Весь мой туристический опыт к моменту выезда в Центральную Европу составлял несколько трех-четырехдневных вылазок на природу, поэтому очень многие считали мою поездку чистой воды авантюрой. Но я не обращал на них внимания и готовился "пробежаться" по трем столицам европейских стран - Вене, Праге и Братиславе, две из которых - Вена и Братислава - самые близлежащие на материке. Между ними всего 60 км! Но, узнав общую цену, которую мне пришлось бы заплатить за открытие трех виз, в том числе шенгенской, пришел в ужас и решил ограничиться одной Словакией. Тем более что ее виза самая дешевая - всего 28 у.е. и делается элементарно: едешь в Киев, заполняешь анкету, прикладываешь фотографию - и через недельку можешь чувствовать себя счастливчиком. Насколько я понял, словаки визу дают всем, были бы документы в порядке. Им нет никакого смысла кого-то "зарезать" и тем самым лишить страну валюты. Правда, существует одно "но". С 1 апреля 2002-го года словаки ввели новое въездное правило. Каждый, кто хочет посетить их страну, должен подтвердить платежеспособность из расчета $50 на каждый день пребывания. Учитывая, что средняя зарплата в Словакии - около $400, понятно, что даже у граждан этой маленькой, но гордой страны таких денег нет и быть не может.
Но раз закон существует, его можно и нужно обходить. Можно предъявить кредитную карту, которую, естественно, пограничники проверить не могут, да и не имеют права. Если же вдруг они усомнятся в наличии необходимой суммы, тогда извлекается справка о том, что такие деньги у вас есть. Как она делается? Проще простого. Заветная сумма собирается у друзей и знакомых, кладется в банк, где берется справка, а на следующий день забирается обратно. Просто и действенно. Если же у вас есть справка-приглашение от гражданина Словакии, что все ваши расходы он берет на себя, проблема снимается сама собой.
Итак, визу я получил, набил рюкзак кучей нужных и ненужных вещей, среди которых отсутствовала палатка, поскольку ночевать я собирался в кемпингах, коими усеяна вся страна, либо под деревом, завернувшись в спальный мешок (дело было в августе). Сев в ужгородский поезд, я гордо отказался от предложения проводника взять матрас и постельное белье, решив опробовать спальник (факт очень важный). Внутри было так тепло, что разбудили меня уже на запасных путях ужгородского вокзала. Видимо, проводник, затаив злобу, проигнорировал просьбу разбудить меня в Чопе, где я планировал пересечь границу электричкой. В Ужгороде же есть лишь автомобильный и пеший переходы, где досмотр более жесткий. Но что-либо предпринимать было уже поздно. Кое-как запихнув в рюкзак скомканный спальник, я выскочил из вагона.
Вскоре я был уже у шлагбаума - с тяжелым рюкзаком за плечами и с 200 гривнями и 25 долларами в кармане - всеми моими деньгами, часть из которых ($10) тут же обменял, получив 380 словацких крон. Если бы я знал, что нашу родную отечественную валюту в Словакии обменять невозможно даже в центральном банке столицы, то, естественно, поменял бы гривни в Ужгороде. А так скажу, забегая наперед, что все 200 гривен я привез обратно.
Все-таки образ парня с рюкзаком, переходящего в 6 утра границу пешком, для наших таможенников был еще в диковинку, поэтому они посадили меня в первую же машину, ехавшую в Михаловце (примерно в 35 км от границы). Оттуда я добрался до Кошице. Сменив несколько машин, я сделал вывод: их водители, в отличие от наших, не "выбрасывают" автостопщика, доехав до нужного им места. Они интересуются, куда ты едешь, стараются тебя подвезти как можно дальше, да еще показывают, куда надо идти.
В Кошице почему-то машины стопились плохо, и я решил пройтись пешочком. Пройдя примерно километра три, скинул рюкзак, дабы передохнуть, и обнаружил отсутствие спальника. Вероятнее всего, он выпал где-то по дороге, ведь я его так и не упаковал как следует. Отгоняя проносившиеся перед глазами картины будущих ночевок на голой земле, я, проклиная все на свете, а пуще всего себя самого, оставил рюкзак на обочине и бросился назад. Через десять минут пропажа нашлась. Как ни странно, мешок никто не забрал и не переехал. Но, с другой стороны, никто из водителей и не посигналил, сообщая о том, что на дороге что-то лежит. Кстати, когда я вернулся, рюкзак тоже был на месте.
