Расписывать свои впечатления или маршрут особо не буду, подобных отчетов было не мало. Но думаю, что будет полезным ответить на некоторые вопросы, связанные с организацией поездки. Не знаю как у других, а у меня после прочтения отчетов других путешественников оставалось множество организационных вопросов. И именно на них я и постараюсь ответить, надеюсь, что кому-то из тех, кто поедет впервые, это будет полезно.
Планирование поездки
Я считаю, что маршрут обязательно нужно спланировать заранее. Потому что здесь есть возможность посидеть за компьютером, посмотреть описание мест и фотографии, почитать отзывы. Также очень рекомендую заранее забронировать отели, в которых предстоит останавливаться. Делать это следует по нескольким причинам. Во-первых, если делать это заранее, то можно подобрать оптимальные по соотношению цена/качество отели, на месте такой возможности не будет. Второй немаловажный фактор – это цена, я заранее забронировал и оплатил всю цепочку отелей через Expedia, потом ради интереса сравнил цену, которую заплатил, с той, которую предлагает непосредственно отель. Если брать непосредственно в отеле, то получается на 60-100% дороже. Ну и в третьих, на месте просто может не оказаться времени. Когда приезжаешь в очередной городок на пути следования по маршруту в десятом часу вечера, то поверьте, нет ни сил, ни желания колесить по ночному городу в поисках ночлега. А при заранее забронированном отеле, на выезде из очередного парка просто вбиваем его адрес в GPS приемник и спокойно добираемся в отель, где уже ждет приготовленный номер.
Хотя, если у вас с собой ноутбук или по дороге будет доступ к компьютеру, то можно оставить себе небольшую свободу и искать/оплачивать отели по мере продвижения по маршруту. Wi-Fi или розетка Ethernet есть даже в самых дешевых ** гостиницах, в которых мне приходилось останавливаться.
При наличии возможности рекомендую маршрут прокладывать не линейный, а кольцевой, чтобы в конечном итоге вернулись в исходную точку. Делать это имеет смысл по двум причинам. 1-я – билет roundtrip, например, из Нью-Йорка в пункт назначения и обратно, обычно стоит дешевле, чем два билета one-way. Во-вторых, стоимость аренды автомобиля также снижается, если вы сдаете машину там же, где и брали. Более того, не всегда есть возможность взять автомобиль и вернуть в другом месте. Мне, например, Dollar rent-a-car сообщил, что автомобили, арендованные в Финиксе, можно сдать только там же, поэтому пришлось обращаться в более дорогую компанию. В результате (из-за того, что компания была не такая уж бюджетная + машину возвращал в другом месте + сам автомобиль был не очень экономичный в плане потребления топлива) расходы на автомобиль стали самой значимой статьей расходов.
Прилет
2 человека из 3-х наступают на одни и те же грабли и не учитывают разницу в часовых поясах (а между Москвой и, например, Финиксом это 10 часов). Грабли выражаются в том, что в день прилета хочется спать (разумеется, ведь в России уже ночь), вечером, смертельно устав, ложитесь спать, надеясь проспать до утра, но просыпаетесь где-то в час-два ночи (ведь в России уже наступило утро и организм привык в это время бодрствовать). После такой бессонной ночи следующий день опять получается сонный. Адаптация у большинства происходит где-то через сутки-двое.
Поэтому не стоит ничего планировать на первый, а при возможности и на второй день. Если в день прилета, после прыжка между часовыми поясами, 15 часового перелета (один сегмент до Нью-Йорка или другого крупного города, второй до пункта назначения), и нескольких часов за рулем автомобиля вы приедете в Grand Canyon то никакого удовольствия не испытаете. Все мысли будут лишь о том, как бы поскорее все это закончилось, чтобы, наконец, оказаться в отеле.
Планирование маршрута
Я считаю, что первые два дня нужно отвести на адаптацию, акклиматизацию и просто отдых. Покатайтесь по городу, займитесь шоппингом, сходите в местный музей, выспитесь, наконец. Дальше можно начинать поездку по паркам.
