27.08.2015
Kirkjufellsfoss – Djúpalónssandur – Arnarstapi – Búðir – Hraunfossar – Þingvellir
Сегодня нам необходимо было доехать до Рейкьявика, либо по крайней мере максимально к нему приблизиться. Поэтому на полуостров Snæfellsnes оставалось всего полдня, о чем я реально сожалею. Этого совершенно недостаточно. На полуострове очень красиво. Мне кажется, что там необходимо минимум два дня, если не больше. К тому же, нам несколько не повезло с погодой. И дело даже не только в сильном ветре, а в облаках, которыми было затянуто небо. Знаменитый жюльверновский вулкан Snæfellsjökull, например, мы так полностью и не увидели. Только часть склонов.
После выезда из Grundarfjörður проезжаем прямо под пирамидой Kirkjufell. С другой стороны от дороги здесь есть маленький водопадик Kirkjufellsfoss.
Его осматривали под мелким дождем, особенно противным на ветру.
Наверное любой, кто на себе испытал воздействие ветра в Исландии, задает себе вопрос о том, почему исландцы строят так мало ветряных электростанций. Мы встречали их единицы. И тут же сам на этот вопрос отвечает – они наверняка придумают и понастроят всюду множество ветряных установок, которые будут выдерживать сильные ветры. Но не сейчас, а потом, когда земля у них под ногами остынет.
54-я дорога переходит в 574-ю, которая идет по периметру полуострова. Проехали городок Ólafsvík, где удалось помыть машину.
Въезжаем на территорию Национального парка Snæfellsjökull и поворачиваем на юг. Справа до самого океана тянутся поля лавы. Прямо с дороги виден симпатичный кратер Saxhóll. Мы к нему подъезжать не стали – там шли какие-то земляные работы.
Слева – удивительные потоки лавы на склонах Snæfellsjökull.
Дальше случилась удивительная вещь. Выйдя из машины на парковке у побережья Djúpalónssandur, мы даже не поняли сначала, в чем дело. Ветра не было. Почти полный штиль. Еще 10 минут назад машину мотало по дороге так, что я вынужден был крепче держаться за руль, а здесь даже травинки еле покачивались.
Очевидно, в этом районе сам огромный массив вулкана Snæfellsjökull служил защитой от ветра, который дул в юго-западном направлении.
Пригревало солнце, и было очень тепло. Мы сбросили лишнюю одежду и отправились по тропе мимо скал к берегу.
Значительная часть предлагаемых на полуострове пешеходных прогулок проходит вдоль береговой линии. В принципе, здесь вполне традиционное побережье из черного песка и гальки. Но встречаются и желтые песчаные пляжи. Побережье изобилует всякими следами вулканической активности в виде различной формы и цвета скальных образований из лавы и базальта.
В проходе между скалами разложен набор для упражнений по поднятию тяжестей – Lifting Stones.
Тропинка выводит на обширный галечный пляж. На берегу ржавеют обломки кораблей.
Отсюда вдоль берега можно идти по маркированным и немаркированным маршрутам в разных направлениях десятки километров, время от времени преодолевая лабиринты скал у моря
и на суше.
Но мы просто сидели недалеко от воды, наслаждаясь теплом и шумом прибоя.
Дети, правда, долго усидеть не могли и принялись обследовать окрестности. Оля лазала по скалам, а Таня бродила вдоль берега. Это было место, где всем хотелось оставаться подольше. Но надо было ехать дальше.
Возвращаемся к парковке через другой проход в прибрежных скалах.
Опять кольцо-гора.
От этой парковки Djúpalónssandur был лучший в тот день вид на вулкан Snæfellsjökull.
Продолжаем объезд полуострова. Из-за нехватки времени вынуждены многое пропускать. На севере проехали без остановки интересную деревню Hellissandur, а здесь на юге миновали еще один заезд к берегу на самую южную точку, где установлен маяк и возвышаются скалы Lóndrangar. Была также в планах маленькая пещера Vatnhellir, вход в которую находится буквально в нескольких метрах от шоссе.
Выглянув из-за вулкана Snæfellsjökull, мы вновь попали под действие сильного ветра, который после этого сопровождал нас уже до самого конца поездки. Окончательно избавились от него только когда за нами закрылись двери аэропорта Keflavík.
Въезжаем в маленькое поселение Arnarstapi под конусообразной вершиной Stapafell (521 м).
У парковки возвышается сооруженный из камней Bárður – герой исландских саг.
Дорожка тянется к обзорной площадке над обрывом.
Оттуда прекрасно виден берег, так сказать, в разрезе.
Всё вокруг покоится на базальте.
В этом месте начинается (или заканчивается) популярный береговой маршрут Arnarstapi – Hellnar протяженностью 2.5 километра, который мы вознамерились пройти.
Маршрут совсем короткий. Вдалеке видны домики в Hellnar.
Но нас хватило только на половину пути. Причем эта половина мало отличалась от того, что мы уже видели. Самое интересное оставалось впереди, ближе к Hellnar. Несмотря на это, мы решили возвращаться. Ветер просто неистовствовал, да и дождевая туча подбиралась к нам сзади.
На обратном пути. Вдалеке можно разглядеть тучу песка, которую поднял ветер над желтым пляжем Löngufjörur.
Деревянную церковь в Búðir я сфотографировал не без труда – ветер буквально валил с ног.
