snowstarter » 26 авг 2015, 07:08
Не привык флудить на форумах, но сам этот форум читаю частенько, в поисках ответов на насущные вопросы в своих странствиях. Очень хорошо знаком с регионом, и постараюсь объективно описать ситуацию, может быть мой опыт пригодится кому-то.
Регистрацию делал лишь один раз, более чем из десяти визитов. Дело ни в каком-то особом разгильдяйстве, просто таджикские партнеры очень любят от этой заботы отмахиваться: "братан, положи в паспорт пограничник 40 сомони. Нормално же все било всигда? Какой проблема, ни может бить никакой проблема, ми решаем любой проблема, звони."
Короче, регистрацию спрашивают при вылете в аэропортах. Всегда. Дело осложняется тем, что сотрудники могут манипулировать понятием "снять с рейса". Да и в силу того, что до рейса остается какое-то небесконечное время, затянувшиеся разбирательства вам не нужны. Не имея регистрации, вы уже что-то нарушили и неправы. Но проблема не так велика, как кажется на первый взгляд, вы далеко не одиноки с ней, а коррупционные механизмы работают давно и отлично отлажены. Главное уверенность. Показать всем своим видом, что вы здесь бывали. Что вы знаете что и почем. Да и, в случае чего, вы особо не переживаете, если улетите завтра или послезавтра . Вам пофиг. В этом случае они сильно не наглеют, и на торгах не разворачиваются суммы, сопоставимые с ценой билета. Раньше всегда хватало 40 сомони (400 рублей) пограничнику в паспорте. Который в будочке, непосредственно и выпускает вас из страны. В этом году на входе в зону вылета стали бродить человечки в оранжевых жилетках с надписью "миграционный контроль". Пришлось договариваться с ними, по итогам десятиминутных переговоров договорились на сумме сто сомони. Это по прежнему меньше стоимости регистрации (20-25$). В эти сто сомон включено "проводить", то есть вы идете в сопровождении сотрудника и до вас уже не докапывается таможенный контроль, который, в общем то, никак не опасен (если вы ничего не ведете контрабандой), но тоже любит внимание. Таможенники вполне могут потребовать вывернуть карманы, заставить пересчитывать валюту (можно вывозить без декларации не более 3000$) или просто с серьезным и суровым видом глядя вам в глаза задавать провокационные вопросы, когда вы в последний раз курили травку и не закидываете ли вы насвай. Или просто попросят "дать сто рублей по братски". Типа полетят в Москву, чтобы положить на мобилу в Домодедово. Это не узбекская таможня, конечно, но минут 20 можно потерять, да и вообще не особо приятно. Так вот, в сопровождении Вы всего этого избегаете, потом вас передают пограничнику, и вы на свободе - в транзитной зоне аэропорта.
Мне понаслышке известны случаи, когда кого-то все же снимали с рейса, но вроде как они сами лезли в конфликт, и такие случаи единичны. Как правило, все заканчивается хорошо, но если у вас есть лишний день в Душанбе, то, наверное, регистрацию проще сделать, большинство гостиниц предоставляют такие услуги - можно отдать паспорт, и на следующий день забрать его с квиточком регистрации, 20-25$.
На наземных переходах дело гораздо проще, регистрацию, чаще всего, вообще не спрашивают. Если спросят, цена будет гораздо ниже, чем в аэропорту, так как ничего вам не мешает вернуться в город и купить ее. Лично нас ни разу не спрашивали на автомобильном погранпереходе регистрацию. Иногда, там в будку погранца вообще идет один человек с паспортами всех пассажиров. В случае, если проблема все же всплывет, уверен что можно договориться и за 20 сомони. Главное уверенность. Можно смело врать, что регистрации то есть, но забыли квиток у родственников/друзей в городе или не успели забрать с фмс. Покажите, что вы здесь не случайный человек и не впервой. И свой пофигизм к гипотетеческому развороту за регистрацией. Им не нужен ваш разворот, им нужны ваши 20 сомони.
По поводу пропусков в ГБАО - бывал там два раза, тоже, естественно, без пропуска. Первый раз на ехали на трех машинах с ребятами из офроад клуба, и у них были поименно распечатки экипажей (правда в них были не все), план-календарь маршрута. Регистраций и пропусков не было у большинства (некоторые ответственные сделали заранее чуть ли не из дома), но ответственным не пригодились ни регистрации ни пропуска. На многочисленных кпп основная задача- записать всех проехавших в журнал. С интересом читали "документы": список экипажей, в них были указаны номера паспортов, маршрут следования. Можно для убедительности и печати туда поставить, любой организации, канает на ура и добавит весомости экспедиции . Короче читают, что даешь. Любопытны, с удовольствием посмотрят на вашем телефоне пару фоток сибирской зимы, селфи с Тайланда, портрет вашей собачки или фото где вы купались в Пяндже, всего в 20 км от их блокпоста. Можно специальную подборку из десятка фото разместить на рабочий стол. Люди там работают военные, в законах сильно не сведущие, любят поговорить за жизнь. Ни к чему не придераются, если вы им понравились. Если будут все же искать и находить какие-то нарушения, оптимально заявить, что регистрацию (разрешение на посещение ГБАО) вы заберете там, впереди, где вы остановитесь наподольше, в Хороге или в Мургабе. Все уже есть, оформили по интернету. А пока вы все время в пути, где вам регистрироваться, на перевале что ли? Для взятки будет достаточно совсем небольшой суммы. По границе с Киргизией на Сары-таш вообще никаких вопросов ни у таджиков, ни у киргизов. Машин там мало ходит. Им интересно пообщаться. Подарили по бутылке водки им. Кстати это отличная идея, канает везде в средней Азии, вроде как подарок из России. Предлагали покурить с ними травку. Киргизы напоили чаем с лепешками)