В Исландию хотелось давно, но думалось о ней, как о чем-то космическом и недосягаемом…А в этом году звезды, сроки мультивизы и семейные обстоятельства сложились так, что надо ехать или сейчас, или никогда. И мы поехали. Вернее, полетели. А сначала прочитали кучу информации, наметили маршрут, купили билеты, забронировали отели. Так как мы с подругой не автомобилисты, то передвигаться по острову решили на автобусах Reykjavík excursions (сайт re.is). Подсчитав стоимость возможных переездов, остановились на проездном Passport Combo на 7 дней. В те места, куда автобусы не ходят, рискнули попробовать автостопом. Даты поездки: 12-22 июня 2016г., в самой Исландии с 13 по 21.
Даты изначально планировались другие – начало июня. Но я еще не знала, что автобусы у RE по внутренним дорогам начинают ходить с 13, а на севере с 18 июня, а у других автобусных компаний еще позже. Пришлось перебронировать все отели. Как выяснилось на месте, даже 20 июня дороги открыты не все.
Жить собирались в отелях, чтобы имелись душ-туалет, хотя бы на этаже; номера 2-х местные, завтрак приветствовался. Самый дешевый отель, в Селфоссе, - 64 евро, самый дорогой в Рейкьяхлиде на Миватне – 155 евро. Отели понравились все, кроме Guesthouse Garun в Селфоссе: в комнате не было ни шкафа, ни полок, вещи положить некуда (принесли стулья из коридора), вай-фай только внизу, туалет, совмещенный с душем, - на другом этаже и почти все время занят.
В результате сформировался, а потом и реализовался такой маршрут:
1 день. Прилет в Кефлавик, ночь в Рейкьявике,
2-3 день. Skogar. 2 ночи.
Reynisfjara Beach, мыс Dyrholaey, Vik, долина Thorsmork.
4 день. Переезд в Hofn, 1 ночь
По пути: Vik, Skaftafell, вдп Svartifoss, ледник, ледяная лагуна Jökulsárlón.
5-6 день. Переезд на озеро Миватн, 2 ночи в Elda Guesthouse.
Dimmuborgir, кратер Hverfjall, Dettifoss, Selfoss, Hverir, терм.бассейн, Krafla, Viti.
7 день. Переезд в Акурейри с заездом на Goðafoss. 1 ночь в Guesthouse Hvítahúsid
8 день. Переезд в Selfoss через Hveravellir, долину гейзеров, водопад Gullfoss.
2 ночи в Selfoss в отеле Guesthouse Garun Heidmörk.
9 день. Поездка в Landmannalaugar.
10 день. Рейкьявик. Вылет домой.
Итак, прилетели в Кефлавик ночью, в аэропорту поменяли 100 евро на кроны, на автостанции купили свои Combo Passport и билеты на завтра до Скогара.
Добрались до Guesthouse Andrea примерно в полночь. О позднем прибытии я предупредила, поэтому ключи нас ждали на ресепшн в Guesthouse Aurora, что за углом.
109 евро с завтраком, 10 минут пешком от BSI.
Утром – на автостанцию BSI, на 8-часовой автобус №20. Первая живописная остановка – водопад Seljalandsfoss.
Около 11ч. прибыли в Скогар, где у нас забукан Hotel Edda Skogar на 2 ночи, но заселяться было еще рано, и мы отправились на этом же автобусе дальше – на Рейнисфьяру и в Вик.
Можно было за время стоянки добежать через поле до отеля, оставить рюкзаки и ехать дальше налегке, но мы не знали дорогу, не знали также, что автобус после водопада заезжает к отелю.
Поэтому поехали с рюкзаками.
Обратно из Вика в Скогар вернулись на автобусе №12а компании «Sterna» за 760isk. (sternatravel.com)
После обеда и заселения решили сгонять на мыс Dyrholaey. Первый опыт автостопа оказался удачным: машины ловились быстро и в ту и в другую стороны.
В следующие дни тоже приходилось останавливать попутки, и наш новый опыт показал, что туристы подвозят бесплатно (мы дарили шоколадки), а местным жителям все же нужно дать денег.
