YuriyVZ » 04 авг 2015, 17:58
Решил выложить дневник поездки одним куском, фото отчет еще буду дополнять.
22.06.2014
Выехали из дома в 5:30, чтобы заехать еще в Лаппеенранту и посмотреть песчаный замок и было время в запасе, на случай задержки на границе. В 8:00 были на границе, прошли быстро. Песчаный замок в этом году на музыкальную тему, довольно интересно. Осмотр фигур, фотографирование крепости Лаппеенранты и кормление уток с птенцами заняло не больше часа. Поехали в Турку, за 3 часа до начала регистрации, шёл дождь, поэтому никуда не пошли. На регистрации попали на первый ряд, первое место… заехали на паром одними из последних.
23.06.2014
Выехали с парома одними из первых в 6:30 вместе с фурами, поехали в Гетеборг. Приехали за час до регистрации, заехали в магазин и сразу прошли регистрацию. Юля с Аней пошли в WC, а нужно было уже заезжать на паром, пришлось им бежать. Паром в Данию идёт 3 часа 15 минут. Выбрали один из ближайших к порту, из которого идет паром в Исландию, кемпингов (Kjul) до него проехали 50 км. Кемпинг с шлагбаумом, но в 20:30 reception еще был открыт.
24.06.2014
Проснулись в 6:30 (DEN) в 8:00 заплатили за кемпинг и поехали на паром. В кемпинге есть практически все (стиральная машина, десяток газовых плиток,…), хотя и довольно старое, но поддерживается в хорошем состоянии. При въезде выдают карточки с чипом, как потом поняли, они для душа, который платный и на карточку записывается сколько раз пользовался душем, при выезде оплачивается, мы не пользовались, поэтому высветилось 0.
До парома ехать всего 5 км. Приехали в 8:15. Нас спросили на какой мы паром и отправили на “песчаную” парковку, регистрация начнется в 9:30. Пошли гулять по песчаному пляжу, сфотографировали паром в Норвегию. Машины, ожидающие исландский паром сразу выделяются, наш Дастер среди них кажется карликовым. Хотя, есть и обычные машины, даже Смарт, но мало. К тому же, мы из-за бокса стояли в ряду с высокими машинами и нам на стекло выдали два листочка Iceland и B. Прошли регистрацию, сфотографировались с флагами и соседними машинами. Пассажиры на паром идут отдельно, их подвозят к нему на автобусе, но можно дойти и пешком, совсем недалеко. Машины на пароме паркуются очень плотно, мне сразу сложили правое зеркало. Пассажиры были уже в каютах, а машины еще стояли на улице. Меня попросили взять шампуни, т.к. на пароме их нет.
Машину нужно ставить так, чтобы от зеркала до правого ряда было всего 2-3 см, выйти с правой стороны соответственно невозможно, поэтому заезд и без пассажиров, хотя некоторые все-таки были вдвоем. Когда припарковался попросили закрыть и левое зеркало.
Отправление парома задержали примерно на час, об этом объявили, но причину мы не поняли.
Машин с русскими номерами мы не видели, был только мотоцикл с русскими флажками. Потом встретили их на ужине. Но на пароме периодически слышали русскую речь.
При бронировании купили завтраки и ужины на пароме, плюс специальная опция для детей, включающая всю еду, на reception одели браслет на руку. С едой сложно разобраться, если несколько мест для еды. Непонятно, где действует браслет, а где нет. К тому же не сразу поняли какое время на пароме, выяснилось, что фарерское, т.к. паром фарерский. Потом и сами проголодались и решили взять еще и обед, единственный вариант – это “шведский стол”, но почти нечего съедобного нет. Потом подходят и спрашивают про напитки, взяли пиво, денег за него не взяли. Ужин был в другом месте, там в итоге на выходе по номеру столика заплатили за пиво, за сок денег не взяли, т.к. он входит в “браслет” для детей. На обеде номера столика не было.
25.06.2014
Завтрак получше, чем обед и ужин. Интернет платный и в каюте нет. Стоимость (9.5 Евро – полчаса, 15- час, 19 – 4 часа, 25 – 24 час, 32 – 48 часов), причем это не время онлайн, а общее время. Решили взять его попозже на 24 часа, чтобы посмотреть состояние исландских дорог. Днем 25-го дорога на Аскью была по-прежнему закрыта. Пока смотрели, подошел поляк и поинтересовался состоянием дорог, они тоже собираются на Аскью тоже в первый день. Днем интернет еще как-то работал, вечером открытия страницы приходилось ждать по 10 мин (дороги так и не открылись).
В 17:30 паром заходит на Фарерские острова, сфотографировали красивые домики и фьерды с верхней палубы!
Вечером еще раз встретились с тем же поляком, попросил отправить почту, выпили вместе пива, поболтали. У них похожий маршрут, они на Ландровере.
26.06.2014 (День 1). Detifoss 862, Selfoss 862, Hafragilsfoss 862, Katlar+
Паром прибыл вовремя. На палубе машину не сразу нашли, потому что машины стоят плотно, выходов много, обошел вокруг всю палубу, помогли найти ее флажки оставленные нами на окнах. Подойти к ней оказалось очень сложно, а залезть невозможно, т.к. машины слева и справа стоят вплотную, дверь даже немного не приоткрыть, пришлось ждать, когда уедет ряд слева и быстро запрыгнуть. Хорошо, что удалось открыть багажник и закинуть туда большую часть вещей. Выехали мы одними из первых, т.к. были среди высоких машин. На выезде клеят наклейки с датой въезда в Исландию на машине. Дальше стоит мужик с бумажкой (таможенник), на которой у него записаны номера машин, которые нужно отправить на досмотр. Видимо список составляют еще на пароме. Нам махнул рукой – “проезжайте”, а стандартному исландскому микроавтобусу забитому доверху вещами показал на досмотр. В Исландию едут очень разные машины, в том числе везли деревянный дом в кузове.
Выехали с парома и остановились около небольшого водопадика. Исландия нас встретила солнцем и жарой. Тут нас обогнало много машин с парома и пришлось медленно ползти за ними. Через 25 км заехали в Egistadir, купили SIM-карты и продукты, интернет смогли оживить только вечером.
Дальше поехали в сторону водопадов Detifoss, Selfoss, Hafragilsfoss, т.к. прочитали, что фотографировать лучше с 862 дороги вечером, а с 864 утром, то поехали сначала по 862-й. Но погода была такая, что было все равно утро или вечер. Сначала остановились на огромной парковке около водопадов Detifoss и Selfoss. По дороге к Detifoss пошел дождь, но у нас были с собой дождевики. Пофотографировали эти два водопада.
Дальше решили, если можно будет подъехать к водопаду Hafragilsfoss, то пойдем к нему, а если нет, то не пойдем, а посмотрим только на следующий день с другой стороны. В итоге впервые в Исландии съехали с асфальта, дорога была красного цвета из песка или лавы! Проехали 2 км по ней. Тут опять пошел дождь, но водопад все-таки сфотографировали.
Дальше по плану у нас был Katlar. Маршрут к нему был не совсем понятен, в какой-то момент поехали по указателю на национальный парк по дороги “4x4 only”. Доехали до парковки, там действительно есть указатель на Katlar, прошли немного по тропинке, там было два указателя один из них на Katlar 0.6 км. Мы считали, что это скалы, а это оказалось русло реки с небольшими пещерками, разноцветной водой, красивыми потоками. Вернулись назад и решили пройти еще по длинному маршруту 1.3 км, шли по полям, по березовым кустам высотой до колена. Конечной точкой этого маршрута было слияние двух рек, где они образуют бурный поток и красивые природные виды. Некоторых пришлось нести на плечах обратно, как договаривались заранее.
Пришли обратно на парковку и встретили русских туристов на прокатной машине. Как выяснилось – это у них уже была вторая машина, сначала выдали не ту, эта тоже оказалась с неисправным амортизатором, не работающим спидометром и т.д. Оказалось, что они брали машину в известной такими случаями прокатной конторе “Chip jeep”.
Уже был вечер, поэтому поехали в кемпинг Asbyrgi, в кемпинге была табличка: “возвращайтесь, обратно к information и платите там”. Вернулись заплатили, поставили палатку и тут приехали опять те же русские туристы. Вечером пообщались. В итоге на следующий день хоть и не договаривались встречаться, но встретились и в каньоне и у водопадов, в общей сложности 3 раза.
27.06.2014 (День 2). Asbyrgi, Hafragilsfoss 864, Detifoss 864, Hverir
Утром из кемпинга Asbyrgi сначала решили поехать на парковку внутри каньона-подковы. Приехали, спустились вниз к прозрачному озеру с утками, пофотографировали. Все фотоаппараты запотели после вчерашнего дождя, в том числе внутри объектива. Но постепенно один за другим удалось их оживить. Поднялись по тропинке повыше и сфотографировали панораму каньона, тут набежала толпа туристов, как раз когда мы заглянули в небольшую пещеру, длинной метров 10. Увидев их, мы решили оттуда уезжать и подняться наверх подковы.
