Главными исходными условиями были полная свобода передвижения, т.е. никакого бронирования жилья, и возможность заезда во внутренние районы по F-дорогам. Это означало внедорожник и кемпинги. Возможность ехать на своей машине я даже не рассматривал, и поначалу казалось, что при таком стиле путешествия мы будем сильно ограничены в экипировке и снаряжении. Но эти сомнения быстро отпали, когда я понял, что правила авиакомпании Icelandair позволяют нам перевезти более 130 кг всякого барахла. Поэтому мы взяли почти всё, что обычно берем в подобные поездки, в том числе две палатки, по две пары треккинговой обуви, электроплитку, раскладной стол. Ограничивали нас только габариты, поэтому пожалуй единственное, что пришлось оставить дома – это большие раскладные кемпинговые кресла. Вместо них взяли маленькие стульчики. Все это, однако, весило заметно меньше 130 кг, и остаток добрали продуктами. О дороговизне продуктов (как и почти всего остального) в Исландии можно было спорить при курсе рубля к кроне 1:4. Но когда мы бронировали автомобиль и покупали билеты на самолет курс был около 1:2.4, а в разгар нашей поездки в середине августа доходило до 1:1.9.
Отчетов по Исландии в сети уже существует предостаточно на самых разных ресурсах. Но я при составлении плана поездки ограничился, в основном, информацией, которая собрана здесь на форуме. Не поленился, просмотрел почти всё, и остававшиеся вопросы сами собой отпали.
Бумажные карты нам не понадобились. Лучшая электронная карта Исландии лежит здесь. Готовился и прорабатывал маршрут я в основном по ней. А в поездке мы ее использовали не только для обзора на ноутбуке, но и для ориентирования на местности в планшете и смартфоне с помощью программы OruxMaps. Для навигации по дорогам пользовались программой iGO, причем карта от TomTom показалась мне более соответствующей местности, чем карта от HERE. Для offline навигации пользовались также программами OsmAnd+ и MAPS.ME. Последняя оказалась наиболее удобной для быстрого нахождения магазинов, кемпингов и заправок.
Могу также поделиться довольно подробной offline версией карты дорог Исландии по состоянию на лето 2015 года. На ней обозначены номера практически всех дорог, а также разным цветом выделены асфальтовые и грунтовые участки.
Некоторую полезную информацию взял из вот такой книжки, которая была приобретена скорее не для этой поездки, а с прицелом на будущее:
Набор достопримечательностей получился довольно традиционный, никаких особенных открытий и не предполагалось. Объехать весь остров конечно не удалось. Западные фьорды сразу же были под большим вопросом. Их чаще всего просто проезжают по периметру. У меня однако были на примете несколько мест, где можно было походить, взятых из указанной книжки и на сайте Wikiloc, но все они не представляли первостепенного интереса. Из главных объектов там были только водопад Dynjandi и мыс Látrabjarg, причем целесообразность посещения последнего вызывала большие сомнения, т.к. тупиков, ради которых туда ездят, в конце августа уже скорее всего не будет совсем. Я чувствовал, что сделать ради этого крюк почти 800 км мы скорее всего не успеем. Так оно и получилось. А тупиков, кстати, и в Норвегии посмотреть можно. Полуостров Hornstrandir конечно же не рассматривался изначально. Туда только пешком и когда-нибудь в другой раз. А район Восточных фьордов, особенно северная его часть, напротив, заинтересовал меня в гораздо большей мере и предполагал пару обязательных пешеходных вылазок.
