUR можно было из Лондона слетать в Австралию или Новую Зеландию с пересадкой в Куала-Лумпуре.
Причем в Куала-Лумпуре можно было сделать остановку на несколько дней, а что касается конечного пункта, то можно было прилететь в один город, а улететь из другого. А раз так, было решено захватить сразу обе страны, поэтому билет туда я взял до новозеландского Окленда, а обратно – из австралийского Сиднея. Еще в 180 EUR обошелся билет из Таллина до Лондона и обратно, причем самым удобным и дешевым вариантом оказался полет латвийской авиакомпанией airBaltic через Ригу. Из-за необходимости успеть к вечеру доехать из Гатвика в Хитроу ни EasyJet, ни Estonian Air как-то не подошли, да и всяко надежней лететь авиакомпанией, у которой 30 самолетов, а не 5 (это я про нашего национального перевозчика).
После этого осталось лишь забронировать перелет между Новой Зеландией и Австралией. И если до этого я билеты заказывал через нарвскую турфирму, то здесь выбранный мной маршрут удалось забронировать только с помощью сайта Expedia. Самым дешевым вариантом из новозеландского Данедина в Сидней оказался рейс авиакомпании Air New Zealand с пересадкой в Окленде – 192 USD (здесь и далее значок $ в обозначении валют я использовать не буду, чтобы не возникла путаница между американскими, австралийскими и новозеландскими долларами).
Вот только сомнения вызывала погода. Все-таки в Новую Зеландию больше принято ездить на Новый Год, а в мае здесь уже конец осени, и если на севере, в Окленде, ожидалась вполне еще теплая субтропическая погода, то на Южном острове был шанс попасть в в сплошные дожди, а то и в морозы и снегопады. Но делать было нечего, раз уж получился май, то пришлось ехать в мае. И, забегая вперед, должен сказать, что с погодой в целом повезло. Дождей было немного, а холодная погода вполне компенсировалась взятым с собой свитером.
Итак, из Нарвы я выехал 11 мая в 5:10 на автобусе, и в 8:30 уже был в Таллине. До аэропорта доехал на такси. Таллинский аэропорт им. Леннарта Мери оказался первым и единственным аэропортом у меня на маршруте, где работал халявный WiFi. Кстати, знаете, почему аэропорт назвали этим именем? Как-то в 1990-х годах президент Эстонии Леннарт Мери возвращался из очередной зарубежной поездки, и как раз в Таллинском аэропорту захотелось ему отлить. Зашел он в тамошний туалет, а там... После этого был издан президентский указ о том, чтобы построить в Таллинском аэропорту новый туалет. И теперь аэропорты в Риге и Вильнюсе просто аэропорты, а у нас – Lennart Meri Tallinn.
Ну вот, значит, прошел я секьюрити и сел в кафе не спеша позавтракать. После завтрака не спеша пошел к гейту, времени оставалось еще достаточно. И тут по трансляции объявляют по русски – «Пассажира М.С. просим срочно пройти на посадку». Как оказалось, все пассажиры уже на месте, ждут только меня.
Путешествие началось с винтового Фоккера-50, по мере приближения к цивилизации «калибр» самолетов будет увеличиваться (я тут подумал, хорошо было бы еще из Нарвы до Таллина лететь на каком-нибудь Ан-2 :))
Fokker-50 авиакомпании airBaltic
Салон самолета был заполнен почти полностью. Сидеть было, как и в прошлом году на ATR-72, тесновато. Ну да ничего, лететь, согласно расписанию, всего 55 минут. В этот раз я уже знал, чего ждать от винтового самолета, так что взлет прошел без неожиданностей. Если конечно не считать какого-то сгустка воздуха, на который мы налетели, самолет при этом так встряхнуло, что все аж вскрикнули. Сам полет проходил нормально, летели, судя по словам пилота, на высоте 7 километров. А вот на посадке опять пришлось понервничать, при прохождении облаков самолет опять качало и дергало. Вобщем, винтовые самолеты мне не понравились.