Доехали обратно до кемпинга, короткий маршрут наверх был нарисован 4.4 км, решили немного оптимизировать маршрут. Высадил Юлю и Аню на дороге (оттуда ближе идти), а сам вернулся в кемпинг и пошел оттуда. Шли не очень долго минут 15-20 до края внутренней части “подковы”. На месте есть ящичек с записками и пожеланиями, оставили и свое, упаковали в мешочек и закрыли. Пофотографировали и пошли обратно. Вид довольно интересный, но сфотографировать не получается, только с вертолета.
После обеда опять поехали к водопадам на этот раз с 864 дороги. Вид с этой стороны более впечатляющий особенно на Hafragilsfoss и разноцветную воду рядом с ним, это один из самый красивых видов во всей поездке. Detifoss выглядит примерно одинаково с обеих сторон, он впечатляет своей мощью (самый мощный водопад в Европе). К Selfoss с этой стороны не пошли.
После водопадов поехали к термальному полю Hverir, вход платный, туристов не много. Временами запах очень резкий, Аня его долго не выдержала и ждала нас около машины. Погода была хорошая. Потом поднялись на машине наверх горы, вначале была табличка “Hard road”, на самом деле не очень сложная. Термальное поле впечатлило как внизу, так и виды сверху.
Вечером заселились в домик Dimmuborgir на 3 ночи.
28.06.2014 (День 3). Husavik, Grjotagja, Myvatn Jardboedin Naturebath
Утром поехали в Хусавик, приехали в 10. Хотели заказать фотосафари на китов, ближайшее свободное время оказалось в 12.30. Выбрали вариант со скоростной лодкой с надувными бортами (типа рафтов), они дороже, но как убедились потом – это был правильный выбор. К месту обитания китов они добираются быстрее, а также быстро перемещаются, когда увидели кита. “Парусники” и другие большие кораблики двигаются значительно медленнее.
Пока ждали экскурсии, зашли в музей китов, расположенный рядом. Там много информации о китах, скелетов китов разных пород.
В экскурсию к китам также входило посещение острова Пафинов (тупиков). На острове и в его окрестностях их много, но передвигаются они очень быстро, поэтому сфотографировать их почти не реально. Тогда еще рассчитывали увидеть и фотографировать тупиков в дальнейшей поездке, но в дальнейшем видели их только очень далеко.
До поездки читали, что китов можно вообще не увидеть или где-то вдалеке. В итоге китов увидели и сфотографировали много, в том числе близко! В том числе видели голубого кита, говорят, они встречаются достаточно редко.
На обратном пути заехали на водопад Godafoss. Нормально пофотографировать не получилось, солнце было прямо над водопадом (приехали в 17 часов).
Потом заехали в пещеру заполненную горячей водой Grjotagja, сейчас температура около 50 градусов, раньше была меньше и в ней купились. В пещере есть 3 входа немного заваленных камнями. Мы зашли в ближайший вход и вышли в соседнем. В это время подъехал микроавтобус с местными номерами к 3-му входу, оттуда вышли исландцы, взяли пиво и пошли купаться голыми.
После ужина решили пойти в термальные ванны Myvatn Jardboedin Naturebath, они немного пахнут, но не очень противно, вода синего цвета, дно скользкое. Под водой есть скамейки, эта естественная ванна находится на улице. Температура воды около 37-40 градусов, там, где втекает больше. Сразу сауны не увидели, но потом перед выходом, я все-таки зашел туда. Написано, что температура 120 градусов, но с улицы сразу не чувствуется.
29.06.2014 (День 4). Krafla, Lofthellir, Hverfjall
После завтрака выехали на Крафлу где-то в 9 утра. Приехали к озеру Viti стали на стоянке по центру, т.к. никого больше не было, обошли озеро вокруг, пофотографировали, нанюхались термальных источников (“вонючек”, как мы их прозвали). Когда спустились, на парковке были далеко не одиноки. Дальше пошли осматривать, гору с серными “вонючками” и большое лавовое поле. Обошли маршрут Leirhnjukur по большому кругу (Hofur), впечатляет.
Днем ранее мы забронировали экскурсию в пещеру Lofthellir через ресепшн кемпинга на 14:30, поэтому немного торопились, пообедали рядом с Info, откуда и начиналась экскурсия. Ехали на специально оборудованном микроавтобусе с большими колесами, ехали долго, в ней сильно трясет на кочках. В начале дороги был знак “закрыто, пещера Lofthellir собственность SAGA Travel” и большая лужа. Большую часть дороги вполне можно проехать, но последние 1.5 км на обычной машине не проедешь. Далее минут 15 шли по лавовому полю и пришли в пещеру, где надели каски, фонарики, сапоги с шипами, которые нам выдали еще на Info по размеру. Утеплились, т.к. температура в пещере около 0. Вход в пещеру закрыт дверью. Вход в пещеру очень узкий, нужно ползти по льду на животе, даже с фотоаппаратом очень неудобно. Пол в пещере везде ледяной, сосульки, как снизу, так и сверху. Пещера нам понравилась. Хотя, возможно, если бы знали, что такой вход, то не поехали бы. Вечером я один съездил и залез (зашел) на кратер Hverfjall, обшел его вокруг, пофотографировал сам кратер и виды на озеро Myvatn, все заняло 2.5 часа.
30.06.2014 (День 5). Askja
Выехали из домиков Dimmuborgir Guesthouse в 9:00 в направлении на Аскью по дороге F88, по пути посмотрели состояние дорог, последний участок дороги на Аскью 5 км был закрыт, но решили все равно ехать. По дороге преодолели 2 больших брода, особенно второй (мы их считали такими в тот момент). Все броды сначала я проходил в болотных сапогах, потом Юля переходила в них же и снимала на фото или видео их пересечение. Доехали до кемпинга Drekki, судя по сайту, дальше дорога закрыта, но табличек нет, значит едем дальше. До Askja еще 8 км, пешком слишком далеко. Похоже дорога только что расчищена от снега. Дальше табличка “difficult for small jeeps”, поехали в снежном туннеле. Дорога нормальная, один небольшой брод. Нас догоняет машина ренджеров, у них конечно колеса явно побольше
Пропускаем их, он интересуются, нормальная ли для нас дорога. Говорим, что все нормально. Они ждут пока мы проедем бродик, я этому времени уже проверил его в болотных сапогах - ничего серьезного. Но пофоткаться нужно! Поэтому машем им рукой чтобы ехали дальше.
Дальше в узком одностороннем туннеле встретили французов на грузовом кемпере, кому-то нужно сдавать назад. Пришлось нам, а это метров 200-300. Как потом выяснилось, им было намного ближе. Не доезжая 2 км до стоянки к Аскье, дорога была закрыта, там стояли ранджеры, экскурсионный трактор и много других машин и табличка “impossible”. И надпись “8.8 км туда и обратно до озера берите с собой теплые вещи, еду, GPS и т.д”.
Оцениваем ситуацию и понимаем, что все вместе мы не дойдем. Но кто-то же должен отметиться и искупать в озере Вити. Надеваю зимнюю куртку и шапку и вперед по снегу. Считаем, что вернусь через 3 часа. Типа чуть больше 8 км, по снегу значит медленнее 5 км/ч - 4 км/ч, ну и полчаса на месте. Оптимисты. Через 200-300 м понимаю, что это нереально, но не возвращаться же, связь не работает, думаю, тоже оценят ситуацию и поймут, сколько это займет времени. Но иду максимально быстро, снег не глубокий но рыхлый, чем сильнее толкаешься, тем больше проваливаешься и проскальзываешь.
Люди навстречу начинают встречаться только через 2 км идут подозрительно бодро (как потом выяснилось, он с экскурсией и их на гусеничном тракторе до основной стоянки отвезли). Как ни странно дошел до озера чуть больше, чем за час, но это было действительно тяжело! Когда пришел на озеро, был сильный ветер и дождь, больше чистил фотоаппарат, чем снимал. Спуск к озеру завален снегом, никого купания не будет. Сфотографировался с флажками. Всего у Вити был минут 50. Обратно дошел чуть меньше, чем за час. Обратно поехали по F910 она еще менее наезженная, тут уже туристов на спец. автобусах не возят. Кое где есть шансы закопаться песке, сев "на пузо", но не очень большие. Встретили два моста на всем маршруте в центр пустоты, тут речка слишком бурная и глубокая для брода. Один мост нас немного напугал, подъехали, а он закрыт воротами, но никаких надписей и ворота можно открыть, что мы и сделали. За собой также закрыли, догадавшись, что это чтобы овцы не могли перейти. Два больших брода и много маленьких, большие броды проверили в сапогах, один из них был достаточно глубокий и течение сильное, иногда смывает, схем проезда уже нет. Когда возвращались от Askja, то на встречу нам ехала машина с русскими номерами (197-региона), это была единственная машина с русскими номерами за всю поездку. Доехали до плотины, по фотографировали и тут начался асфальт, всего проехали 250 км по грунтовкам. Через небольшое время нашли что-то похожее на хостел в 2 км от основной дороги, было 22:25. Кемпинга поблизости найти не удалось, поэтому остановились там. Еду готовили на улице, ели в тесной комнатке.