Рекомендации следующие:
1. Парки должны быть разнообразные. Смотреть на каньоны в первый раз очень интересно, во второй уже не очень, на третий раз просто утомительно, даже если каньоны и различаются. Разнообразьте отдых. Если сегодня смотрели каньоны, то почему бы завтра не съездить в парк кактусов?
2. Делайте перерывы. Я для себя решил, что оптимальным будет такой график: два дня ходим по паркам, третий день отдых: отоспаться, походить по торговым центрам, поплавать в бассейне (если он есть в отеле). Поэтому отели нужно бронировать соответственно. Если планируете в отеле лишь переночевать, то можно взять дешевый, в котором кроме кровати и ванной комнаты ничего и нет, если в этот день планируется отдых, то лучше подобрать что-то уровнем повыше, чтобы, например, был бассейн.
3. Учитывайте размеры парков и расстояния между ними. Некоторые парки настолько велики и расстояния настолько большие, что посмотреть два парка за один день можно, но трудно. Да и удовольствия от такого марш-броска, когда 6 часов в дороге, потом остановились, сделали пару фотографий и бегом в следующий парк, не будет. Узнавайте о размерах парков заранее! Или хотя бы обращайте внимание на название. Опыт показывает, что если это National Park, то значит, что-то большое и на просмотр лучше отвести день. Если National Monument, то, возможно, что-то маленькое, вплоть до того, что там будет лишь один view point и на всю экскурсию от силы уйдет минут двадцать.
Старайтесь придерживаться правила один день – один парк. Даже если на просмотр уйдет времени меньше, чем планировалось, всегда можно найти, чем себя занять. В каждом парке есть picnic area, где можно спокойно посидеть за столиком, пожарить барбекю и насладиться обедом на свежем воздухе. Поэтому всегда имейте в багажнике мешок угля и пару вакуумных упаковок с сосисками.
4. Избегайте походов в парки в выходные дни. Если в рабочий день людей мало, вплоть до того, что на некоторых viewpoint’ах вы находитесь в одиночестве и можете спокойно насладиться природой, то в выходной приезжает много местных на weekend и порой приходилось долго кружить, выжидая место для парковки или стоять в очереди в туалет. Я для себя решил, что оптимален такой график: понедельник, вторник – парки, среда – выходной, четверг, пятница – парки, суббота воскресенье – выходные + на эти дни можно запланировать особо длинные переезды.
5. Учитывайте сложность парка. В большинстве случаев достопримечательности можно посмотреть даже будучи инвалидом; viewpoint’ы находятся рядом с парковками. Но иногда, например, в парке Arches, все достопримечательности находятся на существенном удалении и для того, чтобы что-то увидеть, от стоянки автомобиля придется прошагать не одну милю по горам и ущельям.
Аренда автомобиля
Прежде всего, выбирайте экономичный в плане расхода топлива автомобиль. Меньше всего стоит обращать внимание на собственно стоимость аренды. Я, польстившись на спецпредложение National Car по SUV, взял Chevrolet Trail Blazer. Машина зверь! Когда едешь по дороге, то кажется, что управляешь самолетом. Когда приезжаешь на зарпавку, заливаешь полный бак и смотришь на размер счета, что понимаешь, что действительно заправил самолет (одна заправка ~$70). В результате сэкономил сто долларов на аренде и потерял гораздо больше на бензине. Расходы получились примерно такие (за 1 неделю аренды, 3000 км): собственно аренда $199, страховки ~$500, бензин ~$800.
Обязательно берите GPS приемник! Это даже не обсуждается. Если при езде по проселочным дорогам еще можно остановиться на обочине и сориентироваться по атласу, то при прохождении крупных развязок и эстакад атлас не поможет узнать о том, что через сто метров трасса раздваивается, поэтому нужно держаться левой стороны, а еще через пятьдесят метров свернуть на правй ramp. Также GPS приемник, безусловно, полезен при поиске заправок, кафешек и, собственно, парков. Меня он неоднократно выручал, когда бензина оставалось на нуле, и срочно нужно было найти в глухой деревне, хоть какую то заправку. Старайтесь заправляться регулярно, даже если есть еще полбака. Бывали отрезки пути, когда на 100 миль ни одной заправки. Ну и, разумеется, не стоит надеяться, что вы найдете заправку посреди национального парка.
