Кому предназначен этот пост
Цитирую слова жены из соцсетей, где она описывала наш опыт:
"Если сложить нашу с Филиппычем палаточно-походную практику, а потом поделить пополам, как раз нуль и получится. Филиппыч до этой авантюры имел опыт в формате "выехали на речку, поставили палатку, пожарили шашлык, выпили и закусили". Я, будучи склонной скорее к гедонизму, нежели к мазохизму, всегда относилась к таким развлечениям крайне отрицательно. Я терпеть не могу мокрую одежду и грязную обувь. Я ненавижу комаров. Невозможность принять теплый душ приводит меня в растерянность, а при повторении ситуации – в ярость. Я, черт подери, категорически против того, чтобы жрать на завтрак, обед и ужин консервы, концентраты и прочий доширак. Я все это в гробу видала. И, надо заметить, мое отношение к этому всему нисколько не переменилось. Да-да, я люблю комфорт во всех его житейских проявлениях. Это в порядке преамбулы. Просто чтобы напомнить, что все дальнейшее излагается отнюдь не бывалым туристом, а, прошу прощения, гламурной фифочкой, которую занесло в палатку разве что силой неуемного желания увидеть такое, которое иначе не покажут".
Я хоть и не гламурный фиф, но такую позицию жены во многом разделяю. Но...
В Исландии есть места, куда реально можно добраться только ногами. И нам - ЗАХОТЕЛОСЬ. Встала задача обеспечить себе как можно более комфортный переход по маршруту Landmannalaugar-Torsmork-Skogar. Мы - два пятидесятилетних человека, которые находятся в нормальной физической форме, но у которых вообще отсутствует какой-либо опыт пеших походов. Отсутствует - от слова совсем. Мне пришлось прочитать массу туристических сайтов и научиться разбираться в коэффициентах водонепроницаемости палаток, стандартах газового оборудования и осмыслить, что туристическая "раскладка" и "расклад" в преферансе - это совсем, совсем разные слова. В результате мы провели вполне в нормальных условиях пять дней своей жизни и вернулись назад с большим желанием этот опыт повторить. А значит - все было сделано не так уж и плохо. Серьезных ошибок было допущено только две (об этом позже). Этот пост я пишу для таких же, как мы - тех, кто хотел бы, возможно, отправиться в пешее путешествие по тропе Laugavegur, но никогда не отваживался на подобные авантюры и не знает, что для этого нужно.
Транспорт
Сколько стоит такси, даже не узнавал, потому что тут и автобус-то стоит, как самолет. Экзотический вариант "группа друзей разделяется на две, они выезжают на двух машинах в разные концы, идут навстречу друг другу и меняются машинами" нам не подходил. Фактически рассматривал только два варианта: первый - аренда авто, приезд в один конец, переход и возвращение к машине автобусом; второй - просто автобус. Выбрал чисто автобусный вариант, потому что в обоих вариантах на автобусе приходится ездить, так какая тогда разница. У Reykjavik Excursions есть для такого перехода прекрасный билет - Hiking On Your Own Passport. Он позволяет сделать два переезда - от автостанции BSI в начало маршрута (любая точка на выбор) и из любой точки обратно на автостанцию. Даты открытые, так что ты ничем не связан и можешь идти в любом темпе. Если что-то (вдруг!) пошло не так - можешь вернуться из любого кемпинга в середине дистанции. Автобусы у них вполне комфортные, без вести не пропадают, ходят без особых задержек. В дополнение к этим автобусам арендовал на полдня Opel Corsa (аренда - в аэропорту Кефлавик, сдача - через 6 часов на BSI) за сотню евро. Это позволило после прилета спокойно, ни от кого не завися, сделать все свои дела - купить газовые баллоны, кое-что из еды, переодеться и сдать чемоданы в камеру хранения.