Вечером того же дня прогулялись по окрестностям: поднялись на водопад и прошли 2-3 км по тропе в Торсмерк.
Люпиновые поля поражают своей красотой и бескрайностью. Эти растения были высажены несколько десятков лет назад с целью укрепления и обогащения почвы.
Однако ситуация вышла из-под контроля, и люпины разрослись на гораздо больших территориях, чем планировалось.
На радость туристам. Но исландцы опасаются, что люпин может вытеснить низкорослые мхи, лишайники и другие местные растения.
На следующий день у нас была запланирована поездка в Торсмерк на автобусах и возвращение пешком в Скогар.
Наверное, правильнее было этот поход совершать в противоположном направлении: рано утром выйти из Скогара, а вернуться из Торсмерка домой на 8-часовом автобусе.
Дело в том, что на место мы прибыли во втором часу дня, подъем от Basar-а показался крутым и долгим, я побоялась, что 23 км мы реально не успеем пройти до вечера,
ночевка в горах в наши планы не вписывалась, да и народа на тропе совсем не было… И было решено не рисковать и спускаться к автобусу… Ну ничего, пройдем этот маршрут в следующий раз.
Ледник и один из бродов по дороге в Торсмерк (всего их насчитали 27, от мелких ручейков до полноводных рек с быстрым течением:
После одного такого брода кто-то восторженно сказал водителю "Супер!", на что тот скромно ответил "It is my work...")
Пешеходные мостики на колесах: можно перемещать, если река изменит русло
Недалеко от Басара:
А в этот день мы добрались до Сельяландфосса и облазили весь склон с водопадами сверху донизу. Благо пересадка между автобусами была полтора часа.
Gljúfrafoss
Ну и вечером – ставшая традиционной прогулка перед сном:
музей Скогара (в некоторые домики можно зайти), загадочный местный лесок
На третий день у нас запланирован переезд Skogar – Hofn с заездом на все красоты по пути.
Выехали в Skaftafell в 10:50 автобусом №12 «Sterna», а не «RE» в 11:50, чтобы не торопясь сходить к водопаду Свартифосс и на ледник.
В 14:15 были на месте, и до следующего автобуса (17:30) у нас было более 3 часов свободного времени.
И мы успели: под проливным дождем дойти до водопада
подняться на гору за водопадом и спуститься другой дорогой на стоянку, сгонять на ледник:
Затем нас ждала ледяная лагуна. По расписанию стоянка должна была быть всего 15 минут.
Я спросила у водителя – а может быть можно 20? Он с хитрой улыбкой ответил - может быть! А может быть дольше? – Может быть! В общем, дал 30.
Солнце, словно по заказу, выглянуло на эти полчаса, а потом снова скрылось в тучах.
В Hofn приехали почти по расписанию, успели заселиться в отель до 20ч. (Old Airline Guesthouse, 140 евро с завтраком, 15 минут от остановки).
Перекусили-отдохнули и отправились гулять.
Наши "Нивы" популярны в Исландии
Для 1600 человек населения города имеется приличный стадион с футбольным полем
Утром, как всегда, - автобус, на этот раз предстоял длинный переезд в Рейкьяхлид.
По восточным фьордам с короткими остановками в мелких городках (Djúpivogur, Fáskrúðsfjörður…) и длинной в Egilsstaðir (за час успели сбегать на смотровую площадку и изучить магазины на парковке).
Дорога разнообразная, погода переменчивая (в течение дня несколько раз то дождь, то туман, то яркое солнце, но нам не критично – мы ж в автобусе), виды отличные.
Я немного опасалась, что укачает, но даже намека не случилось. То ли остановки были вовремя, то ли дороги ровные, то ли меняющиеся красоты за окном держали в тонусе - хотелось сфотографировать буквально все.
На Миватн приехали в 15:30, заселились в Elda Guesthouse (155евро/ночь с завтраком, 5 минут от остановки).
На ресепшн с удовольствием пообщались на родном языке со Славой - студентом из Эстонии, он уже несколько лет подрабатывает здесь в каникулы.
И отправились автостопом в Диммуборгир. Сначала все было отлично – солнечно, тепло.