01.07.2014 (День 6). Dimmuborgir, Hoefdi, Kalfastrond
Вечером куча народа со штативами убежала, что-то фотографировать. Утром выяснилось, что небольшой водопадик. А когда проели 1 км обратно в сторону основной дороги, то увидели 4 каскада водопада, очень красивого, название так и не нашли. Рядом есть памятник оленю, пишут, что олени водятся только в восточной части Исландии.
Дальше поехали к лавовым фигурам Dimmuborgir, там же где у нас были домик.
По дороге заехали в супермаркет Bonus. Там же заехали на заправку Orkan (до этого заправлялись на самой распространенной N1), решили воспользоваться скидочкой карточкой, которые нам положили на стекло на пароме. В отличии от N1, где все понятно и на английском, здесь все на исландском. Хотя, в бумажке к карте и прилагается инструкция, что сначала нужно поставить дисконтную карту, потом кредитную карту, но когда ставишь дисконтную карту, аппарат пишет какую-то непонятную фразу на исландском. В итоге, я ставил то одну карту, то другую, пока не догадался, что, действительно, нужно сначала поставить дисконтную карту, вытащить ее, потом кредитную, вытащить и только потом вводить PIN-код, а как после заправки получить чек так и не разобрался, хотя и пытался ставить еще раз кредитную карту, как обычно бывает. Но скидка, в итоге, есть топливо стоит вместо 238 крон, 232. Еще на исландских заправках, объем топлива нужно указывать в кронах, а не в литрах. Первый раз, когда я заправлялся, долго думал на сколько нужно заправиться, все вроде понятно, но не понятно на сколько нужно заправиться, местные жители подсказали, что можно указывать любую сумму, хоть 10 тыс., снимется все равно столько сколько заправлено. В итоге ввел 10 тыс., но мне этого оказалось мало, пришлось доливать еще. На самом деле, снимается введенная сумма, но после заправки она сразу возвращается и снимается уже сумма реально заправленного.
Приехали в Dimmuborgir, пошли по красному маршруту протяженностью 2.3 км, ходили примерно час между больших лавовых фигур различной формы, в том числе пещеры. Освещение было не очень хорошее (середина дня), поэтому фотографировать их не получалось, только когда стали уходить, они подсветились и стали получаться лучше. Но после Аскьи уже не такое впечатление, когда к ней едешь, то много похожих фигур, но здесь они больше и сосредоточены все в одном месте.
Дальше поехали в национальный парк Hoefdi, надеялись увидеть там похожие фигуры только в воде. Но там было только несколько тропинок (footpath), в итоге по этим тропинкам только лес, редкость для Исландии, только в одном месте был вид на эти фигуры в воде, но не очень красивый. Потом забрались наверх и увидели, где эти фигуры, но они оказались за пределами парка. Решили попробовать проехать на машине, свернули на следующем повороте с указателем Kalfastrond и добрались до фигур, там действительно красиво, дико и никаких туристов, а только фигуры в воде.
По дороге остановились на дороге и сфотографировали псевдократоры около озера Myvatn. На ночевку остановились в кемпинге недалеко от старинной деревни с травяными крышами Glumbaer в 8 км. Кемпинг оказался своеобразным, тут впервые нам пришлось расплатиться наличными с нас взяли оплату в евро, всего 10 евро, включая электричество. В кемпинге был большой амбрар-кухня, что оказалось полезным, т.к. шел дождь. В амбаре было много столов и стульев, электроплита, много холодильников, морозильных камер, кофеварка и даже баскетбольное кольцо. Выяснилось, что здесь проводят фестивали. На ужин приготовили мясо на одноразовом гриле. А вечером воспользовались hot-pot – горячей ванной на улице, вода поступает в нее прямо из термальных источников. Перед эти неожиданно приехала машина с китайцами и они стали спрашивать сначала нас, а потом и хозяев, есть ли у них hot-pot, в итоге долго ждали пока же эти китайцы накупаются и уедут. Они приезжали только в ванну!
02.07.2014 (День 7). Glumbaer, Hvitserkur, Vatnsnes, West fjords
Утром шел дождь, поэтому решили позавтракать тоже в амбаре.
Деревня Glumbaer не очень впечатлила, сделали несколько фото и поехали дальше на полуостров Vatnsnes к скале - мифическому животному пьющему воду Hvitserkur, дождь продолжает идти. Едем дальше по побережью искать тюленей (seals), места где они чаще всего встречаются обозначены специальными знаками. Съехали по первому такому знаку на парковку и прошли по указателю еще около 500 м, там небольшая бухта и будка для наблюдения за тюленями с биноклями на цепочках (но мы захватили свой), только тюленей не видно. Но тут увидели небольшую группу людей чуть дальше у следующей бухты, там и нашли тюленей близко и достаточно много. Снимали их около часа. Потом всех встретившихся туристов тоже направляли в эту бухту. На обратном пути опять зашли в будку для наблюдения за тюленями и в этот раз увидели одного толстого тюленя на камнях вдалеке, видно его только в бинокль. Пытались найти тюленей в других местах обозначенных табличками, не нашли, видимо дождь тюленям тоже не очень нравится и они не подплывают близко к берегу.
Едем на западные фьорды, любуемся видами. Дорога разная, то асфальт, то грунтовка, но хорошая, если задуматься и не следить за скоростью, то можно и до 110 по грунтовке разогнаться (ограничение 80). Дальше небольшой серпантин на грунтовке в сильном тумане. Вдоль дорог много брошенных, ржавых машин и даже целая свалка автохлама.
В верхней точке одного из серпантинов увидели несколько небольших водопадов с нависающими над ними льдом и снегом, очень красиво! Только ради одного этого вида стоило ехать на западные фьорды. Остановились на ближайшем съезде – каменистой парковке, я долго не мог остановиться фотографировал с разных точек. На улице холодно, наверно около 0. Нашему примеру последовали еще несколько машин, пришлось закончить съемку и поехать дальше. Едем дальше по побережью, идет ливень и сильный ветер, машину с боксом сдувает. Пытаемся найти кемпинг в столице западных фьеордов –Isafjordur, в одном из кемпингов размыт мост и машину с палаткой рядом не поставить, второй оказывается не кемпингом, а поляной рядом с футбольным полем в центре города. Решаем вернуться в соседний городок Sudavik (около 20 км), ветер и дождь еще усилились. Кемпинг небольшая поляна со столбиками электричества и небольшими будками с душем и туалетом, тем не менее теплыми и чистыми. Туалете 1х1 также стойка Info. Reception отсутствует, остановились. Минут через 15 приехала машина с тетей, которая приняла у нас оплату по карте. Дождь и ветер продолжаются, пока искали Reception один из исландцев предупредил, что по радио было штормовое предупреждение и чтобы “если что” обращались к нему. Тем не менее, пользуясь небольшими затишьями ветра, умудрились поставить большую кемпинговую палатку, привязав ее всеми штатными и еще дополнительными растяжками, а также немного прикрыв от ветра машиной.
03.07.2014 (День 8). West fjords, Dynjandi
Дождь продолжает идти, ветер дуть, сложить палатку оказалось еще сложнее, чем установить. Но палатка выдержала, хотя одна дуга все-таки немного погнулась при складывании. Устраиваем “автомобильную экскурсию” через центр Isafjordur, ничего особо интересного, поэтому не фотографируем.
Едем дальше к рыбацкой деревне Sudureyri, чем интересна сама деревня непонятно. Интересен туннель к ней, внутри него развилка, одна в деревню, другая дальше по фьордам. В деревню туннель однополосный с местами для разъезда. Съездили в деревню и поехали дальше, в итоге проехали все части туннеля 5 и 6 км.
Поехали к водопаду Dynjandi – главной достопримечательности западных фьордов. Водопад очень красивый, причем не только сам, но и вместе с небольшими водопадиками под ним, каждый из которых подписан на деревянной табличке. Поднялись к поджью, пофотографировали, запачкали все объективы.
Едем дальше к красному пляжу Raudasandur, дорога идет по живописному побережью, только вот красный пляж в указанной точке мы не нашли, точка заложенная в навигатор оказалась большой помойкой и вонючим пляжем с кучей водорослей. Воспользовавшись интернетом выяснили, что настоящий красный пляж находится в 30 км от нашего места. Т.к. уже достаточно поздно, решили ехать к самой западной точке Исландии – маяку Bjargtangar, а на пляж заехать на следующий день. Ищем кемпинги, съехали по указателю в 10 км от западной точки, дождь давно прекратился, а ветер только усилился. В итоге решили выяснять про альтернативу палатке. В итоге, это оказалось самой дорогой ночевкой – 27 000 ISK в большом белом бараке, называемом гостиницей. Правда, внутри это действительно гостиница, с душем и ванной и т.д. Решили воспользоваться ситуацией и устроили большую стирку и мойку себя.