В городке Торнале я решил пополнить запасы воды. Заправщик на бензоколонке, махнув рукой куда-то в сторону, сказал что-то непонятное. На всякий случай я вышел на улицу. Двое местных парней направили меня в ту же сторону, но я остался на месте, так как снова ничего не понял. Отчаявшись объяснять, они ушли, передав эстафету симпатичной девушке, которая дефилировала мимо меня три раза - вначале пешком, затем на велосипеде, потом в сопровождении двух парней на роликах, - маша рукой в ту же сторону. Решив посмотреть, что же там такое, я вскоре обнаружил источник с водой. Да не с простой, а с минеральной!
Прошагав за день около 280 км, переночевав в кукурузном поле близ г. Лученец, утром следующего дня я добрался до Зволена. Там пришлось постоять на трассе, поскольку проезжавшие водители, все, как один, оказывались "деньгопросами" и что-то хотели за проезд. Я же мог им предложить лишь пару банок килек в томате…
Когда мне надоедало стоять, я шел по автостраде, любуясь окрестностями. Проходя по одному из мостов, заметил приклеенный к опоре плакат, сообщающий о концерте "Тату" в Нитре, до которого оставалось еще километров 70. Туда меня подвез дальнобойщик, заинтересовавшийся моей автостопной сущностью. Не доезжая до Нитры, мы остановились в придорожном кафе, где я познакомился со словацкой кухней и словацкими ценами. Суп на первое, огромная тарелка галушек из брынзы на второе и пол-литровый бокал пива на третье стоили примерно 90 крон. Кстати, водитель также расплатился и за меня, за что ему огромное спасибо!
Заночевал я на террасе круглосуточного летнего кафе. Внутри находился один-единственный загулявший посетитель. Грузный добродушный мужчина, покачиваясь, вышел из дверей и, увидев меня, расстилающего спальник, попытался завязать беседу. Но язык у него ворочался уже с трудом. Я почти ничего не понимал из его речи, но добросовестно попробовал объяснить, что я турист из Украины и еду в Братиславу. Дядя вытащил кошелек и протянул мне купюру в 20 крон. Полагая, что он после этого пойдет развлекаться дальше, я взял деньги. Но, видимо, доброхоту показалось, что мне мало, и за двадцаткой последовала 100-кроновая бумажка. Так я за одну ночь разбогател на целых 3 доллара!
Наступило утро. До Братиславы оставалось 80 км. Машины опять почему-то не ловились, а я снова шел пешком. Вдруг возле меня остановилась "четверка" (ВАЗ-2104). Водитель вышел из машины и обратился с речью, в которой проскальзывали знакомые слова "паспорт" и "полиция". Действительно, на моем собеседнике была рубаха, напоминающая форменную. Уразумев, что передо мной страж порядка, я предъявил паспорт, который полицейский перелистал несколько раз. Но там было все в порядке. Позвонив по телефону (наверное, на границу), он проверил мою визу и дату пересечения границы. Но и там было все в порядке. Тогда он пригласил меня в машину и довез до ближайшего села, признавшись, что его вызвали проезжавшие мимо меня, но не остановившиеся водители, которым я почему-то показался подозрительным.
Вскоре я был уже в Братиславе и смотрел на текущие волны Дуная, между прочим, не голубые, а какие-то серо-зеленые.
Как говорят артиллеристы: "Цель поражена, расчет - в укрытие!" Действительно, цель поражена - я в Братиславе. И насчет укрытия проблема решаема - нужно только позвонить девушке Яне, с которой познакомился по Интернету. Ну, а пока что - немного о городе пребывания.
Месторасположение 460-тысячной Братиславы искренне удивляет. Обычно стольные города находятся подальше от границы, поближе к центру страны. Здесь же рукой подать до Австрии - всего 3 км - и до Венгрии - 13 км. А до Вены - австрийской столицы - каких-нибудь 60 км. Можно добраться на трамвае. Между прочим, очень многие предприимчивые словаки нашли себе работу в Австрии, получают там зарплату (иногда немаленькую), а тратят ее дома, где цены несравненно ниже! А еще говорят, что самые хитрые - евреи (вариант: армяне, украинцы…). Про словаков же молчат. В тихом омуте, как известно…
Люди здесь жили всегда - начиная с каменного века. Но впервые в летописях Братислава упоминается в 907-ом году как Брезалавшпурх - в честь одного из славянских князей. Кстати, славяне на этих землях появились лишь в VII веке нашей эры, когда Киев уже разменял третью сотню лет. Но, тем не менее, именно словаки считают себя центром славянства, и даже название страны по-словацки звучит "Slovensko", т.е. "Славяния".
