Пока без фоток - их еще разобрать надо, потом по возможности вставлю.
Сначала организационно.
Летели мы в Милан Люфтганзой, лыжи бесплатно, у нас 2 пары в одном чехле (общий вес 23 кг), никто не придирался.
Ехали автобусом до Шатийона без пересадок, в Шатийоне пересадка на местный автобус.
2 часа Милан - Шатийон, пересадка минут 15 (никуда идти не надо, на той же остановке), потом еще час до Червинии.
Автобус идёт с автовокзала Милана (метро Лампуньяно), туда можно приехать прямо из аэропорта (но мы это выяснили только приехав [:(] ), но мы тоже ехали нормально: из Линате городской автобус № 73 до станции Сан Бабила на красной ветке, оттуда без пересадок до Лампуньяно.
Причем мы так торопились впрыгнуть в стоящий автобус № 73, что не успели купить билеты снаружи, а оказалось, что водитель не продает. Проехали зайцем, хотя было стыдно, честно.
Автобус стоил 158 евро на 5 человек Милан-Червиния-Милан (покупала через интернет заранее, туда и обратно дешевле, чем по отдельности).
Метро туда и обратно 15 евро на 5 человек.
Обратно надо было в Мальпенсу, это уже по 10 евро с человека, итого 50.
Всего трансфер в оба конца получился 223 евро на 5 человек, то есть 45 с человека.
Нам понравилось так ехать.
Поездом можно тоже, но - от Милана до Шатийона 2 пересадки (Кивассо и Ивреа), а потом на тот же автобус в Червинию.
Проживание.
У нас были апартаменты в комплексе Giomein - это немного выше фунивии. Если посмотреть карту - выше фунивии дорогу пересекает змееобразное здание - это оно и есть, вход прямо изнутри арки.
И как показала практика - для нас это оказалось оптимальное размещение.
Утром к фунивии метров 150 по дороге вниз.
Если надо к креселке - то можно съехать на лыжах от угла нашего здания, но мы ни разу не ездили, смысла не было.
Возвращаться с катания: если ехать со стороны План Туретт - то на лыжах подъезжаешь прямо к углу нашего здания. Если ехать с 7 трассы - надо у ресторанчика чуть не доезжая конца трассы снять лыжи, спуститься вниз по лестнице и немного пройти - это уже вверх по дороге, но метров 100, не больше.
Вечером из центра - да, по лестнице вверх, мимо фунивии и еще 150 метров по дороге. Но без лыж и ботинок это не составляет труда, и даже полезно растрястись после ресторана.
Единственное неудобство - из магазина с продуктами. Но это было всего 2 раза за неделю и у нас были молодые здоровые (лоси) дети обоего пола.
Про самое главное [:)]
Ну что сказать - 5 лет подряд до этого нам везло с погодой, катались все дни (Андорра, Австрия, Валь Гардена, Домбай).
Пора уже было этой полосе закончиться. Она и закончилась.
Червиния встретила нас сказочно.
Пока ехали в автобусе из Шатийона - автобус чуть не сдувало с дороги. В самой Червинии мы бы не дошли до апартов, если бы по договоренности нас не встретили с машиной.
(от остановки до нашего Giomein микрик возил нас пятерых со всеми чехлами за 10 евро - по 2 евро с человека. И столько же в последний день обратно на остановку - лениво было тащить вещи даже и вниз по дороге).
Как нам сказал местный товарищ - в этот вечер скорость ветра была 200 км/ч.
Может и приврал, но снег летел так, что было непонятно, с неба он или только сугробы разметает. В окнах выло и ревело.
В общем, вспоминали "наше всё": то как зверь она завоет, то заплачет как дитя.
Вихри снежные крутились - только в путь.
На следующий день, воскресенье: мороз и солнце. День чудесный. Но ветер такой, что все подъемники закрыты.
Потом открыли Вальтурнанш - только нижнюю очередь, но на автобус стояла такая очередь!!! что мы не стали связываться, а пошли в магазин закупаться, а потом, после обеда, когда толпа рассосалась, поехали гулять в Шатийон.
Очень милый городок, римский мост неимоверно высоко над горной речкой (а к перилам привязан венок... видно, кто-то сиганул вниз. Что ж, способ более чем надежный, учитывая высоту и камни внизу).
И забавный памятник на кругу - Маттерхорн в миниатюре (чуть не написала "в натуральную величину" [:)] ).
Сразу хочу сказать вот что. Рекомендуют, когда Червиния закрыта, кататься в Вальтурнанше.
Но фишка в том, что туда ходят обычные рейсовые автобусы.и расписание у них такое: 9-05, 10-25, 13 с чем-то.
В 9 часов еще все пытаются понять, откроют ли подъемники в Червинии. Автобус уходит пустой.
А вот на 10-25 реально влезают не все!!! мы штурмовали этот автобус, когда опять все закрылось - эта давка напоминает разве что похороны Сталина. Или общественный транспорт в Москве, но не нынешний, а советских времен.