В салоне Fokker-50 авиакомпании airBaltic
В Ригу прилетели вовремя. Я сразу же, не мешкая, пошел на свой терминал. А поскольку летел я в Лондон, терминал был нешенгенский и находился в самом дальнем конце аэропорта. И, пока я шел, по трансляции опять объявили: «Пассажира М.С. просим срочно пройти на посадку». А надо сказать, что стыковка у меня в Риге была такая, что между двумя рейсами у меня было всего 35 минут. Но успел нормально.
На этот раз лететь предстояло на Боинге-737. Это уже был гораздо более приличный (и привычный тоже) аэроплан, так что полет до Лондона прошел без замечаний. Я даже впервые в жизни посетил бортовой гальюн :)
Boeing-737 авиакомпании airBaltic
В Лондоне у меня было целых 9 часов на то, чтобы из аэропорта Гатвик переместиться в аэропорт Хитроу, откуда вылетал уже Боинг-747 в Куала-Лумпур. Я решил потратить это время с толком и посетить читальный зал библиотеки British Library, чтобы поискать там в ежегодниках Jane's All the World's Aircraft 40-х и 50-х годов новую информацию про вертолеты для своего сайта.
Однако в итоге моя вылазка в Лондон оказалась до крайности бестолковой.
В Гатвике я решил не ехать в город на экспрессе за 16 фунтов, а за 8.90 взял обычный билет до вокзала St.Pancras. Это вовсе не ради экономии, нет, просто зачем мне было ехать на вокзал Виктория, если здесь я мог добраться до British Library без пересадок.
На вокзале я нашел камеру хранения и сдал туда свою сумку. Знаете, сколько стоит такая услуга в Лондоне? 8 фунтов, вообще оборзели!
А вот British Library оказались кааазлы. Чтобы получить читательский билет туда, надо было, помимо обычных документов предъявить utility bill с адресом. В качестве примера приводились счета за water, electricity, gas, telephone. Ну, я думал, подойдут и любые другие счета, поэтому не стал брать эту страшную бумажку из квартирного товарищества, распечатанную на матричном принтере, а взял красивый счет за кабельное ТВ, отпечатанный на фирменном бланке. Но эта дура поводила пальцем по списку документов, моего варианта там не нашла и разговаривать дальше не захотела. А больше у меня с адресом ничего и не было.
До самолета у меня оставалось семь часов, пришлось просто идти и тупо гулять по Лондону. Попсовые достопримечательности я уже все видел восемь лет назад, так что в этот раз решил пойти туда, где еще не был. Ну вот, к примеру, в находящийся неподалеку Риджентс-парк. Сумку, кстати, чтобы не возвращаться на вокзал, из камеры пришлось забрать. Вот вам и 8 фунтов :(
От Риджентс-парка я прошел к Гайд-парку, в надежде хоть в этот раз посмотреть на «уголок оратора». Однако вместо самого уголка мне попался лишь ларек с мороженым с одноименным названием.
Не удалось мне посмотреть и на Серпентайн. Не желая разряжать аккумулятор, я выключил навигатор, а дорожка, по которой я пошел, вывела вовсе не к пруду, а к противоположному концу парка. Но до итальянских фонтанов я потом все-таки дошел. Там же была и станция метро Lancaster Gate, откуда я и поехал в Хитроу. Правда вначале пришлось прокатиться до Холборна, чтобы пересесть на нужную линию.
Билет на метро до Хитроу стоил 4 фунта, а ехать туда пришлось часа полтора. Кстати, на подъезде к Хитроу имеет смысл посмотреть, к какому терминалу идет поезд сначала. Там в конце линии петля, на которой стоят три станции. Одна обслуживает 1-й, 2-й и 3-й терминалы, вторая – 4-й, а третья – 5-й. Так вот, если ехать на первые три терминала, то лучше выбрать поезд, который идет к ним напрямую. Можно даже выйти и пересесть на следующий. Я же пересаживаться не стал и съездил сначала на 4-й терминал. Кто бы мог подумать, что здесь такие расстояния! На это у меня ушло наверно еще лишних полчаса!