Через сотню-другую лет название города эволюционировало в "Преслав" и "Поссен", немцы называли его "Прессбург" и "Прешбург", а захватившие в XI веке венгры - Пожонь. Завоеватели превратили город в могучую крепость, под стенами которой в 1241 году было остановлено монгольское войско. Но расцвет города наступил после 1526-го года, когда турки разгромили в битве под Мохачем венгерскую армию и заняли две трети королевства, в том числе и столицу Буду. Но Прешбург остался в той части, куда турки не добрались. Через 10 лет город провозгласили новой столицей страны, туда переселились королевский наместник, двор, сейм, а с 1563-го года там начали короновать новых венгерских монархов. Лишь в 1783-ем г. столица вернулась в Буду, но коронации в Прешбурге продолжались вплоть до 1830 г. За это время венгерская корона св. Стефана побывала на головах 10 королей, одной королевы (австрийской императрицы Марии-Терезии) и восьми просто королевских жен. Все эти коронации проходили в главной церкви столицы - соборе св. Мартина или попросту Доме, который строили почти два века.
Город был настолько известен в Европе, что будущий российский император Петр I именно в его честь назвал свою "потешную" крепость, построенную на речке Яузе. Именно под стенами русского Прешбурга учились военному делу солдаты Преображенского и Семеновского батальонов, впоследствии превратившихся в два самых известных гвардейских полка.
А настоящий Прешбург-Пожонь после переноса столицы в Буду и присоединения Венгрии к Австрии превратился в обычный европейский город. В 1919-ом образовалось новое чехословацкое государство, и город получил свое нынешнее имя. Почти 75 лет это была столица Словакии в составе единого государства, пока в 1993-ем году Чехословакия не приказала долго жить, и Братислава стала столицей нового суверенного государства, отметившего 1 января этого года десятилетие.
Город расположен на обоих берегах Дуная, но правый берег стал застраиваться лишь после второй мировой войны. И хотя там проживает почти половина горожан, достопримечательностей там нет никаких - обычный район типовых многоэтажек. Главные же достопримечательности столицы расположены на левом берегу, друг возле друга, внутри исторического Старого Города. Это и упоминавшийся Дом, а также Примациальный (Архиепископский) дворец и дворец Грассалковичей - резиденция президента. Неподалеку - здание парламента. Рядом с ним стоит памятник симпатичной девушке. Словаки утверждают, что красавица специально стоит к парламенту спиной, чтобы не слушать белиберды, которую несут с трибуны депутаты.
В Братиславе много и других любопытных памятников. Это и облокотившийся на скамейку бронзовый Наполеон, и памятник журналисту (возможно, единственный в мире) с фотокамерой в руках, выглядывающему из-за угла магазина, носящего гордое название "Папарацци". А неподалеку - памятник верхней половинке ассенизатора, вылезшего из канализационного люка. Возле этого монумента обожают сниматься туристы, но его также облюбовали городские собачки, каждый раз оставляющие возле него то, с чем ассенизаторы обычно и работают. Так что, подходя к люку, надо быть очень осторожным!
Такой вот город и такая вот его история. Ну, а я позвонил Яне, купив за 100 крон (примерно $3) самую дешевую телефонную карточку. Кстати, пользуясь ею по время пребывания в стране, я то и дело проклинал родной "Укртелеком". Посудите сами. После того, как вы вставили карточку в аппарат, на экране появляются не абстрактные единицы (как у нас), а цена карточки (100, 200, 500 крон). Во время разговора уменьшается сумма денег, а не оставшееся время, причем деньги считываются лишь за разговор, а не за соединение. Этой 100-кроновой карточки мне хватило, чтобы 4 раза позвонить в Хмельницкий (причем один раз - на мобильник), несколько раз звонить по Братиславе (тоже на мобильные телефоны) и два раза - в другие словацкие города. И у меня еще осталось 12 крон на карте. Делайте выводы…
Встретившись с Яной, мы совершили пешеходную прогулку по городу, где я увидел и узнал все вышеописанное. Возвращались домой поздно вечером, но транспорт еще ходил. Кстати, в отличие от наших, автобусы и трамваи в Словакии ходят и ночью. Есть и другие существенные отличия. На каждой остановке висит расписание маршрута с указание времени езды до каждой остановки. Зачем? А вот зачем. Билеты городского транспорта действительны с момента компостирования на разное время - 10, 20 минут, 1, 2 часа, 1, 3 суток. Есть недельные и месячные билеты. Цена, естественно, тоже разная. Для туристов предпочтительнее одно- либо трехсуточные (75 и 170 крон соответственно).