Но к рекомендациям GPS приемника относитесь критически. Когда он предлагает сделать очередной поворот, посмотрите внимательно на дорогу и подумайте, а стоит ли на нее сворачивать. В США очень детальные карты дорог. Я бы даже сказал, что слишком детальные. Если где-то в поле проехал трактор и оставил после себя колею, то будьте уверенны, в следующем обновлении карт появится новая «дорога». Мне мой компьютер периодически предлагал вот такие дороги:
Такие:
И даже такие:
Я, конечно, ездил. Зря, что ли заплатил за Trail Blazer. Но не всегда с позитивным результатом. Иногда такие маршруты действительно экономили время и проехав пару миль по такой прости Господи «дороге», можно было выехать на хорошую магистраль и сэкономить таким образом пару часов, которые в противном случае пришлось бы потратить на объезд. Но иногда все заканчивалось тем, что проехав десяток миль по такой дороге, мне предлагалось свернуть на еще более убитую, по которой не то что на джипе, а даже на танке не проедешь, разве что на луноходе… Если все же автомобиль позволяет ездить по таким тропам, то перед тем как свернуть посмотрите в атласе, а есть ли там дальше какая-нибудь нормальная дорога…
Связь
В большинстве случаев мой четырехдиапазонный GSM телефон, купленный, прежде всего из-за внешней антенны и американских диапазонов 850/1900 показывал отсутствие какой-либо сети. Поэтому считайте, что сотовой связи у вас не будет. Если планируете разбиваться на группы и бродить порознь, то рекомендую захватить с собой портативные рации. Если же планируете длительные пешие переходы (для фанатов, как я понял, есть возможности вплоть до того, что пешком пересечь Grand Canyon по дну), имеет смысл задуматься об аренде спутникового телефона, чтобы в случае чего можно было вызвать помощь.
Вещи
С собой стоит брать:
- Одежду на все сезоны и времена года. Парки (по крайней мере те, который я посещал, очень различаются по климату, даже если находятся в нескольких часах езды друг от друга). В одном может быть +40 и пустыня, а в другом +5 и снег. Связано это с разницей в высоте. В некоторых парках, например, в Grand Canyon, мой компьютер показывал, что высота над уровнем моря 2500 метров… Такая же или сопоставимая высота была в некоторых населенных пунктах в Юте, где мне приходилось останавливаться, разумеется, что там было довольно таки холодно. Не обязательно все везти из Москвы, можно заехать там в JC Penny и купить годовой запас одежды за $100.
- Обувь. Герметичную, чтобы не попадали камешки и песчинки. И подошва обязательно должна быть не сколькой, так как ходить иногда придется по довольно скользким камням, расположенным к тому же под углом.
- Крем от солнца. Даже если гуляете в парке при температуре воздуха около нуля, все равно можно очень сильно обгореть. Широты и низкая облачность этому способствуют.
- Еду/напитки. Старайтесь держать в автомобиле дневной запас напитков и закуски. Также имеет смысл купить и положить в багажник пакет угля для пикников и сосиски в вакуумной упаковке. Места для пикников и мангалы есть в каждом парке.
- Средства связи. GSM телефон сюда не относится, почему – описано выше.
Сколько стоит посещение парков
Так как планируем посещения нескольких парков, то имеет смысл сразу приобрести годовой пропуск. Выглядит он вот так:
Стоит $80. По одному пропуску может проехать один автомобиль с двумя пассажирами. На обратной стороне полоса для подписи, при получении пропуск нужно подписать. Далее при въезде показываете его + документ с вашей фотографией и такой же подписью (хотя меня просили показать документ далеко не всегда). По этому пропуску можно беспрепятственно смотреть все парки, находящиеся под эгидой National Park Service, а их подавляющее большинство. Разумеется, что за это, как практически и за все остальное, можно заплатить кредитной картой.
