Время поездки - вторая половина апреля 2011. Ещё в Питере забронировал в прокатной конторе Sixt в Ереване машину. Т.к. маршрут зачастую пролегал вдали от асфальтированных дорог, выбор пал на Ниссан Хэ-трэйл. За 10 дней просили порядка 20-21 т.руб и небольшую сумму для залога. Данное предложение полностью устраивало.
Маршрут:
1.Ереван
Не сказать что в середине апреля там тепло, но в-принципе нормально. Фонтаны на пл.Республики ещё не работали. 3 дня после прилёта потратил на акклиматизацию, изучение города, местной кухни и пр. На 4 день приехал в прокат, выдали мне заказанную машину, которая оказалась совсем свежей, год от роду, с небольшим пробегом и хорошей комплектацией (особенно радовал в ней люк почти во всю крышу). После получения едем в на самый верх Еревана, там консульство Нагорного Карабаха (НКР). На всякий случай оформил у них аккредитацию. Спросили на кой чёрт я указал в перечне посещаемых городов Агдам, покачали головой, погрозили кулаком и замазали сие название мазилкой. Полчаса ожидания и бумажко в кармане.
2. Ереван-Гюмри
Для помощи в поездках в ларьке Союзпечать была закуплена подробная карта дорог Армении и НКР, которая оказалась весьма полезной, т.к. обычный атлас автодорог довольно простецкий и не все дороги есть. В Гюмри ехал не по основной трассе через Талин, а вдоль границы. До Гюмри вдоль границы с Турцией идёт довольно сносная дорога, трафик минимальный, по пути заехал в населённый пункт АНИПЕМЗА, там находятся руины древнейшего в Армении монастыря. Очень интересное место, абсолютно безлюдное.
Далее по трассе отворотка налево (стоит знак достопримечательностей), проезжаем несколько километров в сторону границы и взобравшись на крутой холм выезжаем на небольшую смотровую площадку, с которой открывается отличный вид на развалины древнейшего города Ани, который теперь на территории Турции.
Вообще несколько раз наблюдал на горах с турецкой стороны какие-то выложенные белыми камнями надписи, обращённые в сторону Армении. Наверно турки так их троллят)
.
За несколько километров до Гюмри налево уходит ржавая ветка ж.д. - недействующий ныне переход к туркам.
Там же полуразваленная станция со звучным названием Ахурян. Побродил, поснимал. Опять людей никого.
В самом Гюмри делать решительно нечего, довольно много наших контрактников из расположенной здесь в/ч РФ. Ночёвка в гостинице при Красном Кресте. Довольно приличные номера.
3. Гюмри-Спитак-Алаверди
На следующий день двигаемся на север, в сторону границы с Грузией, г. Алаверди. Дорога идёт в горы, после +15С в Гюмри, холодает до +4С, местами снег. Трафик до Спитака небольшой, далее оживлённее. Заезжаем в Спитак, город заново отстроен, но следы катастрофы 86-го года присутствуют. Несколько фото и двигаемся дальше. Перед Ванадзором поворот налево на Пушкинский перевал. Сам перевал в это время закрыт, едем через тоннель. Далее направо к монастырю Хогеванк
и через реку Дзорагет
двигаемся в сторону монастыря Одзун. Данная дорога находится в весьма поганом состоянии, на легковых туда не суйтесь, проехать может и проедите, но машину погнёте точно. Хэ-трэйл проехал, даже роботы из колёс не выскакивали ). В-целом полный привод даёт тебе возможность посещать места куда не возят автобусами туристов, в этом весь кайф. Одзун-красивый монастырь, старый дяденька провёл небольшую экскурсию по нему, они с женой там следят за порядком. Подарил им питерских сувениров.
Потом двигаемся в Алаверди, с горы вниз начинает спускаться крутой серпантин и открывается отличный вид на сам городишко и станцию.
В Алаверди официальной гостиницы нет. Нашли случайно на берегу реки, протекающей через город, небольшое здание типа детского сада с лежащей внизу вывеской "Hotel"), оказывается сейчас этот садик переделывают под гостиницу и несколько нумеров уже готово. Тут же был взят трёхкомнатный люкс с пианино и балконом за 500 руб в день (с питанием) . Алаверди является отличной стартовой площадкой для изучения
Ахпата
,
Санаина
,
Ахталы
.
Красивейшие места. Действующая канатная дорога. рекомендую. Провёл там 3 дня.