04.07.2014 (День 9). Bjargtangar, Raudasandur
Сильный ветер продолжается. Позавтракали в столовой при гостинице, со стандартным шведским столом. Поехали на Bjargtangar. Приехали, ветер раскачивает машину, двери открыть сложно, на улице стоять на ногах тоже сложно. Но все-таки идем, пытаясь найти птиц и особенно тупиков. Птиц находим, тупиков, только очень далеко и не всегда понятно они это или нет. Ане сложно стоять на ногах. Фотографируемся с флагами (это целый аттракцион на таком ветре). Юля и Аня возвращаются в машину. Я иду дальше фотографировать, иногда ползу т.к. идти невозможно, к краю обрыва даже подползать опасно. Тяжелый 10-килограммовый фоторюкзак покатился так, что пришлось бежать за ним метров 10.
Дальше едем на красный пляж Raudasandur. Прошли к нему через поля по тропинке, где много птиц, которые нападают на людей, меня даже за волосы схватили. Рекомендуется нести над собой какую-нибудь длинную палку, например, штатив, тогда птицы не нападают. Перебрались через небольшую лужу на сам пляж, пляж понравился, напоминает пустыню, дошли до берега и вернулись обратно. Забронировали паром из западных фьордов через интернет, к парому приехали очень рано за 2 часа до окончания регистрации за 3 часа до отправления. Дождались, когда откроется регистрация, выдали нам билеты по номеру бронирования. Дождались парома, паром идет 2 часа 15 минут. Пытались найти кемпинг в ближайшем городке, кемпинг есть, но был очень сильный ветер, а в кемпинге никакого укрытия кроме небольшой горки, которую уже полностью окружили палатками. Поехали в другой кемпинг, он оказался заброшенным, остановились в третьем кемпинге, где небольшие холмы закрываю от ветра, рядом небольшой водопадик. Кемпинг – это поляна и будка с туалетами и раковинами.
05.07.2014 (День 10). Bjarnarhofn, Olafsvik, Saxholl, Snafellsjokull, Hellnar
Утром заплатили за кемпинг. Это был единственный кемпинг, где ресепшн вечером был закрыт и нас не нашли до того, как мы выехали. Едем в музей тухлой акулы, пришлось немного вернуться. В музее была большая толпа из экскурсионного автобуса, потом он уехал и стало свободнее. В музее довольно интересно, много чучел птиц, тюленей, оленей, ну и естественно челюсти акул, а также много других старинных экспонатов. Когда толпа разбежалась, нам включили видео и хозяева рассказали о том, как они ловят акул, как готовят их мясо и устроили небольшую дегустацию мяса тухлой акулы с кусочками местного хлеба, если не нюхать кусочки мяса, то съесть можно, особенно с хлебом, а вот если понюхать, то пахнет мочой. Желающим продают это мясо в вакуумной упаковке и сушеную рыбу. Затем нам предложили сходить под навес, где мясо акулы сушат.
Заехали в Olafsvik к необычной церкви и к скале-церкви.
Дальше поехали к вулкану Saxholl, вулкан маленький, но выглядит, как классический вулкан с жерлом, поднялись на него, ветер был очень сильный, немного сдувало, поэтому Аня не пошла.
Дальше попытались подъехать к вулкану Snafellsjokull, описанном Жюлем Верном в «Путешествии к центру Земли». Поехали по F575, проехали немного и на развилке поехали по указателю на ледник, через некоторое время дорога оказалась засыпана снегом, дальше проехать невозможно – глубоко (где-то по колено), вернулись и поехали по другой дорожке, доехали до парковки и тупика. В это время опустился густой туман, видимость буквально 5-10 метров, поэтому пришлось медленно ползти по каменистой и достаточно сложной дорожке, особенно сложно было подниматься в горки, в одном месте пришлось даже убирать с дороги большой камень. Вернулись до еще одной развилки и поехали еще по одной дорожке, которая нас вывела на 570 дорогу (уже не F), попытались по ней найти подъезды к вулкану, на этой дороге впервые встретили впервые другую машину, причем обычную. Но далеко проехать по 570 дороге тоже не удалось, опять уперлись в снежные заносы. Пообедали, развернулись и поехали обратно уже по 570 дороге.
Подъехали опять к вулкану Saxholl, хотели сфотографировать его издалека без машин, но не получилось, там было уже много машин.
Решили попробовать проехать по 570-й дороге уже с другой стороны, на въезде обнаружили табличку “Imposible”, на F575-й и другой стороне 570-й таких табличек не было. Решили все-таки поехать и посмотреть докуда она нас доведет, доехали опять до занесенной снегом дороги, там стояла снегоуборочная техника, никого в ней не было. Опять был очень сильный туман, плюс усилился ветер и пошел снег, развернулись и поехали обратно, когда спустились немного вниз, там светит солнце, видна красивая гора, пофотографировали ее и красивых баранов.
Дальше поехали в рыбацкую деревню Hellnar, как и предполагали сама деревня ничем не примечательно, но от нее есть 2.5 км маршрут, в самом начале маршрута очень красивая пещера с базальтовыми слоями. И весь берег из таких же базальтовых слоев и колонн. В пещере много чаек, их гнезда, птенцы, они кричат, но как ни странно на людей не бросаются. Очень пожалели, что нет времени пройти по тропе в другую деревню, это пожалуй самое красивое место в поездке до этого момента. Поехали в направлении Ytri-Tunga и стали искать кемпинг, в первом кемпинге оказались только домики без мест для палаток, во втором тоже не сразу нашли место для палаток. В итоге, место для палаток оказалось просто полем с будкой без горячей воды, оставляет впечатление заброшенной, но вода есть, а как выяснилось вечером даже электричество есть в будке, а столбиков с розетками нет. Поехали на ресепшн, там нам сказали, что хозяина нет, он подъедет позже сам. Позже подъехал дедок плохо говорящий по-английски, без терминала, взял с нас 10 Евро, т.к. наличных крон у нас не было. Был сильный ветер, но на поле стоял мангал, где мы и пожарили мясо. Вокруг гуляли длинноклювые орущие птицы с птенцами, а еще дальше был так называемый Bird Land, там было много чаек, туда подходить было опасно.
Зарядились подключив удлинитель в будку и закинув технику в машину (до палатки 30 метрового удлинителя не хватило).
06.07.2014 (День 11). Ytri-Tunga, Hraunfossar, Barnafoss, Deildartunguhver, Thingvellir, Geysir
Утром хозяин кемпинга еще раз приезжал, подарил Ане значок с эмблемой кемпинга.
Выезжаем из кемпинга Langahold, едем в Ytri-Tunga для поиска тюленей от кемпинга меньше 4 км.
На месте увидели тюленей, поняли, что можно подобраться к ним поближе, если перебраться через небольшой пролив. Вернулись за болотными сапогами, я перебрался на остров, пофотографировал одного тюленя, он уплыл, подошел к другому и тут увидел, что еще ближе есть большой толстый белый тюлень, валяется на камне и не шевелится и сливается с пейзажем. Чтобы он повернуться пришлось громко хлопать по сапогу, но и на это он почти не реагирует. Вернулся за Аней и перенес ее на остров тоже, на обратном пути похоже начался прилив и на обратном пути, я уже зачерпнул себе в болотные сапоги воды. Пофотографировали маленьких черных тюленей в проливе, через который переходили, их много и близко. Когда уходили к большому белому тюленю залез еще один такой же, но возвращаться уже не стали, поехали дальше.
Заехали на термальное поле Deildartunguhver, самое большое термальное поле по расходу воды, посмотрели на струйки воды и пара, вырывающиеся из под земли, снимать очень сложно, объектив моментально запотевает. Рядом стоит киоск с помидорами и ящичек для денег, одна упаковка 200 крон – “самообслуживание”. Вернулись в цивилизацию к толпам туристов. Поехали к водопаду Hraunfossar – это стена водадов из многочисленных ручейков, вытекающих из лавового поля. Там же рядом небольшой водопад Barnafoss. Опять толпы туристов.
Далее поехали в парк Thingvellir, не впечатлило, немного лучше Hefdi и очередные толпы туристов. Единственное интересное в нем – это отметится на стыке плит между Европой и Америкой, достаточно высокий базальтовый обрыв, выглядит красиво. Также понравилась “денежная” расщелина, очень глубокая и с прозрачной водой и куча монеток на дне. По пути мостики через речку на них таблички “монеты не бросать”. Погуляли немного, пофотографировали, потом подъехали с другой стороны к водопаду Oxararfoss, самое интересное в нем – это вид на тот же стык плит между Европой и Америкой. Сфотографировал его, и поехали дальше искать кемпинг в направлении к гейзерам. По дороге пытались найти водопад Bruarafoss, по описаниям рядом с дорогой, а красивый. Поездили по разным дорожкам грунтовым и лесным, так и не нашли его. Кемпинг нашли со второй попытки, буквально в 400 м от гейзеров. Прямо из кемпинга видно, как выстреливает гейзер Strokkur. Вечером часов в 10 пошли прогуляться к нему пофотографировать, сначала пошли через гору по тропинке (потом выяснилось, что можно было идти намного проще прямо по дороге). Время, когда выстрелит Strokkur можно примерно угадать, у нас выстреливал примерно каждые 3 минуты, засекал по часам. Когда-то выстреливает сильнее, когда-то меньше, иногда совсем не выстреливает, тогда в следующий раз будет точно сильным.