Перелет и багаж
Пять дней на тропе быть во всем походном - это еще куда ни шло (от этого просто никуда не деться), но лететь в таком виде из Москвы - это уже слишком. Поэтому мы летели в обычной одежде с двумя чемоданами, в которых были рюкзаки и все остальное для перехода, а также вещи на время после него (после тропы мы арендовали кемпер и еще неделю катались по Исландии). На BSI переоделись, распихали все нужное по рюкзакам, вложили один опустевший чемодан в другой с остатками барахла и сдали его в камеру хранения. Стоимость хранения не помню, значит - не заоблачная, иначе бы это в голове обязательно отложилось.
Одежда
Сейчас с улыбкой вспоминаю, как в свое первое исландское путешествие в 2013 году мы взяли два китайских полиэтиленовых дождевика за 100 рублей. Дождевики почти весь отпуск пролежали в багажнике и использовались по назначению только один раз, и за этот же самый раз пришли в полную негодность. Толку с них в Исландии было ровно столько, сколько от пляжного зонтика. Ветер мгновенно задирал их вверх и закручивал вокруг головы аккуратным коконом, а вся одежда мокла под дождем. И хотя жена несколько раз говорила мне - "Ты ничего не понимаешь, они нам помогли, если бы их не было в багажнике, то нам бы так не повезло с погодой" - при первой возможности мы выкинули их в мусорное ведро и благополучно забыли.
Итак. Куртки у нас теперь от RedFox, серия для трекинга. Для Исландии - самое оно. Куртка легкая, если она застегнута на все застежки - сверху можно вылить ведро, и ты при этом не промокнешь. При этом не жарко - если нужно, она вентилируется через специальные расстегиваемые дырки и карманы. Компактная - скручивается в аккуратный маленький кулек. Внутри с сеточкой, так что при жаре можно надевать практически на голое тело и при этом не чувствовать дискомфорт. Штаны - тоже трекинговые RedFox. Ботинки - легкие, с высоким берцем, который хорошо фиксирует голеностоп. Лужу держат, не промокают, не жарко. На голове - банданы, гораздо удобнее кепок/шляп, и капюшон от куртки, если дождь. Тельняшки шерсть/хб 50/50. Не холодно, не жарко, не дует. В карманах - сетки от мошки (не разу не пригодились).
Отдельно напишу про термобелье - у нас было по два комплекта 100% шерсть мериноса. В одном шли, в другом спали. Настолько понравилось, что решили взять для будущих походов еще по одному комплекту. Белье не пахнет, совершенно легкое, места не занимает. Раньше я читал, что шерстяное термобелье греет даже когда мокрое, но особо в это не вслушивался ("да-да, как же-как же, рассказывайте-рассказывайте, маркетологи хреновы, ежу понятно, что такого не может быть"). Не, не врут, действительно греет. На последнем переходе Торсмерк-Скогар несколько часов шли в облаке и вымокли насквозь до позвоночника, но при этом было тепло, хотя температура была градусов 12, наверное. Ну и Чаинка перед одним из бродов штаны закатала - и вперед, а глубина оказалась слишком большой. Разворачиваться ей не хотелось, да и не так просто это было - поток был очень сильный и с ног сбивал - тут уж иди до конца, и точка. В результате все белье снизу намокло - но ничего, было тепло. Греет и сохнет на тебе, реально. То же самое с носками. Ходить в х/б плохо. Носки мокнут и ступни потеют даже в сухую погоду. А стоило надеть тонкие шерстяные - полный восторг! И не жарко даже градусов в 20, и ноги сухие постоянно. Хорошо баранам, у них от рождения шерсть кругом )) Перчатки. У Чаинки - полностью закрытые, у меня - открытые, без пальцев. Больше нужны для того, чтобы не набить мозоли трекинговыми палками на привычных к офисному труду руках, ну и для страховки, если поскользнешься.
Кроме того, несли в рюкзаках обычные спортивные штаны, пару футболок, толстовки с капюшонами и кеды, чтобы вечером в кемпинге ходить.