Даже сейчас, по прошествии приличного времени после возвращения из Исландии, я не могу окончательно определиться, можно ли считать нашу поездку удачной. На первый взгляд, нет. Почти половину пешеходной программы осуществить не удалось. Наибольший интерес у меня вызывали национальный парк Fjallabak с прилегающими к нему районами, а также Þórsmörk. Однако, именно в этих местах нас накрыл непродолжительный период серьезной непогоды. В результате, Fjallabak мы должным образом не увидели, а в Þórsmörk и вовсе не поехали. Неудачным можно считать и наше пребывание в районе Восточных фьордов. Темп нашего передвижения по стране нельзя было назвать высоким. Ежедневные сборы и установка лагеря, конечно, отнимали время, хотя дети уже помогали довольно активно. Но сказать, что мы путешествовали неторопливо и в свое удовольствие не могу – мы старались не терять время. Но все же за три недели мы не успели посмотреть все, что предполагали. Некоторые такую программу осуществляют и за две недели. Но что делать? Каждый путешествует как может. С другой стороны, и то, что нам удалось увидеть – это очень много, поскольку страна, как я уже говорил, буквально нашпигована разнообразными интересными объектами. Масса впечатлений.
Погодные условия были заметно лучше, чем я ожидал. В июле, когда я следил за сайтом погоды в Исландии и видел там температуры 5-10 градусов, это вызывало у меня некоторую тревогу. Мы с Диной даже не рассчитывали продержаться все время в кемпингах и предполагали периодически пытаться вписываться в домики или фермы. Но это не понадобилось. Мы как-то быстро адаптировались к погоде. Практически все время провели на открытом воздухе. Воздух там, кстати, просто потрясающий. Я, например, вставал ежедневно без будильника в начале 8-го утра, и спать уже не хотелось. Нам очень понравились и запомнились необычно теплые и почти безветренные вечера. По-настоящему сильного ветра было довольно мало. С дождями ситуация тоже была терпимой. Палатку в дождь пришлось разбирать только один раз. Однако, в целом даже при хорошей погоде было очень облачно. Смотреть то, что находится вблизи уровня моря это не мешало, но вершины гор были видны плохо. Правда, и облака в Исландии сами по себе – очень примечательный объект для наблюдений.
Самые яркие впечатления от поездки – Kerlingarfjöll, Laki и Kristínartindar. Конечно очень понравились Jökulsárlón, Mývatn и Jökulsárgljúfur, где погода нам благоприятствовала. А самые негативные воспоминания, связанные с периодом непогоды – попытка восхождения на Sveinstindur и экстренная эвакуация (по-другому не скажешь) из лагеря в Landmannalaugar.
Перелет у нас был запланирован из Хельсинки, куда добирались на своей машине.
В Исландии автомобиль брали в Blue Car Rental. Я хотел непременно Suzuki Grand Vitara. Поначалу планировал ручную коробку, но пока раздумывал, они закончились. Пришлось брать автомат, хоть это было несколько дороже, о чем нисколько не сожалею. В сочетании со всякими блокировками и пониженными передачами этой машины, автомат оказался гораздо удобнее и на асфальте и на раздолбанных F-дорогах с бродами. Правда, мы нигде не застревали и не попадали в такие ситуации, где, как я думал, ручная коробка была бы предпочтительнее. Вообще, в смысле автомобиля все было абсолютно безупречно. Нам досталась почти новая Grand Vitara с пробегом 5800 км. Я немного беспокоился влезем ли мы в нее со своим багажом и даже здесь в Питере как-то заехал в автосалон и промерял багажник. Оказалось, что разместились замечательно. Для четверых машина – в самый раз. Отличное сочетание комфорта и проходимости. Кроме того, оказалась довольно резвой. Я когда-то лет 8 назад ездил на тест-драйве на такой, и мне, помню, не понравилось. Но эта машина произвела совсем другое впечатление. И расход, который для меня был на третьем месте, оказался вполне себе терпимым и даже на F-дорогах никогда не превышал 12 литров.
Страховку SAAP (от песка и пепла) я не брал, больше надеясь следить за прогнозом погоды. Но решил на всякий случай застраховать грабительскую франшизу Blue Car Rental в WorldwideInsure.com.