07.07.2014 (День 12). Geysir, Gullfoss, Hjalparfoss, Haifoss, Ljуtipollur, Landmannalaugar
Проснулись поздно, будильник несколько раз выключали. В итоге в 9 часов я пошел еще раз фотографировать гейзеры. Временами светило солнце. Если вечером туристов было 1-2, сейчас уже намного больше, но в кадр пока не сильно влезали. Поснимал на фото и видео, удалось несколько раз поймать горб, когда он начинает набирать высоту. Когда собрался уходить, пришла огромная толпа туристов из автобуса, так что успел вовремя. Сфотографировал место, где был Гейзер или как его еще называют Великий Гейзер, от которого и появилось название “гейзер”. Его окружность откуда он выстреливает раза в 2-3 больше, чем у Strokkur. Есть схема, что и в высоту был раза в 2 выше. Также есть другие небольшие гейзеры, которые сейчас не работают, работает только Little Geysir, высотой сантиметров 20. Везде из земли идет пар, даже по дорожке в кемпинг. Вернулся в кемпинг и поехали, зашли в магазин сувениров, большой, но не интересный, в основном одежда. Ну и тупики, по центру огромный высотой в полтора человеческих роста.
Поехали к водопаду Gullfoss, водопад двухступенчатый, достаточно интересный и с толпами туристов.
Дальше поехали к водопаду Hjalparfoss. Подъехали к водопаду по грунтовой пустынной дорожке, думали будем одни, на парковке оказалось машин 5. Светило солнце, но Аня спала, поэтому стали так, чтобы водопад был виден из машины. Я пошел фотографировать, первый раз за время пребывания в Исландии был гром. Водопад очень красивый с базальтовыми стенами.
Поехали к водопаду Haifoss, я успел к нему прогуляться, был небольшой туман, потом начался ливень. Водопад очень красивый – самый красивый из всех, которые мы видели в Исландии. Это второй водопад по высоте в Исландии. Но красив он не высотой, а каньоном, красивой синей водой и рядом второй водопад примерно такой же высоты, но с меньшим потоком. Т.к. пошел ливень, фотографировать стало невозможно, вернулся к машине звать всех остальных, смотреть на водопад. Дождь стих, а когда пришли все к водопаду, совсем закончился, вышло солнце и появилось только две, толи три радуги, сразу у двух водопадов. Долго фотографировали, в том числе сфотографировались с флагом. Но нужно ехать дальше. Около водопада погода меняется каждые 10-15 минут, как потом выяснилось, не только около водопада, а вообще в Исландии.
По пути к водопаду произошла небольшая неприятность с машиной, камень отскочил по днищу машины и какая трубка повисла (как выяснилось по возвращению – это тросик ручного тормоза), но нашел где она крепилась и поставил ее на место, но не до конца, но по крайней мере она уже не свисала вниз.
Поехали к главной цели сегодняшнего дня цветным горам Landmannalaugar.
Заехали к озеру образовавшемуся в кратере Ljуtipollur. Берега озера-кратера красно-бардового цвета с зеленым мхом. К сожалению, подсветка была не очень хорошая. Дорога к озеру идет в подъем с очень большими кочками, забрались с трудом, спускать было не намного легче. Наверху видели только пару “исландских джипов”.
Дальше поехали уже к кемпингу Landmannalaugar, перед кемпингом два брода. Увидев перед ними большую парковку испугались, что броды не проехать и придется таскать вещи из машины, а это метров 500 и делать это придется далеко не один раз. Одел сапоги и пошел проверять броды, оказалось, что второй вообще смешной, да и первый менее глубокий, чем на Аскью. Спокойно проехали, засняв пересечение бродов на видео. И тут нас ждал следущий сюрприз, кемпинг – это большая поляна с палатками стоящими чуть ли не друг на друге, машины паркуются в стороне. Рядом вторая такая же поляна, но она закрыта для восстановления растительности, растительности правда ни на одной поляне не видно. Ресепшн был закрыт, поэтому сначала поставили палатку, а потом сходили на ресепшн, электричества естественно нет. Высота кемпинга 590 м, что для Исландии достаточно много.
Вечером в 10 часов решили пойти прогуляться по окрестностям и изучить маршруты на завтра, пофотографировать.
08.07.2014 (День 13). Landmannalaugar
Этот день целиком посвятили пешеходному осмотру Landmannalaugar. До обеда решили выбрать маршрут номер 1 на схеме (Laugahraun – Brennisteinsalda-Granagil), протяженностью 4.3 км, с дополнительным кусочком (Vondugil), куда я решил пройти один (где-то еще 1.5 км с подъемом на разноцветную гору). Маршрут начинается вдоль горной речки в каньоне около зеленой горы, которая вечером на фото получается коричневой. Маршрут не сложный, дошли до развилки, я пошел на гору с “вонючками”, решили встретиться уже в кемпинге. В итоге, короткий маршрут занял 3 часа, а мой 4 часа. Виды фантастические – нереальные, с погодой нам повезло. Правда, когда поднялся на гору поднялся ветер, пошел дождь и даже град. Но уже зная исландскую погоду, я упаковал фоторюкзак, надел дождевик и переждал 10 минут, пока опять не появилось солнце!
После обеда, а точнее в 5 часов, решили пойти по второму маршруту на ту самую зеленую гору Blahnukur. Общая протяженность маршрута 5.7 км. Вид устрашающий, кажется что подъем будет очень сложный. Но Аня шла или почти бежала впереди, по дороге встретили каких-то тетей, которые сказали, что с детьми “very dangerous and difficult”, но мы их не послушали, решили, что развернуться всегда успеем. Поднялись достаточно легко, только около самой вершины почувствовали, что подниматься стало тяжело. Чем выше тем сильнее ветер. В итоге поднялись на высоты 1000 м, официально чуть меньше, навигатор показывает чуть больше. Пофотографировались с флагами, полюбовались супер пейзажами, пошли дальше по маршруту, спуск идет с другой стороны горы. Решили пойти разными путями, я пошел с Аней, а Юля другим путем. Ее путь оказался короче, но сложнее, где-то даже пришлось скатиться. Мы шли медленно, боком, серпатином, делая себе ступеньки из рыхлой поверхности. Встретились внизу у речки, нужно было перебраться на другой берег, мостика не было, брода тоже. В итоге нашли наиболее подходящее место, построили небольшой мостик из камней и перешли через речку. Встретили еще туристов, которые не знали как перебраться, у них ботинки были пониже, но в итоге они тоже перебрались. В кемпинге были около 11 вечера, тут уже и Аня поняла, что у нее совсем нет сил. В глазах были только разноцветные горы.
Душ в кемпинге стоит 500 Крон – 5 монет по 100 Крон, днем купили таких монет карточкой 3 комплекта. Я закинул все 5 монет, а у Юли оказалось достаточно 2-х, видимо кто-то до этого закинул 3 монеты и ушел.
09.07.2014 (День 14). Hekla, Langisjor
Утром погода ухудшилась, пасмурно, туман, но дождя не было. Поехали на вулкан Hekla. При выезде из кемпинга, глубина бродов поменялась местами, поэтому засняли пересечение менее глубокого брода.
Путь на Геклу идет по F-дорогам с несколькими бродами, как официальными, так и неофициальными. Наибольшую сложность вызвал неофициальный брод через маленький ручеек, который решили объехать по травке, как ехавшие впереди нас (судя по следам), в итоге смогли проехать с 3-й попытки, Дастер закапывался в мягкую почву, но проехали.
