Первое письмо
Впечатления первого дня на мой взгляд имеют особую ценность, поэтому и решил поделиться, так сказать, "не отходя от кассы".
Аэропорт произвел гнетущее впечатление - хуже Пулково-1 эпохи развала.Мой коллега нашел схожесть с аэропортом Кавминвод. Но по мере приближения к Триполи (от аэропорта до центра 20 км) впечатления менялись.
Дороги отличные - идеальный асфальт, достаточное количество полос, развязки в пустыне - это производит впечатление. Вокруг явные приметы строительного бума, причем новое строительство достаточно оригинально и не шокирует глаз. При этом обязательно наличествует озеленение -
правда зеленые точки новых пальм и кустарников все равно теряются во всепоглощающей желтизне песка. Но маленькие пальмы трогательно
замотанные мешковиной (видимо для сохранения от зимних холодов в +10 градусов) смотрятся очень мило.
Гостиница, в которую нас поселили, - "Four Seasons" находится в самом центре на одной из главных улиц Триполи - улице Омара Эль Мухтара
(местный национальный герой, борец с итальянским владычеством). Гостиница не новая, с традиционным восточным колоритом в отделке и
неспешностью и необязательностью сервиса. Интерьер и вечный полумрак по всех помещениях вызвал ассоциации с соответствующими местами из
"Тегерана-43".
Но можно считать эту оценку и не вполне корректной - просто я уже привык к некоторому уровню сервиса и ожидал чего-то стандартного, а
получил нечто оригинальное. Тем более стоимость номера в 250 долларов в сутки не так уж и мала. Номера довольно маленькие, мебель помпезная и
неудобная, уборка не идеальна (например, видеть в гостинице покрытые белым налетом хромированные краны и заляпанные явно уже не один день
как зеркала как-то странно), но ежедневная смена белья имеет место. Интернет есть, причем вай-фай, но работает не регулярно. Полупансион
включает завтрак (шведский стол) и обед или ужин по выбору с меню "а ля карт".
Как выяснилось впоследствии, гостиниц довольно много, но практически все старые и маленькие, как наша. Но сейчас ведется активное новое строительство, причем отелей мировых сетей - Мариотт, Хилтон и т.п. Из новых уже действующих надо отметить "Коринтию" (но это 5 звезд),
в которой "все есть", включая spa-центр (но номера от 350 евро), и "Ливию" - это крепкие "три звезды", но свежепостроенные, с интерьером в
европейском стиле, новым персоналом и прямо у городского пляжа.
Народ на улицах довольно дружелюбный, но не навязчивый. Кое-кто (средний возраст) немножко говорит по-русски (наследие тесного сотрудничества
с СССР в 80-х). Английский очень ограниченно распространен, но элементарными понятиями в своей сфере и счетом владеют практически все
продавцы магазинов на центральных улицах. Женщины по большей части в "платках", но есть значительное количество и "свободно" одетых. В кафе и
магазинах официанты и продавцы мужчины, а вот в отелях и банках можно встретить сотрудников-женщин.
Деньги ходят только местные - динары. Курс сейчас - за 100 долларов дают 125 динар. Обменять можно в маленьких обменных пунктах (вспоминаются
наши 90-е и Крым). Можно снять в банкомате с карточки (банкоматов довольно много), но комиссия составляет от 10 до 15 %!!!
Отдельная история - автомобильное движение. Видимо во многих арабских и южно-азиатских странах на дорогах царит полный хаос, но я с этим
столкнулся впервые, поэтому впечатления очень яркие. В принципе - есть разметка, знаки и дорожные полицейские в белоснежной форме. Но -
разворот через вечную тройную (!!!) сплошную - абсолютно нормальное явление, а уж перемещение по проезжей части попутного направления
вообще не подразумевает хоть какого-нибудь порядка, несмотря на четкую прерывистую или сплошную разметку. При желании развернуться, проехать на красный свет, совершить левый поворот - надо просто активно сигналить, махать высунутой в окно рукой и уверенно совершать свой маневр. Другие
участники движения в большинстве случаев с пониманием относятся к такому поведению и в ответ тоже сигналят, приветственно (если согласны) или
угрожающе (если хотят проехать первыми) машут в окно рукой. Интересно, что мигание фарами никто не применяет никогда. Впрочем и
поворотниками они вообще не пользуются никогда. Может у них и лампочек в фарах нет?! К пешеходам отношение доброжелательное, их пропускают или объезжают.
Интересно, что машин неожиданно (для меня) много, поэтому пробки (вернее локальные заторы) - постоянное явление.
Возможно одна из причин - крайне дешевый бензин. Это основная (95%) статья экспорта и он стоит менее 5 рублей за литр на наши деньги.
Как следствие - огромное количество такси с ценами 2 -5 динар за проезд по городу. Надо отметить, что такси - это на 90 % убитые "ДЭУ", "Хундаи" и
прочий автохлам середины - конца 90-х. Причем они все помяты, как будто регулярно "контактно" парковались и "продирались" по узким улицам сквозь
строй припаркованных соседей. А вот частные и государственные машины - наоборот, на 90 процентов свежие иномарки, многие престижных моделей и с большой долей джипов и пикапов.
Полицейские машины редкость, а вот "регулировщики" в центре стоят. От нашего отеля до гостиницы "Аль-Кабир", где остановились остальные члены нашей делегации, примерно меньше километра и на этом пути мы встретили трех блюстителей порядка. У них идеально белоснежная форма, они с очень серьезным видом стоят посреди улицы, но они ничего не регулируют! И абсолютно не реагируют на вопиющие (с нашей точки зрения ) нарушения, происходящие у них под носом! Интересно, что водители, разворачивающиеся через сплошные линии, приветственно-извиняющеся машут персонально полицейскому (предварительно они, как я уже писал, машут и сигналят едущим по встречной), а он снисходительно помахивает им в ответ и улыбается.
О переговорах не пишу - ничего интересного, хотя прием очень радушный и на весьма высоком уровне. Темп переговоров по-восточному неспешный.
Ну и главное для человека, выезжающего в теплые края, - прекрасное море - 25 градусов, чистое, спокойное и ласковое, пляж - песок, людей
практически нет, солнце мягкое, воздух - 28. Рай!