4. Алаверди-Дилижан-Севан
Дорога идёт по весьма живописным местам, по дороге есть один стрёмный тоннель с односторонним движением, абсолютно тёмный. Т.к. непонятно едет кто навстречу или нет было решено дождаться фуру. Довольно быстро примчал МАН с болгарскими номерами который встал у въезда в тоннель, с минуту погудел туда всеми возможными гудками, врубил люстру и поехал, я и ещё один весьма аутентичный местный житель на Еразе поплелись за ним. Будьте аккуратнее короче говоря.
В Дилижане современный национальный парк, куча маршрутов как пешеходных, так и на лошадях, но сезон открывается с мая.
Поэтому просто побродили по сосновому лесу, подышали воздухом, перекусили и двинули дальше на оз.Севан, где был забронен 4 звэзды да ара, отель. Дорога опять в гору, длинный серпантин заканчивается тоннелем, а тоннель заканчивается зимой! Выехал - метель, а 15 минут назад в футболке сидел ел в Дилижане.
Добрались до отеля, который действительно был весьма крут. Дорога идёт вдоль озера Севан,через каждые 100 метров натыканы будки возле которых стоят чуваки и машут тебе руками (поднимают руки и разводят в стороны). Тут же один из этих чуваков был отловлен и давал показания. Оказалось это рыбаки и показывают они размер рыбы которая у них в наличии. Рыбы много, лежит в ящиках, браконьерят там по полной. Вся свежая, солёной или копчёной нет. Говорит приезжают с Еревана закупают у них оптом.
Пару дней провели на Севане, из достопримечательностей - Севанаванк (у которого стрясли за парковку 10 рублей! вот они туристические места млин), русские деревни Фиолетово и ещё какая-то, не помню. Прокатитесь, интересно.
5. Севан-Зодский перевал-Степанакерт.
Самый длинный марш-бросок. Были опасения что перевал ещё не открыт, да и периодически пролетающий снег не улыбал, но в гостинице заверили что на такой харощий слушай мащин я проеду точно, но посмотрели как-то странно, типа зачем вам туда, у нас в 153 раза лучше. Утром почистил машину от снега и выехал в сторону Зода (они его называют Сотк, а не Зод).
Вдоль северного берега озера идёт периодически убитая вхлам дорога, периодически автобан.
Въезжаем в Варденис, на кольце второй выезд направо. В городе дорог нет, все едут 20 кмч.
На солнце довольно тепло, виды отличные, поднимаемся на перевал, там рудник по добыче золота, аккуратно, летают джигиты на 130т Белазах.
Никуда не сворачивая пересекаем белазную дорогу и выезжаем на узкую грунтовку, идущую серпантином вниз, это и есть дорога в Карабах.
Т.ч. 20-24 апреля перевал уже проезжабельный (опять же повторюсь нужен полный привод, грязи по колено). Ещё попали в то время когда там были учения, дорога узкая, разъехаться тяжело, слева горы - справа обрыв. Когда на встречу едет Урал и тащит пушку за собой, приходится уходить в сугробы, крайне неприятно. Хэ-трейл через 15 минут спуска по этим овнам превращается из серебристого в грязно коричневый кирпич с щелками на лобовом.
Видимо по этому нас принимали за штабной Уазик и практически не обращали внимания (а вояк там было до чёрта). На отворотке на Кельбаджар (Карвачар) застопили, стоят военные и милиция. Вокруг обломки от подбитой в годы конфликта бронетехники.
Долго проверяли документы, куда-то звонили, здесь аккредитация очень пригодилась. Всё ок в итоге, переписали, счастливого пути. Далее доехали до монастыря Дадиванк - пожалуй самое красивое место из подобных.
Пара рабочих и хранитель, всё рассказал и показал. Чуть выше монастыря колоритные развалины ртутной шахты. Вернулись чуть назад, отворотка на Зуар. Через мост налево,
едем 15-18 км приезжаем на горячие источники. 2 больших естественных емкости в камне, в одной градусов +50С, другая чуть прохладнее. Отличный гидромассаж! Быть обязательно!
Там нас опять какой-то СБшник на белой ниве застопил, узнал от меня что нас уже переписали, увидел в паспорте Питер, сказал "Зенит-чемпион" и уехал. Познакомились там с компанией как потом оказалось врачей из республиканской больницы Степанакерта. Нас там накормили, напоили.
Долго выясняли, но так и не поняли кто мы такие если здесь проводим отпуск). С наступлением сумерек поехали с ними двумя уже машинами в Степанакерт.
Не рекомендую ехать там самим (без проводников) в темноте, несколько отвороток, отсутствие указателей и населения помогут вам приехать совсем не туда. Короче говоря доехали до Степанакерта, я им показал название гостиницы про которую читал в Инете, привезли нас туда, заселили, попрощались. Супер ребята эти врачи оказались.