Прошлись по всем маршрутам в парке и решили подняться на кратер. И тут нас накрыл ливень с ветром, чуть не сдуло с вершины.
Спустились по склону и направились было по тропе в Миватн, но злые тролли (они реально там существуют!) заманили нас в лавовые поля и больше часа водили под дождем, не давая выбраться на дорогу.
Спасибо, что хоть отпустили живыми-здоровыми.
Ну а только мы оттуда выбрались, сразу и дождь прекратился, и радуга нарисовалась.
Вот что это вообще было? Ну мы потом извинились перед троллями, на всякий случай, и выпили коньячку за их здоровье. Типа задобрили.
Вечером, как всегда, прогулка по ближайшим окрестностям.
Утром 17.06 было решено ехать на Деттифосс, хотя автобусы начинают туда ходить с 18.06. До перекрестка на автобусе №62, который едет в Hofn, а дальше 30 км автостопом.
Повезло – остановился кемпер с супружеской парой из Германии. С ними же по счастливой случайности вернулись на Миватн с заездом в Hverir. Повезло вдвойне. Не зря выпивали накануне за троллей!
И большое спасибо этим милым людям.
Буйство воды на подходе к Selfoss
Геотермальная зона Hverir
Вечером пешком отправились в термальные бани Myvatn Nature Baths (5 км).
На середине пути обнаружился разлом литосферных плит. Под ним – пещера Grjótagjá с теплым озером, люди купаются.
Строгий наблюдатель (хозяин, однако):
Но мы идем дальше, к нашей бане.
И вот она. Все цивильно: шкафчики, душевые, фены. А также кафе, магазин, бесплатный Wi-Fi. Летом работает с 9 до 24 часов.
Билет там стоил 4000 isk, потом оказалось, что в инфоцентре на Миватне можно купить за 3800 isk.
Вода - от теплой до горячей в разных частях бассейна. Два душика разной силы и формы. Приятно. Обратно - автостопом.
И, традиционно, прогулка при луне
и одновременно при солнце
время - около полуночи:
Перед завтраком сгоняли на автобусе №661 на Krafla.
Потом осваивали ближние холмы и северо-западный берег Миватна.
Здесь у нас вышла осечка: можно было уехать в 11:30 на автобусе №661 до Krafla, погулять там по парку Leirhnjúkur и окрестностям и вернуться на том же автобусе 14:15-14:30 в Рейкьяхлид.
Не сообразили вовремя.
Далее – переезд на автобусе №62а в Акурейри через водопад Godafoss. А также, неожиданно, через Диммуборгир. В расписании этой остановки нет, но автобус туда заехал.
В какой-то момент водитель включил радио с трансляцией футбольного матча. С этой секунды я просто влюбилась в исландского комментатора и во всю его сборную!
Естественно, мы не понимали ни одного слова, но это было так эмоционально, зажигательно, азартно и от всей души!
В Акурейри бенефис комментатора продолжался на центральной площади...
...и в нашем отеле (долго не могли найти хозяина, а он тоже болел за своих у ТВ). Итог того матча с Венгрией 1:1 и море эмоций!
Guesthouse Hvítahúsid – 103 евро без завтрака, но есть кухня с чаем, чайником, кофемашиной, чисто, уютно, минут 7 от автостанции, на горке напротив главной церкви.
Вечером – осмотр городка.
Утром, как всегда автобус, на этот раз №610а, на юг, в г.Селфосc, через центр страны.
Сначала пейзажи пасторальные:
Постепенно зелени все меньше и меньше, вот она исчезла совсем, и… мы заехали на Марс.
Через много километров черной безжизненной пустыни мы добрались, наконец, до обитаемого местечка – термальной зоны Hveravellir.
Фумаролы, как им и положено, пыхтели, свистели и булькали, а также радовали глаз необыкновенными красками.
По легенде, в 18 веке в этих местах в течение 20 лет скрывались легендарный в Исландии беглец от закона Фьялла-Эйвиндур и его жена, они использовали горячие источники для обогрева жилища.
Домик на фото не слишком старинный, но симпатичный.