Снаряжение
Палатка RedFox Hermit Fox. При подготовке у меня был бзик - хочу палатку весом меньше 2 кг, и точка. Во-первых, самолетные 23 кг (46 на двоих) хотелки ограничивают, во-вторых - ее же весь поход на своем горбу нести. Так что искал палатку со следующими параметрами - двухместная, вес 2 кг (полный, с колышками), водонепроницаемость от 3000 (чтобы в лужу ставить можно было и реально держала дождь), двухслойная. Наткнулся на эту палатку. Скажу так - ожиданиям соответствует. Для двоих не очень просторная, но лишний объем - лишний вес. Конечно, было бы очень хорошо иметь второй тамбур, чтобы из палатки через кучу барахла не вылазить, но единственная двухтамбурная палатка весом 2 кг от MSR, которая попалась мне на глаза, стоила как стратегический бомбардировщик (а наша - всего лишь как небольшой истребитель), так что выбрал RedFox.
Коврики, пенки и спальник. На туристических форумах на эту тему идет сплошной холивар между партиями "пеночников" и "матрасников". С одной стороны, мне хотелось спать в комфорте - а значит, нужно брать надувной матрас или самонадувающийся коврик. С другой стороны - мы уже были в Исландии и я реально представлял ту острую каменную крошку, которая очень часто находится у тебя под ногами. В результате мы с женой не стали присоединяться ни к одной из партий, а организовали свое собственное движение неприсоединения - взяли и то, и другое. Две пенки размером 50х185 весом по 260 г каждая мы клали на землю и сверху ставили палатку, а внутри палатки расстилали два самонадувающихся коврика RedFox Pro Mat Extreme (размер 183x51x3.8, вес 800 г). Ну и двухместный спальник Double 120 от Сплава поверх них (комфорт - +4..0, вес - 1.1 кг). В итоге - спать было очень комфортно, мягко и тепло. Утром, скручивая пенки, каждый раз выковыривали из них несколько маленьких острых камней. Так что дно палатки от проколов (и нас от лужи, соответственно), а также самонадувайки от самосдувания они защитили прекрасно.
Горелка. Про маршрут Laugavegur в сети не так много отчетов, и в некоторых из них я читал, что люди ходят без горелок. С одной стороны, это понятно. Кастрюли и газ - это лишний вес. С другой стороны, мы не представляем себе жизни без полноценного обеда с супчиком. Бронь кемпингов по маршруту этот вопрос снимает, но она ужасно неудобна. Если до даты прибытия меньше недели - бронь полностью неотбиваемая. Вся гибкость самостоятельного путешествия при этом абсолютно теряется. А без брони у тебя нет доступа к кухне. Палатку ставь, в туалет и душ - ходи, а на кухню - нет. Некоторые пишут, что проникают на кухню под покровом ночной темноты, некоторые - наоборот, когда утром все на тропу свалят, некоторые тупо и нагло идут на кухню, как ни в чем не бывало, когда хочется, но нам такие чит-коды резко, активно и категорически не нравятся. Так что было решено нести газ с собой. В предыдущие поездки мне показалось, что больше всего в Исландии распространены газовые баллоны двух стандартов - Kovea и Campingaz. Это было важно, потому что баллоны из Москвы в самолет не возьмешь, их нужно покупать на месте. В результате выбрали горелку от Kovea - Alpine Pot Wide KB-0703W. Полностью с котелком она весит 560 г, к ней я нес два баллона с газом 450 г (полный вес их - 630 г х 2). Так что всего лишь двумя килограммами веса мы заплатили за полную автономность и независимость. Горелка очень понравилась. Огонь закрыт радиатором и расход у нее гораздо меньше, чем у обычных горелок. Если не нужен полный огонь, то она и 60 г/час дает, даже если горит на полную мощность при ветре - все равно около 100 г сжигает. Сравните с паспортными данными открытых горелок - 150, 200 (а по факту, значит, и больше). Литр воды за 7-8 минут закипает. За время перехода у нас истратился (и то не полностью) только один из двух баллонов с газом, а мы ели горячее три раза в день, ну и чай без счета.
