Иногда мы становимся жертвами стереотипов,нельзя сказать что это приятно,но куда денешься. Один из таких стереотипов,что у мотоциклов от фирмы БМВ,чуть ли не "вечные подшипники"! В "лапы" таких устоявшихся взглядов попал и я.
Особой подготовки к поездки на Русский Север не было,что готовиться,мотоцикл БМВ-ГС800 с пробегом в 30тыс. км,почти как новый.Масло сменил,резина "Митас Е07" еще "огонь".В центральный кофер + сумку "Wolfman" напоковал туристических принадлежностей для автономного существования,необходимая одежда--все готово.Выехал рано утром в праздник--День конституции,28 июня.
Вспоминаю принятие нашей Конституции:почти сутки нардепы скандалили в уже далеком 1996г.Потом закрыли изнутри на замок Верховну Раду, в 5 утра приняли Основной закон.Так пошло у нас все на перекосяк,кто ж ночью законы принимает,еще самый главный.Против народной мудрости не попрешь:"НАСТАЛ ВЕЧЕР--В СТАНЕ ДУРАКОВ ЗАКИПЕЛА РАБОТА"....
Таможню Бачевск,на трассе Киев-Москва,несмотря на очереди прошел быстро.Мотосумка на баке,под целлофаном сделал маршрут трипа:Украина--Соловки--Норвегия.С утверждением о том,что мототуристы едут без очереди,согласно какой-то там Женевской конвенции,показывал схему на сумке и вперед.Никто в очереди из одних автолюбителей не возмущался.В Брянске заехал на заправку,затем откатил байк от колонки на нейтрали,не заводя.Слышу характерные щелчки в районе заднего колеса,как будто какая-то палка цепляет за спицы.Посмотрел ничего нет.Ставлю на центральную подножку,кручу заднее колесо.Точно звук говорящий о том,что шарики в подшипниках могут скоро стать роликами.На уме прошлый год,когда ездили с Никитой "Бедуином" на тот же край земли Русской-- мыс Немецкий,на обратной дороге у него под Москвой подшипник заднего колеса рассыпался. Байк тогда эвакуировали на микроавтобусе.Но то было в конце пути.
Есть своя традиция,перед длинными путешествиями никогда не делать фото на старте,т.е. в родном городе.На фарт! Первый снимок в Брянске на заправке,где понял,что подшипникам в колесе "кранты".Пил кофе на заправке, ждал смс от "Lesa".
Что-то надо делать.Связь пока только смс,отправляю в Глухов Сергею "Лесу" инфу о проблемах.У него брат Андрей в Москве живет,заядлый мотокроссмен. Приезжал в Глухов в начале июня, на 4-х дневный эндурорейд "Ковпака",человек в теме,должен помочь.Поехал вперед,на Москву:полгода "трандели" в инете о Мотобухте,а теперь не ехать. Север притягивает,как магнитом! Через час смс от "Леса"--телефон Андрея,он уже в курсе,что-то предпринимает.За Калугой на заправке встретился с парнем на спорт-байке БМВ-1600,пару раз мы в дороге обгоняли друг,друга.Хотя куда мне с ним тягаться на прямых участках.
Поговорили,он катал по Европе,сейчас домой в Москву.Дал мне телефон.Созвонился с Андреем,тот рассказал куда ехать,меня там будут ждать,помогут.К 17-00 был на сервисе,в районе Дмитровского шоссе,тянучка,пробки по Москве--дело обычное,последние километров семьдесят пути--ехал почти два часа.
Пришлось с часок еще подождать.Ребята сказали,что сегодня "выпустят обязательно".Связывался с Лешей "Кинчем",тот тоже предложил помощь.Но уже ситуация под контролем.К 9-ти часам вечера мне поменяли два "вечных" подшипника в заднем колесе.
Стал жертвой прогресса и лени.Мотоцикл мыл "Керхером" со щелочным шампунем,мойка дома своя.За год щелочь шампуни "съела" сальник--подшипникам крышка.Таков диагноз мастеров,предложили впредь мыть байк,как в старые добрые времена--ведро+мочалка,теперь так делаю.