На следующий день я съездил в село Русовце с остатками древнеримского поселения Герулата и в крепость Девин, находящуюся на австрийской границе, где посетил рок-концерт. В Девин часто приезжают рок-группы разных стран мира.
Следующий день был последним днем моего пребывания в Братиславе. Почти все время я провел, осматривая Братиславскую крепость, расположенную на высоком холме, с которого видно Старый город, Новый город, Девинскую крепость и Австрию. Там же находится национальный музей и музей старинного оружия, занимающий 4 этажа Михайской башни. Ну, а вечером решил "расслабиться", посетив какой-нибудь ночной бар…
В отличие от прочих баров, закрывающихся в полночь, рок-кафе "Аллигатор" работает до 3 часов ночи. Меня оно встретило песней "Knocking on the Heaven's Door". Символично, правда? По телевизору шло "Смертельное оружие-3" с Мелом Гибсоном и Дэнни Гловером, общающимися на словацком… Персонал заслуживает отдельных отзывов. Ди-джей, бармен и две официантки. У всех на лицах черно-белые "маски", как у группы "KISS". Плюс кожаные штаны, куртки и блокнот для записей заказов на длинной цепи, по виду - колодезной. Цены - умеренные. Вино - почти даром, литровая бутылка сухого - 90 крон ($2,5). Более крепкие напитки дороже: 50 граммов - от 40 крон и выше.
Так прошел вечер. А на следующее утро, собрав вещи и попрощавшись с гостеприимной Яной, я выехал из столицы. Домой я решил возвращаться северным маршрутом. До Трнавы доехал автобусом. Оттуда - в Жилину, поездом.
Поезда в Словакии двух видов - "особны влак" - вроде наших электричек и "рихлик" - скорый поезд двух классов. Билет я купил на этот самый "рихлик" 2 класса. На билете стоит номер маршрута (в моем случае - 120), откуда еду, куда, дата и время покупки билета, класс поезда и завтрашняя дата, показывающая, что билет действителен на этот маршрут в течение суток. Привычных нам номера вагона, поезда, места в вагоне, времени отправления и прибытия нет и в помине. Можно ехать на любом поезде в этом направлении в течение суток. Еще на билете стоит расстояние до пункта назначения и цена (у меня - 157 км и 174 кроны).
На каждом вагоне нанесены цифры, обозначающие класс - 1-ый или 2-ой. Двери - стеклянные, верхних полок нет. Нижние же представляют собой роскошные кожаные диваны с подлокотниками и подголовниками. Прекрасно спится сидя, и нет нужды в плече соседа. В конце вагона - туалет с умывальником и умывальник отдельно.
Добравшись до Жилины, осмотрев за час живописный центр города, я выехал в Ружамберок, до которого было всего 64 км. На Ружамберокском вокзале я нос к носу встретился с девушкой с рюкзаком за плечами. Увидев, что и у меня сзади рюкзак, мне сразу задали вопрос: "Do you speak English?". После ответа, что я "дую", незнакомка засыпала меня лавиной слов, из которых я узнал, что Симона (так звали девушку) - моя коллега-автостопщица из Германии, в одиночку путешествует по Татрам, и что я оказался единственным человеком в этом городе, понимающим английский. За последующие два дня, проведенные с Симоной, мы обследовали руины крепости Ликавски град, побывали в красивейших пещерах Демановской долины, осмотрели городок Липтовски Микулаш…
Попрощавшись с Симоной, я выехал на восток, в Прешов и Кошице. Миновав "тещин язык", намного превосходящий крутизной и поворотами наш, каменец-подольский, и самую большую крепость Восточной Европы Списски град, я прибыл в Михаловце. До Ужгорода оставалось всего 30 км. Еще одно усилие - и я дома…