Франческа » 03 окт 2015, 15:06
День 3. Landmannalaugar
При переездах на автобусе мы пользовались брошюрками Iceland On Your Own компании Reykjavik Excursion. Я буду приводить тут конкретные маршруты, которыми мы пользовались, – надеюсь, это поможет кому-то спланировать свои дни в Исландии по времени и по логистике. Вообще надо сказать, что у Reykjavik Excursion и сайты очень удобные для составления маршрутов, и в брошюрках все детально прописано по времени – очень удобно "собирать" маршруты.
В наш первый "автобусный" день у нас был один пункт к посещению – долина Landmannalaugar. Если бы мы путешествовали на машине, мы бы, возможно, включили в этот день что-нибудь еще, например, водопад Haifoss. Но вообще я справедливо решила, что одного этого места нам на день вполне хватит в отношении как эмоциональных впечатлений, так и физической усталости. Из Selfoss до Landmannalaugar есть два утренних автобуса: в 7:55 и 8:55, прибытие в 11:00 и 12:05 соответственно. Мы сначала собирались поспать подольше и поехать на втором, но потом все-таки решили ехать более ранним, чтобы провести в долине больше времени. Путешествие на Landmannalaugar на автобусе – одно из самых удобных с точки зрения оптимизации по времени: приехав на одном из этих утренних автобусов, можно уехать назад в 13:30, 14:30, 15:30 и 20:00 в Hella, Selfoss или Reykjavik. Последний рейс был для нас слишком поздним с учетом того, что от Hella нам надо было еще на чем-то добираться до нашего жилья, так что мы ориентировались на автобус в 15:30, – таким образом, мы должны были пробыть в Landmannalaugar около 4,5 часов. Конечно, для завзятых трекеров этого времени очень мало, но у нас и не было в планах многочасового покорения риолитовых гор – мы хотели сходить в короткий трек.
Почти все автобусы re.is имеют по две остановки в городках – у кэмпинга и на заправке. Гуляя накануне по Selfoss, мы с подругой нашли обе этих точки. Несмотря на то что заправка была несколько ближе к нам, мы решили дойти до остановки у кэмпинга, чтобы по московской традиции сесть на "конечной" и занять более выгодные места. Мы уже представляли себе, с каким удовольствием проведем этот день, мерно покачиваясь в автобусе, а затем гуляя по риолитовым горам, без необходимости ловить машины и все время куда-то переезжать...
Автобус пришел четко по расписанию и почти пустой. Но оказалось, что ехать на нем мы не можем: оказывается, наш чек на автобусные паспорта надо было обменять на билеты в Bus Terminal в Рейкьявике, и сделать это можно только там. Я вглядываюсь в чек: ну да, черным по белому написано и даже обведено розовым маркером, что чек не ялвляется проездным документом и требует обмена в автобусном терминале. Винить за эту неудачу было некого, кроме самих себя. Сейчас я понимаю, что ничего такого уж страшного не произошло: от Selfoss до Reykjavik всего около часа езды, уж как-нибудь туда доехали бы. Конечно, в этом случае мы потеряли бы минимум полдня, но в контексте всего нашего исландского времени это все же не было катастрофой. Однако в тот момент досада на себя была столь велика, что трезво мыслить не получалось, и расстояния между городами воспринимались гипертрофированно огромными.
Видя наше смятение, водитель автобуса, выяснив, что в Рейкьявик мы сегодня возвращаться не планировали, все же взял нас "на борт" с нашим несчастным чеком, и мы сели, не будучи уверенными в том, что поступаем правильно. Подруга, всегда мыслящая более рационально, считала, что нам стоило сразу вернуться в Рейкьявик и получить наши паспорта, чтобы больше уже об этом не волноваться. Но мне ужасно не хотелось начинать день с "позорного отступления", я стала листать брошюру с маршрутами и обнаружила, что мы сможем вернуться из Landmannalaugar в Reykjavik и потом уехать оттуда в Hella. В этом случае мы всего лишь теряли 3 часа времени в Hella, что, конечно, уже никак нельзя было назвать катастрофой, хотя в этом случае мы теряли возможность покататься на лошадях – моя подруга обожает лошадей и немного ездит верхом, так что я специально забронировала одну из наших ночей в Исландии в апартаментах у конного ранчо. В общем, такой маршрут как-то примирил нас с действительностью, мы успокоились и стали смотреть за окна.