Подшипники со следами коррозии...
Перезвонил Андрею,поблагодарил за содействие,он приглашал в гости.Но время поджимает,ломаются все планы--надо ехать в ночь на Вологду.Несмотря на вечернее время,фактически до Владимира на трассе сплошная тянучка,при том,что на байке,еду справа,слева,только вперед.
Общаясь на Мототревелсе,познакомился с Женей с Грязовца,что под Вологдой.К нему в ночь приехал.На часах около трех,скоро рассвет.Тем не менее встретил,отогнали байк в гараж,немного посидели у него в квартире--спать.Утром проснулся,Женя уехал по делам в Вологду.
Попил чая,к десяти приехал Женя,забрали с гаража байк--вперед на Кемь.С Женей потом общались на Мотобухте,куда он поехал позже меня.
Немного поблудил в Вологде,пока выехал на Вытегру.Там же в Вологде,впервые понял,какая нужная вещь АБС на мотоцикле.Как раз когда поехал не той дорогой,в городском потоке гонял по сторонам,скорость под 60,но машины идут плотно.Секундное отвлечение, уже перед глазами фонари стоп,резко жму на тормоз,но байк упорно без юза едет вперед,кажется не замедляясь,только тормозная ножка бьет снизу по ботинку--работает АБС.Все,кажется сейчас "догоню" жигуль,ставший в потоке машин.На юз заднее колесо не срывается,чтобы попытаться уложить мото под бампер.Секунда,вторая размышлений,но БМВ замедляется останавливаясь даже с запасом в пару метров.Работа электроники в действии--выражаясь языком математики,торможение происходит с геометрической прогрессией,с каждой долей секунды тормоза работают с удвоенной,утроенной силой.
Вот вам зачем на байке АБС,даже испугаться не успел! Но впредь ехал внимательнее,не ловил ворон по сторонам.Общаясь на МотоКиеве(большая группа ребят собиралась с Украины на Мотобухту) всем советовал ехать через Вытегру,по прошлому,2011г там была неплохая дорога,при минимальном потоке транспорта.
Теперь беру свои слова назад.Дорогу за год разбили,ремонтировать некому.Прокатить бы по ней политиков,рассуждающих о величии России.Вот оно "величие",яма на яме-- федеральная трасса! Мне то что,с ходами подвески в 25см + маневренность.Встретил стоящий на дороге легковой "Ниссан",на очередных ямах повредили бампер,пробили радиатор...теперь только на "шнурке" в ремонт.
Купил российскую симку,созвонился с ребятами с Кеми.Юра "Джес",где-то на рыбалке,но сказал что встретят,езжай на "базу" в гаражи.По трассе "Кола" поехал веселее.Начались белые ночи,что только способствовало быстрой езде.
По дороге заехал на Онегу--прекрасные места!
Чего нельзя сказать за лачуги попадавшиеся в пути.
В Кеми встреча со старыми друзьями,душевная компания.В гараже сделали vip-подвал.Там мы засели в разговорах почти до глубокой ночи.Утром два Сергея отвезли на баркас до Соловков,но незадача.Он ушел в 7-30,вместо 8-00.Следующий в 11-00.Вернулись на авто назад в Кемь,посмотрели исторические достопримечательности городка(пишу эти строки 3 марта,на далеком Пхукете,в Тайланде,а такое впечатление,что это было вчера).
Замечательные ребята живут на Севере,тезки Сергеи из Кеми.
Заехали даже на немецкое кладбище,впервые смотрел такую историческую достопримечательность.Сложные у нас исторические перипетии.
Снова назад на пристань,на Соловки.Недаром Юра говорил в прошлом году--один день для Соловков,что ничего.
Так есть,сейчас еду уже на пару дней.Причалили,сразу нашел комнату за 750 руб.,отели местные от 3000руб.--дорогое удовольствие для мототуриста.
