Не потому, что мы оттуда родом, или мы похожи на тех, кто оттуда родом, или у нас там кто-то есть (это все не так), а просто).
С перелетом в Тбилиси у меня как-то не сложилось.
Прямые рейсы прилетали в Тбилиси среди ночи (ну если я и сын еще пережили бы, то родителей так мучить я не решилась), дешевые рейсы с пересадками во-первых: собирались лететь на Боинге 737 (блин, тут у меня свои тараканы), а во-вторых: это должен был быть мой третий/четвертый перелет за сутки, что-то я как-то уже и не очень готова была к такому раскладу…
Поэтому мы двинули туда, куда был вылет/прилет в нормальное подходящее время – в Баку. И с такими же намерениями полетели обратно в Москву – из Еревана. Все внутри решено было проехать ночными поездами.
Вояж по Закавказью мы совершили вчетвером: я, мой сын и мои родители. Папа, честно говоря, в те края ехать не сильно рвался, но ведь все поедут. Сын был поставлен перед фактом, что мы едем в отпуск на месяц.
- Куда поедем?
- Да везде поедем.
А мне вообще все равно куда ехать).
Маршрут составился и сложился вот так:
День 1. Перелет Москва-Баку. Баку.
День 2. Баку.
День 3. Баку. Ночной поезд Баку-Тбилиси.
День 4. Тбилиси.
День 5. Тбилиси.
День 6. Тбилиси. Ночной поезд Тбилиси – Батуми.
День 7-11. Батуми.
День 12. Батуми. Ночной поезд Батуми-Ереван.
День 13. Ереван.
День 14. Ереван.
День 15. Ереван. Перелет Ереван-Москва.
Порядок расходов на 4-х составил:
- 40.0 тыс.руб. – авиабилеты Москва-Баку
- 36.0 тыс.руб. – авиабилеты Ереван-Москва
- 5.0 тыс.руб. – ж/д билеты Баку-Тбилиси
- 2.0 тыс.руб. – ж/д билеты Тбилиси-Батуми
- 5.2 тыс.руб. – ж/д билеты Батуми-Ереван
- 34.0 тыс.руб. – гостиницы за 11 ночей.
Все остальные траты на месте – около 80.0 тыс.рублей.
День 1-й.
Перелет Москва-Баку.
Баку.
Авиаперелет я помню плохо, если не сказать, что вообще не помню.
Это был 3-й перелет за неполные сутки, в предыдущую ночь мы с сыном летели в Москву из Барселоны с пересадкой в Риме, и с 4-х утра вяло бороздили просторы Шереметьево в ожидании моих родителей, прибывающих поездом из Костромы.
Да и вообще что это за перелет – 3 часа (взлетели, поели, сели) для людей, закаленных почти 9-и часовыми рейсами Южно-Сахалинск – Москва? Одна беда у меня – не сплю я в самолетах, просто физически не могу и совсем вообще не сплю((.
Офицер паспортного контроля в аэропорту Баку очень долго вглядывался в мой паспорт, позвал еще одного, они тягостно долго смотрели и совещались (на своем языке, естественно) вдвоем. Мне совсем взгрустнулось – видимо, я настолько уже хреново выгляжу, что на фото в паспорте совсем не похожа…
Потом я (одна из всего самолета) тщательно заполняла декларацию на предмет ввозимой валюты. Никто кроме меня, похоже, там этим не заморачивается. Одна я переживала, что мне потом не дадут вывезти из Азербайджана мои ввезенные без декларации «миллионы» (никто потом эту декларацию при выезде смотреть и не думал…).
Все это время нас за раздвижными дверями терпеливо ждал таксист (включенный в стоимость отеля трансфер из аэропорта).
По пути мы получили исчерпывающие пояснения всего проезжаемого: а вот слева у нас вот это, а вот справа у нас вон то…и конечно же «Ай-ай-яй надо же как вы издалека к нам приехали»))).
Отель на букинге был обозначен как «в 10-и минутах пешком от ж/д вокзала». Но когда мы устроились и пошли вниз по улицам к Приморскому бульвару, стало ясно, что, несмотря на близость к вокзалу, пешком дойти до него с чемоданами нам вряд ли удастся – тротуары были до такой степени в ээээ неровностях, что делало их совершенно непригодными для чемоданных колесиков.
По пути зашли на вокзал получить в кассе свои купленные на сайте Азербайджанской железной дороги билеты (неудобство доставило то, что он-лайн продажа начиналась всего лишь за 10 дней до отправления, а за 10 дней до предполагаемого отъезда из Баку я благополучно вялилась на испанских пляжиках, вай-фай в отеле был «ни о чем», поэтому билеты мне покупал человек, оставшийся на Сахалине).
Железнодорожный вокзал меня, мягко говоря, озадачил… Он был такой темный-мрачный-каменный-пустынный (я почему-то подумала, что так могут выглядеть вокзалы ну, например, в Северной Корее), что не производило впечатление ворот «самой европеизированной столицы Закавказья». С этого момента меня напрягала мысль о том, какие же будут вокзалы в «не таких роскошных и богатых» Тбилиси и Ереване.