Исландия из окна автобуса
В путешествии по Исландии автобус (как, разумеется, и автомобиль, если едешь на нем) – не просто средство передвижения из пункта А в пункт В. По сути впечатления о стране складываются из этих "оконных видов" в большей степени, чем из чего-либо другого. Проезжая километр за километрам по дорогам, удобным и не очень, пересекая броды иногда, любуясь зеленью травы и голубизной океана, наблюдая десятки и сотни овечек, пасущихся по трое и пересекающих дорогу там, где им этого захотелось, отмечая крошечные водопадики, почти неразличимые на солнечном свету, удивляясь белым с красными крышами домикам, порой стоящих в совершенном одиночестве у подножья горы, то надевая очки от бьющего в окна солнца, то глядя на пейзаж через капли дождя, понимаешь: Исландия – она вот такая. Без этих "связующих нитей" и знаменитые водопады, и скалы мыса Вик, и даже невероятный голубой лед в ледниковой лагуне были бы просто кусочками пазла.
Когда я в спешке перекраивала наш маршрут из автомобильного в автобусный, меня терзало несколько опасений. Главное из них – что наша поездка будет походить на автобусный тур, в которых все ходят строем и послушно вертят головами направо-налево и в которых совершенно невозможно почувствовать себя частью окружающего чужого пространства. Так вот – ничего такого не происходит. В Исландии, на мой взгляд, автобусная история организована идеально: с одной стороны, маршруты у них чисто туристические, с посещением почти всех основных достопримечательностей, и подвозят тебя к ним настолько близко, насколько может подъехать транспортное средство; с другой стороны, никакой привязки к конкретной группе или конкретному автобусу у тебя нет, ты можешь целый день проездить по маршруту одного автобуса, а можешь где-то задержаться и продолжить путь на другом автобусе или вообще поехать куда-то совсем в другую сторону. Правда, большой маневренности с перемещениями нет, поскольку автобусы ходят весьма редко, но все же они достаточно хорошо друг с другом стыкуются и с учетом их расписания можно прокладывать интересные маршруты. Лично я в этих автобусах не чувствовала себя "туристкой" в плохом смысле этого слова, зато легко могла себе представить, что живу в одном из исландских городов и еду в следующий. Никаких гидов в автобусах нет, но в большинстве случаев в салоне негромко как бы фоном были включены рассказы о местах, куда мы направлялись. Мне это кажется, опять же, идеальным вариантом: желающие могли прислушиваться и получать информацию, нежелающих это не раздражало. Иногда мы два дня подряд ездили в разные места с одними и теми же водителями и одними и теми же попутчиками, и было приятно видеть знакомые лица, но организованной группой нас никак нельзя было назвать: мы встречались случайно и расходились в разные стороны, и многие из нас еще накануне не знали, что будут делать на следующий день.
Когда мы выходили из автобуса, водитель спросил нас, что мы планируем делать. Мы сказали, что погуляем в горах и вернемся в Рейкьявик, где заберем свои паспорта. "Вам не надо туда ехать, паспорта вам привезут". Что?! Оказалось, кто-то уже выехал из столицы с нашими паспортами и к часу дня они будут у нашего водителя. Можно ли описать словами наш восторг и нашу благодарность, связанные в первую очередь даже не с отпавшей необходимостью изменять маршрут и тратить несколько лишних часов на возвращение в Рейкьявик, а с тем радостным чувством, которое всегда испытываешь при совершенно неожиданном счастливом разрешении проблемы, и просто с удовольствием в очередной раз столкнуться с проявлением исландской доброты и всегдашней готовности помочь, которое стало для нас одним из самых приятных впечатлений в поездке.