Ночь в таком отеле от 100$ с человека!
Взял в прокат велосипед,поехал путешествовать по острову.
В первую очередь в сам Монастырь,на могилу Петра Калнышевского--последнего атамана Запорожских казаков(главнокомандующего--выражаясь современным языком).Удивительной судьбы человек,прожил 112 лет!С 1752 по 1775 гг был командующим Запорожским войском,численность которого достигала до 20 тысяч человек.Активно участвовал в Русско-Турецкой войне 1773-75гг против турок,во главе отряда Запорожских казаков.По окончанию войны Империя "отблагодарила" казаков--разрушив Сечь,самого Атамана упекли на 25 лет в одиночную камеру Соловецкого монастыря.Такая грустно-поучительная история.Тюрьма не сломила Атамана,отсидев 25 лет в одиночке,в 1801г получил помилование.Еще два года прожил свободным Казаком на Соловках--умер в 1803г в возрасте 112 лет.
Вот они Люди нашей истории.Пример стойкости и жизнелюбия перед лицом невзгод,чем не пример для нынешней Украины.Постоял,подумал о жизни, превратностях судьбы.В следующем году обязательно приедем сюда всей семьей,с детьми.Повяжем Атаману украинский рушник-вышиванку--будет поклон стойкому воину,с благодарностью от потомков,с теперь свободной Украины.
В прошлом году,когда впервые был на Соловках совсем случайно увидел могилу Атамана,услышал рассказ местного экскурсовода,что сюда на остров,с частным визитом прилетал(есть местный аэродром) президент Украины В.Ющенко--побыл только на могиле Петра Калнышевского,после сразу улетел назад.Такая история.
Поехал дальше по острову,погода солнечная,тепло,приятно ездить,любоваться местными красотами.
Проехавшись по близким достопримечательностям,захотелось чего-то более впечатлительного.Посмотрев карту острова,решил проехаться на дальний скит,где построена самая большая на острове дамба.В старые времена,на небольшом островке монахи держали ферму,т.к. на главном острове Монастыря хозяйство нельзя было содержать по монашеским канонам.Поэтому дамбу построили с дорогой на ней до небольшого островка.
Сначала обычная лесная дорога,затем начались попадаться разного размера лужи.Проехав с полчаса,встретил ребят,тоже на вело.Они улыбнулись,предупредив,что лужи это цветочки--дальше еще "ягодки" пойдут--несколько небольших болот.Ну думаю,пугает молодежь.Проехав еще с десять минут по лесу,уперся в громадную лужу на дороге с первым небольшим болотистым участком.Нет,значит ребята не шутили. На дороге начали появляться полностью затопленные участки,которые надо было обходить по проложенным с боку тропам.Пару раз велосипед на таких тропах провалился в водные ямы на пол-колеса.
Появилась какая-то внутренняя напряженность.Главное народу вокруг никого,лес с болотом,есть о чем тревожиться.По расчетам осталось еще пару километров,не возвращаться же назад.Дорога уже заняла часа полтора.Наконец-то впереди начала виднеться водная гладь--слава Богу,значит скоро приеду к скиту,а то уже начал думать,что с дороги сбился.Как то сразу определенный внутренний страх исчез.
Выехал с леса,на просторный берег с морским заливом и громадной дамбой,сделанной монахами в 18-19 веке.Но главное по дамбе....передвигалась большая группа школьников,12-14 лет,человек 30-40 на велосипедах.
Вот так номер, это "дикое дальнее место" с таким количеством детей,которых учителя(отличные преподаватели!) привезли с Петрозаводска на экскурсию.Мне даже внутренне стало стыдно за свои недавние тревоги на лесной дороге.Сколько детей проехали достаточно длинный,километров десять, непростой путь,что говорить--молодцы.Походил посмотрел дамбу,длинна которой больше одного километра.До острова,к которому вела дорога по дамбе,ехать уже не хотелось.
Развернулся,поехал в обратный путь,снова по лужам,болотистым тропам.К вечеру приехал на квартиру,хотя вечер понятие относительное--белые ночи.Сон после такого вояжа пришел мгновенно.