Еще хорошо, что я не посетила в этот первый день вокзальный туалет. Это открытие я совершила перед отправлением поезда в Тбилиси. Не вдаваясь в подробности, я просто умоляла всех своих потерпеть до поезда…
Тем не менее, этот вечер мы провели в неспешной прогулке туда-сюда по набережной, оценив вид зеркальной глади бухты и панорамный обзор с Башнями пламени во главе картины. Завершили вечер ужином в открытом кафе. Меню на русском там не оказалось, но общими усилиями молодых официантов среди них был найден тот, кто более-менее смог нам рассказать по-русски что у них есть поесть.
Домой мы вернулись на очаровательном фиолетовом такси «баклажанчике». Причем объяснять куда ехать мне пришлось на пальцах самой (при наличии визитки отеля с адресом и рисунком). Еще два раза потом ехали на такси – и история опять повторялась, замудренное какое-то место…
День 2-й.
Баку.
Три пункта у нас было запланировано на сегодня: старый город Ичери Шехер, покупаться, подняться на смотровую площадку на фуникулере и посмотреть ночной вид на город.
Город уже с утра изнывает от жары…
До п. 1 мы чудненько добрались на метро, оценив удобство его использования: на 4-х мы купили одну карту. Первый же человек, к которому я обратилась, ни слова не говоря по-русски с первого раза доходчиво на-пальцах мне объяснил как класть на нее деньги для дальнейшего использования.
Бакинцы уступают женщинам место в метро. Сначала я подумала, что только маме, в силу возраста. Но тут же ощутила и на себе. И оглянувшись по сторонам убедилась: женщина входит в вагон – и несколько мужчин готовы встать и встают. Неее, у нас бы сидели как вкопанные, в большинстве случаев. А здесь – слов нет как приятно).
Подъезжая к станции Ичери Шехер, динамики в вагоне изобразили приятную музыку…сначала я подумала, что так на всех станциях – нее, это не так.
Старый город мы прошли бессистемно насквозь от метро к Девичьей башне. За каждым поворотом узких улочек у меня всплывало в голове «Вот где-то здесь и снимали Бриллиантовую руку))».
Осилили подъем на башню, были вознаграждены открывшейся нам с верхней смотровой площадки шикарной панорамой города и залива.
Прошли обратно через старый город (ага, выйти в то же место, откуда пришли, оказалось не так-то и просто…).
Спустились к площади Азнефть. Заценили шикарные подземные переходы (мраморные?) с эскалаторами.
В отеле нам сказали, что «а купаются у нас в Шихово». В автобус, который довезет нас туда, мы садимся у кольца Азнефть. Через какое-то время жаркой душной езды с открытыми дверями водитель тормозит и торжественно объявляет нам, что здесь и есть «Шихово, где купаются».
Мы сначала выходим, а потом уже смотрим вокруг. Ну да, побережье где-то там слева, за этой большой дорогой, по которой бесконечно несется поток машин. Нее, мы определенно не жители мегаполиса, которые могут переходить такую многополосную дорогу(.
Небольшие походы вправо/влево нас в этом еще больше убеждают. Поэтому найденный неподалеку водитель одиноко стоящей машины везет нас к берегу за некоторое небольшое количество манат.
Недалеко от берега в воде торчат какие-то останки сооружений (нефтяных?). Сам берег весьма нечист (нее, я не жалуюсь, наши местные морские места отдыха еще более откровенно нечисты). Как сказал бы сейчас мой немного повзрослевший сын «Ваааще не огонь…».
Хотя, народ купается. Среди множества мужчин здесь единично видны женщины. Двое из них купаются – в шортах и футболках.
Собственно, оценив все увиденное в комплексе, наши мысли купаться сошли на нет. Мы выползли по этой жаре на дорогу, дождались автобуса и поехали обратно в город.
По пути нам встретились какие-то намеки на обустроенный пляж (зонтики и что-то еще на похоже закрытой территории) и небольшой аквапарк, но как-то желания выйти попробовать уже угасло.
Мы вернулись туда, где нам понравилось – в старый город, зайдя в него с другой стороны от Девичьей башни.
Ужин у нас удался в ресторане «Караван сарай», и меню на русском нашли, и официанта, говорящего по-русски нашли.
Тут и вечер стал надвигаться… Еще раз выбрались еще одним неведомым путем из лабиринтов старого города и пошли к фуникулеру.
Тут нас ожидал грандиозный подвох – он был закрыт на профилактику(((.
Мы договорились, что будет идти, как сможем и кто сколько сможет, кто не сможет – скажет – и тогда порешаем кто с ним останется.
Мы все дошли. И даже папа. Я думала, мы завтра не встанем и ноги разогнуть не сможем – но ничего подобного нас не ожидало.
За этот подвиг восхождения мы были сполна вознаграждены открывшейся нам панорамой ночного Баку и залива! Виды фантастические! Жаль, что мои фотографические способности не позволяют мне в полной мере оставить это себе в личной фотоаппаратной памяти(.