Во всей этой истории для нас был только один минус: наше и без того непродолжительное пребывание в Landmannalaugar разбивалось на две части – по два часа до и после встречи с нашими паспортами. Наверное, можно было договориться и забрать их позже, но нам показалось неловким диктовать свои условия, а кроме того, оставался риск, что мы снова что-то напутаем и в итоге все-таки останемся без паспортов. Итак, у нас было около двух часов до встречи с водителем – этого было недостаточно даже для самого короткого маршрута, который предлагала брошюрка в Landmannalaugar. Мы решили просто немного полазить сами, прочувствовать атмосферу места, насколько это у нас получится за такое короткое время. Наверное, у меня не очень-то это получилось: Landmannalaugar не очаровал меня, не влюбил в себя, хотя, безусловно, доставил большое визуальное удовольствие. Когда я готовилась к поездке, то прочитала большую часть отчетов на форуме об Исландии, и это место, кажется, все относили к самым ярким впечатлениям от путешествия. На меня фотографии Landmannalaugar не производили особенно сильного впечатления, но я была почти уверена, что там дело именно в атмосферности, что есть там нечто такое, что на фотографиях передать невозможно. Нет... Ничего "такого" я не почувствовала. Вероятно, мне просто не хватило времени на это место. В любом случае, я очень рада, что мы все-таки добрались туда, погуляли немножко среди риолитовых гор, полюбовались на овечек, которые пасутся там у самых подножий и которых там можно рассмотреть вблизи. Когда мы спускались, нам пришлось остановиться и пропустить компанию туристов, в основном пенсионного возраста, которые шли нам навстречу, то есть на подъем. Пока мы стояли там, я думала о том, что дикая природа в своем первозданном виде, нетронутая и неопошленная человеком, – это то, за чем в первую очередь едут туристы в Исландию, но как быть с безопасностью, за которую, как я понимаю, никто не отвечает? Мы стояли невысоко от земли, но достаточно было сделать неловкий шаг в сторону – и мы разбились бы о камни в ущелье. А как опасно должно быть там в столь частую в Исландии дождливую погоду?
К часу дня мы вернулись к автобусу, и водитель вынес нам паспорта. Исходя из цены и названия, я думала, что это будут такие достаточно внушительные несколькостраничные документы-книжечки, однако это оказались просто небольшие бумажные билеты, наподобие тех, что предъявляют при входе в кинотеатр или концертный зал. На билете прописаны маршруты, которыми мы можем ездить по этому билету, его тип и количество дней, на которое он действителен, а конкретные даты действия билета проставляются вручную. Мы заметили, что водитель забыл заполнить эти поля и вернули ему билет с просьбой это сделать. Вскоре он вынес нам билеты и с улыбкой сообщил, что подарил нам "extraday". При ближайшем рассмотрении оказалось, что дополнительных дней у нас получилось целых два – даты стояли с 12.08 по 20.08. Очевидно, водитель к 12 прибавил 7 и получил 19, добавил дополнительный день – получилось по 20-е число. А с 12-го по 19-е и так уже 8 дней получается. Этот второй бонусный день не был нам нужен, поскольку этот день мы должны были провести в Рейкьявике. А вот 19-го автобусный день был как нельзя кстати: в этот день мы собирались ехать автостопом из Акюрейри до Рейкьявика, и уже тогда, в начале нашего путешествия в Landmannalaugar, чувствовали, что будем очень рады совершить эту многочасовую поездку на автобусе, а не пересаживаясь из одной машины в другую и в ожиданиях между машинами.
Мы горячо благодарили водителя за обретенные паспорта, а он казалось, удивлялся, почему обычный человеческий поступок вызывает у нас такой восторг. Но я первым делом из исландских впечатлений рассказываю именно про этот случай. Хотела бы я, чтобы тогда, в Рейкьявике, мы все сделали правильно и сразу обменяли наши чеки на паспорта? Конечно, нет! К чему я это? Наверное, к тому, что "все самое лучшее случается неожиданно", не всегда хорошо все просчитывать, порой кажущаяся ошибка оборачивается большой удачей. Однако если вы не хотите проверять на себе границы доброты исландских водителей, имейте в виду: автобусные паспорта компании Reykjavik Excursions лучше сразу покупать на автобусном терминале, а если по какой-то причине вы все-таки купили их в Tourist Office – не забудьте обменять в терминале свой чек на паспорта!
По прогнозу на этот день в наших краях был обещан дождь, и действительно, еще на подступах к Landmannalaugar он начался. Сначала дождь был слабый и представлял собой мелкую водную пыль, под ним мы поднимались в горы, и это, в общем, почти не портило прогулку. Но когда мы разобрались с нашими паспортами, это был уже настоящий дождь, почти ливень. Мы были хорошо экипированы, но под дождем сразу стало прохладно и неуютно, и, честно скажу, у меня не было никакого желания возвращаться в горы. Я с содроганием смотрела на жителей кэмпинга, которые вынуждены совершать треки и ночевать в палатках в такую погоду. Опять же, к вопросу об аскетичности исландской инфраструктуры: в кемпинге Landmannalaugar, насколько я поняла, нет возможности ни купить горячей (да хоть какой-то) еды, ни даже поесть в помещении: все, чем можно располагать, – несколько скамеек под навесом. К счастью, у нас были с собой заготовленные бутерброды, и мы смогли втиснуться на одну из скамеек, чтобы не есть под дождем, а более большим группам туристов приходилось ждать, пока кто-то отдаст им свое сухое место.