По рассказам дорога идет на высоту 1000 м, но никто из них выше 800 м на машине не поднимался. В итоге, все-таки забрались на 1000 м, даже включая сложный подъем с большими кочками, это была самая сложная дорога во всей поездке! Увидев эти кочки, остановились посередине горы, чтобы осмотреть их и думали, что уже не заберемся, но с 3-й попытке все-таки получилось. На 1000 м парковка, на ней машин не было, только достаточно много туристов из машин оставленных ниже. Дальше на Геклу от парковки вела уже только тропа, по которой пошли уже максимум десяток туристов, ну и я решил пойти один. Никто из туристов не пошел дальше лавового поля. На лавовом поле указано где переходить, даже выложены огромные стрелочки из камней, примерно 2 метра длинной. Я пошел через поле, там видно где идти, но нужно идти очень аккуратно, хотя и не очень сложно. Туда прошел легко, а вот обратно, когда уже устал, было сложнее попадать на нужные куски лавы. Это была только малая часть маршрута, маршрут обозначен небольшими турами, некоторые из которых очень плохо видно. Часть маршрута идет по снегу, часть по лавовой крошке. Чем выше поднимался, тем гуще становился туман. Оставшееся расстояние смотрел по навигатору, также отметил несколько промежуточных точек. Тропа прервалась за 1 км до точки обозначенной, как Hekla, к этому моменту шел уже полтора часа, а путь мне преградил занос из снега выше моего роста. Решил, что дальше маршрут “Impossible”, нашел большой лавовых камень, поставил туда фотоаппарат и сфотографировался на фоне сугроба. Спрятался от усилившегося ветра, попытался позвонить, уровень сигнала показывался максимальный, но звонки не шли, СМСки тоже не отправлялись. Через 100 м СМСка все-таки отправилась, сообщил, что иду обратно. На обратном пути 3 раза пытался заблудиться, пошел по следам на снегу, т.к. туров из-за сгустившегося тумана было не видно. Но мне показалось странным, что я все время поднимаюсь, хотя должен в основном спускаться. Посмотрел на навигатор и увидел высоту 1500 м, а место где был снежный занос было на высоте 1450 м. Понял, что что-то не так, развернулся и пошел по тем же следам, вышел к маленькому туру, от которого туда и повернул. Дальше пошел, ориентируясь на заложенную в навигатор промежуточную точку, еще 2 раза не находил туров, но было уже проще, т.к. спустился и видимость была лучше. Плохо, что не оставил точки машины, было бы еще проще. Всего ходил 3 часа, виды в нижней части маршрута около лавового поля очень красивые, в том числе на Landmannalaugar, но только глазами, на фото получается не очень. В итоге, красивые фото получились только с Дастером, уже в самом низу. Сфотографировали Дастер с большим флагом, закрепив его на стеклах, иначе его уносило ветром. Поехали обратно в низ, нас приветствовали французские туристы, удивляясь, что мы так высоко забрались на машине.
На обратном пути с Геклы мы умудрились застрять в том самом ручейке, который туда проехали с трудом. Обратно решили проехать другой стороной так же по траве и по следам, как потом выяснили, нужно было ехать просто по центру, там не очень глубоко, а главное твердо. Не съезжайте с дороги, особенно, если она не обозначена, как брод, значит можно ехать просто прямо. Закопались, сели напузо, браслеты не помогли. С трудом продвинулись до самого выезда и окончательно закопались, удалось вылезти через передние двери, не залив воду внутрь. К счастью место там оживленное, ездит много туристов, достали динамический трос, тут подъехали 2 машины. К сожалению, шаклы не нашли, пришлось привязать трос просто так, выдернули нас очень легко, сложнее оказалось отвязать трос от их машины, пришлось подцеплять ключом.
Дальше наш путь шел по F208 в сторону озера Langisjor, в его стону небольшой крюк около 25 км с бродами и ручейками, штук 5 официальных бродов и большое количество ручейков, которые теперь проезжаем только по центру или не далеко от центра, по полям их не объезжаем. Доехали до озера, озеро длинное и красивое, но был небольшой туман. К сожалению, приехали уже в 8 часов, времени подняться на соседнюю гору, не было, т.к. еще предстоял большой путь в цивилизацию через броды. Решил оставить виды с горы на следующее посещение Исландии. Вернулись на F208, там стал совсем густой, видимость метров 10. В кемпинг приехали в 11 вечера в кемпинге Svinafell.
10.07.2014 (День 15). F985, Jokulsarlon, Fjallsarlon
Утром солнечно и нет ветра, едем на ледник по дороге F985. По дороге нас обогнали 2 машины, активно размахивали руками, моргали аварийкой, догадались, что это русские туристы. Где-то через 10 км, одна из машин остановилась, фотографироваться на фоне льда, остановились и поприветствовали их, они ехали в ледяную лагуну. Проезжаем мимо ледяной лагуны. F985 – небольшой серпантин длиной 16 км и перепадом высот 800 м. Наверху зима – заснеженные горы, ледник серого цвета, довольно красиво, но не впечатляет, надеялись увидеть ледник поближе. Аня прокатилась со снежной горки. Едем обратно к ледяной лагуне.
Приехали к лагуне, пофотографировали льдины-айсберги, течение речки было из океана в лагуну. Была середина дня, фотографии получались не очень хорошо, солнце светило неудачно. Подошли к одному из киосков продающих билеты на амфибии и зодиаки (резиновые надувные лодки с мотором), там нам сказали, что на зодиак Ане нельзя, она слишком маленькая. Пошли в другую контору, которая продает билеты только на зодиаки, никаких вопросов возраст Ани не вызвал, но ближайшая поездка со свободными местами только через 3 с лишним часа. Решили купить билеты, пообедали и поехали дальше смотреть ледники. Около одно из ближайших ледников своя небольшая ледяная лагуна Fjallsarlon, с такими же красивыми айсбергами. Сфотографировали ее и ледник, перебрались на другой берег по 1-й дороги и оттуда тоже поснимали.
Время до экскурсии по лагуне прошло незаметно. Когда вернулись, то увидели, лед изменил цвет, он стал синий, т.к. изменилась подсветка (было уже 6 часов вечера), все стало намного более красивым. Обнаружили, что также изменилось течение в речке и льды теперь плывут в океан. Появились тюлени, которые плавали против течения и ловили рыбу.
На экскурсию нам выдали одежду и жилеты, отвезли нас на автобусе к месту “парковки” зодиаков, сделать большой крюк по 1-й дороге и полю. Нас приняли за исландцев. Встретили семью из России, они приехали в тур на 9 дней на большом “исландском джипе” с номером Tany с русской тетей водителем, живущей в Исландии. На лодке нас свозили к леднику, на обратном пути медленно плыли между айсбергами, подходили к ним даже слишком близко, приходилось жонглировать объективами.
Вернулись и поехали по направлению к водопаду Svatifoss, был сильный туман, поэтому решили остановиться в кемпинге около водопада и осмотреть водопад в следующий день.
Кемпинг, пожалуй, самый большой из всех, в которых останавливались и не только в этой поездке.
11.07.2014 (День 16). Svartifoss, To Laki, Pakgil
Утром обнаружили на палатке бумажку с надписью 11/07, оплатили кемпинг в Visitor Center с толпами туристов. Поехали к водопаду Svatifoss, на дороге наверх висел “блин”, в предыдущий день его не заметили. Решили все-таки поехать, наверху стоял автобус и машина, внизу была тоже только одна машина. Прошли 0.8 км к водопаду, к этому времени дождь закончился, остался только туман. Туман сильно портил вид на водопад, но водопад все-равно впечатляет базальтовыми колоннами.
Поехали в направлении к Laki и каньона рядом с ним. Сначала подъехали к красивому каньону Fjadrargljufur, но решили посмотреть его на обратном пути, когда улучшится погода (был туман и шел небольшой дождик). Поехали к Laki по дороге F206. На дороге нам встретилось несколько достаточно глубоких бродов. Подъехали к широкому броду, проверил его сапогами, получилось почти по колено, в некоторых местах еще глубже и сложно запомнить, где ехать. Развернулись, тут подъехал “джип” дорожной службы, обменялись парой фраз, сказали, что для нас слишком глубоко, он поехал дальше через брод. По его маршруту было видно, что глубина не очень большая, но мы все-таки развернулись и поехали обратно, но проехав около 5 км, не выдержали и решили вернуться и проехать этот брод, еще раз прошел брод в сапогах, нашел оптимальный маршрут, переехали его. Проехали еще около 10 км по пути было несколько достаточно глубоких, но не широких бродов, до Laki оставалось еще 9 км, тут был еще один широкий брод, он оказался еще глубже и я даже залил болотные сапоги через верх. На встречу от Laki приехал грузовик с надписью Dakar на полной скорости по центру пролетев этот брод, высадил пассажира и несколько раз проехал брод, а его снимали на фото.
При нем я прошел брод еще раз, нашел вроде более или менее неглубокое место, но когда поехал, буквально в 5 метрах от берега застрял в больших камнях, посигналил грузовику, чтобы не уезжал, но с 3-й попытки все-таки смог выбраться назад. Развернулись и поехали обратно, так и не доехав до Laki, объехали грузовик, он так и ехал дальше за нами. Переехали все броды обратно, уже не проверяя их, в том числе широкий. Под задними ковриками обнаружили воду, причем она залилась явно не через двери, т.к. наверху было сухо, высушили ее тряпкими, вылили воду из сапогов, в каньон решили не заходить, т.к. оставался достаточно сильный туман.
Поехали в сторону Vik. Поехали в кемпинг недалеко от Vik (16 км), расположенный в очень красивом ущелье Pakgil, с высокими скалами поросшими мхом, между которыми и идет дорога. По пути около Vik купили копченую рыбу, в точке разрекламированной на форуме, купили одного лосося и что-то вроде форели, с названием “арктик ***”. Подъехали к домику, оттуда вышел хозяин, подъехал на машине к соседнему бараку, из шкафа достал рыбу, предлагал еще какое-то мясо, сырую рыбу. Во второй раз в поездке нам понадобились наличные деньги, заплатили в Евро. Кемпинг находится в тупике, в кемпинге от водопада работает своя электростанция, стоит экскаватор, обнаружили пещеру, которая оборудована, чтобы можно было есть и не мокнуть под дождем. Внутри вечером горят большие круглые свечки, печка, стоят столики, мангалы. Позже пришел хозяин и поджег в печке одно бревно – брекет. Поужинали, долго фотографировались в пещере. Воспользовались душем, который греется от газа, душ стоит 300 крон, нужно просто отдать хозяину. Впервые я увидел способ оплаты по карте, когда прокатывается номер кредитной карты.