Две миски и две чашки из Сплава, легкие, полые внутри. Удобно - кружку с только что закипевшим чаем можно сразу же брать в руки. Ложки-вилки пластмассовые.
Трекинговые палки. Перед походом сомневался - а нужны ли они вообще? Не хотелось тащить лишний вес, да и длинные они. В чемодан могут не влезть - значит, нужно брать складные, а это снова лишний вес и пониженная надежность. И вдруг при этом они вообще не пригодятся? В конце концов все таки решил взять и теперь понимаю - это очень, очень нужная вещь. Здорово выручают на бродах или в снегу, да и на спусках без них пару раз точно бы навернулся. У нас были палки Mountain Pro Carbon от Сплава. Складываются в 63 см, легкие - всего 170 г одна палка, и прочные при этом. Фиксаторы нормальные, вольностей себе не позволяли и размер держали, хотя на спусках или подъемах мой вес на них наваливался не слабо так, с рюкзаком - больше центнера получится.
Полотенца. Дома их куча, но они все х/б и для пешего перехода не годятся. Тяжелые, большие, сушить на тропе негде будет. Так что специально для перехода купили полотенца в Спортмастере. Большое (140 x 70) от Joss (одно на двоих) для душа - абсорбирующее из полиэстера, и еще два таких же поменьше (76 x 35). Хорошо вытирают, даже когда мокрые - просто впитывают твою влагу в себя. Очень легкие, быстро сохнут - лишь бы чуть-чуть ветерок дул, этого достаточно. А с ветерком в Исландии проблем нет )) После брода вытирали ноги, а полотенце присобачивали к рюкзаку - развевается, как флаг, через 10 минут - сухое. О! Заодно насчет бродов. Какие-то сандалии - обязательно! Некоторые люди шли босиком - на них смотреть страшно было. Лучше обувь с фиксирующей пятку лямкой - всякие бассейновые шлепки в момент с ноги потоком собьет. Кто-то неопреновые или резиновые тапочки надевает - ну, не знаю. Они, конечно, легче, но лично мне было бы некомфортно в них на исландские камушки ступать, да и поскользнуться в таких - раз плюнуть. У нас были обычные сандалии Ecco на липучке.
Навигатор. До сих пор во все пешие прогулки я брал планшет или смартфон с бесплатной андроидной программой MapsMe. Штука эта реально очень полезная, она знает и мельчайшие закоулки Венеции, и исландские тропинки в Скафтафетле. Преимущество ее в том, что данные она берет из общемирового открытого источника Open Street Maps, а значит - ее создают неравнодушные люди со всего мира, а не только небольшая группа разработчиков. Программа оффлайновая, интернет не нужен, просто достаточно перед поездкой закачать в нее нужные карты. И хотя наши с женой смартфоны Sony пять дней без зарядки спокойно живут и воды не боятся, я все-таки решил взять с собой и обычный туристический навигатор Garmin eTrex-20x. Требования - как можно большая автономность (не хотелось тащить с собой ящик батареек) и возможность закачки готовых треков и бумажных карт.
Рюкзаки. Требования к рюкзаку были следующие - жесткая спина, хороший пояс, влагозащищенность и маленький вес. С объемом рюкзака у меня вышла промашка (это первая ошибка). Я совершенно не знал, какой объем нам нужен. Решил идти от обратного - от объема чемоданов. В любом случае наше барахло, сколько бы его там не было, должно поместиться в два чемодана, иначе никто никуда не летит. Портняжный метр и калькулятор сообщили, что в чемоданы влазит около 150 л. Но все 150 л брать на маршрут мы, естественно, не собирались. Я почесал в затылке и решил, что рюкзаков 45 л и 35 л (всего - 80 л) нам хватит. В итоге пришлось упихивать вещи в рюкзак ногой и еще кое-что (пенки, матрасики, палатку) привязывать снаружи. Рюкзаки были Gradient 45 и Lynx 35 от Сплава. Рюкзаки очень легкие, вес меньше килограмма.