Спускаясь, сын добросовестно считал ступени, спускаясь вниз, это была какая-то безумная цифра (зачем мы спускались пешком до самого низа – не помню, могли и наверху сесть в такси…). Таксист опять попросил показать – куда нам надо.
День 3-й.
Баку.
Поезд Баку-Тбилиси.
Внимаем уговорам таксиста, что центр Гейдара Алиева очень-очень далеко, ехать очень долго, а потом еще долго-долго идти….и едем на такси.
Рассмотрели и запечатлели во всех ракурсах это действительно удивительно красивое сооружение, также впечатляюще смотрится и панораму прилегающей территории: лужайки, водопады, флаги разных стран, оригинально свернутые в виде оберток конфеток.
Но полуденная жара стояла просто невозможная. А тут на этом большом открытом пространстве ни капельки тени…
Рядом стоят новостройки, красивые высотные дома. В одном из них – большой супермаркет. Совершив необходимые покупки, я пытаюсь получить у персонала ответ на мой вопрос «А где здесь ближайшее метро?». Ок, ну пусть часть молодежи не понимает по-русски, но слово «метро» вроде как не из эксклюзивных…. Их собирается человек 10, они пробуют искать на моей карте города, ничего не получается. Думаю, что ладно, найду сама, только узнаю, что это за улица, на которой мы сейчас. Тут меня ждало недоумение, названия улицы сказать тоже никто не смог. И даже поход молодого человека наружу с намерением посмотреть табличку на доме не удался, потому что ее там не было.
Я так и осталась с ощущением некоторой недопонятости, что как можно не знать название улицы, на которой находится магазин, в котором ты работаешь?
Думать, что нам по какой-то причине просто не захотели подсказать дорогу, не хотелось. Путь к метро нам указали первые же прохожие.
Едим в кафе, сидим отдыхаем от жары и солнца в небольшом парке у метро, едем в центр и опять идем вдоль Приморского бульвара. По-крайней мере мне это не надоедает. Если бы еще не было такой жары…
Решаем не тратить силы на поиски едальни для ужина и поесть во вчерашнем же кафе в старом городе. Так как нам там вчера однозначно понравилось).
Тут меня осеняет тревожная мысль, что если мы сейчас рассчитаемся манатами, то вдруг нам может не хватить потом наличности для каких-то мелких покупок перед отъездом. Отсчитав и отложив неприкосновенный запас, я интересуюсь у официанта – а можем оплатить часть счета не манатами? Вопрос его вообще не смутил (ага, как будто все через одного так делают что ли) – «Да конечно, можем и в рублях даже досчитать».
Досчитали очень лихо (причем при размере необходимой суммы – около 200 рублей). Загнули цифру почти в 3 раза. Ну не то чтобы я держала в голове курс валюты….но оно было настолько объективно, что я не постеснялась пересчитать на телефоне. На что получила «Ай, извините, курс поменялся, наверное, мы не знали же, сейчас пересчитаем».
Опять долго ищем выход из старого города к метро. Карта была. Но я после ужина несколько приотупела, и карта мне не очень помогла. В итоге поиски заветной дверки подзатянулись. И было принято решение родителей оставить на вокзале, а нам с сыном сбегать за чемоданами в отель и приехать на вокзал на такси.
Таксиста изначально поставили в тупик три чемодана у двоих человек…пока я не пояснила, что остальные просто ждут нас на вокзале).
Поезд Баку-Тбилиси отправляется в 20-30. Поезд как поезд, никаких определенных эмоций не вызвал, ни положительных, ни отрицательных. Постельное белье чистое и сухое (помните, как когда-то было постоянно влажноватое?), кипяток, чай/кофе есть, да и ладно.
Единственной засадой оказался централизованный кондиционер. Из моих детских воспоминаний о железнодорожных путешествиях самое яркое – духота в вагонах. Сейчас у меня другая беда – кондишн. Из крайности в крайность. Но одеяла в этом поезде были, что сгладило прохладу ситуации.
Самым ярким впечатлением Баку остался для нас старый город. Потрясающие, другой реальный мир, просто ощущение погружения в другую эпоху!
А еще я задалась вопросом (простите, если кого нечаянно обижу), что мужчины в Баку как-то не очень-то настойчиво работают. Мы несколько раз шли минут по 15-20 от отеля до ж/д вокзала и до метро, на всех больших улицах и маленьких улочках у домов сидели мужчины. В разное время суток. В рабочие дни недели.
Множество мужчин, разных возрастов, от мальчишек и юношей до весьма немолодых. Во что-то играют, курят, ведут беседы… А кто у них в семьях работает?
А еще Баку – очень звонкий и шумный город, ну это я, конечно, об особенностях национального дорожного движения (кстати, и Тбилиси, и Батуми от Баку в этом плане мало отличаются). И, о ужас, как они ездят! В такси я мне хотелось просто закрыть глаза и ничего этого вокруг не видеть, мне казалось, что при такой манере движения у нас все уже поубивались бы нафиг. И это…перейти дорогу – это целая эпопея, причем цвет светофора зачастую при этом не имеет большого значения. Об этом нас предупреждали, но мне казалось, что опасения преувеличены. Агащаз, ничуть).