Следующая остановка оказалась в отдалении от трассы F35 - кемпинг Kerlingarfjöll. Место очень красивое - речка, скалы.
Где-то рядом геотермальная зона посреди риолитовых гор. Запомню это место для следующей поездки.
Далее - Долина гейзеров с обязательным ожиданием фонтана от гейзера Строккур.
И, наконец, водопад Gullfoss.
Вечером – прогулка по Селфоссу. Дом Бобби Фишера:
С утра зарядил дождь, похолодало. Но у нас по плану Ландманналаугар, и мы не привыкли отступать. Тем более, когда некуда.
Снарядились, пришли на остановку N1. Прождали около часа – нет автобуса. Позвонили в офис BSI, там сказали – дорога закрыта, автобусов не будет! Упсс..
Пока обсуждали, в какую сторону податься – в Рейкьявик или в Скогар, пришел зелененький автобус №13 от «Стерны», и девушка-гид позвала всех в… Ландманналаугар!
Мы уточнили – дорога ведь закрыта, нам ответили – открыта! И мы поехали!
Но где-то на полпути у какого-то приюта с трудным названием гид сказала “finish!..”. Выходим и ждем. Непонятно чего и сколько. Дорога закрыта, но вроде должны открыть.
На парковке, кроме нашего, стоял еще один автобус от «Стерны» и несколько джипов. Через какое-то время для многочисленных туристов местные гиды организовали поход в ближайший каньон.
А еще через какое-то – посадили в автобус и повезли. Вероятно, дорогу чистили от снега, по обочинам лежали огромные сугробы.
Неожиданно автобус остановила горная полиция, долго что-то выспрашивали у водителя, но пропустили
С опозданием на 4 часа мы все-таки достигли цели, причем наш автобус оказался первым в этом году, сумевшим доехать до Ландманналаугара!
Водителю аплодировали и кричали «Браво!», дорога была действительно сложная.
На все прогулки нам оставалось 2,5 часа. К тому же большая часть троп была закрыта из-за снега. Довольствовались тем, что есть. Мы успели много:
купить карту местности (формат А4, 300 isk),
пару раз подняться куда не надо и спуститься,
сделать круг по ближним горам,
посмотреть на фумаролы,
заблудиться (т.к. белые колышки почти не видны на белом снегу),
испугаться, что опоздаем на автобус и останемся здесь навсегда,
выбраться на тропу,
вернуться за полчаса до отправления, поесть.
А кое-кто успел (и рискнул) еще и искупаться в ручье.
Считаю, что поездка удалась, несмотря на пасмурную погоду и все перипетии.
Вернулись в отель в 10 вечера. Дождь опять разошелся. Первый раз нарушили традицию - не пошли гулять на ночь глядя.
А утром – автобус в Рейкьявик, прогулка по городу до позднего вечера,
Местная Русалочка на пруду, а напротив на берегу совсем уж растерявшийся мужик
такие вот скульптуры
В 22:00 переезд в аэропорт и в 00:25 – вылет в Мюнхен. А оттуда в Москву, а потом в Екатеринбург.
Надеюсь очень, что еще вернусь в эту замечательную, суровую и непредсказуемую страну. Остались долги: западная часть острова, переход Скогар – Торсмерк, цветные горы Ландманналаугара под солнцем, Kerlingarfjöll и многое другое.
Возможно, организуется компания с машиной, будет проще добраться туда, где не ходят автобусы.
Ну и так все было хорошо. Здоровье не подкачало. Серьезных накладок не случилось. Кое-что упустили, но впечатлений и так предостаточно.
Приблизительный бюджет на 1 человека получился такой:
авиабилеты: 33000 руб. (Екб-Москва-Дюссельдорф-Рейкьявик-Мюнхен-Москва-Екб),
отели: 40000 руб.за 9 ночей (2-х местные, 4 ночевки с завтраками, удобства на этаже),
автобусы: 44000 руб. (проезднойCombo+ автобусы «Стерна» + flybus)
Плюс подарки-сувенирка, перекусы – тысяч пять.
Недешево, но знали же куда едем, поэтому не жалко абсолютно.