12.07.2014 (День 17). Pakgil, Halsanefshellir, Reynisdrangar, Dyrholaey, Skogafoss
Утром пофотографировал окрестности кемпинга, дальше него даже пешком не пройти. Увидел электростанцию и другие коммуникации, например, шланг, уходящий далеко в горы, куда даже не удалось залезть.
Поехали в Vik, подъехали к черном пляжу, посмотрели базальтовую пещеру Halsanefshellir и скалы Reynisdrangar. Пещера очень понравилась. Поехали на мыс Dyrholaey искать тупиков, тупиков нашил только далеко в море. Но виды на мысу красивые.
Поехали в направлении Thorsmork. По пути заехали к водопаду Skogafoss, под ним кемпинг в виде поляны, где ходят толпы туристов. Там же рядом деревня Skуgar ближайшая к вулкану Eyjafjallajokull.
По пути на Thorsmork было много бродов через маленькие ручейки и два глубоких брода через речки перед кемпингом. Через реку Krossa перебраться на обычной машине невозможно, только на специально подготовленной или специальном автобусе.
Доехали до кемпинга Basar и остановились в нем, поняли, что не знаем куда идти на следующий день. Все уходили куда-то вдоль кемпинга дальше, карта нашлась только на ресепшине на стене, по ней тоже не очень понятно сколько и куда идти. Просидел в интернете часов до 2-х ночи, ничего понятно про Thorsmork так и не нашел.
Кемпинг Basar – это много каменистых дорожек, заросли берез, достаточно высоких для Исландии (выше человеческого роста) и полянки под березами, куда можно поставить палатку. Прогулялись дальше за кемпинг, с маршрутами так и не разобрались. Потом я нашел пешеходный, передвижной мост на колесах мост через реку Krossa напротив кемпинга.
13.07.2014 (День 18). Thorsmork, Seljalandsfoss, Kerid
Утром решили подняться на высокую гору Вахадалур, сходили на ресепшн, с трудом нашли его местных жителей и купили карту, карта стоит 1000 Крон. На обратной стороне минимальное описание интересных точек, но маршрутов и их протяженности нет.
Поехали обратно на машине, проехали несколько небольших бродов и остановились около еще одного более стационарного пешеходного мостика через реку Krossa. Чтобы добраться до него пришлось попрыгать через несколько достаточно глубоких ручейков, Аню пришлось переносить. Перешли по мостику и оказались у подножья горы Вахадалур, внизу висит значок “Difficult trail”, сначала хотели обойти вокруг, думали, что из кемпинга на том берегу должен быть легкий маршрут, но решили, что идти вокруг далеко и пошли по сложному маршруту, засыпанному пеплом. Поднялись наверх, он оказался не очень сложным, он пошел дальше вниз, но мы решили подняться еще выше и поднялись примерно еще на такую же высоту. Еще выше я пошел один и поднялся еще на такую же высоту, еще выше подниматься было уже невозможно, только если лезть по скале, в общем, итак оттуда с трудом спустился. Сфотографировали ледник Eyjafjallajokull, от вулкана шел небольшой дымок, но еще больше дымок шел от вулкана Katla. Постепенно спустились вниз к Дастеру, стоящему по середине долины и переехали через глубокие броды, самый глубокий и бурный пришлось переехать 3 раза, т.к. пешком перейти его для съемки было сложно. В этом и некоторых других бродах, течение такое, что машина даже немного плывет.
На обратном пути увидели дорожку поближе к леднику и вулкану Eyjafjallajokull, там дорога оказалась не очень удачная, немного повредили себе защиту, поэтому дальше не поехали, поехали обратно на 1-ю дорогу.
По пути заехали к водопаду Seljalandsfoss, интересному тем, что можно пройти его с обратной стороны.
Заехали в Kerid – аттракцион для туристов, с дорожками, посыпанными красным гравием, чтобы более красиво выглядело, вход платный – 2 евро или 3 доллара или 350 крон, ходят небольшие толпы народа (т.к. вечер). Надписи, не берите с собой лаву и камни.
14.07.2014 (День 19). Reykjavik, Hop, Blue Lagoon
Съездили в Рейкьявик. Поднялись на Perlan – бывшую водонапорную башню, теперь видовую площадку. Пофотографировались еще без толп туристов, ну и виды Рейкьявика сфотографировали. Доехали до высокой церкви Hallgrimskirkja, которую должно быть видно из любой точки Рейкьвика, действительно, видна она почти из любой точки.
Купили на торговой улице сувениры. Осмотрели весь Рейкьвик часа за два.
Т.к. осталось много времени, решили по пути в Голубую лагуну заехать на мыс погибших кораблей Hop. Там лежат обломки 2-3 небольших кораблей и оранжевый маяк.
Поехали в Голубую лагуну. Сначала заехали куда-то не туда мимо Blue Lagoon Clinic, как потом выяснилось, поехали по пешеходной дорожке и чуть не искупались в лагуне вместе с Дастером, с трудом развернулись и еще раз чуть не искупались. Поехали уже к правильному подъезду к Голубой лагуне, где купались часа 3, я зашел в разные сауны, остальные мазались грязью. Сфотографировались, выпили коктели (точнее напоили Аню). На входе взяли комплекты комфорт с халатами, Ане бесплатно, ей отдал халат. Все коктели, маски и т.п. выдается по браслетам или оплачивается на выходе, если не включено. На выходе зашли в Лава-ресторан, съели по салату, Ане взяли детское блюдо из курицы и картошки.
Поехали в аэропорт Кефлавик. В аэропорту, решили сначала остановиться на парковке P1, где разрешена короткая остановка (на 15 минут), взяли рюкзаки и отнесли в аэропорт. Потом я переставил машину на парковку P3 для длительной стоянки, она почти вся занята. P3 находится практически на том же расстоянии, что и P1, а может даже ближе к зоне вылетов, но практически вся занята, поэтому пришлось ставить машину очень далеко. В аэропорту на многие рейсы указаны стойки регистрации, на наш - нет, хотя до вылета оставалось всего 2.5 часа (вылет был в 0.25). В итоге, прошли электронную регистрацию, введя номер электронного билета, получили бирку на багаж и посадочные талоны. Дальше нужно было понять куда оставлять багаж, нашли стойки с надписью Baggage drop, отстояли небольшую очередь, в результате нам приклеили бирки на багаж, но сказали, что наш небольшой рюкзак – too large и отправили в окошко негабаритного багажа, там при нас проверили его. Дальше пошли искать 28 выход, но в начале выход только один, дошли до места, где проверяют документы и посадочные талоны, попрощались и я пошел обратно к машине. На выезде с парковки потребовалось заплатить смешные 100 Крон.
Поехал в кемпинг в 86 км от Рейкьвика, где и остановились в предыдущий день и оставили палатку. Впервые ехал в Исландии в темноте, шел дождь, сильный туман, небо в тучах, ну и время уже после 0, в Исландии постепенно заканчивались белые ночи.
15.07.2014 (День 20). Hveravellir, Kerlingarfjoll, Самолет
Решил съездить в Hveravellir, куда мы не успели съездить, когда планировали. Это крюк 200 км, но у меня за два дня всего 700 км, поэтому есть возможность заехать. По пути еще раз проехал мимо Kerid, гейзеров и водопада Gulfoss, если Kerid проехал спокойно, то к гейзерам было желание зайти еще раз, но т.к. погода была такая же пасмурная, то решил не останавливаться, а возможно заехать на обратном пути.
Hveravellir понравился, источники бьющие из под земли с разноцветным обрамлением, но вода прозрачная и нет запахов. Рядом термальная ванна с температурой втекающей воды 80-100 градусов, но внутри градусов 50, искупался в ней.
И поехал дальше в Kerlingarfjoll, решил все-таки сдуть колеса опять до 1.8, а не 2.2, дорога сюда очень неровная, 50 км прыгал по кочкам, с 1.8 стало намного лучше. Приехал в Kerlingarfjoll, кемпинг оказался где-то на 1 км дальше обозначенной у меня точки, в кемпинге ничего не понятно, куда идти, только расписание автобусов. Кто-то подошел ко мне и спросил, правда ли я из России приехал на своей машине. Ну и я решил его спросить, как попасть в Kerlingarfjoll. Объяснили, что к геотермальной зоне можно либо пройти пешком около часа, либо доехать на машине за 20 минут и 5 минут пройти, нужно ехать дальше по дороге мимо кемпинга (около 5 км). Kerlingarfjoll впечатлил, как только к нему подъехал, несмотря на 3 прошедшие недели в Исландии, это явно самое красивое из того, что мы видели. Разноцветные горы, с термальными источниками. Когда собирался выезжать из кемпинга, ко мне попросились двое немцев, чтобы довез их до термальных источников. Почти доехали до парковки рядом с источниками, но на дороге обнаружили австрийский микроавтобус, который закопался на спуске двумя правыми колесами. Я с помощью немцев попутчиков смог развернуться обратно в гору. Микроавтобус уже собирался вытаскивать кемпер, который стоял перед ним, предложил им свой динамический трос, т.к. этим у них не очень получалось вытащить, динамическим легко вытащили микроавтобус. Но проблема была в том, что микроавтобусу не развернуться и дальше вниз не проехать, т.к. там дорогу сильно размесили (как потом выяснилось большегрузные самосвалы) и он точно застрянет еще сильнее. В итоге, он попросил меня затащить его задним ходом наверх, что достаточно легко удалось. В итоге, я решил все-таки решил спуститься вниз, остановился на парковке и пошел смотреть супер виды. Гулял по окрестностям часа 2, то шел дождь, то он заканчивался, но никак не портил впечатления, потом пошел ливень, объектив чистил сотню раз.