Как смотреть парки
Только на автомобиле! Оставьте мысли о том, что до места назначения можно добраться на автобусе, а по парку погулять пешком. Размеры парков поражают воображение, как правило, это десятки миль, так что ни о какой пешей прогулке речи быть не может.
Все от начала и до конца построено с учетом того, что вы на автомобиле. На автомобиле подъезжаете на пропускной пункт и, не выходя из машины, оплачиваете посещение или показываете имеющийся пропуск. Далее вам дают буклетик:
и (обычно) местную газету:
В буклете всегда имеется карты, на которой изображен весь маршрут:
Получив карту, поинтересуйтесь, где вы сейчас находитесь. Часто парки имеют несколько въездов, поэтому нужно сориентироваться по карте. Ну а дальше просто едете по маршруту, останавливаясь в соответствующих точках (Viewpoint).
В начале и/или конце парка, а точнее у одного или нескольких въездов имеется Visitors Center.
Это место, где можно купить какие-то информационные материалы, что-то спросить, позвонить или просто сходить в туалет. Но не рассчитывайте там купить гамбургеров или кока-колы. Дневной запас еды и напитков необходимо покупать заранее, до въезда в парк. Лишь в некоторых парках на въезде/выезде есть магазин (Grand Canyon), но в большинстве случаев находясь в парке вы не сможете купить поесть или попить, разве что у очередного Viewpoint будет фонтанчик с питьевой водой.
Viewpoint
Viewpoint – это специально оборудованная площадка, предназначенная для просмотра оттуда достопримечательностей. На площадке обычно находятся образовательные материалы и собственно название viewpoint’а (это поможет ориентироваться по карте).
У каждого поинта обязательно есть стоянка, где вы и оставляете свой автомобиль.
На некоторых из них будут restrooms (туалет), фонтанчик с питьевой водой или даже телефон.
Trail
Помимо viewpoint имеется такое понятие, как trail (тропа для пеших прогулок). В начале тропы всегда имеется описание: длина маршрута, изменение высоты и (иногда) сложность. Также обращайте особое внимание на то, куда, собственно, тропа ведет. Если она заканчивается у другого viewpoint’а, который в нескольких километрах от исходного, то будет проблематично добраться обратно до своего автомобиля. Поэтому, если хочется побродить по таким тропам, рекомендую ездить группами на двух автомобилях. Далее высаживаетесь на противоположных поинтах и идете друг другу на встречу. В середине тропы встречаетесь, меняетесь ключами от автомобилей и продолжаете путь.
Trail может быть разный по сложности. Это может быть аккуратная тропинка длиной пару сотен метров, выложенная бордюром и с лавочками по длине:
Может быть довольно сложная тропа, с изменением высоты в сотни метров, которая может заканчиваться в совершенно другом месте, в нескольких километрах от начала:
А может быть и полный экстрим, с труднопроходимыми участками, или отрезками пути, проходящими в метре от обрыва:
По мере прохождения пути, чтобы не свернуть туда, куда не стоит, обращайте внимание на знаки явно неприродного происхождения. Например, такие:
Они показывают, куда нужно идти.
Если куда-то идти не нужно, то там обычно будет табличка «Not a trail».
Отправляясь в прогулку длиной несколько километров не забудьте:
1. Обувь должна быть подходящая. С хорошим протектором и с подошвой из нескользкого материала. Некоторые участки весьма опасны, и поскользнуться там означает сломать пару конечностей, а то и шею.
2. Если тропа длинная, то не забудьте захватить воды и возможно даже еды.
3. Не забывайте про солнце. То, что температура воздуха +5 градусов еще не значит, что нельзя обгореть на солнце. Еще как можно! В чем я убедился на собственном опыте.
4. Подумайте десять раз, прежде чем брать с собой маленьких детей. Хотя многие берут…
5. Помните, что в 95% случаев у вас не будет никакой связи. Поэтому, если что-то случится, то возможности быстро вызвать помощь не будет. Поэтому фанатам переходить пешком Гранд Каньон настоятельно рекомендуется взять напрокат спутниковый телефон один на группу.
Для начала хватит. Будут вопросы – продолжим.