11-12 мая. Перелет из Лондона в Куала-Лумпур
Боинг-747 авиакомпании Malaysia Airlines
От аэропорта Хитроу воспоминаний осталось мало. Основное впечатление – по сравнению с Гатвиком там было гораздо больше лиц «подозрительных» национальностей, что неудивительно, т.к. именно из Хитроу выполняется большинство дальних рейсов в страны Азии и Африки.
А вообще в Хитроу у меня случился первый небольшой депресняк. Никогда раньше я не летал на больших самолетах, и никогда раньше не летал по 12 часов. Поэтому в сторону чек-ина идти как-то не хотелось. Я уж и два «кавалера» (smoothie) выпил, и в интернет-уголке 20 минут за 2 фунта посидел, но время отлета неумолимо приближалось. Ну что ж, тошнит, а ехать надо :)
А еще я не привык сидеть в таких больших салонах, как у Боинга-747, и это тоже добавляло предполетного волнения. Еще в Нарве я забронировал себе место G в центральной части, у правого прохода. Самолет был заполнен не полностью, поэтому места в центре остались свободными, и рядом со мной никто не сидел. Это было очень удобно - можно было и вещи бросить, и втихаря бутылочку вытащить :) Что характерно, места E и F были свободны почти по всему самолету. Видать, в самый центр сажают в самую последнюю очередь.
В салоне Боинга-747 авиакомпании Malaysia Airlines
А вот процесс взлета мне понравился. В отличие от 737-го, который разгоняется с большим ускорением, а потом уходит вверх «свечкой», почти как истребитель, 747-й разгонялся плавненько, без вжимания в кресла, и высоту набирал тоже постепенно.
Первым разочарованием на рейсе Malaysia Airlines оказались стюарды. Я же привык, что в рекламе азиатских авиалиний всегда фигурируют ослепительно улыбающиеся стюардессы в национальных костюмах, а тут весь салон, где я сидел, обслуживали исключительно мужики. Первым делом они разнесли всем пассажирам мокрые салфетки. Это было так непривычно, я не знал, что с ними делать, и поначалу отказался.
Команда бортпроводников Malaysia Airlines
Что еще раздражает при полетах национальными авиакомпаниями, так это все эти калям-балям-жыгдым-бздым, которые предваряют объявления на английском языке. Причем по-английски малайзийцы говорят неважно, так что порой граница между объявлениями на двух языках настолько размывалась, что было непонятно, говорят они еще на малайском, или уже перешли на английский.
Да, а пилота нашего самолета звали что-то типа Шейх Абдул Юсуф. Я сразу вспомнил жуткую историю с египетской авиакомпанией, пилот-мусульманин которой «отдал самолет на милость аллаха», попросту бросив штурвал в полете над океаном. А еще за Malaysia Airlines значились две авиакатастрофы с человеческими жертвами (это я еще дома в Википедии проверил ;)) – в 1977-м году их Боинг-737 был захвачен террористами и разбился, а в 1995-м году винтовой Фоккер-50 попал под порыв ветра во время посадки на Борнео и тоже разбился. Но зато Malaysia Airlines считается одной из всего нескольких "пятизвездочных" авиакомпаний, наряду с сингапурцами, гонконгской Cathay Pacific, Qatar Airlines и кем-то еще. Так что я подумал, что лететь можно :)
Теперь о том, чем можно себя занять на борту в течение 12 часов, учитывая, что спать в полете я все равно не могу.
Прежде всего, у меня с собой на плейере была аудиокнига - «Шпионский роман» Бориса Акунина. Муть, конечно, порядочная, но для самолета вполне сойдет. А на смартфоне я записал себе для чтения с экрана несколько книг про войну, написанных на основе воспоминаний ветеранов - «Я дрался на истребителе», «Я дрался на Т-34» и «Я дрался на Ил-2». Чтобы процесс не надоедал, я читал и слушал книги попеременно, в зависимости от настроения. Если самолет летел плавно, то читал про войну, если же начиналась турбулентность, либо слипались глаза, то вставлял в уши аудиокнигу.
