Настоящая история берет своё начало несколько лет назад. Уже активно бороздя просторы мира, как-то раз я наткнулся на статью о самых дорогих направлениях в Европе по цене авиабилета. Овечьи острова занимали в рейтинге почетное первое место, что заставило меня наконец-то найти их на карте. Впрочем этим всё и ограничилось - так и не поняв почему какой-то огрызок Дании стоит таких денег, я закрыл все окна.
Через некоторое время я наткнулся на aккаунт @visitfaroeislands и это оказалось любовью с первого взгляда. С той поры я грезил Фарерами и искал подходы к ним. Всё упиралось в бюджет, сложность передвижения по островам и отсутствие компании. Но в один прекрасный момент я плюнул на всё и решил что Фарерам быть: зимой, в одиночку, на день рождения.
Планирование этих трёх дней было одной из самых сложных задачек в моем учебнике путешествий: всё красивое труднодоступно; транспорт редкий и не охватывающей острова целиком; жильё безумно дорогое. Параллельно решалась задача с получением визы с заветными Valid for Faroe Islands. Эта виза оказалась самой серьезной из всех четырех моих шенгенов: как только я произнес Фарерские острова в визовом центре, девочка просто встала и ушла.
Вскоре все ребусы сложились и началось томительное ожидание, просмотры прогнозов погоды на месяц вперед, 2 недели, день... И вот уже капитан борта Atlantic Airways на языке древних викингов объявляет:
Дамы и Господа, мы начинаем снижение и через 20 минут совершим посадку на третьем по величине острове Фарерского архипелага Воар. Просим Вас уступить места по правому борту тем счастливцам, которые впервые пребывают на нашу землю, и не забыть пристегнуть свои ремни безопасности
К моему некоторому удивлению острова оказались белоснежные, что впрочем меня совсем не расстроило.
Еще несколько секунд...
и
Добро пожаловать на Фарерские острова! Погода сегодня хорошая, -2 градуса, снег и порывистый ветер. Приятного пребывания!
Дневной рейс пребывает по расписанию в 13:55, а в 14:05 по расписанию отходит автобус (на деле автобус отправляется примерно в 14:25, ожидая всех с рейса) в сторону столицы архипелага - Торшавна. Данные обстоятельства и отсутствие багажа сделали меня победителем в соревновании по выходу из терминала.
Информацию по ценам проезда найти мне не удалось и я намеревался приобрести в аэропорту Travel card за 500DKK, позволяющую неограниченно пользоваться автобусами и паромами на островах 4 дня. Однако стойка Information оказалась закрыта на ремонт и вообще как сказал водитель такую карту можно приобрести только на автобусном терминале в Торшавне. Оплатить проезд в автобусе можно картой. Билет до столицы стоит 90DKK, я же путь держал в деревню Miðvágur, которая находится всего в 5км от аэропорта - 20DKK.
Через несколько минут автобус, обогнув самое большое озеро архипелага Sørvágsvatn, выбросил меня на остановке и я огляделся по сторонам
Быстренько заселившись в гестхаус, я намеревался до заката успеть к самому желанному месту на островах - встречи озера Sørvágsvatn с океаном.
Перед поворотом с дороги - забор и калитка. Немного посомневавшись, я вторгся на чужую территорию и кроме овец никого более там не встретил. На картах обозначена тропинка, но на деле нащупать её под снегом было невозможно - постоянно проваливаешься в ручьи или сгустки грязи.
Погода меняется тут совсем не так, как президенты в нашей стране и просветления уступают место полной затянутости и наоборот с космической скоростью.
По ощущениям времени на путь тратится чуть больше планируемого: дорогая сложная + сильный ветер как естественные преграды. И вот наконец-то виды, которые придают сил на последний рывок:
Забраться на утёс оказалось гораздо легче, чем впоследствии с него спускаться. Штормовой ветер дул снизу в сторону океана и снег крупицами больно колотил по лицу, оставляя практически без зрения.
Я уже было не надеялся сделать чистые снимки, как вдруг природа распахнулась и показала себя более явно
Обратная дорога, подогреваемая близостью тепла, проходит значительно быстрее. Обернуться заставляет только закат
Надо отметить, что на Фарерах любая чахлая деревушка обладает всем тем, что есть в городах. В Miðvágur есть как минимум 2 супермаркета, один из которых работает аж с 7:15 до 22:00.
На утро следующего дня я закупился провизией, прыгнул в автобус и уже в 8 на рассвете был в городишко Sørvágur - конечная точка маршрута 300 автобуса. Отсюда мне предстоял путь около 9км до водопада близ деревни Gásadalur
Sørvágur
Попутных машин не было километра 4 пути точно, да и мне хотелось преодолеть этот путь пешком, т.к. погода была хорошая и виды открывались крайне замечательные.
Особенно привлекал остров Тиндхёльм (Tindhólmur) - природе отдельное спасибо за такую работу.