6. Степанакерт.
Утром Пасха. По-моему второй по значимости праздник после дня независимости НКР. Утром застал хозяина гостиницы стоящего возле коричневого кирпича которое когда-то было Ниссаном в зависшем состоянии. Постоял рядом с ним, поразглядывал тоже. Он спросил где так можно уделать машину, узнав что на Зодском перевале как-то отпрыгнул). Показал где мойка и ушёл почёсывая лоб. В мойке ребята дружно матерясь отмывали изделие японского автопрома часа 2, взяв с меня в итоге по повышенному тарифу 200 рублей! Дал с верху ещё 50 на праздник. На чистой машине уехали в монастырь Ганзасар.Место отличное.
Вообще в Степанакерте были 3 дня.
Город наполнен военными, смотреть особо нечего. Съездили в то, что осталось от Агдама, доехали до Тигранокерта. Вдоль линии соприкосновения следы войны 90-х годов, подбитая техника. Идёт разминирование. Кругом развалины.Места крайне тягостные.
Да, что касается аккредитации - в Степанакерте нигде отмечать ничего не нужно (ни в МИДе, ни где-то ещё), просто носите её с собой.
На 3-ий день закупили карабахского коньяка и двинули далее.
7. Степанакерт-Горис-Татев-Джермук.
До Гориса идут бодрые серпантины. За Бердзором (Лачин?) КПП. Я ехал за фурой, не понял что она притормаживает чтобы на КПП встать, обогнал и со свистом погнал дальше, не заметив пункт пропуска. Догнал белый мерин, дальним стал мигать, короче попросили вернуться. Там обычная проверка документов, забирают выданные в Ереване аккредитации и едешь дальше. За Горисом выезжаем на дорогу идущую из Ирана. Ехать намного сложнее! Постоянно натыкаешься на чадящие иранские фуры и бензовозы - американские тягачи 60-70х годов.
Максимальная скорость таких изделий 50 кмч под горку с попутным ветром. В горку он едет чуть быстрее идущих по обочине коров. Короче круче нашего Арбузтранса с регионом 05 на Камазах. Обгонять из-за рельефа сложно, много встречки. Учитывайте этот момент. В Татевский монастырь
идёт современная канатная дорога, стоит туда-обратно рублей 200 с носа.
Был туман и я проскочил площадку канатки и доехал на машине до монастыря. Совсем необязательно это делать, оставляйте машину у площадки канатной дороги и едьте на ней. Виды открываются отличные, впечатления на 5 баллов! Рекомендую.
Далее уехали в Джермук, отдохнуть от отдыха так сказать, попить водички целебной. Заселились без проблем в санаторий, вообще там скоро будет крутой курорт. Санаторий с питанием и мед.программой (массажи, ванны и пр. терапия) обошёлся в 2000 руб сутки за двоих. Там отлёживались несколько дней, изучали окрестности. На горнолыжном склоне снег почти сошёл, сезон закрыт, но за мизерное вознаграждение включили нам подъёмник (креселка), прокатились на вершину - виды атас! В Джермук надо ехать минимум на неделю, там вас отремонтируют как надо, врачи-оборудование-лечение то что надо. Про природу-воздух просто без комментариев...
8. Джермук-Ереван
Ну в-принципе это просто был перегон для сдачи машины. Спустились с гор в араратскую долину, там за 2 недели нашего отсутствия наступило лето, +25С, маки цветут, красота. Перед самим Ереваном идёт магистраль, по 2-3 полосы в каждую сторону и бордюр между ними. Напоролся на свадьбу. Догоняю. Едет машин 15 хаотично по всем полосам, гудят мигают, впереди пепельница (типа BMW Z3) с женихом и невестой. Едут небыстро. Начинаю опаздывать в салон, пытаюсь обогнать - хрен, не дают. Но напали они не на того, улучшил момент и прорвался вперёд. Не знаю обиделись они или нет, но так тоже нельзя. В Ереване с навыками вождения в Маскве или Питере передвигаться можно спокойно, забейте на все гудки и просто едьте, гудят там не потому что вы режете кого-то или тупите, а просто. Ещё рябит в глазах от дикого количества белых Нив. Это просто абзац сколько их там.
9. Заключение
Про сам Ереван писать не буду, тут много отчётов. Единственно скажу что куда надо сходить - в Поплавок, места бронируйте заранее. Целью повествования было раскрыть один из автомобильных маршрутов. Надеюсь кому-то данная информация пригодится. Бензин в 2011 году 40 рублей литр.
Будут какие-то вопросы - с удовольствием отвечу.
Спасибо и удачи!