10 августа.Печ.Предстоящая поездка в город
Печ требовала от нас раннего подъема, ведь дорога на поезде только в одну сторону занимает около 3-х часов. Посему проснулись мы еще засветло, и, перекусив, отправились к
Восточному вокзалу (Keleti palyaudvar), чтобы успеть на утренний поезд. Здание Восточного вокзала было построено лишь немногим позднее своего западного "собрата", но в совершенно ином, неоренессансном стиле. В нишах на фасаде можно увидеть скульптуры двух великих изобретателей: Джеймса Уатта, подарившего миру паровой двигатель, и Джорджа Стефенсона, изобретателя паровоза. К моменту открытия в 1884 году вокзал уже был оснащен электричеством и считался едва ли не самым современным в Европе.
Самый ранний утренний поезд на Печ отправляется в 5.45 по местному времени. Мы же сели аккурат на следующий, который отходит в 7.45. В кассе при покупке билета с вас потребуют несколько большую сумму, чем указано на сайте. Дело в том, что, как мы поняли, на всех поездах дальнего следования (дальнего, разумеется, по меркам Венгрии) нужно обязательно платить за регистрацию своего места в поезде. Поэтому не пугайтесь, когда при покупке билета до Печа вам выдадут не один, а два билета, на одном из которых будет указан ваш маршрут, а на другом номер вашего вагона и посадочное место. Мы сразу покупали билеты туда-обратно, но билет с резервацией места нам выдали только по маршруту Будапешт-Печ, а второй такой же необходимо приобрести уже на железнодорожном вокзале Печа. Поэтому, когда будете уезжать оттуда, не забудьте оформить регистрацию на вокзале, иначе могут возникнуть проблемы с кондукторами.
Большая часть венгерских земель лежит в степных просторах. Именно по ним и пролегает дорога из Будапешта в Печ.
Добравшись, наконец, до Печа к 11 часам утра, наугад побрели к центру города. Расположенный в непосредственной близости от границы с Хорватией город
Печ - один из старейших городов Венгрии. Он существовал еще в римскую эпоху, а в 1009 году король Иштван I повелел отстроить здесь кафедральный собор. В XVI веке Печ был захвачен турками и оставался под их властью более столетия. За это время в городе построили несколько мечетей, а количество венгерского населения резко сократилось. После этого город поочередно оккупировали то антигабсбургские войска, то хорваты, то сербы. К счастью, город мало пострадал в ходе Второй мировой войны, и до наших дней уцелели многие из средневековых достопримечательностей.
Дойдя до проспекта Ракоци, поворачиваем направо и направляемся прямиком к зданию местной
почты. Красивейшую черепичную крышу украшали здешние мастера с фабрики Жолнаи, те самые, что декорировали, к примеру, церковь Матьяша в Будапеште.
Печ полон контрастов. За очередным ухоженным сквером могут скрываться полуразрушенные дома:
На площади Лайоша Кошута находится
синагога с часами и декоративными надписями на древнееврейском языке на фасаде:
По дороге к центру то и дело натыкаемся на любопытные предметы: то на декоративный фонтан, то на безголовую статую:
А вот так выглядит парадная дверь старинного дома:
Окончательно проголодавшись, забрели в местное кафе, и на 2500 форинтов объелись так, что потом с трудом передвигались под палящим солнцем. Затем вышли на главную туристическую улицу Кирай и двинулись в направлении улицы Святого Мора, чтобы от нее дойти до музея. Фасады многих домов богато декорированы:
Но стоит свернуть с нее, и вновь перед глазами возникают обшарпанные стены с облупившейся краской. Все это, впрочем, невероятно фактурно, и придает и без того очаровательному городу, застраивавшемуся под влиянием сразу двух мало похожих культур, дополнительный колорит.
Иногда прямо посреди обычной улицы возникают дома с вот такими крышами:
Наконец мы добрались до улицы Капталан, неофициально называющейся "улицей музеев".
Именно здесь расположено сразу нескольких городских музеев, среди которых художественная галерея венгерского современного искусства; музей Виктора Вазарели, одного из родоначальников стиля оп-арт, и еще несколько музеев, посвященных разным национальным художникам и скульпторам. Но нашей целью были не они, а музей "Жолнаи", рассказывающий об истории местной фарфоровой фабрики, известной далеко за пределами Венгрии. Вот так выглядит дворик перед входом в музей:
Билеты стоят около 1200 форинтов. За фотосъемку также придется доплатить небольшую сумму. Музей оказался чудесным. Даже мне, человеку, равнодушно относящемуся к большинству керамических изделий и ручной росписи, было очень интересно. Что уж говорить о моей спутнице, которая поминутно останавливалась практически у каждого экспоната и фотографировала каждый второй. Коллекция, кстати, достаточно объемная. Дабы не быть голословным, покажу несколько фотографий:
В музее мы пробыли около часа, а затем направились к Соборной площади.
На стеклянной стене одного из музеев красовались такие вот медали-символы города:
На Соборной Площади находится
базилика Святого Петра и Павла. Впервые церковь на этом месте построили еще около тысячи лет назад, а при турках собор превратился в конюшню. После их изгнания собор перестраивали, но вскоре он пришел в ветхое состояние. В 1891 году его наконец реконструировали в неороманском стиле. Концерты здесь нередко давал сам Ференц Лист.
Заглянув внутрь, мы остались на несколько минут, чтобы послушать звуки органа и полюбоваться фресками и позолоченными скульптурами:
Причудливы и ворота в храм. На них можно увидеть много всякой живности:
Собор стоит обойти со всех сторон и посмотреть на каждый из его фасадов:
Помимо базилики на Соборной Площади находится еще несколько интересных зданий:
На балконе
Епископского дворца установлен памятник Ференцу Листу, словно украдкой выглядывающего в направлении базилики:
Ворота в небольшой сквер, находящийся на территории Епископского дворца, оказались незаперты, и мы прогулялись по нему, полакомившись местными сливами:
Еще раз взглянув на собор, спустились к фонтану, чтобы немного передохнуть.
Кстати, здесь же, на площади находятся мавзолеи с раннехристианскими захоронениями.
Затем время стало немного поджимать, и мы двинулись в сторону центра. По дороге опять встречаются каменные статуи и декоративные фонтаны:
Догуляли до мечети паши Хасана Яков-Али:
Следом мы вновь пошли по городским улицам в сторону исторического центра города:
Наконец, вышли на главную
площадь Сеченьи:
На углу площади находится фонтан, украшенный керамической головой быка, сделанной на фабрике Жолнаи.
Вдалеке виднеется мечеть с зеленым куполом. К сожалению, в наш приезд церковь находилась на реконструкции, и посетить ее нам не удалось. Перед ней колонна Святой Троицы, установленная в XVIII веке:
Наше время в Пече подходило к концу, и мы поспешили на вокзал, чтобы успеть на последний поезд, уходящий на Будапешт в 19.45.
Словом, Печ, однозначно заслуживает внимания. Здесь очень вкусная местная кухня, прекрасные музеи, грандиозные соборы и церкви, очаровательные улочки. Именно Печ мы назвали бы лучшим из всех посещенных нами городков Венгрии (Будапешт в расчет не берем). Поэтому в поезд мы сели уставшие, но очень довольные, и уже через 3 часа вновь оказались в венгерской столице.