Два дня поездок на вело по острову,только разогрели интерес к данной местности.Сюда надо минимум на 3-4 дня ехать,не на один,как в прошлом году.Мы ездим пирамиды в Египте смотрим,а здесь такие красоты,с такой историей--свое,родное.Чудесные места.Еще есть система каналов,по ним можно весь остров объехать на лодке!
Вид на остров со смотровой площадки Храма-маяка.
Сюда,вместо Египта,всю семью надо везти.Только положительные эмоции.Два дня прошли,как один час.
На острове полным ходом идет капремонт старых жилищных зданий.
Попадаются такие экземпляры авто с середины прошлого века.
На второй день поехал,снова на вело,к дальнему храму-маяку,стоящему на самой высокой точке острова.Прошелся по здешней "лестнице счастья"--длинная монастырская деревянная лестница,с верху вниз,более трехсот ступенек.Пройти вверх-вниз и загадать желание.Не так уж легко по ней подыматься.
На то время,для меня это была третья с начала года--"Лестница счастья".Первая--в Лаосе,где в феврале катал на эндуро.Там был длинный ,больше километра бетонных ступенек подъем вверх,к схронам лаосских партизан и спуск назад по жаре в тридцать градусов!
Более длинных лестничных ступенек мне в жизни проходить не приходилось,более 1000м хода вверх,а потом вниз.Путь к землянкам лаосских партизан,в предместьях города Пхонсован,в Лаосе.
Вторая--тоже ступенчатый подъем на гору Моисея,на Синае в Египте,где были всем семейством в мае на отдыхе.Последние пятьсот метров,на высоту 2285 метров были уложенные,когда-то монахами,каменные ступени.Опять человеческие поверья:кто встретит рассвет на горе Моисея,тому грехи прощаются.Мы встретили,с женой и двумя детьми--4 и 14 лет.
Теперь третья "Лестница счастья" на Соловках.
Потом еще будет четвертая,в августе 2012г--длинный ступенчатый подъем в храм "Шанти Ступа" в столице малого Тибета,городе Ле.Куда попали со столицы Индии Дели на мотоциклах,по самой высокогорной дороге Мира: с Манали в Ле,в индийских Гималаях.
Иностранные туристы на лестнице Монастыря в столице малого Тибета--г.Лех.
Вид с Монастыря на город Лех.
Уже в октябре,того же 2012г,прошел свою пятую "Лестницу" в Греции в монастырях "Метеоры"--длинная каменная лестница от монастыря вверх на смотровую площадку,потом спуск назад.
Такое "лирическое отступление" посвященное пройденным в прошлом году "Лестницам счастья".
В пути назад заехал в самый северный ботанический сад Европы!
От монастыря-маяка километров 15 назад к поселку,сдал в прокат велосипед,забрал рюкзак с квартиры к 17-00 на баркас,назад в Рабочеостровск.Потом на рейсовом автобусе в Кемь.
Вечером супердейство:финал чемпионата Евро-2012,в Киеве: Испания-Италия.Выяснилось,что среди местных байкеров нет любителей футбола, им по "барабану",кто там играет.Начал суетливо теребить ребят--где посмотреть футбол? Вопрос решился сам,оказывается есть в Кеми спорт-бар с большим экраном,там наверняка будут смотреть.
Юра привез на машине,после футбола договорились,что заберет.Хороший бар,большой проекционный экран 2х1.5м,народа почти нет! У нас бы хрен столик нашел,все за неделю заказано,а здесь 10-15 человек. С удовольствием посмотрел,как испанцы сделали "макаронников": 3-0. После футбола к "Джесу" спать на квартиру.
Утром после быстрого сбора с хорошим настроением уехал от гостеприимного Юры,дальше на север.
Карта маршрута:Глухов-Грязовец--http://goo.gl/maps/FE96x
Грязовец-Кемь--http://goo.gl/maps/WR3e8
Конец 1-й части.