А еще в самолете можно было смотреть фильмы. В спинке каждого сиденья был встроен небольшой экранчик, на котором можно было выбирать из нескольких десятков каналов с фильмами. Причем на каждом канале один фильм крутился по кругу, так что можно было начинать смотреть с любого места, потом он все равно возвращался к началу. Из всех фильмов мне запомнились лишь два – «Операция Валькирия» и «Исповедь шопоголика». Первый я посмотрел почти целиком, второй же начинал смотреть раз пять, причем каждый раз с разного места, и ни разу не досматривал до конца. Все-таки смотреть фильмы на английском я так и не научился :(
А еще на одном канале транслировали информацию о полете. Сначала показывали место самолета на карте мира, потом карта увеличивалась, и можно было видеть, над какими городами мы пролетаем. Из интересных мест по дороге из Лондона в Куала-Лумпур мы пролетали над Туркменией, Афганистаном и Пакистаном, потом пересекали Индию от Дели до Калькутты, а за ней - Бенгальский залив с Андаманскими и Никобарскими островами.
Следом за картой на экране показывали параметры полета – высоту, скорость, скорость ветра, температуру за бортом, пройденное расстояние и время до конечной точки. Высота почти все время колебалась в районе 10-11 тысяч метров, а вот скорость иногда достигала 1010 км/ч!
Дополнительное разнообразие в самолетную жизнь вносила еда. За 12 часов полета полноценным обедом на борту кормили два раза. При этом на экране заранее появлялось меню и можно было выбирать из двух вариантов, обычно это была или курятина, или паста. К обеду полагались всякие напитки, из алкоголя были только пиво и вино, но их заказывали мало, в основном народ пил чай, кофе, соки или воду. Помимо обедов и ужинов еще несколько раз экипаж разносил пассажирам всякую мелочь – орешки, бисквиты, пиво-воды.
Вот так, чередуя несколько занятий, мне и удалось долететь до Малайзии. Вот, наконец, по трансляции объявили, что мы начинаем снижение, все фильмы отключились и под какую-то бравурную мелодию в наушниках самолет стал тормозить и снижаться. Вот шасси ткнулись в бетонку полосы, самолет дернулся, мы были на земле, а значит, можно было расслабиться.
13-14 мая. Куала-Лумпур
Про мое пребывание в Куала-Лумпуре я написал в соответствующем разделе форума, поэтому здесь повторяться не буду:
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=276&t=75976
15 мая. Перелет из Куала-Лумпура в Окленд
Боинг-777 авиакомпании Malaysia Airlines
Ну, значит, загрузился я в Куала-Лумпуре в Боинг-777. В отличие от 747-го здесь компоновка салона была другая – не 3-4-3, а 2-5-2. Мое забронированное еще в Нарве место у окна уже успел занял какой-то парень, но я этому факту не огорчился, потому что мне было как-то не до видов, я был больше озабочен тем, как разорвать пленку, в которую мне в дьютике запечатали литр «Бэйлиза». В итоге пленка довольно легко разорвалась, стоило натянуть ее на горлышко бутылки. Ура, я спасен! :)
В салоне Боинга-777 авиакомпании Malaysia Airlines
Однако, надо заметить, что «Бэйлиз» в борьбе с аэрофобией показал себя достаточно никудышным средством. В отличие от водки, его действия хватало ненадолго, мне приходилось то и дело лазить наверх за рюкзаком, и когда самолет прилетел в Окленд, от литра осталось где-то не больше 1/3 :)
А парень, сидевший со мной, как оказалось, был французом, и тоже летел в Новую Зеландию туристом. И в отличие от меня, он почти все 10 часов полета спокойно проспал, просыпаясь только во время кормежки.
Но вот наконец мы пересекли Индонезию, Австралию и Тасманово море, и самолет начал снижение над Оклендом.