Еда
С учетом того, что первый ужин и завтрак в Landmannalaugar не лимитировались весом и продукты для них не нужно было нести на горбу, мы решили себя немного порадовать. Котелок вареной картошки, селедочка, миска салата, бутылка вина, на утро - хлопья с молоком, вареные яйца, нарезка, кофе - словом, лучше, чем в отеле. А в последний день в Скогаре у нас был забронирован отель и ужинать мы планировали в ресторане. Соответственно, на маршрут нам нужно было нести на себе продукты для четырех завтраков, четырех ужинов и пяти обедов.
Мы купили американскую сублимированную еду Wise Food. 12 пакетов должны были полностью перекрыть наши потребности в завтраках и ужинах, и весили при этом всего 2 кг. Этикетки выглядели весьма соблазнительно. Это были готовые блюда - макароны с овощами и курицей, рис с курицей и соусом терияки, макароны с говядиной и т.д. Готовить их было очень удобно - заливаешь кипятком и ждешь 15 минут. Ну и чтобы побаловать себя и не есть одни сублиматы, мы взяли с собой также вареные яйца (сварили в Landmannalaugar), ветчину в нарезке и сыр. Еще у нас были орехи и шоколад для перекусов, 20 пакетов с супом, сухари вместо хлеба и чай. Вся еда весила чуть больше 7 кг (0.900 - 16 яиц, 2.000 - орехи, 0.600 - 6 плиток шоколада, 2.000 - Wise Food, 0.300 - сыр, 0.600 - нарезка, 0.700 - сухари, пакетики с супом не взвешивал).
В итоге наш эксперимент с хваленой американской хавкой, которую жрут американские космонавты на борту своих аполлонов, закончился позорным провалом (это ошибка номер два). Одно блюдо было вкусным, два - признаны нами условно съедобными, два мы не смогли доесть, а один пакет перед последним переходом в Скогар просто выкинули в урну, не открывая. Я не знаю, как ее едят американцы, но в наши организмы это влазило с большим трудом. Еда содержит ужасно много соли, на третий день мы с женой выглядели, как два китайских пчеловода с щелочками вместо глаз. Воду приходилось пить литрами, благо на маршруте она набирается в любом ручье.
В целом поход нам очень понравился, и мы решили это дело продолжить. Надо же, в конце концов, стоимость всего снаряжения отбить, а то джип с отелями дешевле обходится, чем все это барахло ))) В следующем году идем в Hornstrandir. А поэтому -
Работа над ошибками
1) Маленький рюкзак, с которым шла жена, мы подарили друзьям (а они нам подарили прекрасное пиво). Свой Gradient-45 я отдал жене, себе купил Gradient-60. Надеюсь, теперь нам этого объема хватит.
2) Гермоупаковка! Конечно же, мы взяли с собой пластиковые мусорные пакеты и вещи в рюкзак клали в них. Итог - вещи отдельно, обрывки пакетов - отдельно. Достаточно было один раз неосмотрительно оставить рюкзак в тамбуре палатки не стоя, а лежа боком на траве (как же, он же водоотталкивающий!) - и вся запасная одежда впитала воду из земли лучше любой губки. К счастью, это было в последний день и привело только к тому, что рюкзак стал тяжелее из-за мокрой одежды.
3) Вместо американских сублиматов интернетовские знакомые посоветовали присмотреться к российской хавке Гала-гала. Мы уже купили ее и попробовали. Очень жалко, что в походе у нас была не эта еда. Вкусно, ее реально можно есть, и это те же самые легкие упаковки. Пакет гречки 900 г и 6 пакетов сублимированного мяса по 50 г - вот вам 6 полноценных ВКУСНЫХ ужинов на двоих весом 1200 г. Так что - да здравствует импортозамещение, а англосаксам в вопросе еды больше не доверяем!
Ну вот как-то так. Ждем следующее лето