Когда вернулся увидел тот самый большегрузный самосвал, который еще больше размесил дорогу, к счастью Дастер все-таки вывез меня из этой грязи в горку и я вернулся на основную F347 от Kerlingarfjoll. F35, пожалуй, самая плохая из всей поездки, сложностей особых нет, но куча ям по всей дороге, залитых водой. Как ехать непонятно, то 10 км/ч, то 15, то 20, максимум 50. Ровные участки чередуются с неожиданно появляющимися ямами, вся машина в грязи. F347 к Kerlingarfjoll чуть получше.
По пути к Vik заехал на черный пляж, где лежит американский самолет, который мне посоветовал посмотреть поляк на пароме. Поворот с 1-й дороги через маленькие ворота, а дальше 4 км практически без дороги, а только черный песок, просто поле черного песка и следы в направлении самолета. Сфотографировал самолет и Дастера на его фоне. Песок кое-где рыхлый, но не настолько, чтобы закопаться. Заправился в Vik, заехал в кемпинг, но желания в нем остаться не появилось, толпы туристов, все места даже для палаток заняты, нужно ставить машину на стоянку, палатку где-то отдельно. Решил проехать дальше еще 70-80 км до следующего кемпинга в рыбацкой деревне, где по плану была остановка перед Laki, но где тогда так и не остановились. Приехал в кемпинг поставил старую маленькую палатку и минут через 10 выяснилось, что она совсем потеряла свои свойства и промокла насквозь, положил сверху дождевик, к счастью не было ветра и дождь быстро прекратился.
16.07.2014 (День 21). Fjadrargljufur, Fjallsarlon, Jokulsarlon
Решил съездить к каньону Fjadrargljufur (по дороге на Laki), каньон достаточно красивый, посмотрел его минут за 40 и поехал дальше по 1-й дороге по направлению к порту. Около каньона опять накачал колеса до 2.2, в итоге расход упал до 7.2-7.3. Пожалуй, впервые с первого дня светит солнце и большая часть неба синяя, только немного облаков.
Остановился еще раз около малой ледяной лагуны Fjallsarlon в солнечную погоду, льда значительно меньше, буквально несколько айсбергов. Поехал к основной ледяной лагуне Jokulsarlon, к самой лагуне подъезжать не стал, зато понаблюдал за тем, как красиво плывут айсберги в речке, причем плывут в океан, хотя в тоже время несколько дней назад течение было к берегу. К тому же, на пляже лежат большие глыбы льда в 2-3 человеческих роста, которые выкинуло из океана, такого не было несколько дней назад. Толпы народу фотографируются на их фоне, старался фотографировать без них, но не очень получалось.
Еду дальше, вокруг красивые виды, океан, высокие горы, облака над горами, еду любуюсь, но фотографировать уже не хочется. Толпа фотографирует гусей-лебедей, тоже не стал останавливаться.
Проехал по 939 дороге через перевал Oxi, красивая, особенно в солнечную погоду дорожка, но ничего такого, чего еще не видели в Исландии, фотографировать не стал. Подъемы местами до 17%, тем не менее через нее умудряются сокращать путь фуры Smyril line с контейнерами. В любом случае, стоит проехать по этой дорожке, т.к. 1-я дорога в этом месте тоже грунтовая.
Приехал в кемпинг Seydisfjardur достаточно рано, где в 19, тем не менее все свободные места для палаток были уже заняты, долго ходил по кемпингу пытаясь найти место, пытался в одном месте поставить палатку, но обнаружил табличку “No camping” – это был проезд для машин. Нашел где-то сбоку полянку, где сидели голландцы со столиками, других вариантов все-равно не было, машина отдельно на парковке. Как только я поставил палатку, за мной последовали еще две палатки. В общем, общем много палаток и машин, все явно на завтрашний паром в Данию.
17.07.2014
Проснулся в 7.30, по расписанию отбытие парома в 11.30, но написано, что нужно быть за 3 часа. От кемпинга до парома 400-500 м. В 8.05 выехал из кемпинга, подъехал к терминалу, там стоит уже несколько рядов машин, всего машин 30, можно сказать никого, учитывая сколько помещается на этот паром. Прошел регистрацию и где-то в 10.30 загрузился на паром, в итоге паром ушел на 20 минут раньше расписания в 11.10, поэтому не зря пишут, что нужно приезжать заранее.
Каюту мне одному выдали 3-х местную, хотя бронировал двухместную целиком. Каюта на 8-й палубе, там же, где выход на улицу, занес вещи и пофотографировал отплытие.
19.07.2014
Паром прибыл по расписанию в 12.30, как и по пути в Исландию, в машину было не сесть, пришлось ждать довольно долго, пока отъедут другие ряды. За 2 часа до прибытия пустили на автопалубу на 15 минут, чтобы положить багаж. Выехал с парома, буквально через 1 км – Океанариум Nordsoen, погулял в нем 2 час, там большой аквариум и несколько маленьких. Большой аквариум можно смотреть с 3-х этажей, посередине, сверху и снизу. Основные достопримечательности большого аквариума – акулы и рыба-солнце. Sun-fish даже на эмблеме океанариума. Также понравились тюлени (seals) на улице, их много, они позируют, один греется на солнце. Еще одна особенность этого океанариума, множество развлечений для детей: компьютерные игры, просто игры с нажатием различных кнопок, точки для фотосъемки (нажимаешь на кнопку, тебя подсвечивают и можно сфотографироваться на каком-нибудь фоне, либо настоящих рыбок, либо просто фоне). Купил пару сувениров, один из них пиво с название океанариума.
Поехал дальше, остановился в месте для отдыха, перекусил, но остается еще 3 лишних часа, остановился еще на одном месте для отдыха.
Приехал в порт Frederikshavn за 1.40 до отплытия, как ни странно регистрация уже началась и даже несколько рядов уже были заполнены. Отправление парома в итоге задержали почти на полчаса, правда прибытие всего на 10 минут. На пароме все массово закупались пивом, в основном Carlsberg, брали коробками по 24 штуки, минимум брали по 2 коробки, некоторые прямо с тележками приезжали и брали по 10 коробок. Цены так и не удалось выяснить, т.к. пошел в магазин менее, чем за час до прибытия, а магазин перестает продавать алкоголь за час.
20.07.2014
Когда выехал с парома в Гетеборге, решил следовать указателям на дорогу Е20 на Стокгольм, навигатор упорно направлял меня другим путем. После десятка таких попыток, навигатор удалось убедить ехать этой дорогой, но время прибытия увеличилось почти на час, так что наверно я зря не слушал навигатор. В итоге так и ехал по Е20, большая часть дороги ограничение 80. В итоге расход упал до 6.7, но когда пошли ограничение 100 и 110, то опять вырос до 7.0-7.1, а когда пошли ограничения 120, то стало понятно, что идея доехать на исландском топливе до России не получится, т.к. экономить желания не было, хотелось быстрее доехать, расход вырос до 7.4.
Приехал в Стокгольм к парому почти за 3 часа до отправления, пока ждал парома хотел пофоткать Стокгольм, пока ехал еще что-то было видно, силуэты, солнце светило, а когда пошел фоткать, все затянуло туманом, немного успел сфотографировать, но потом туман совсем сгустился, так что ничего стало совсем не видно.
В Стокгольме второй раз за поездку сбросились показания бортового компа, предполагаю, что сбрасывается в момент запуска двигателя, если подключен инвертер. Когда загрузился на паром, туман развеялся и пошел фотографировать Стокгольм с верхней палубы парома, потом пошел отсыпаться в каюту, выгнали из каюты за 2 часа до прибытия, официально могут выгнать даже за 2.5 часа.
В Финляндии построили несколько скоростных кусков до 120 км/ч 7-й дороги, но совсем в другом месте, поэтому пришлось немного поблуждать.
В России на Скандинавии меняли асфальт, поэтому около 10 км сделали односторонними, сначала минут 10 ждали зеленого, а потом петляли, то на одной стороне, то на другой, где не укладывают асфальт.
21.07.2014
Под утро приехал домой и буквально через несколько часов поехал на работу.
Исландское приключение завершено!