Поэтому этот совет хорош для тех, у кого есть машина. (Кстати, очередь на такси стоит только чуть меньше, чем на автобус).
Понедельник, вторник, среда.
Кассы открываются в 8 часов. И каждый день было одно и то же - с утра всё закрыто, прогноз неизвестен, на Плато Роза ветер 100 км/ч.
Ждём.
К половине девятого открывается только первая очередь на План Мезон. В первый день мы, измученные ожиданием и желанием кататься, покупаем хотя бы разовые ски-пассы (8 евро), чтобы хоть раз прокатиться, а не ждать у моря погоды.
Но пока поднялись и съехали по незнакомому месту - открыли часть креселок и кабины на Лаги Чиме Бьянке. Так что докупили дневные итальянские скипассы - и кататься!!!
(а ведь когда ехали - собирались покупать сразу на 6 дней и все международные, с Церматтом!!! наивные...).
Вторник и среда - сразу покупаем дневные итальянские, хотя опять с утра открывают только План Мезон. Но уже через час открывают креселки на Теодулпас и кабина на Чиме Бьянке.
И в среду - в первый раз открывают переход в Швейцарию. Но... мы туда не поехали. Поднялись на Плато Роза... видимости не было вообще никакой. Не видно практически даже концов лыж. Я уж молчу про такие мелочи, как разглядеть, идет ли перед тобой склон вверх или вниз...
По средам (кажется, не спутать бы день) для женщин дневной скипасс продается со скидкой - 25 евро вместо обычных 39. Для мужиков такого нет - дискриминация, аднака!
Четверг
опять все закрыто, потом открывают Вальтурнанш.
Понимая, сколько народу окажется в том Вальтурнанше, решаем отдохнуть.
Разделяемся. Сын с невесткой едут пустым утренним автобусом в термы Сен-Винсента.
Мы втроем с дочкой штурмуем 10-часовой автобус, едем гулять в Аосту.
Все довольны.
И вот наконец пятница - последний день! Билеты домой на автобус на 7 утра в субботу (хотим еще погулять в Милане, ибо улетаем только в воскресенье).
И судьба, или лыжный Бог нас вознаграждает!!!
Солнце!!! с самого утра!!! катаемся с Теодулпас, там очень милые трассы, и вот уже буквально часам к 11 открывают Швейцарию!!!
Едем!!! План Мезон, Чиме Бьянке, Плато Роза - и мы в Швейцарии.
Однако на их стороне низкая облачность. Торопимся на Кляйн Маттерхорн. Очень хочется посмотреть с такой высоты!
Бугели Х3-Х7 действительно всегда закрыты, они - для летнего катания.
Спасибо авторам отчетов, предупредившим, что с Плато Роза надо хорошо разогнаться! но все равно до конца горизонтали не дотягиваем.
Я нагло эксплуатирую сына-бордера: он все равно уже идёт пешком, пусть немного меня за палки потянет. Зря, что ли, его рОстила! [:)]
Поднимаемся скотовозкой на Кляйн Маттерхорн, идём на смотровую площадку - и... и ничего. Молоко кругом, сплошное. Фотографируем это "ничто" - и двигаем вниз, к Фургу и потом Фури.
Получается, что одним махом (ну, с передыхами, конечно) теряем 2 км высоты! (почти 3900 Кляйн Маттерхорн, и 1800 Фури). Уши закладывает по-чёрному!
От Фурга не находим других вариантов как ехать по черной трассе - и получаем от неё истинное удовольствие!
(потом уже поняли - можно было подняться кабинками на Шварцзее и оттуда ехать по красной, но тогда не проехали бы по такой хорошей черной).
С трудом отдышавшись - понимаем, что на Горнерграт уже не успеваем, время уже 14-30. Решаем не рисковать, едем обратно на Кляйн Маттерхорн. И - о чудо! облака куда-то ушли. Видимость - безграничная!
Дух захватывает!!! (и от красоты, и от высоты).
Вообще со швейцарской стороны Маттерхорн смотрится величественней. По-видимому, еще и из-за того, что оттуда он имеет правильную форму, пирамидальную. А с итальянской стороны - сбоку еще отросточек виден.
Но отовсюду - красив неимоверно!
Зашли в ресторан на самом Кляйн Маттерхорн, там еще и магазин сувениров.
И - домой, в Италию.
С самого верха до самой Червинии. Подъемники уже почти все закрыты, народу почти никого, склоны совсем не разбиты, солнце и ветер в ушах - остановись, мгновенье, ты прекрасно!!!
Вот так мы покатались.
Осталось много неизведанного, поэтому обязательно поедем еще раз.
Нам показалось, что было мало народу, несмотря на высокий сезон.
Только в скотовозках (и с нашей стороны, и со швейцарской) набивалось много народу, и в автобусе, когда открыт только Вальтурнанш. А на склонах зачастую было совсем пусто! очередей нигде не было.