На пограничном контроле меня встретил офицер явно маорийского происхождения, он задал мне пару вопросов, что-то чиркнул в миграционной карте и велел проходить. Я не мог поверить, что меня так быстро впустят в страну, и, как оказалось, не зря. На таможенном контроле, посмотрев в мою миграционную карту, меня направили к въедливому мужику, который на этот раз на вопросы на поскупился. Это мне напомнило допрос, учиненный мне восемь лет назад при въезде в Англию. Меня спросили, с какой целью я еду в Новую Зеландию, что собираюсь делать, где собираюсь жить, какие города и достопримечательности собираюсь посетить, куда поеду после Окленда, на каком виде транспорта и т.д. и т.п.
- А вот чем для Вас так примечательна Новая Зеландия?
- Тем, что она находится так далеко от Европы!
- А что конкретно Вы хотите посетить в Данедине?
- Исторический железнодорожный вокзал!
- А не собираетесь ли Вы у нас работать? - с хитрым прищуром спрашивал таможенник.
- Ага, я прилетел с другого конца света, что стать у тут у вас нелегалом, -хотелось сказать ему.
- А после окончания отпуска Вы вернетесь на работу у себя в Эс… то… ни… а.., или ну ее нафиг? – не унимался хитрый мужик.
- А сколько у Вас с собой денег?
- Нисколько, - ответил я, все на credit cards (голосом хоккеиста из «Брата-2»)
- А сколько примерно денег у Вас здесь в общей сложности? – спросил таможенник, перебирая мои четыре карточки, из которых одна была Виза-Классик, одна Мастеркард и две Визы-Электрон.
Названная сумма его, похоже, впечатлила. Он еще несколько минут силился придумать что-нибудь еще, чтобы меня спросить, но спрашивать было уже нечего. В итоге я оказался в зале прилетов и не мог поверить, что вот теперь Я НАХОЖУСЬ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ – самой далекой стране на свете! И теперь я должен сам ехать дальше по этой самой далекой стране, у меня было восемь дней на то, чтобы проехать ее всю, с севера до юга!
Аэропорт в Окленде небольшой, сюда не ходят поезда, поэтому добраться до города можно единственным способом – на автотранспорте. У выхода из аэропорта сразу обнаружился автобус, едущий в город. Билет стоил 15 NZD, автобус ехал до города без остановок, а уже в городе останавливался в нескольких местах. Я вышел где-то в центре и наполовину интуитивно, наполовину по навигатору, быстро нашел забронированную гостиницу City Lounge. Тут я впервые столкнулся с австралоазиатскими розетками, пришлось на рисепшене взять специальный переходник. Позже в сувенирном магазинчике я купил такой же переходник, чтобы не спрашивать дальше в каждом отеле.
Подключив в номере ноутбук к интернету через WiFi, я наконец-то завершил бронирование своих экскурсий. Прежде всего, я зашел на сайт железных дорог TranzScenic и увидел, что у них стали доступны «зимние» цены на поезда TranzCoastal и TranzAlpine, которые из Нарвы я забронировать не мог. Видимо и вправду сайт проверял ip-адреса и давал скидки только при бронировании из Новой Зеландии. Также я оплатил стоимость двух автобусных экскурсий на сайте ScenicPacific и, поскольку первая экскурсия была уже послезавтра, я послал им e-mail для подтверждения. Они мне, кстати, потом звонили на мобильный, но я спал, и не услышал. Пришлось потом в 6 вечера перезванивать. Там у них в оффисе даже еще были люди, и мы даже друг друга поняли. Они подтвердили получение от меня денег и сказали, что приедут за мной утром прямо в отель.
Окленд. Здание Ferry Building
Вечером я еще прогулялся по Окленду. Поскольку в мае у них уже поздняя осень, то темнело рано. Я дошел до набережной, постоял у воды и пошел обратно. В этом месте Окленд мне очень сильно напомнил Владивосток. Точно так же приходилось идти от набережной к гостинице, карабкаясь по улице вверх. Хорошо, что на этот раз я взял с собой сумку на колесиках, и мне больше не приходилось надрываться.
На обратном пути зашел в магазин и купил продуктов. Продавец, услышав акцент, спросил меня, откуда я. Я ответил, что из Эстонии.
-Эстония? А это где? Next to what?
-Next to Russia, - ответил я, и он сразу сориентировался (мороз, водка, медведи и т.п.)
Потом обсудили с ним, куда мне надо съездить в Новой Зеландии. Он посоветовал обязательно съездить на Южный остров.
-Да, - говорю я ему, - обязательно съезжу, вот только насчет погоды не уверен, там же сейчас зима.
-Ну так ты же живешь next to Russia, чего тебе беспокоиться-то, - ответил он :)
Открытка с видом Окленда
Место ночлега: гостиница City Lodge Accomodation
Количество ночей: 2
Стоимость: 68 NZD или 30 EUR за ночь
WiFi: 12 NZD за 250Мб траффика, работало прямо в номере
16 мая. Окленд
Следующий день я полностью посвятил Окленду. Сначала опять пешком прошелся от гостиницы до набережной, на этот раз по другой улице.
Окленд. Среди современных зданий обнаружилась церковь
Как показывает практика, знакомство с любым морским городом лучше всего начинать с прогулки на кораблике. За 33 NZD я взял билет на «Harbour Cruise» от фирмы Fullers, современный катамаран отправлялся через 5 минут, о чем меня и предупредили.
Когда кораблик отошел от берега, с него открылся красивый вид на Окленд и его футуристичную телебашню в окружении небоскребов.
Вид на Окленд с воды
Приятная особенность – кексы и соки в баре на кораблике можно было брать бесплатно, их стоимость уже входила в цену.
С кораблика открывались замечательные виды на окрестности Окленда
Через полчаса кораблик сделал остановку на вулканическом островке Рангитото. За те 10 минут, что он там стоял, ничего осмотреть конечно не успеешь, я лишь подобрал на берегу кусочек вулканического туфа.
У причала на острове Рангитото
После острова Рангитото кораблик пошел в сторону моста Harbour Bridge.
Окленд. Мост Harbour Bridge
Как оказалось, под центральной фермой моста укреплена специальная гондола для bungy-jumping, и когда кораблик проплывал под ней, оттуда как раз сиганул человек. Вообще, как я посмотрел, новозеландцы большие экстремалы, и стоит только построить что-то, как они тут же начинают с этого прыгать.
Окленд. Прыжок с моста Harbour Bridge
После моста кораблик пошел обратно, но перед тем как вернуться в порт, капитан еще завернул в местную марину, чтобы показать туристам яхты местных Абрамовичей.
Окленд. Марина
После круиза осталось лишь посетить телебашню. В отличие от телебашни в Куала-Лумпуре здешняя телебашня стоит прямо посреди города, как обычное здание.
Окленд. Телебашня
Из развлечений кроме смотровой площадки здесь еще можно, ага, правильно, спрыгнуть с нее, а также прогуляться по краю крыши, пристегнувшись карабином.
Вид с телебашни на мост Harbour Bridge и марину
Со смотровой площадки открываются виды на окружающие город бухты и на сам город. Причем по краю смотровой площадки пол сделан из прозрачных панелей, так что можно идти и наблюдать прямо у себя под ногами, как внизу ездят маленькие машинки и ходят еще более маленькие пешеходы. Объявление рядом сообщает, что толщина стекла в полу такова, что прочность его не уступает прочности стали.
Стеклянный пол на смотровой площадке телебашни
Ну, а в целом, что можно сказать про Окленд? Правильно где-то сказали, что города Австралии и Новой Зеландии – это вам не Париж, Лондон или Барселона. Города здесь, по большому счету, все одинаковые, с красивыми современными зданиями и практически без какой-либо старины. В частности, в Окленде я увидел лишь одно старинное здание – Ferry Building на набережной, от которой отходят экскурсионные кораблики. Все остальное – явно построено в последние лет 50. Хотя я, возможно, не все видел?
Окленд. В центре города вечером
Да, а еще здесь народ вежлив прямо таки до отвращения. Пока расплачиваешься на кассе, тебе успевают сказать спасибо и за то, что ты к ним пришел, и за то, что ты что-то покупаешь, и даже за то, что протянул им деньги, расплачиваясь.