В такую погоду с наслаждением думалось о теплом уютном отеле. Мы были готовы уехать на ближайшем автобусе (как же мы радовались, что сегодня нет нужды ловить машину!), но он был битком забит (что неудивительно), и мы остались еще на час – погуляли вокруг, посмотрели – опять же с содроганием – на плескающихся в термальной купальне. Когда мы планировали поездку на машине, я рассчитывала купаться в каждом подобном месте, но на практике в холодную погоду, да еще и в дождь, совсем не хотелось раздеваться и мокнуть еще больше.
Обратная дорога на автобусе была омрачена происшествием с парнем, проверяющим билеты: на полдороги с ним случился сильнейший приступ астмы, он потерял сознание и долго лежал без чувств. Так всегда бывает в кино, но в жизни тоже так бывает: в автобусе нашелся и доктор, и непременная женщина-активистка, которая укутала ноги мальчика своей кофтой, каждые несколько минут звонила в службу спасения и вообще руководила процессом спасания. Сеть долгое время не ловила, и я подумала, как жутко, если с тобой что-то случается на такой "дороге в никуда", как дорога в Landmannalaugar. К счастью, все обошлось, до службы спасения все-таки удалось дозвониться, и когда они до нас доехали, молодой человек смог сам встать и дойти до машины.
После того, как эта история благополучно завершилась, я сочла себя вправе озадачить водителя более мелкой собственной проблемой: показав ему карту с маршрутом, спросила, не будем ли мы ближе подъезжать к нашему отелю. Водитель умножил мои позитивнейшие впечатления об исландцах, тут же позвонив со своего телефона на ресепшн отеля и договорившись, что нас заберут с какой-то автобусной остановки. Правда, я не смогла получить от него информацию о том, где нам следует ждать машину, поэтому, спрятавшись от дождя в магазинчике рядом с остановкой, я снова позвонила на ресепнш, но и тут не смогла как следует объясниться. В итоге милая девушка, работающая в магазине, предложила свою помощь, и на этот раз все получилось и вскоре нас забрали.
Наши апартаменты в местечке Hestheimar рядом с Hella были одной из тех изначально забронированных ночевок на трех человек, которые я не стала отменять. Стоил он недешево – 179 евро за ночь, но это место действительно оказалось таким уютным, что я смело могу рекомендовать его путешественникам – однако все-таки путешественникам с арендованной машиной. Своим ходом до него добираться не очень комфортно, но это вполне можно пережить, если вы любите лошадей. Hestheimar – это и отель, и конное ранчо, именно здесь проще всего организовать прогулку верхом на лошади. К сожалению, именно в этом чудесном месте нас постигло одно из немногих разочарований в Исландии: когда мы приехали, дождь как раз прекратился, и можно было покататься, но мы слишком устали, чтобы выдвигаться сразу, а когда пришли в себя, было уже темновато и снова пошел дождь, так что лошадь нам не дали. А на следующее утро у нас, как обычно, был ранний выезд... Так нам и не удалось покататься. Что касается цен, если я не путаю, на двоих нам называли цену в 8 тысяч крон, а вот сколько времени можно было кататься за эти деньги – не помню.
Если честно, мы не были слишком сильно расстроены неудачей с лошадками, потому что наш номер был таким милым, что хотелось побольше времени провести в нем. В нем было прекрасно все – начиная от предложенных у входа тапочек, "которые носят настоящие исландцы", до клетчатого халата в шкафу в спальне (по сути у нас был номер студио, но обе его части были достаточно большие, чтобы их называть отдельно "гостиной" и "спальней"). Для меня уют в отелях обычно создают мелочи, и вот в Hestheimar таких мелочей было предостаточно: помимо вышеперечисленного это еще и настольные игры на тумбочке, и книжки о лошадях на столе, и, конечно, лошади, которые паслись почти под нашими окнами (хотя это к мелочам уже трудно отнести), и, наконец, маленький плюшевый медвежонок в кровати, к которому была привязана бумажка с надписью "In case you fell home-sick". Признаться, я никогда не скучаю по дому в поездках, но иногда мне становится скучно проводить несколько ночей подряд в одном отеле. Именно в Hestheimar я поняла, что для меня очень комфортен избранный нами в Исландии ритм перемещения, при котором мы каждую ночь меняли город и отель. Ты словно проживаешь несколько маленьких жизней, раскладывая вещи по полочкам, любуясь видами за окном, разливая чай в большие и маленькие кружки и представляя себе, что с удовольствием провела бы в этом месте месяц. Но приходит утро, ты собираешь вещи и двигаешься дальше.