Свернули с дороги к побережью Ytri-Tunga и минут пять пытались заставить себя идти смотреть на колонию тюленей. Ничего не получилось. Победила лень. Да и тюлени в прошлый раз нас разочаровали.
Вот на этом и закончился наш беглый осмотр полуострова Snæfellsnes. Но и его нам хватило, чтобы понять, что сюда обязательно надо вернуться.
Продолжая двигаться по 54-й дороге, высадились ненадолго у небольшого водопада Brúarfoss. Этот водопад не только имеет такое же название, как и другой Brúarfoss, который мы видели во 2-й день вблизи 37-й дороги, но и внешне его напоминает.
Дальше по 54 – 1 – 50 – 518 направились к водопадам Hraunfossar. По дороге заглянули в Deildartunguhver, где из-под земли бьет в большом количестве горячая вода. Можно было бы этого и не делать. Никчемное место, как и помидоры, которые там обычно продают – недозрелые и безвкусные.
Hraunfossar – водопады, вытекающие в реку из-под лавового поля Hallmundarhraun.
Здесь когда-то произошло нечто подобное тому, что происходит сейчас в местности Holuhraun, которую мы посетили, будучи в “Центре Пустоты”. В результате очередного извержения на реку надвинулся слой лавы. Основное русло реки сформировалось вдоль края лавового поля, а часть воды просочилась под лавой на глубине.
Теперь эта подземная часть присоединяется к главному потоку множеством ручейков и водопадиков на протяжении почти одного километра.
Но наиболее интересный и зрелищный участок – это метров 300. Здесь вблизи парковки есть мостик через реку и несколько обзорных площадок, позволяющих посмотреть на водопады с разных ракурсов.
Рядом выше по реке можно увидеть так называемый “детский водопад” Barnafoss.
Собственно, на водопад это не тянет. Просто бурный порог в узком извилистом ущелье, над которым всё же сохранился маленький естественный каменный мостик.
Один из бесчисленных крошечных ручейков, впадающих в реку.
Основное русло реки в районе водопадов Hraunfossar. Река носит название Hvítá и берет начало где-то у западной оконечности ледника Langjökull. Напомню, что на противоположной восточной стороне из озера под этим ледником вытекает на плато Kjölur другая Hvítá, на которой находится водопад Gullfoss. Её мы видели в начале поездки.
Не могу сейчас вспомнить, почему я решил ехать отсюда в Þingvellir не напрямую по 550-й дороге (Kaldidalsvegur или Kaldidalur), а в объезд – по 518 – 50 – 52. Кажется, не посмотрел внимательно и вообразил, что объезд будет целиком по асфальту. Но 52-я – тоже грунтовка и довольно побитая. На ней и на последнем отрезке 550-й нас хорошо трясло и вдобавок поливало дождем. Но это были уже последние грунтовки в нашей поездке.
Þingvellir я собирался отложить на завтра, остановившись на ночь в местном кемпинге. Но когда мы приехали дождь закончился и даже образовались просветы в облаках. Мы поняли, что успеваем сегодня не только походить здесь, но и переехать затем поближе к Рейкьявику.
Þingvellir мне неожиданно очень понравился. Мы приехали сюда в очень удачное время. Дело было вечером. Почти все посетители, которых к тому же распугала погода, уже разъехались. Здесь большая территория, много разных дорожек, интересные объекты, свежий воздух. В общем, снова возникло ощущение, что ты в парке, тем более, что в каком-то смысле это так и есть. Если бы была возможность я бы с удовольствием провел здесь целый день. Правда, желательно вне основного туристического сезона.
Мы смогли обойти только незначительную часть парка. От парковки, которая видна в левой части кадра мы перешли реку и большую часть времени оставались на этой стороне.
Река Öxará впадает в большое озеро Þingvallavatn.
Одна из главных достопримечательностей парка – тектонический разлом.
Вдоль него проложена дорожка, переходящая в мостки.
Ввиду расхождения континентов на 2 см в год, мостки приходится время от времени модернизировать.
Вид с площадки около информационного центра на устье реки Öxará.
Озеро Þingvallavatn.
Мы смотрим с североамериканской части парка вниз на евразийскую. Там парк занимает гораздо более обширную территорию. Есть несколько парковок. Церковь с кладбищем и типично исландские домики – старое поместье на территории когда-то существовавшей тут фермы. Несколько сопутствующих разлому параллельных трещин в земной коре заполнены водой. В одной из них (Silfra) разрешено нырять дайверам. Дальше на плоской равнине Þingvallahraun сеть прогулочных дорожек. Жаль, что мы не успели побывать на той стороне.
Этот классический вид, несмотря на всю свою банальность – один из моих любимых видов Исландии.
Очень старая лава рядом с местом первых заседаний Alþingi – парламента Исландии.
На обратном пути забежали посмотреть на водопад Öxaráfoss.
Река Öxará несколько сот метров отсюда течет прямо по разлому, а потом уходит влево и вниз на евразийскую территорию парка.
Наша компания в полном составе.
До Рейкьявика ехать было всего 45 километров. Мы проделали этот путь по 36-й дороге в абсолютном одиночестве, кажется, не встретив ни одной машины. Но в сам город въезжать не стали, а остановились в первом попавшемся кемпинге в пригороде.