К преодолению бродов я готовился довольно серьезно. Изучил всю информацию на эту тему здесь на форуме, просматривал всякие видео. В багаже у нас были болотные сапоги и динамическая стропа. Но оказалось, что про броды даже писать особо нечего. Уровень воды был очень низким. Я поначалу честно ходил в сапогах по дну, затем стал делать это только в редких случаях, а потом и вовсе перестал. Единственные броды, где пришлось быть особо внимательным, были по дороге к Laki, и то, не из-за уровня воды, а из-за большого количества крупных камней на дне. Но надо сказать, что в некоторых местах, где должны были встретится самые серьезные броды (F233 – F210 – F261, F249), мы так и не побывали. Однако, не думаю, что там было что-то непроходимое. В целом, моя ставка на август (конец лета), когда при отсутствии каких-либо аномалий меньше всего снега и самый низкий уровень воды в реках, оправдалась.
Так выглядит карта наших перемещений по Исландии:
Общий пробег составил 4200 км. В отдельном окне можно открыть эту же карту с кое-какими обозначениями и ссылками на соответствующие места отчета. На ней указаны также некоторые точки, которые были у нас в планах, но куда мы по разным причинам не попали. Возможно окажется полезной для начинающих – помню, как я первое время путался в названиях, когда засел за подготовку к поездке.
ОГЛАВЛЕНИЕ
08.08.2015 – Reykjadalur
09.08.2015 – Kerið – Laugarvatnshellar – Brúarfoss – Geysir – Gullfoss – Hveravellir
10.08.2015 – Kerlingarfjöll
11.08.2015 – Þjórsárdalur – Hjálparfoss – Þjóðveldisbær – Gjáin – Háifoss
12.08.2015 – Veiðivötn – Landmannalaugar
13.08.2015 – Langisjór
14.08.2015 – Seljalandsfoss – Gljúfrafoss
15.08.2015 – Skógafoss – Sólheimasandur (Dakota Plane Wreck) – Dyrhólaey – Reynisfjara – Vík
16.08.2015 – Þakgil
17.08.2015 – Fjaðrárgljúfur – Fagrifoss – Lakagígar
18.08.2015 – Kristínartindar – Svartifoss
19.08.2015 – Fjallsárlón – Jökulsárlón – Stokksnes – Hvannagil
20.08.2015 – Djúpivogur – Gufufoss – Seyðisfjörður – Borgarfjörður – Hafnarhólmi – Hallormsstaður
21.08.2015 – Litlanesfoss – Hengifoss – Kárahnjúkar – Dreki – Holuhraun
22.08.2015 – Öskjuvatn – Mývatn – Hverir – Reykjahlíð
23.08.2015 – Mývatn – Grjótagjá – Hverfjall – Dimmuborgir – Höfði – Krafla – Leirhnjúkur – Jardbodin vid Mývatn
24.08.2015 – Jökulsárgljúfur: Dettifoss East – Selfoss – Hafragilsfoss – Ásbyrgi – Hljóðaklettar – Katlar – Dettifoss West
25.08.2015 – Húsavík Whale Watching – Goðafoss – Aldeyjarfoss – Hrafnabjargafoss – Hofsós
26.08.2015 – Glaumbær – Kolugljúfur – Hvítserkur – Illugastaðir – Grundarfjörður
27.08.2015 – Kirkjufellsfoss – Djúpalónssandur – Arnarstapi – Búðir – Hraunfossar – Þingvellir
28.08.2015 – Reykjavík
В отчете довольно много панорамных снимков, которые лучше смотреть, открывая их в отдельном окне.
Некоторые кадры (в том числе и в фильме) сделаны Диной и Таней. Таня вообще фотографировала очень активно, но, к сожалению, не уберегла свою камеру от проникновения воды, та отключилась на середине поездки, и отремонтировать ее удалось только здесь в Питере.
Оля тоже время от времени что-то снимала, но больше баловалась со всякими нестандартными режимами съемки.
Наша любимая Олина “фотография”: