День 0, 10.08.19Прилет с небольшим опозданием. Поразил контроль САБ (безопасники) по прилету – никогда в жизни такого не видел, хотя чуток разбираюсь в проектировании аэровокзалов. Отбирали все жидкости из ручной клади, на которые были куплены в дютике и упакованы клеили бирки и отдавали людям где-то дальше, наверно в зоне получения багажа (у нас не было). Я вошел в категорию подозрительных личностей, мой рюкзак ушел по резервной линии роликов, при мне спросили разрешение открыть, проверили лекарства, поспрашивали что это, а что вот это, а этот крем вам зачем – и типа ок, вэлкам. Ага, спасибо-пожалуйста, тоже мне гостеприимные исландцы) В целом я б наверно тоже не был рад более 1 млн. человек туристов, приезжающих в твою маленькую страну) Далее – всё обычно. Первая неприятность: наш новый пластиковый чемодан вылез раненным с ленты конвейера – залом на углу снизу, тоже мне неубиваемый чемодан с рекламы.. Ладно, фиг с ним, вроде катит. Порыскали в поисках симок, нашли не сразу – описал выше.
Так, где тут машины дают? По карте, вот же пройти чуток, рядом совсем. Выходишь налево, проходишь паркинг, и вон видно оранжевую надпись уже “Geysir” – ща срежем, хотя навигатор показывает идти по дорожкам. Как всегда, русский авось тут дал маху, уперлись в какую-то стоянку с щебнем – пришлось потащить немного 23-килограммовые чемоданы) Пришли к прокатчику, сразу заприметили синенький Jeep Renegade, наверно наш – и точно наш оказался, с виду годный агрегат. Получение – 5 минут, в электронном виде на планшете ставишь подпись под контрактом, соглашаешься, что не будешь топить в машину в многочисленных исландских бродах, садиться за руль в нетрезвом состоянии, оффроадничать по драгоценным исландским землям, нарушать правила ПДД и пр., и отдают ключи. Приходим к машине, осматриваем. На улице темно, поэтому сейчас не сфоткать нормально – ладно, завтра тоже можно говорит нам парень из конторы. А ничего, что у вас вся резина разных брендов и есть даже одна зимняя совсем без шипов? – да, тоже нормально, вэлкам!) Кое-как запихали все вещи в машину, половину погрузив в салон на коленки – с утра разберемся.
Доезжаем до гестхауса в Кеблавике, 10 минут, называется Grandma’s guesthouse – нас встречает такой милый дедушка, говорит, что жена приготовила блинчики, чтобы вы с дороги перекусили. Вот это гостеприимство, круто! Не то, что эти работники аэропорта) Перекус, рюмочка коньячка за начало, и на бочёк, на завтра большие планы!
День 1, 11.08.19С утра собираемся, раскидываем вещи в машину (запоминая где-что лежит, а то ведь потом не поместишься), фоткаю тачку со всех сторон, тыкая в каждую царапинку – а то мало ли. Вот например посередине путешествия обнаруживаем, что нет стекла отражателя сзади – смотрим, ан нет, так и было). Флешка с нашей музыкой – погнали! Ну как погнали, согласно правилам ПДД)
Bridge America – EuropeНачинаем весело, все интересно. Погода отличная (из машины), выходим, нас так капитально сдувает ветром – нет, надо бы утеплиться) Место так себе, конечно, но на 5-10 минут заехать можно, особенно вначале. Если не знать, что это разломище плит… Да и так не ощущается.
Ставлю 2/10.
GunnuhverВо, первая необычная тема – кипящий и дымящий паром из земли котел. Круто, с улыбками ходим, радуемся, куча фотографий. Пробегаю мимо этого дыма – все штаны мокрые, не от радости конечно)) высыхают махом. Место понравилось, народу мало, необычное, хоть и маленькое.
Ставлю 5/10.
Brimketill lava rock poolНе планировал, увидел с дороги 2 машины на парковке, свернул посмотреть. Машины уехали – и никого. Красота! «Наверно я интроверт», - подумалось тогда в первый раз, а потом каждый день это опять думалось. И даже трекам про себя в уме ставил рейтинг «интровертности»))) Место показалось приятным, погуляли там минут 10-15 наверно.
Ставлю 5/10.
Gígvatnsvatn, Seltún Geothermal AreaОзеро – красивое, тем более было нашим первым такого плана, прям у дороги. Проверили ветряную шкалу – пока ложиться на ветер всем весом нельзя, но близко к этому. Если в Seltun едете, заехать на 5 минут непременно стоит.
Геотермальная зона – разочаровала. Народу – жесть, до этого я что-то так думал, а где этот миллион туристов, вот они, тут все) Ну и мои любимые азиаты конечно, как без них то? смотреть особо не на что – Hverir круче намного. Да и вообще в Исландии всё круче намного.
Ставлю 1/10.
Заехали в магазин Бонус в Хверагерди, закупили кучу продуктов, пару газовых баллонов на заправке. Как уже писал выше – цены на удивление абсолютно адекватные (в других магазинах потом все-таки чуть повыше, но не прям чтобы критично), на глаз в Норвегии дороже было.
KeriðКратерное озеро, в принципе неплохое, за вход что-то около 3 евро с носа. Но блин, даже как-то обидно платить там за это, когда в конце поездки понимаешь, что увидеть всё реально самое красивое и сногсшибательное стоило тебе ровно 0. Посетить стоит, если едешь мимо, то точно. Прошлись вокруг сверху, вниз не спускались.
Ставлю 4/10.
BruarfossПоехали какой-то левой дорогой грунтовой, вроде 355, лучше естественно было по 37ой. Машину надо оставлять у парковки (в гуглмапсе Bruarfoss Waterfall Official Parking), раньше туристы заезжали через поселок поближе, сейчас там всё перекрыто шлагбаумами.
Первый из моих топов! Трек несложный, идти без перепадов высот, на все у нас заняло 2 часа где-то. И довольно живописно, проходишь еще 2 реально красивых небольших водопадика, идешь вдоль этой реки, блин у нее даже название красивое и звучное – Бруара. Мы к Бруарфоссу спустились, поперепрыгивали по камушкам и подошли вплотную. Красота! Народ был, но не так много. В общем, я прямо настоятельно рекомендую этот трек всем-всем!
Ставлю 8/10
GeysirНу как он может быть неинтересным, это же гейзер!!! Может. Не испытывал никакого детского восторга при его выстрелах, хоть и Строккур старался. Какие-то в целом размазанные впечатления от него. То чувство, когда ждешь намного большего. Но приехать в это место железобетонно надо.
Ставлю 5/10
Планировали в этот день Gullfoss, но общим голосованием решили посмотреть на следующий день (назад мимо него же), а в этот ехать к кемпингу в Kerlingarfjöll, ибо уже поздновато, а еще ехать по грунтовке, и лучше туда пораньше добраться. Думаю правильное решение по итогу, хотя я был за здесь и сейчас).
Где-то в отчете прочитал, что дорога F35 – это очень убогая грунтовка. Еду такой по ней 80 км/ч, ну и где же обещанная жесть? Потом скоро скорость упала до 60, до 40… и вот она, родимая, тут, на месте – 5-20 км/ч, учитывая нашу громыхающую стойку еще. Чем дальше от асфальта тем она хуже. Но виды конечно – огонь, эстетическое удовольствие при мне!
Подъезжая к повороту на F347, наблюдаем мрачную картину в том регионе, куда мы и направляемся, хотя до этого ничего не предвещало какого-либо подвоха. Смотрю температуру за бортом на приборной панели джипа +4°С, кхмм… начинаю подозревать что-то неладное… Едем – дождь, допиливаем до кемпинга, 0°С – снег. Вотафак?? Сидим, думаем в машине, даже вылезать не хочется. Пошли на ресепшн, как-чё-почём? – 30-35 тыщ рублей за номер на четверых, размещения с койко-местом в общей комнате нема – вот приплыли, ну нафиг, как-нибудь выживем!) Приготовили ужин на кухне, покушали, познакомились с русскими ребятами, махнули за исландскую погоду – ну и чет как-то попозитивнее стало) Поставили одну трехместную палатку, подогнали вплотную машину с ветряной стороны, поставили растяжки (в том числе к машине), оделись по максимуму и забурились в одну палатку все вместе вчетвером спать – тесно, зато теплее)
Кемпинг по факту оказался самым дорогим, было не очень удобно бегать между удаленными ресепшном, санузлами, кухней и где мы палатку ставили. Ну и блин дубак!
День 2, 12.08.19Ночью было до -4°С где-то, проснулись – везде снег и зима! Ну нормально, главное – вроде никто не замерз, спалось хорошо. Договорились с русскими ребятами, Николаем и Натальей (у них был подготовленный старенький Nissan Terrano на больших колесах и со шноркелем), ехать к паркингу у Kerlingarfjöll вместе, ибо горочка самая первая от кемпинга выглядела внушительно, да и в снегу на нашей летней резине - как минимум небезопасно. По факту джипчик тянул просто вообще без каких-либо проблем, очень уверенно всю грязь и снег проезжал. Чем ближе к паркингу – тем эпичнее все вокруг выглядело, заснеженные виды – класс! По пути – никого, то ли мы рано выехали (хотя там наверно уже 9.30 было), то ли люди боялись туда на машинах ехать, не знаю.
Kerlingarfjöll (наше кодовое название «кёрлинг»)
Приехали к паркингу. Вокруг зима, дикий ветер, видимость так себе – шел такой ледяной дождь/снег, который тебя еще и по лицу хлещет. Оделись потеплее – гоу вперед, чё зря что ли сюда столько пилили? Прошли по нормальной тропинке, уперлись в гребень горы, так-с куда там идти то, ничего не размечено, следов понятное дело нет. Ну прошли по этому гребню дальше, потом он уходил правее и резко вниз – никаких тебе ступенек, ничего! Очень пригодились треккинговые палки – с гребня так и норовило скинуть вниз сильнейшим ветром, падать так нехило там, и потом при крутом спуске без них ну никак. Спуск был реально экстремальным. Спустились – там переход через две речки, нормальные такие… Побросали больших камней, с палками перешагнули первую, со второй мучились дольше, но тоже сухими перешли.
Красотища! Очень необычное место, всё кипит, бурлит, парит, фумаролы кругом и цвета просто огонь! И ни одного китайца – да вообще никого) Погуляли там внизу, слепили снеговиков)), залезли на пару горок, без полноценных треков, с одной из гор увидели ступеньки на горе, с которой мы по крутому спуску сползали дальше, и ведущей к паркингу. Ну так-то любая бабушка пройдет)) В общем, обратно шли нормальным путем – то есть сразу нам надо было идти от паркинга после 100 м гребня налево, там всё удобнее и безопаснее, и быстрее намного. Но сверху при такой погоде мы этого не увидели. Потом еще пару человек подошло – скорее всего по треку прямо от кемпинга пешком. Место – шикарное, посетить обязательно/всенепременно! А с нашим экстримом еще и изюминка добавилась) На наши гуляния там мы уложились где-то в 3 часа. Рекомендую подъезжать сразу к паркингу, а не от кемпинга идти пешком.
Ставлю 8/10
Назад по F35 показалось ехать проще, или я подпривык к раздолбанной дороге, или просто свежее был, чем под вечер до этого. Заехали к водопаду.
GullfossВот вроде красивый он, такой внушительный, маст-си как все говорят. Но меня не пробил, не засел в душу, как тот же Bruarfoss… Это место у нас было с самым большим количеством туристов на квадратный метр (ну не считая Рейкьявика, о чем в конце будет), но оно и понятно, золотое кольцо же. Тем не менее, приехать сюда стоит – водопад красив.
Ставлю 6/10
Ну и далее мы поехали в гестхаус Steinsholt, приехали рано, где-то в около 6 вечера. И это реальная ферма. Опыт – очень интересный. Так все мило и уютно, собачка приветливая всех гостей встречает, персонал отзывчивый, свои шерстяные вещи продают за довольно дешево по исландским меркам, катают гостей на лошадях (за дорого-). Заказали у них ужин на всех – и это было просто божественно, суп, ягнятина, рыба, салаты, домашний хлеб, десерты – все делают сами, при вас в кухне, рядом со столовой. Подача прям необычная: все гости приходят и садятся в столовой за столики в определенное время, хозяйка выходит и объявляет, сегодня у нас такой-то суп на ужин, выносит большое блюдо/тарелку с супом, и каждый подходит, себе наливает, можно по нескольку раз поесть (что я и сделал с супом, уж дюже вкусный был). Аналогично и с остальными блюдами. Наелись – до отвала, мягко говоря) Потом там набежали местные ребята, явно дети хозяев и родственников, и тоже за отдельным столом все наворачивали) Уют, и домашняя атмосфера везде – крутотень! Мне лично в поездках такой внутренний быт разных стран очень интересен, для Исландии он конечно применим очень мало, особенно в нашем формате, но хоть чуть-чуть захватили. А да, там был термальный бассейн около домика у них – и мы конечно туда залезли, наш первый опыт. Кайф!
День 3, 13.08.19Сегодня должен быть насыщенный и интересный день, много точек и трек в LML, поэтому быстренько собираемся и выезжаем.
HjalparfossМаленький неплохой водопад, почти прямо у дороги, поэтому не заехать – это кощунство) Оставил приятные впечатления.
Ставлю 5/10
ÞjóðveldisbærinnИ да, попробуйте это выговорить) Аутентичные домики с зелено/желтой травой на крыше. Вход платный похоже, внутрь мы не заходили. Рядом с дорогой. Ну такое себе. Зато было ровно никого, а это всегда плюс в карму)
Ставлю 3/10
GjáinДалее поехали в Гьяйн, нам это место очень советовали, не было поводов не верить. Проехали по 32 дороге до 332, и затем назад по 327 – вот она ну прям не очень. Едешь такой по безжизненной земле, приезжаешь к парковке, ну и где это чудо? Смотришь вниз, и все понимаешь… Вообще не нужно слов – это одно из самых красивых и крутых мест в Исландии для меня, реальный оазис! Зависнуть можно на долго, отличное место для отдыха и созерцания. Кроме нас наверно 4-5 человек там еще было. Никакие фотки вы не поймете, пока там не окажетесь. Маст-маст-маст-си!
Ставлю 9/10
SigoldufossВодопад с голубой водищей, красив! Прям рядом с дорогой F208. Если едете на LML, заехать нужно, много времени не потратите. Я спустился еще вниз, не уверен что это разрешено..
Ставлю 6/10
BláhylurК видовой точке кратерного озера можно подъехать прямо на машине, поэтому пропускать не вижу смысла, маленький крюк в 5-10 минут.
Ставлю 5/10
LjótipollurНа кратерное озеро ведет дорога рядом с развилкой F208 и F225, подъезжаешь к подножью кратера, а дальше дорога перекрыта, только пешком – минут 10 наверно пилишь наверх. Заехать стоит, красивое озеро, цвета вообще необычные.
Ставлю 6/10
На подъезде к кемпингу LML – наш первый брод. Ну как брод, две лужи, но посередине довольно глубокие. Остановились, посмотрели траекторию пары машин – и спокойно проехали. Главное – по дуге ехать (причем с любой стороны), а не по центру. Совет такой: посмотрите где в машине воздухозаборник, и старайтесь вообще эту сторону всегда выше держать по бродам. Ну и главное по бродам в целом – лучше ехать за кем-то повыше (еще лучше за автобусом туристическим, уж они то точно знают лучшую траекторию) или смотреть траекторию встречных, не выбирать более узкие и короткие проезды, ехать медленно плавно на первой скорости.
Landmannalaugar (наше кодовое название, как и у всех «ЛМЛ»)
ЛМЛ – это мощь! Завораживает и оглушает, не понимаешь, что такое реально может сотворить природа. Красочно, величественно. Приехали где-то в 16.00, пока народу не так много, поставили палатки, заложили камнями. Друзья вышли на трек на сине-зеленую гору в 16.40, а мы поехали искать потерявшуюся шапку жены, которую последний раз видели на Ljótipollur (скорее всего выпала, когда останавливались пофоткаться), так и не нашли – ну уши у кого-то не замерзнут в Исландии) Я побежал один в трек в 17.30, жена пошла внизу погулять. За 40 минут примерно вскарабкался на Blahnukur, сориентироваться можно запросто, промахнуться мимо сине-зеленой горы не возможно, трек тяжеленький, все время в гору, но сама тропа неплохая. Мой рейтинг интровертности трека – 7 из 10. На вершине рядом был только один фотограф с серьезной техникой, очень упорно делал красивые снимки, да и вообще на всем треке после вершины не встретили ни одного человека (при подъеме навстречу назад спускалось человек 20 примерно). Догнал друзей на вершине, потусили с минут 20, пофотографировались, попили чай, энергетические батончики съели. С вершины пошли дальше по гребню, тропа хорошая, удобная, плавно идет вниз. Ответвление тропы с крутым спуском вправо вниз было перекрыто табличкой с грозными надписями «низзя, опасно!», мы пошли дальше по гребню – и там все очень даже легко. Вообще после достижения вершины – все легкотня, любая норвежская бабушка запросто пройдет). После промежуточного спуска и плавного поворота вправо тропа разделяется на два направления: одна идет вдоль сине-зеленой горы, а другая ведет к гребню рыжей горы, который расположен параллельно. Мы выбрали рыжий гребень и он оказался реально интереснее. На мапсми эти тропинки есть.
Спуск в конце гребня был неприятным, хоть и невысоким, думаю в непогоду придется скатываться на пятой точке. Перепрыгнули по камушкам речку, уровень воды был невысоким. Я лично хотел еще на Бреннистейнсальду, но решил с друзьями через лавовое поле вернуться назад, к закату близилось (думаю максимально красивые виды все-таки с Blahnukur, там самая высокая точка). И тут не очень удачно выбрав тропу, пришлось пробираться через все буераки. Хотя там дальше была нормальная тропа, но зато интересно.
На весь трек у меня ушло часа 3, чуть меньше, у друзей – часа 4. Впечатлений и эмоций – масса! Идем такие уже к кемпингу, обсуждаем, щас бы пивка да в горячий источник… И тут внизу в кемпинге навстречу нам Николай (с которым мы на Кёрлинге лазили), идет с тремя банками пива и угощает нас – ну шикардос же!) Источники после трека – это исландский кайф, очень круто, хотя и народу там многовато (это у нас еще под ночь было, вечером вообще как селедки там все набивались). Отрубает и спится после такого очень хорошо.
Думал будет один из худших кемпингов, а оказался отличным. Все было под настроение и как надо. И погода нас радует – на ЛМЛ было чудесно! Кто сюда не едет в Исландии – тот редиска)
Ставлю 10/10