1) Если попадается что-то эксклюзивное, типа чартерных рейсов. Обычно входит туда чартерный перелет из: ЮАР, Новой Зеландии (Австралии) или Южной Америки. Самое дешевое из этих предложений – это полет из Пунта Аренаса (Чили) на один день на остров в районе Антарктического полуострова. Там предлагается походы по окрестностям, осмотр пингвиньих колоний и т.п.
Еще до этого города надо долететь: примерно 2 тыс. долларов., дождаться летной погоды: может продлиться около недели (за гостиницу, питание и т.п. надо платить). О посещении «ледяной шапки» не может быть и речи. Такое эксклюзивное путешествие может составить более 20 тыс. долларов.
2) Следующий, самый популярный, способ - это т.н. круиз. Начинается от 3 тыс. долларов, хотя в среднем 5 тыс. за неделю. Из этих 7 дней 2 плывешь туда, 2 обратно по весьма неспокойному морю, говоря проще: валяешься в приступе морской болезни. 3 остальные дня посещаешь различные острова, смотришь на пингвинов, птичек, морских млекопитающих (морских львов, слонов и т.п.). Если очень повезет, то можно увидеть плавники китов. Высадка длится час-два, затем плывешь дальше, рассматриваешь айсберги. Правда последние, обычно, небольших размеров: метров до 20-ти. За последний пункт поручится не могу, узнал из отзывов, поэтому, те, кто там был, пусть меня поправят.
3) Самый дешевый «способ» побывать в Антарктиде – это пролететь над ней на самолете! Такое чудное предложение есть у а/к «Квантас» из Сиднея, обычно под Новый год, делают над этим континентом круг. Самое дешевое место стоит долларов 800, но вы будете сидеть не у иллюминатора, а видеть все в телевизоре! Иллюминатор начинается от 1300 у.е. До Австралии тоже добираться самое дешевое около 1500$.
Гренландия, при схожести климата и пейзажей, выгодно отличается. Там есть постоянное население, значит есть регулярные рейсы и даже есть паром, плавающий вдоль юго-западного берега. Единственное нет пингвинов и мало всяких сивучей-моржей. Но все это мы уже видели в Южной Америке. Поэтому решил, что от замены много не потеряем.
Но первая проблема, с которой я столкнулся – это практически полное отсутствие туристической информации. Даже мой любимый Lonely planet не счел нужным выпустить по ней книгу. Пришлось «выуживать» крупицы из немногочисленных отзывов.
Затем, время путешествия планировалось в начале мая. Самый дешевый способ попадания был через Исландию, но оттуда летают только летом. Оставался единственный путь через Копенгаген компанией «Аirgreenland». Всю информацию об авиарейсах, паромах и даже гостиницах я нашел у них на сайте. Самое дешевое «окно» в полетах (примерно 1100$) получалось с пребыванием 5-ти дней в Гренландии. Под это я подгадал расписание 2-х внутренних перелетов (примерно 300 у.е.) и парома (250$).
Оставшееся время двухнедельного отпуска решили провести так: неделя – поездка по юго-востоку США (от Вашингтона до Флориды) с посещением Бостона (на самолете), а на обратном пути «залететь» в Берлин-Дрезден. Цена перелета через Вашингтон была сравнима (с учетом лишней ночи в Копенгагене) с прямым рейсом: около 700 долларов.
Далее было получение датской визы. Более требовательного посольства я давно не встречал, разве что посольство Бразилии. Несмотря на большое количество шенгенских и американских виз, требовали чеки об оплате авиабилетов, паромов, гостиниц. Меня так и «подмывало» сказать даме на другом конце провода, что в Гренландии буду «бомжевать» на льдине вместе с белыми медведями.
Начну с Копенгагена. Быстро прошли границу, зарегистрировались на рейс. Сели в самолет. Поездка напоминала воздушную экскурсию. Пилот говорил где мы летим. Сначала были Фарерские острова. Видны были скалы, о которые разбивался прибой, виды великолепные. Затем была Исландия: горы, ледники. Затем пилот сказал, что слева виден вулкан Эяф…кудль (так и не запомню его название). Все сидевшие с правой стороны вскочили и «прилипли» к иллюминаторам слева, практически «оседлав» сидевших там пассажиров. От вулкана поднимался мощный столб дыма, растворяющийся в облаках.
Наконец-то за 3-е, в этой поездке ,пересечение Атлантического океана мы его увидели! Как раз это было то время, когда из-за него отменили множество рейсов в Европе.
Приземлились в Кангерлуссуаке. Было солнечно и легкий морозец.
Гостиница была совсем рядом: пешком 2 минуты. На ресепшене узнали, что в тот же день у них есть экскурсия на «ледяную шапку».
Туда везли на грузовике с будкой. Что-то типа нашего «Урала». Дорога проходила вдоль русла речки, останавливались у разбившегося самолета времен 2-й мировой,
сверкавших на солнце озер.
Потом несколько раз видели карибу.
Затем подъехали к леднику. Он плавно поднимался вверх до горизонта.
Около получаса полазили по снежным «барханам».
Действительно очень напоминает пустыню, только снежную. Навстречу дует противный ветер, который несет снежные жесткие крупицы. При этом сияет солнце! Повезло нам с погодой!
На обратном пути рядом с дорогой встретили овцебыков.
Перед поселком экскурсовод показал местный "лес": деревья высотой метр-полтора.
Поужинали в здании аэропорта. После ужина походил по окрестностям. Кое-где находил оленьи рога, но они были не красивые, поэтому не взял сувениры.
Спали хорошо, в гостинице было тепло, единственное ночи практически не было (часа четыре темноты).
На следующий день, с утра решил еще побродить по окрестностям. Пошел через поселок, состоящий из одноэтажных домиков. Там даже есть магазин с основным набором одежды и продуктов с приемлемыми. Вот тебе и край света! Рядом протекала довольно бурная речка.
Я решил дойти до окрестных скал и залезть на одну из них. Вначале все шло хорошо, я даже залез на 2/3 высоты. Но потом залез на такой выступ, от которого шла отвесная стена вверх. Обратно тоже слезть было проблематично, мои ботинки проскальзывали, а если бы я покатился, то остановился бы явно не скоро. Пришлось снять ботинки и босиком, проскальзывая по лишайнику и холодным камням, кое как выбрался на более ли менее пологий участок. Решил, что хватит мне приключений, пошел обратно в гостиницу.
Перелет в Нуук у нас был назначен часов на 14. Нам даже позвонили в отель и пригласили на посадку, типа опоздаете! Мы оставили вещи в местной камере хранения, т.к. с собой было много не нужных вещей, в том числе комнатные растения, которые жена приобрела в Америке.
Нуук – столица Гренландии. Там есть даже 5-ти этажные дома! Из аэропорта мы взяли такси и доехали до пристани. До отхода парома: Umiaq line, было часа 4-ре, посадки еще не было. Но вышел старший стюард и сказал, что может нас разместить. Мы очень обрадовались, т.к. с рюкзаком не хотелось «таскаться» по городу.
Затем пошли гулять по окрестностям. Вышли на берег моря. Даже позагорали на скалах. Купаться, правда, не отважились.
Вышли в 21 час. В море айсбергов не было, вот засада!
Каюта дешевого класса напоминала купе поезда, отделенное шторками, но кровати были широкие. Но был не сезон и мы были практически всю дорогу одни.
Чай кипятили в детской комнате, где была розетка. Ресторан на корабле был не очень дорогой.
С утра были в Маниистоке. Там причала не было. Пассажиров высаживали на катере.
В 18.30 прибыли в Сисимит. Там корабль стоял 3 часа.
Походили по городку. Все что угодно я ожидал здесь увидеть, но только не это:
Китайский ресторан, здесь на краю света, где населения практически нет! Интересно, а до Чукотки китайцы тоже добрались?
После выхода из порта мы встретили первый айсберг и бросились его фотографировать. Потом все фото его поудалял, не такой интересный оказался.
Далее попадалось их больше и больше.
С утра была еще одна остановка. После начался залив Диско. В нем плавали айсберги различных форм и размеров.
Еще стояла солнечная погода, что бывает здесь, по отзывам местных, не так часто!
Капитан что-то объявил по радио. Все выскочили на палубу, стали вглядываться вдаль. Там были видны плавники китов. Потом эскимосы собрались на палубе в круг, и стали танцевать и петь какую-то простую песенку. Что-то вроде Ой-да, ой- да, ой, да-да. Я даже встал с ними в круг и начал им подпевать, вызвав их смех!
К нам подошла девушка и заговорила на чистом русском языке. Мы очень удивились. Оказалось, что она из Эстонии. Здесь вместе с американским оператором снимают фильм о глобальном потеплении.
Около 12-ти часов подошли к Илулисату. Местный фьорд называют фабрикой айсбергов.
И действительно, огромные айсберги стояли около его выхода. Один из них был похож на статую свободы.
На причале нас встретил микроавтобус и отвез в гостиницу. Из окна виден был залив в полной своей красоте с огромным количеством айсбергов.
Но долго сидеть не когда, надо идти осматривать окрестности. Пошли в сторону фьорда. У меня была безумная мысль полазить по айсбергам. По дороге зашли в туристическую контору, взяли на вечер прогулку на катере. Хотели еще полетать на вертолете, посмотреть как образуются айсберги. Но вертолеты не летали, а служащий сказал, что вероятность увидеть такое явление очень мала (около 1 шанса из 1000).
Далее шли через огромную псарню.
Это все воняло, лаяло, выло. Сзади «подвывала» жена, которой надоело идти. Говорила, что как хорошо в Америке, ко всему можно подъехать на автомобиле… Тогда «залаял» я, сказал что может идти обратно, в гостиницу. Она (если дальше применять «собачью» терминологию) удалилась как покусанная «шавка», поджав хвост.
Далее было кладбище. Дорога кончилась. Я пошел по тундре, стараясь выбирать каменистые участки, обходя глубокий снег и лужи.
Потом понял, что иду неправильно. Вечно меня куда-нибудь заносит. Левее есть нормальная дорожка с деревянным настилом. Я выбрался на нее, форсировав пару луж.
Наконец я вышел к фьорду.Сел на камень и стал любоваться ледяными громадами. Они застыли, словно в сказке о Снежной королеве. Тишина была звенящая.
Насладившись видом, пошел вдоль скалистого берега в нескольких местах пытался залезть на сверкающие ледяные глыбы. Но они были в 2-3 метрах от скалистого берега, а вода в этом промежутке бурлила.
Упасть в ледяную воду не входило в мои планы, по рассказам там можно прожить не более минуты.
Отчаявшись, пошел обратно другим путем, утопая по колено в воде. Ориентиром мне служил собачий лай, который потом перешел в дружный вой.
Приблизившись к псарне, я понял в чем дело: наступило время кормежки, псы, кто был не привязан, бежали, переплывая бурные ручейки, к тележкам с едой.
Мне очень хотелось пить. Из ручьев я это делать боялся. Поэтому, добравшись до поселка, стал искать магазин. Наконец я его нашел. Это был большой супермаркет с большим ассортиментом продуктов. И это в месте, где предки эскимосов жили в каменном веке еще в начале 20-ого века! Сейчас они живут в современных домах и ездят на автомобилях! Невольно я сравнивал их с нашими северными поселками.
Итак, с жадностью выпил бутылку газировки, вернулся в отель. Как удивительно, жена дошла без происшествий и сидела, насупившись, в номере и читала, любуясь красотами из окна. А я свалился без сил на кровать, немного поспал.
Потом надо было бежать на пристань. Поплавали вокруг ледяных гор, которые мы видели днем с парома и я с берега. Близко ко льдинам капитан подходить боялся. Но все равно, было красиво смотреть в вечернем солнце переливающиеся грани.
Вернувшись наблюдали из окна закат.
На следующий день поехали в аэропорт (нас отвезли из гостиницы на своем микроавтобусе).
Самолет летел низко, интересно было наблюдать айсберги,
горы, реки.
Сели в Кангерлуссуаке, забрали вещи в камере хранения.
При вылете проверяли у всех визы. Вдруг я услышал русую речь. Четыре длинноногих девицы, прямо фотомодели, болтали между собой. Что они делали в Гренландии?
Может фотографировались на льдинах в купальниках или без? К сожалению, уточнить не успел, объявили посадку.
Вечером был Копенгаген. У меня так разболелась голова, видно много выпил вина в самолете, что еле добрался до постели в гостинице.
Затем часа в 4 проснулся, голова прошла, на меня «нахлынуло» такое счастье. Как все-таки мало человеку надо, всего лишь избавиться от боли.
Перелет был в 7 часов в Берлин, там мы сели на поезд и поехали в Дрезден. Более 10-ти лет назад мы были здесь. Все изменилось.
Создалось такое впечатление, что город опять взят советскими войсками (было кстати 9-е мая). Всюду была слышна русская речь! Посетили Дрезденскую галерею, в которой хотелось еще раз побывать. Дальше вернулись в Берлин и в Москву.