Справа остров Mykines, на который зимой можно попасть только на вертолете, он на Фарерах стоит не сильно дороже автобусов.
На середине пути - местечко Bøur.
Утренний рейс в Копенгаген ушел точно по расписанию
Рыбный промысел. На Фарерах много русских рыбаков, страны связаны многолетними отношениями в сфере рыболовства. Если я правильно всё понял, то на Фарерах нам разрешается перегружать наши суда, а Фарерские рыбаки тем временем имеют право на промысел в Баренцевом море.
Путь-дорога...
После Bøur'a дорога немного уходит в долину вглубь острова, которая с трех сторон окружена горами. Некоторое время я шел и не понимал куда поведет дорога дальше. Ответ показался скоро:
Длина тоннеля около 1,5км и пешком, конечно, идти немного жутковато, поэтому тут определенно был достигнут рекорд скорости в этот день. После тоннеля сразу открывается вид на Gásadalur
У водопада - долгий и приятный пикник на пронизывающем ветру. Спасибо датской водке за компанию)
На Mykines отсюда также прекрасный вид
Назад по тоннелю идти пешком совсем не хотелось и я твердо вознамерился стопнуть кого-нибудь. Однако, было некого Первую попутку я встретил только возле Bøur'a и она остановилась сама (не последний раз за этот день, весомый рюкзак за спиной работал не хуже вытянутой руки), но времени до автобуса (того самого, что вчера меня забирал из аэропорта) у меня было еще много, да и горло-полоскательные процедуры не прошли даром - вежливо отказав, я, пританцёвывая, побрел дальше.
Дабы немного перевести дух в сидячем положении и с wi-fi я дошел до аэропорта и скоротал время там, заодно спланировав сразу по приезду в Торшавн отправиться в небольшую деревушку Kirkjubøur. Добраться туда можно бесплатным городским маршрутом №5 или на 101 автобусе, следующем до причала Gamlarætt, за 20DKK (оттуда около 1км пешком). Нужно только не повторить моей ошибки и попросить водителя остановить на развилке, иначе от самого причала придется подниматься вверх по серпантину.
Gamlarætt
В Kirkjubøur'e, как говорит интернет, находится несколько церквей, датируемых 13 веком. Мне же больше были интересны национальные фарерские домики.
Тем временем приблизился закат, а вместе с ним к завершению двигался и тяжелый, насыщенный день.
Мой хостел в Торшавне находился достаточно далеко от центра и выше основной части города, поэтому от него открывался отличный вид на город. В этот день я вернулся уже затемно, зато утро следующего - дня моего рождения - оказалось весьма впечатляющим.
В этот день я направлялся в местечко Saksun, что на севере острова. На автобусе №400, идущим до Klaksvik'a, нужно доехать до деревушки Hvalvik, откуда идет узенькая дорога длиной 11км в Saksun. Цена проезда - 50DKK.
Это был самый теплый день на острове и чувствовалось, что белое платье Фареры скоро скинут. По заверению местных мне сильно повезло (или наоборот), потому что чаще всего снег дольше 2-3 дней здесь не лежит.
Пройдя Hvalvik, я попал в настоящее белое царство, сказку из древних времен, когда землю населяли динозавры. За все 11 километров я встретил человека только 1 раз - трактор чистил дорогу.
Горы, окружающие дорогу с двух сторон, защищали от ветра и стояла такая тишина, которую боялись нарушить даже овечки. Испытывая необычайное воодушевление, я веселился, напевал (припивал тоже) и даже общался с этими забавными и вкусными животными.
Искренне завидую людям, живущим в этом месте
Saksun начинается с небольшого озера
Рекой деревня разделяется на 2 части
Нам по мосту и по правой стороне
По-тихоньку начинает открываться та самая картина, на фотографии которой я неоднократно пускал слюни.
На ферме меня уже ждали и встречали в полном составе
Вид - совершенно бомбический. И самое главное - вокруг ни-ко-го
Позируют
Кайфует
Я тоже кайфовал. Лучшего места, лучшего времени, лучшего всего для дня рождения на тот момент не существовало.
Мои эмоции легко описываются одной фотографией
Я так там засиделся, что уже не успевал на тот автобус, на котором планировал возвращаться в город, и начинал опаздывать на следующий. Взяв себя в руки, я смог вырвать себя из этого места и отправиться в обратный путь. На моё счастье меня почти сразу подобрали до Hvalvik'a, а там первый же попавшийся водитель, который лет надцать назад был в Костроме (!), взял меня до Торшавна.
Сил у меня уже оставалось только помыться и дойти до бара, чтобы в первый раз за 3 дня побаловать себя мясцом и пивком.
Фареры не просто оправдали мои ожидания, это получилось одним из самых крутых моих путешествий. Я редко возвращаюсь в посещенные места, но увидеть зеленые Фареры я теперь обязан. Тем более, что головокружительных мест там еще достаточно.